Изысканная психологическая драма, пронзительная страсть, разрывающая сердца сдержанных интеллектуалов. Поклонники качественного европейского кино могут посмотреть фильм шведского режиссера Бьорна Рунге «Сожги все мои письма».
Особенности национального темперамента всегда будут благодатной почвой для создания самых разнообразных художественных произведений. В ситуации, когда самурай берется за вакидзаси, пишет хайку, выпивает чашечку сакэ и делает сэппуку, ковбой просто хлопнет стакан виски и начнет палить по-македонски из кольт-вессонов на всю Монтану; если испанский махо возьмется за наваху, то русский гопник быстренько начистит сопернику ряху. А вот потомок викингов, скандинавский интеллектуал, начнет писать очередной роман, в котором расскажет, как жена изменила ему с конкурентом в борьбе за Нобелевскую премию. Шведский режиссер Бьорн Рунге посвятил свою картину «Сожги все мои письма» такого рода высоким отношениям.
Алекс Шульман не только блогер и ведущий подкаста, но и перспективный писатель. Он женат, отец двоих детей. Но Алекса в последнее время терзают проблемы психологического свойства. Его вспышки бешеной ревности настолько тревожат супругу, что она забирает детей и переезжает к родителям. Алекс поступает, как полагается современному психопату, он идет к батюшке… то есть, пардон, к психотерапевту. Ему предлагают припасть к корням родового древа и выяснить, чей психоз стал генетической основой его фрустраций. Оказывается, во всем виноват дедушка Свен, тоже писатель и тоже ревнивец. Алексу, дабы излечиться самому, приходится погрузиться в бездны ушедших времен. В начале 30-х годов его любимая бабуля Карин не только наставила благоверному рога с блестящим поэтом Улофом Лагеркранцем (роль исполнил Густав Линд), но и едва не разрушила собственную семью еще до зачатия дочери, будущей матери Алекса.
Действие картины разворачивается в нескольких временных пластах. Это описание геометрии любовного треугольника молодых еще Карин, Свена и Улофа; детские воспоминания Алекса, на глазах которого уже престарелый писатель продолжает гнобить супругу за давний адюльтер; оперативно-розыскная деятельность взрослого Алекса, роющегося в дневниках и письмах своей будущей бабули и ее любовника, проводящего собеседования-допросы, долженствующие пролить свет на старинную историю. А еще часть информации зритель получает, прослушивая тексты дневниковых записей героев.
Чтобы сделать сюжет более зрелищным и интригующим, авторы картины пытаются включить в него элементы триллера. Это и поиски писем, и добрачные приключения главной героини, вынуждающие ее посетить более либеральный с акушерской точки зрения Копенгаген, и револьвер, которым располагает Свен. Выстрелит – не выстрелит? Зарежет – не зарежет? Шведы (современные, по крайней мере) – народ достаточно терпимый ко всевозможным сексуальным изыскам. Не даром же во всем мире прогрессивная общественность благодарна им за идею шведской семьи. Но ведь нервы у всех на пределе, может и до смертоубийства дойти. А вдруг в мирном шведском литераторе проснется его далекий предок-берсерк, серийный воин-убийца, пожиратель мухоморов и сокрушитель черепов? Авторы картины нашли очень интересное решение непростой проблемы: как должен изничтожить свою супругу-изменщицу настоящий писатель? Не хвататься же ему за пошлый столовый нож или простяцкую табуретку. И Свен находит собственный путь. До него этот способ использовал еще один скандинав – принц Гамлет. Внимание, спойлер! Свен напишет свою собственную «Мышеловку». Сцена чтения пьесы со сцены – кульминация фильма – снята просто великолепно.
Фестивальное качество картины не вызывает сомнений. Соотечественнику Ингмара Бергмана не приходится стыдиться за это свое творение. Операторская работа заставляет вспоминать то картины фламандских мастеров, то итальянцев времен кватроченто: мягкая подсветка лица главного персонажа в кадре; изумительной красоты средиземноморские пейзажи на заднем плане (откуда такие взялись в Швеции – непонятно). А с молодой Карин (роль исполнила Аста Аугуст) люди, отвечающие за камеру, сотворили настоящее чудо. Миленькая обаятельная простушка превратилась в томную загадочную красавицу, словно покинувшую открытый экипаж и сошедшую с картины Крамского. Зритель обязательно поверит, что из-за этой дамы станут ломать копья два роскошных молодых самца, наделенных писательским даром, поэтическим воображением и мегатонными запасами тестостерона.
