Идея фильма зародилась ещё в 1968 году – в те времена, когда недавно переехавший в Рим Плачидо имел привычку после обеда проводить время на Кампо деи Фиори с сокурсниками из академии. Великий город, пропитанный историей, и впечатления от личности Джордано Бруно порождали оживленные дискуссии о философе и его времени, а также о собственных будущих проектах, действие которых развернется в тот исторический период в этом городе – мировом театре, где сосуществовали папство, дворянство и простой люд, и в котором свое место стремился занять Караваджо.Плачидо задумывал фильм, который покажет подлинного Караваджо – со всеми его пороками и добродетелями, во всей его человечности, глубокой и примитивной, – и в то же время откроет всю правду о его эпохе – ее виды, запахи и вкусы, лишённые схоластической или академической патины. Революционность этого глубоко проблемного и провокационного художника заключалась в том, что в Риме, полном профранцузских и происпанских шпионов, он собирал на улицах воров, проституток, бродяг и делал их моделями своих достойных Пазолини сюжетов, преображая их в мадонн, святых и бессмертных идолов. Режиссерское видение выводит на первый план непроницаемую тьму гения, парадоксальным образом способного осветить мир своим искусством, а также личность, пребывающую в язвительном конфликте с самим собой. Кинематографическое повествование отражает несгибаемую позицию художника, который во время судебного процесса открыто и публично заявлял: «Я ищу истину».Одной из главных задач фильма было воссоздание эпохи в соответствии с видением режиссера. Задумка была в том, чтобы перевернуть существующие в кинематографе представления об эпохе конца 1500-х годов и сделать фильм реалистичным, грязным, далеким от глянцевости и иконографичности. Не секрет, что увлекательность истории Караваджо во многом обоснована его непростыми отношениями с окружающими людьми и почти непрерывными скитаниями с места на место. Именно эту нарративную задачу удалось решить благодаря тому, что окружающая среда стала активным действующим лицом, а не просто фоном для истории.Выразительные и мощные локации фильма служат олицетворением разнообразных и контрастных социальных слоёв, через которые проходил Караваджо. Зритель переносится из роскошных дворянских и папских дворцов в простолюдинские таверны и на обочины проселочных дорог, не минуя церкви и крепости, ставшие общественными памятниками спустя века, глубоко погружаясь в эпоху и атмосферу повествования.Съёмки стартовали в Неаполе 21 сентября 2020 года, завершив стадию предпродакшна, начатую в конце 2019 года, во время которой художник-постановщик Тонино Зера работал с Плачидо и продюсером Федерикой Винченти над референсами, созданием эскизов, исследованием цветовой палитры и атмосферы, а также подыскивал нетронутые современностью локации, которые подходили для воссоздания мира легендарного художника.Для того, чтобы снять оригинальный и реалистичный фильм, разрушающий стереотипы о среде Караваджо, необходимо было реконструировать и заново создать некоторые места, как в случае с подземельями Каракаллы, которые были превращены в грязные городские улицы, заполненные нищими, – всё во имя аутентичности, лежащей в основе режиссёрского видения. «Выбор локаций для съёмок был непростым, – говорит Винченти, – сложность заключалась не только в поиске исторической точности и предельном внимании к деталям, но и в том, что в данном случае реконструкция эпохи нацелена не на ложную зрелищность, а на истинность обстановки: есть большая разница между «отшлифованной» сценой и «обжитой» сценой. С той же тщательностью мы подходили, например, к созданию карнавальных масок, которые сделаны вручную, каждая в единственном экземпляре, и к реконструкции картин».
Отзывы