Шотландец Чарльз Камминг хорошо известен (правда, смотря где) в качестве писателя, специализирующегося на шпионской тематике. Но и идея его сценария боевика «Крушение» (первого из реализованных), написанного в соавторстве с более опытным кинодраматургом Дж.П. Дэвисом, неслучайно показалась продюсерам оригинальной. Интерес проявило руководство кинокомпании DiBonaventura Pictures, однако из-за разразившейся пандемии COVID-19 судьба проекта повисла в воздухе, пока соответствующие права не приобрели представители Solstice Studios. В итоге, впрочем, производственный бюджет сократился с $50 млн. до $20-25 млн., но это всё-таки не сильно отразилось на зрелищности. Необычность подхода, предложенного беллетристом, заключается в том, что после примерно трети повествования радикально меняется жанровая природа картины, причём формально – с нарушением принципа нарастания. Начавшись как фильм-катастрофа (подобно «Гренландии» /2020/ Рика Романа Во, где также играл Джерард Батлер), лента превращается в боевик. Здесь любопытно именно «переключение» стилистики, потому что сочетание (в той или иной пропорции) разных видов экранного действия использовалось неоднократно: от «Пассажира 57» /1992/ и «Решения о ликвидации» /1996/ до относительно недавнего «Воздушного маршала» /2014/.
Итак, зрители с замиранием сердца следят за отчаянной попыткой Броди Торрэнса, командира воздушного судна, совершающего коммерческий рейс из США в Юго-Восточную Азию, справиться с внештатной ситуацией. Удар молнии в корпус самолёта вывел из строя большую часть электрооборудования (включая бортовую электронику), из-за чего авиалайнер, чудом преодолев штормовую зону, вошёл в режим планирования над открытым морем. Торрэнсу и второму пилоту Сэмюэлу Делу стоило огромного напряжения довести машину до суши (до небольшого по площади острова) и посадить на дорогу посреди лесного массива, рискуя сгореть в огне взрыва, поскольку половину топливного запаса сбросить не удалось. Раньше (1) происшествия такого масштаба хватило бы на целое кинопроизведение, но сейчас… Теперь уже мало кого удивит, что это, само по себе чрезвычайно захватывающее (и визуально насыщенное) событие на поверку является завязкой. Правда, Камминг и Дэвис достаточно быстро дают понять, что не питают столь же серьёзных художественных амбиций, как Джей Джей Абрамс, Джеффри Лайбер и Дэймон Линделоф, тоже заинтриговавшие – в пилотном эпизоде телесериала «Остаться в живых» /2004-2010/ – крушением пассажирского самолёта. Да Жану-Франсуа Рише, наверное, и не захотелось бы браться за изощрённую, чрезвычайно сложную историю, в которой тесно переплетены научные и мистические мотивы, а многие вопросы принципиально оставлены без ответов… Во всяком случае – если судить по его предыдущим постановкам.
Вспомним, с каким пристальным вниманием (хочется сказать, с пристрастием) режиссёр углублялся в исследование психологии преступников. И в ранних работах, и в «Нападении на 13-й участок» /2005/ (хотя римейк явно не достиг уровня оригинала Джона Карпентера), и в дилогии о «враге государства №1» Жаке Месрине, и в «Видоке: Охотнике на призраков» /2018/. Для Броди, пошедшего на немалый риск, сняв наручники с Луиса Гаспара, осуждённого за убийство и летевшего под наблюдением агента ФБР, стало неприятным сюрпризом, что с аварийным приземлением неприятности не закончились, а лишь начались. Но осуждённый военнослужащий французского Иностранного легиона, внушающий опасения из-за богатырского телосложения и сердитого взгляда, покажется чуть ли не ангелом на фоне тех, кто обитает на злополучном клочке суши. Возможно, авторы сознательно намекали на классический (для приключенческой литературы) сюжет о попадании цивилизованных людей в логово дикарей-людоедов. Банда, обосновавшаяся на острове Холо, куда не рискуют соваться представители филиппинских властей (включая регулярные армейские подразделения), будет пострашнее племени каннибалов, поскольку практикует жестокие расправы над заложниками, за которых родные не прислали выкуп. К тому же, мерзавцы вооружены до зубов!
Разумеется, Рише извлекает максимум из возникшей драматической ситуации. Батлер, быть может, не поражает глубиной психологического погружения в образ, но в рамках привычного амплуа – выглядит достойно. Торрэнсу, хотя и сменившему форменную одежду на футболку, когда отправился на поиск средств связи, волей-неволей приходится вспомнить подзабытые боевые навыки. Противостояние резко превосходящим силам противника на поверку ещё сложнее, чем схватка с разбушевавшейся природной стихией. Здесь режиссёр чувствует себя как рыба в воде, незаметно проводя мысль о том, что «каменные джунгли» Парижа, Детройта или Монреаля мало чем уступят джунглям природным, где укрылись террористы, держащие под контролем целые населённые пункты. И в общем-то никакой разницы, что взамен полицейских или солдат на стороне жертв (увезённых под дулами автоматов пассажиров из разных стран) выступают наёмники, оперативно прилетевшие по договорённости со Скарсдейлом, которым не привыкать действовать в обстановке беззакония, мало отличающейся от типичной «горячей точки». В принципе, зритель не должен покинуть кинотеатр разочарованным, получив неплохую порцию развлечения. И всё-таки Жан-Франсуа – из тех творцов, кто старается и в сугубо коммерческих проектах гнуть свою линию.