Психология эскалации страсти настолько убедительна, что зритель-гурман ни разу не попрекнет создателей фильма за двухчасовой хронометраж (думаю, можно было и еще полчасика понаслаждаться). Фразы, вложенные авторами текста в уста героев, не кажутся слишком вычурными и неестественными. Виной тому блестящие актерские работы трех исполнителей: Аста Аугуст (молодая Карин), Билл Скарсгард (молодой Свен), Густав Линд (Улоф). Кроме того, эти люди – профессиональные литераторы, а потому их манера излагать свои мысли ничуть не возмущает: им так положено. А когда надо пояснить что-то не шибко внимательному и не слишком образованному зрителю – на помощь приходит детский персонаж (маленький Алекс). Ученая бабуля ему популярно разложит по полочкам этимологию слова «страсти» с примерами от Христа до Ромео.
Отдельное спасибо создателям картины за эротические сцены: так деликатно, так изящно и, в то же время, очень пылко. И это в эпоху экранных поцелуев, сопровождаемых звуками засасывания лапши пастью персонажа восточноазиатской дорамы.
Основательность и неторопливость, с которой происходит раскрытие главной темы фильма (разрушительное влияние ревности на психику человека), вызывает неизбежные аллюзии с творчеством Марселя Пруста. Не знаю, насколько сознательно было выбрано имя одного из центральных персонажей, но аллитерация Свен – Сван просто напрашивается. Умышленно или случайно – в любом случае получилось своеобразное предупреждение зрителям: если вас не увлекли поиски утраченного времени – не стоит его тратить на просмотр этого тягучего, завораживающего экранного действа. Значит, вам для катарсиса потребуется что-то более жесткое и кровавое. Стейк или вестерн – выбирайте.
7
,6
2022, Драмы
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Изысканная психологическая драма, пронзительная страсть, разрывающая сердца сдержанных интеллектуалов. Поклонники качественного европейского кино могут посмотреть фильм шведского режиссера Бьорна Рунге «Сожги все мои письма». Особенности национального темперамента всегда будут благодатной почвой для создания самых разнообразных художественных произведений. В ситуации, когда самурай берется за вакидзаси, пишет хайку, выпивает чашечку сакэ и делает сэппуку, ковбой просто хлопнет стакан виски и начнет палить по-македонски из кольт-вессонов на всю Монтану; если испанский махо возьмется за наваху, то русский гопник быстренько начистит сопернику ряху. А вот потомок викингов, скандинавский интеллектуал, начнет писать очередной роман, в котором расскажет, как жена изменила ему с конкурентом в борьбе за Нобелевскую премию. Шведский режиссер Бьорн Рунге посвятил свою картину «Сожги все мои письма» такого рода высоким отношениям. Алекс Шульман не только блогер и ведущий подкаста, но и перспективный писатель. Он женат, отец двоих детей. Но Алекса в последнее время терзают проблемы психологического свойства. Его вспышки бешеной ревности настолько тревожат супругу, что она забирает детей и переезжает к родителям. Алекс поступает, как полагается современному психопату, он идет к батюшке… то есть, пардон, к психотерапевту. Ему предлагают припасть к корням родового древа и выяснить, чей психоз стал генетической основой его фрустраций. Оказывается, во всем виноват дедушка Свен, тоже писатель и тоже ревнивец. Алексу, дабы излечиться самому, приходится погрузиться в бездны ушедших времен. В начале 30-х годов его любимая бабуля Карин не только наставила благоверному рога с блестящим поэтом Улофом Лагеркранцем (роль исполнил Густав Линд), но и едва не разрушила собственную семью еще до зачатия дочери, будущей матери Алекса. Действие картины разворачивается в нескольких временных пластах. Это описание геометрии любовного треугольника молодых еще Карин, Свена и Улофа; детские воспоминания Алекса, на глазах которого уже престарелый писатель продолжает гнобить супругу за давний адюльтер; оперативно-розыскная деятельность взрослого Алекса, роющегося в