Невероятно красивый документальный фильм о вере, надежде, выборе пути и жизни знаменитого Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Он расположен в самом сердце уникального архипелага с необыкновенной природой, трагическим прошлым и насыщенной духовной жизнью. О ней поведают сами монахи, приоткрывая двери в свою обитель – островок вечности посреди беспокойного моря. Зрителей ждут глубокие беседы и размышления на важные темы, а также рассказ об исторической, культурной и духовной роли этих мест и, конечно, об их влиянии на человека. Уникальные кадры монастырских будней гармонично переплетаются с потрясающими видами природы.
Картина получила приз Серебряный «Святой Георгий» за лучший документальный фильм на ММКФ-2022 и ещё более 30 наград на российских и международных фестивалях. Съёмки длились два года при активном содействии всей братии монастыря. Оригинальную музыку к фильму написал знаменитый Вячеслав Бутусов. Смотреть «Святой архипелаг» можно онлайн.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Документальные, Русские |
Слоган | Соловки – из бесконечности в вечность |
Премьера в мире | 1 января 2022 |
Сборы в России, $ | 171 229 |
Время | 1 ч. 37 мин. |
Режиссёры | Сергей Дебижев |
---|---|
Продюсеры | Наталия Дебижева, Михаил Скигин, Виталий Баранов |
Сценаристы | Сергей Дебижев |
Операторы | Алексей Немов |
Композиторы | Вячеслав Бутусов |
Монтаж | Сергей Дебижев, Сергей Белик |
Окрестности Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. По заснеженной целине на опушке леса идет монах.
Человек выпиливает бензопилой прорубь в форме креста во льду озера. Из ворот монастыря появляется крестный ход и приближается к проруби. Звучит хор. Из проруби достают распятие.
Говорит наместник монастыря епископ Порфирий. Человек всегда должен предстоять Богу. Большей красоты, чем добродетель, чем добрая, нравственная, любящая душа, познавшая, что есть главное в жизни, что есть Творец, душа, источающая из себя сияние святости, не существует. Нет ничего более совершенного и прекрасного в этой жизни. Церковь непосредственно хранит эту лампаду, дабы сохранить это предназначение: предстояние Богу. В этом и есть смысл человеческого существования. Что такое человеческий ум? Это орган, данный ему уже при сотворении для общения с Всевышним. И человека ум может привести в обитель, чтобы он мог поддерживать огонь той лампады в своем сердце всей своей деятельностью. Как она осветит душу отдельного человека, души многих людей – это уже дело Божие. Делай дело Божие, а уж Бог сделает дело твое.
Монах кормит синичек: птицы садятся на его ладони и склевывают семечки.
Говорит монах Севастиан. Мы свято верим в то, что наши молитвы, особенно молитвы монашеские, влияют на нашу жизнь, что Бог их слышит. Конечно, если бы это было не так, то руки людей просто опустились бы. Молитвенная жизнь имеет косвенное подтверждение: вера людей молящихся каким-то образом подтверждается в миру. Научиться молитве – это основной критерий. Если человек пожил здесь и к молитве душа его не прикипела, то такому человеку здесь будет очень трудно.
Закадровый голос архимандрита Ианнуария. Богу угодно мирное житие. Апостол Павел говорит: молитесь об этом, чтобы проводить жизнь в покаянии и благочестии. То есть Господь хочет, чтобы люди были верующими, чтобы в борьбе внутренней возрастали и в мирном скромном покаянии восходили к нему. У Бога нет никакой иной причины воздействия на человека, как любовь. А смысл любого наказания – направить человека к его исправлению, к улучшению. И когда люди от этого уклоняются, он предается скорби. Смысла в таком поведении гораздо больше, чем было бы просто сказано: да живите в свое удовольствие, в грехах, ведь жизнь коротка и дана только один раз, друг друга грызите, так и умрите. Это очень низкий план. Ведь человек создан по образу Божию, с очень большими возможностями, гораздо большими, чем просто прожить отведенное ему время в удовольствии. Так или иначе: если ты не так живешь, то именно от того у тебя счастья и нет.
На монастырском лугу идет сенокос.
Архимандрит продолжает. Люди ведь не только то, что они есть в данный момент. Одновременно они представляют собой и то, к чему стремятся. То есть человек – одновременно то, что представляет собой его идеал. И он, это идеал, не менее ценное чем то, чем ты являешься. Это и есть сущность человека. А Соловки еще до революции смогли олицетворять в своем образе жизни тот идеал, который сложился в представлении тогдашних людей. Ведь человек – существо сложное. И даже когда он грешит по слабости своей, а потом кается, стремится к тому, что считается его идеалом, то он в сущности этот идеал собой и представляет. Поэтому Соловки были необычайно значимым символом.
Насельники монастыря рассуждают на самые разные темы: о постмодернизме, о влиянии на душу человека власти и денег, о поклонении природе, об истории Соловецкого монастыря, в том числе о деятельности лагеря СЛОН.
Эти рассуждения перемежаются кадрами с видами обители и ее окрестностей.
Отзывы