При погружении в специфику деятельности разведывательных органов Каммингу волей-неволей пришлось изучать механизмы функционирования капиталистического государства, функционирующего в тесной взаимоувязке интересов с крупнейшими корпорациями. Вот и на сей раз этот аспект не обойдён молчанием. Скарсдейл, экстренно призванный для решения проблемы руководством авиакомпании, не без издёвки комментирует «естественное» желание владельцев сэкономить на топливе, проложив маршрут через зону повышенного риска. Всплывает много чего занятного: даже капитан воздушного судна был нанят (вероятно, за заработную плату ниже, чем предлагали конкуренты) исключительно из-за подмоченной репутации. Но самой характерной приметой времени является опять-таки привлечение частной военной компании. Ещё в «Рэмбо IV» /2008/ Сильвестра Сталлоне один из наёмников прямым текстом говорил, что в щекотливых обстоятельствах пользуются услугами «меня, дьявола», для выполнения «работы Бога», то есть взамен штатных армейских подразделений. В оригинале фильм называется «Plane» («Самолёт»), но локализованный российский вариант допускает и расширительное толкование. Речь об очередном свидетельстве «крушения» устоявшегося социального порядка. Полагаю, Жану-Франсуа Рише польстит, если его детище сравнят не только с близкими по сюжету боевиками, но и с драмой (между прочим, основанной на реальном случае) «Капитан Филлипс» /2013/, где конкретному человеку – Ричарду Филлипсу в исполнении Тома Хэнкса – тоже приходилось на собственной шкуре почувствовать противоречия и вопиющие перекосы современного мира.
_______
1 – Например, в период второй волны расцвета фильмов-катастроф, пришедшийся на 1970-е: достаточно вспомнить четыре части «Аэропорта» /1970-1979/, едко высмеянные в пародии «Аэроплан» /1980/.
8
,0
2023, США, Боевики
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Шотландец Чарльз Камминг хорошо известен (правда, смотря где) в качестве писателя, специализирующегося на шпионской тематике. Но и идея его сценария боевика «Крушение» (первого из реализованных), написанного в соавторстве с более опытным кинодраматургом Дж.П. Дэвисом, неслучайно показалась продюсерам оригинальной. Интерес проявило руководство кинокомпании DiBonaventura Pictures, однако из-за разразившейся пандемии COVID-19 судьба проекта повисла в воздухе, пока соответствующие права не приобрели представители Solstice Studios. В итоге, впрочем, производственный бюджет сократился с $50 млн. до $20-25 млн., но это всё-таки не сильно отразилось на зрелищности. Необычность подхода, предложенного беллетристом, заключается в том, что после примерно трети повествования радикально меняется жанровая природа картины, причём формально – с нарушением принципа нарастания. Начавшись как фильм-катастрофа (подобно «Гренландии» /2020/ Рика Романа Во, где также играл Джерард Батлер), лента превращается в боевик. Здесь любопытно именно «переключение» стилистики, потому что сочетание (в той или иной пропорции) разных видов экранного действия использовалось неоднократно: от «Пассажира 57» /1992/ и «Решения о ликвидации» /1996/ до относительно недавнего «Воздушного маршала» /2014/. Итак, зрители с замиранием сердца следят за отчаянной попыткой Броди Торрэнса, командира воздушного судна, совершающего коммерческий рейс из США в Юго-Восточную Азию, справиться с внештатной ситуацией. Удар молнии в корпус самолёта вывел из строя большую часть электрооборудования (включая бортовую электронику), из-за чего авиалайнер, чудом преодолев штормовую зону, вошёл в режим планирования над открытым морем. Торрэнсу и второму пилоту Сэмюэлу Делу стоило огромного напряжения довести машину до суши (до небольшого по площади острова) и посадить на дорогу посреди лесного массива, рискуя сгореть в огне взрыва, поскольку половину топливного запаса сбросить не удалось. Раньше (1) происшествия такого масштаба хватило бы на целое кинопроизведение, но сейчас… Теперь уже мало кого удивит, что это, само по себе чрезвычайно захватывающее (и визуально насыщенное) событие на поверку является завязкой. Правда, Камминг и Дэвис достаточно быстро дают понять, что не питают столь же серьёзных художественных амбиций, как Джей Джей Абрамс, Джеффри Лайбер и Дэймон Линделоф, тоже заинтриговавшие – в пилотном эпизоде телесериала «Остаться в живых» /2004-2010/ – крушением пассажирского самолёта. Да Жану-Франсуа Рише, наверное, и не захотелось бы браться за изощрённую, чрезвычайно сложную историю, в которой тесно переплетены