дневниках и письмах своей будущей бабули и ее любовника, проводящего собеседования-допросы, долженствующие пролить свет на старинную историю. А еще часть информации зритель получает, прослушивая тексты дневниковых записей героев. Чтобы сделать сюжет более зрелищным и интригующим, авторы картины пытаются включить в него элементы триллера. Это и поиски писем, и добрачные приключения главной героини, вынуждающие ее посетить более либеральный с акушерской точки зрения Копенгаген, и револьвер, которым располагает Свен. Выстрелит – не выстрелит? Зарежет – не зарежет? Шведы (современные, по крайней мере) – народ достаточно терпимый ко всевозможным сексуальным изыскам. Не даром же во всем мире прогрессивная общественность благодарна им за идею шведской семьи. Но ведь нервы у всех на пределе, может и до смертоубийства дойти. А вдруг в мирном шведском литераторе проснется его далекий предок-берсерк, серийный воин-убийца, пожиратель мухоморов и сокрушитель черепов? Авторы картины нашли очень интересное решение непростой проблемы: как должен изничтожить свою супругу-изменщицу настоящий писатель? Не хвататься же ему за пошлый столовый нож или простяцкую табуретку. И Свен находит собственный путь. До него этот способ использовал еще один скандинав – принц Гамлет. Внимание, спойлер! Свен напишет свою собственную «Мышеловку». Сцена чтения пьесы со сцены – кульминация фильма – снята просто великолепно. Фестивальное качество картины не вызывает сомнений. Соотечественнику Ингмара Бергмана не приходится стыдиться за это свое творение. Операторская работа заставляет вспоминать то картины фламандских мастеров, то итальянцев времен кватроченто: мягкая подсветка лица главного персонажа в кадре; изумительной красоты средиземноморские пейзажи на заднем плане (откуда такие взялись в Швеции – непонятно). А с молодой Карин (роль исполнила Аста Аугуст) люди, отвечающие за камеру, сотворили настоящее чудо. Миленькая обаятельная простушка превратилась в томную загадочную красавицу, словно покинувшую открытый экипаж и сошедшую с картины Крамского. Зритель обязательно поверит, что из-за этой дамы станут ломать копья два роскошных молодых самца, наделенных писательским даром, поэтическим воображением и мегатонными запасами тестостерона. Психология эскалации страсти настолько убедительна, что зритель-гурман ни разу не попрекнет создателей фильма за двухчасовой хронометраж (думаю, можно было и еще полчасика понаслаждаться). Фразы, вложенные авторами текста в уста героев, не кажутся слишком вычурными и неестественными. Виной тому блестящие актерские работы трех исполнителей: Аста Аугуст (молодая Карин), Билл Скарсгард (молодой Свен), Густав Линд (Улоф). Кроме того, эти люди – профессиональные литераторы, а потому их манера излагать свои мысли ничуть не возмущает: им так положено. А когда надо пояснить что-то не шибко внимательному и не слишком образованному зрителю – на помощь приходит детский персонаж (маленький Алекс). Ученая бабуля ему популярно разложит по полочкам этимологию слова «страсти» с примерами от Христа до Ромео. Отдельное спасибо создателям картины за эротические сцены: так деликатно, так изящно и, в то же время, очень пылко. И это в эпоху экранных поцелуев, сопровождаемых звуками засасывания лапши пастью персонажа восточноазиатской дорамы. Основательность и неторопливость, с которой происходит раскрытие главной темы фильма (разрушительное влияние ревности на психику человека), вызывает неизбежные аллюзии с творчеством Марселя Пруста. Не знаю, насколько сознательно было выбрано имя одного из центральных персонажей, но аллитерация Свен – Сван просто напрашивается. Умышленно или случайно – в любом случае получилось своеобразное предупреждение зрителям: если вас не увлекли поиски утраченного времени – не стоит его тратить на просмотр этого тягучего, завораживающего экранного действа. Значит, вам для катарсиса потребуется что-то более жесткое и кровавое. Стейк или вестерн – выбирайте.