Криминальная драма «Один настоящий день» обладает простейшей сюжетной фабулой и при этом умудряется смотреться как лента-симбиоз из характерных особенностей этого жанра образца девяностых и нулевых. От первого временного пласта постановка Георгия Шенгелии позаимствовала конкретное разделение на неподкупных ментов (как вариант – следователей) и закоренелых бандитов, а от второго отрезка – весьма условную разницу между коррумпированными правоохранителями и легализовавшимися гангстерами. Вот и получается, что образы двух ключевых персонажей картины – нечистого на руку сыщика Капитонова и влиятельного бизнесмена Сафина проходят по тонкой грани, что отделяет героя с сомнительной моралью, но способного на благородные дела, от безоговорочного подонка, место которому в тюрьме.
Начинается же фильм моральной дилеммой, переживаемой Капитоновым, после того как по указанию Сафина не смог заставить старшего коллегу замять «мокрое» дело, а затем получил возможность сделать это сам, поскольку сослуживцу заботливо пересчитали все кости и отправили в реанимацию. В роли несговорчивого следователя, к слову, выступил чуть ли не главный красавчик российского кино Пётр Фёдоров, нашедший для этой ленты десять минут хронометража со своим участием, зато успел запомниться как икона стиля с длинными волосами, о чём похоже приходится мечтать Евгению Ткачуку, снявшемуся в роли главной. Зато Ткачук составил превосходный тандем с Александром Робаком, что пополнил галерею киноработ очередным мерзавцем, привыкшим открывать дверь с пинка и не останавливающимся перед обоснованным – как он считает – применением силы. Так что это Сафин, сыгранный Робаком, влияет на тяжёлые нравственные думы следователя, который хоть и далеко не чистоплюй, а тяготится наличием взятки в служебном сейфе и точно не в восторге от перспективы повесить чужое убийство на невинного парня.
Несмотря на сценарные предпосылки к пробуждению совести у Капитонова, поворотный момент в фильме случается неожиданно, и в этом главная заслуга ветерана криминального жанра Шенгелии. «Один настоящий день» вернул за штурвал режиссёра с нестандартным подходом, способным превращать даже банальную мелодраму в многослойный фильм-рассуждение о нравах различных классов общества, как это было в «Мусорщике». В то же время Шенгелия, как кинодеятель, чьё становление пришлось на эпоху девяностых, так и не посчитал нужным отказываться от резких монтажных переходов, призванных показать доведение персонажа до крайней точки, после чего прошлые привычки перестают иметь значение, а единственным смыслом дальнейшей службы становится борьба за правду, за некую абстрактную справедливость. Почерк создателя хитов для узкого круга «Менялы» и «Классик» чувствуется в сценах со вспышками ярости Капитонова, возникающими не столько от попирания самопровозглашёнными хозяевами ценности человеческой жизни, сколько от осознания жгучего стыда, что сам хлебал с этими тузами из одной лохани. При этом ещё неизвестно, кто выставлен главным гадом, а кто, так сказать, гадёнышом: Сафин или собственный начальник, прикормленный бандитом. Шенгелии удалось крупными мазками через бегло прописанных персонажей ещё напомнить о гнилостности системы, призванной оберегать закон, когда в действительности он становится инструментом в руках людей, на которых клейма ставить негде.
Фильм раскачивается едва ли не две трети хронометража, но по-голливудски зрелищная концовка компенсирует длительное ожидание. Режиссёр будто подсмотрел за коллегой из самого первого «Перевозчика» с Джейсоном Стэйтемом – так похожи кульминационные сцены с главным героем, пошедшим ва-банк. Очевидно, что снимать драки Шенгелии нравится в сто раз больше, чем унылые семейные беседы с участием кроткой жены и запутавшегося мужа. Каждая такая сцена к тому же сопровождается на редкость раздражающей музыкой. Сюжет так выстроен, что находящаяся на сносях супруга только мешает – и это при всём уважении к Ирине Туманцевой. Приятной актрисе попросту нечего играть, разве что ходить с неизменным сочувствующе-осуждающим выражением лица. Гораздо лучше на раскрытие характера Капитонова играет вынужденная забота о неизлечимо больном пареньке – младшем брате несчастного козла отпущения, назначенного платить по чужим счетам. Когда врач поясняет сыскарю, что с болезнью шутки плохи, тот значительно яснее начинает мыслить и впервые всерьёз задумываться, за ту ли команду вообще играет. Через такие, подчас далеко необязательные терния, режиссёр и подводит к тем моментам, ради которых затевалось и с мучением пробивалось в прокат кино. Легенды жанра не вышло, но как картина-зеркало эпохи «Один настоящий день» вполне состоятелен.