научные и мистические мотивы, а многие вопросы принципиально оставлены без ответов… Во всяком случае – если судить по его предыдущим постановкам. Вспомним, с каким пристальным вниманием (хочется сказать, с пристрастием) режиссёр углублялся в исследование психологии преступников. И в ранних работах, и в «Нападении на 13-й участок» /2005/ (хотя римейк явно не достиг уровня оригинала Джона Карпентера), и в дилогии о «враге государства №1» Жаке Месрине, и в «Видоке: Охотнике на призраков» /2018/. Для Броди, пошедшего на немалый риск, сняв наручники с Луиса Гаспара, осуждённого за убийство и летевшего под наблюдением агента ФБР, стало неприятным сюрпризом, что с аварийным приземлением неприятности не закончились, а лишь начались. Но осуждённый военнослужащий французского Иностранного легиона, внушающий опасения из-за богатырского телосложения и сердитого взгляда, покажется чуть ли не ангелом на фоне тех, кто обитает на злополучном клочке суши. Возможно, авторы сознательно намекали на классический (для приключенческой литературы) сюжет о попадании цивилизованных людей в логово дикарей-людоедов. Банда, обосновавшаяся на острове Холо, куда не рискуют соваться представители филиппинских властей (включая регулярные армейские подразделения), будет пострашнее племени каннибалов, поскольку практикует жестокие расправы над заложниками, за которых родные не прислали выкуп. К тому же, мерзавцы вооружены до зубов! Разумеется, Рише извлекает максимум из возникшей драматической ситуации. Батлер, быть может, не поражает глубиной психологического погружения в образ, но в рамках привычного амплуа – выглядит достойно. Торрэнсу, хотя и сменившему форменную одежду на футболку, когда отправился на поиск средств связи, волей-неволей приходится вспомнить подзабытые боевые навыки. Противостояние резко превосходящим силам противника на поверку ещё сложнее, чем схватка с разбушевавшейся природной стихией. Здесь режиссёр чувствует себя как рыба в воде, незаметно проводя мысль о том, что «каменные джунгли» Парижа, Детройта или Монреаля мало чем уступят джунглям природным, где укрылись террористы, держащие под контролем целые населённые пункты. И в общем-то никакой разницы, что взамен полицейских или солдат на стороне жертв (увезённых под дулами автоматов пассажиров из разных стран) выступают наёмники, оперативно прилетевшие по договорённости со Скарсдейлом, которым не привыкать действовать в обстановке беззакония, мало отличающейся от типичной «горячей точки». В принципе, зритель не должен покинуть кинотеатр разочарованным, получив неплохую порцию развлечения. И всё-таки Жан-Франсуа – из тех творцов, кто старается и в сугубо коммерческих проектах гнуть свою линию. При погружении в специфику деятельности разведывательных органов Каммингу волей-неволей пришлось изучать механизмы функционирования капиталистического государства, функционирующего в тесной взаимоувязке интересов с крупнейшими корпорациями. Вот и на сей раз этот аспект не обойдён молчанием. Скарсдейл, экстренно призванный для решения проблемы руководством авиакомпании, не без издёвки комментирует «естественное» желание владельцев сэкономить на топливе, проложив маршрут через зону повышенного риска. Всплывает много чего занятного: даже капитан воздушного судна был нанят (вероятно, за заработную плату ниже, чем предлагали конкуренты) исключительно из-за подмоченной репутации. Но самой характерной приметой времени является опять-таки привлечение частной военной компании. Ещё в «Рэмбо IV» /2008/ Сильвестра Сталлоне один из наёмников прямым текстом говорил, что в щекотливых обстоятельствах пользуются услугами «меня, дьявола», для выполнения «работы Бога», то есть взамен штатных армейских подразделений. В оригинале фильм называется «Plane» («Самолёт»), но локализованный российский вариант допускает и расширительное толкование. Речь об очередном свидетельстве «крушения» устоявшегося социального порядка. Полагаю, Жану-Франсуа Рише польстит, если его детище сравнят не только с близкими по сюжету боевиками, но и с драмой (между прочим, основанной на реальном случае) «Капитан Филлипс» /2013/, где конкретному человеку – Ричарду Филлипсу в исполнении Тома Хэнкса – тоже приходилось на собственной шкуре почувствовать противоречия и вопиющие перекосы современного мира. _______ 1 – Например, в период второй волны расцвета фильмов-катастроф, пришедшийся на 1970-е: достаточно вспомнить четыре части «Аэропорта» /1970-1979/, едко высмеянные в пародии «Аэроплан» /1980/.