7
,5
2023, Россия, Триллеры
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Криминальная драма «Один настоящий день» обладает простейшей сюжетной фабулой и при этом умудряется смотреться как лента-симбиоз из характерных особенностей этого жанра образца девяностых и нулевых. От первого временного пласта постановка Георгия Шенгелии позаимствовала конкретное разделение на неподкупных ментов (как вариант – следователей) и закоренелых бандитов, а от второго отрезка – весьма условную разницу между коррумпированными правоохранителями и легализовавшимися гангстерами. Вот и получается, что образы двух ключевых персонажей картины – нечистого на руку сыщика Капитонова и влиятельного бизнесмена Сафина проходят по тонкой грани, что отделяет героя с сомнительной моралью, но способного на благородные дела, от безоговорочного подонка, место которому в тюрьме. Начинается же фильм моральной дилеммой, переживаемой Капитоновым, после того как по указанию Сафина не смог заставить старшего коллегу замять «мокрое» дело, а затем получил возможность сделать это сам, поскольку сослуживцу заботливо пересчитали все кости и отправили в реанимацию. В роли несговорчивого следователя, к слову, выступил чуть ли не главный красавчик российского кино Пётр Фёдоров, нашедший для этой ленты десять минут хронометража со своим участием, зато успел запомниться как икона стиля с длинными волосами, о чём похоже приходится мечтать Евгению Ткачуку, снявшемуся в роли главной. Зато Ткачук составил превосходный тандем с Александром Робаком, что пополнил галерею киноработ очередным мерзавцем, привыкшим открывать дверь с пинка и не останавливающимся перед обоснованным – как он считает – применением силы. Так что это Сафин, сыгранный Робаком, влияет на тяжёлые нравственные думы следователя, который хоть и далеко не чистоплюй, а тяготится наличием взятки в служебном сейфе и точно не в восторге от перспективы повесить чужое убийство на невинного парня. Несмотря на сценарные предпосылки к пробуждению совести у Капитонова, поворотный момент в фильме случается неожиданно, и в этом главная заслуга ветерана криминального жанра Шенгелии. «Один настоящий день» вернул за штурвал режиссёра с нестандартным подходом, способным превращать даже банальную мелодраму в многослойный фильм-рассуждение о нравах различных классов общества, как это было в «Мусорщике». В то же время Шенгелия, как кинодеятель, чьё становление пришлось на эпоху девяностых, так и не посчитал нужным отказываться от резких монтажных переходов, призванных показать доведение персонажа до крайней точки, после чего прошлые привычки перестают иметь значение, а единственным смыслом дальнейшей службы становится борьба за правду, за некую абстрактную справедливость. Почерк создателя хитов для узкого круга «Менялы» и «Классик» чувствуется в сценах со вспышками ярости Капитонова, возникающими не столько от попирания самопровозглашёнными хозяевами ценности человеческой жизни, сколько от осознания жгучего стыда, что сам хлебал с этими тузами из одной лохани. При этом ещё неизвестно, кто выставлен главным гадом, а кто, так сказать, гадёнышом: Сафин или собственный начальник, прикормленный бандитом. Шенгелии удалось крупными мазками через бегло прописанных персонажей ещё напомнить о гнилостности системы, призванной оберегать закон, когда в действительности он становится инструментом в руках людей, на которых клейма ставить негде. Фильм раскачивается едва ли не две трети хронометража, но по-голливудски зрелищная концовка компенсирует длительное ожидание. Режиссёр будто подсмотрел за коллегой из самого первого «Перевозчика» с Джейсоном Стэйтемом – так похожи кульминационные сцены с главным героем, пошедшим ва-банк. Очевидно, что снимать драки Шенгелии нравится в сто раз больше, чем унылые семейные беседы с участием кроткой жены и запутавшегося мужа. Каждая такая сцена к тому же сопровождается на редкость раздражающей музыкой. Сюжет так выстроен, что находящаяся на сносях супруга только мешает – и это при всём уважении к Ирине Туманцевой. Приятной актрисе попросту нечего играть, разве что ходить с неизменным сочувствующе-осуждающим выражением лица. Гораздо лучше на раскрытие характера Капитонова играет вынужденная забота о неизлечимо больном пареньке – младшем брате несчастного козла отпущения, назначенного платить по чужим счетам. Когда врач поясняет сыскарю, что с болезнью шутки плохи, тот значительно яснее начинает мыслить и впервые всерьёз задумываться, за ту ли команду вообще играет. Через такие, подчас далеко необязательные терния, режиссёр и подводит к тем моментам, ради которых затевалось и с мучением пробивалось в прокат кино. Легенды жанра не вышло, но как картина-зеркало эпохи «Один настоящий день» вполне состоятелен.