Фильм «Блуждающая Земля 2» с интересом посмотрят, как минимум, те, кто открыл для себя китайскую научную фантастику благодаря оригиналу, не без удивления обнаружив, что киноиндустрии КНР стало тесно в давно освоенных рамках фэнтези. Напомним, что постановка Франта Гво произвела своего рода сенсацию, собрав в мировом кинопрокате (1) порядка $700 млн. – при бюджете $50 млн. А между тем истинные почитатели жанра, скорее всего, давно знакомы с творчеством Лю Цысиня, зарекомендовавшего себя прославленной трилогией «Память о прошлом Земли», и наверняка сравнивали экранизацию с литературным первоисточником. На сеансе было сложно отделаться от ощущения, что кинематографисты по максимуму использовали зрелищный потенциал, заложенный в одноимённом (опубликованном в журнале «Мир научной фантастики» в 2000-м году) рассказе, но… запамятовали весь социально-критический подтекст произведения, чрезвычайно важный для автора. Запамятовали – или сознательно проигнорировали?!
В свете очерченного обстоятельства новость о появлении продолжения (к тому же, приквела, а не сиквела) не могла не радовать. И действительно, вступительная часть повествования посвящена тем самым, «неудобным» аспектам, подмеченным писателем. Конечно, в условиях объединения населения планеты под эгидой мирового правительства (официального, не теневого) вопрос инспирированных извне протестных движений – вплоть до так называемых «цветных революций» – отпадёт автоматически. Вот только внутренние противоречия (политэкономические, социальные и т.д.) никуда не исчезнут, в отдельных аспектах – резко обострятся. Даже если отбросить потенциальную злонамеренность ответственных лиц (то есть исходить из несколько идеализированной предпосылки об отсутствии корыстных мотивов у предержащих властей), остаётся неустранимая «техническая» проблема. Принятие решений по основополагающим вопросам общественного бытия почти неизбежно сопряжено с выбором из нескольких вариантов, не просто неочевидных – зачастую непредугадываемых в принципе. И наука, увы, не всегда готова прийти на помощь…
У Цысиня как раз проанализирована ситуация (нашедшая отражение в «Блуждающей Земле 2»), когда сформированная авторитетным большинством стратегия не даёт мгновенных результатов – и закономерно консолидируются противники идеи, собирающие толпы под собственные лозунги. Рассудит оппонентов лишь практика (или, как говорят, История), а в данный конкретный момент одерживают верх политический вес, моральный и материальный подкуп, наконец, грубая сила. И всё-таки авторы верят в прозорливость человечества, способного сделать выбор, от которого зависит будущее. В этом, кстати, заключается ключевое отличие дилогии Франта Кво от фильма «Не смотрите наверх» /2021/, с поразительной (пугающей!) точностью смоделлировавшего реакцию нынешнего господствующего класса на гипотетический астрофизический катаклизм, грозящий вымиранием рода людского. Адам МакКей сомневается в самой возможности торжества разума у доминирующих сегодня (либерально мыслящих, капиталистически ориентированных, заражённых вирусом индивидуализма) элит, которые и себя-то не спасут, и другим не дадут предпринять правильные шаги, понадеявшись на извлечение колоссальных барышей. Режиссёр из социалистической (пусть социалистической со своей спецификой) страны же – исполнен осторожного оптимизма. Не списывает представителей биологического вида Homo sapiens в утиль. Уже хорошо!
Впрочем, продолжению присущ тот же недостаток, что и первой «Блуждающей Земле». Франт Гво с соавторами по написанию сценария используют любой повод, чтобы поразить воображение зрителя изощрёнными визуальными эффектами, масштабными декорациями, буйством пиротехники. В данном отношении можно смело говорить о достижении уровня заокеанской «фабрики грёз», благодаря чему заманивать иноземных мастеров (вроде прописавшегося в США немца Роланда Эммериха, приглашённого на копродукцию «Падение Луны» /2022/) вскоре определённо не придётся. К сожалению, похуже обстоят дела с драматургией, конкретно – с выстраиванием гармоничного сосуществования атрибутов фильма катастроф с человеческими драмами. Не стану утверждать, будто действующие лица не наделены достаточно яркими чертами и сливаются в неразличимую массу, но всё равно кажутся, боюсь, недостаточно глубокими, парадоксальными, неординарными, чтобы их судьбы по-настоящему захватили дух. Даже актёру Энди Лау представляется не так много шансов раскрыть трагедию Ту Хэньюя, общающегося с цифровой копией погибшей дочурки, а под занавес – оказывающегося навеки запертым в виртуальной реальности.
Как ни странно, самой волнующей получилась патетическая (чтобы не сказать «официозная») сцена, когда командование ждёт добровольцев, готовых выполнить миссию исключительной важности – вручную подорвать термоядерные заряды, установленные на Луне, что спасёт Землю от падения осколков естественного спутника. Пример подаёт пожилой космонавт из КНР, которому следуют представители прочих стран (включая россиян, замечающих между делом, что не намерены никому уступать первенство в межзвёздном пространстве). Но лозунг о коммунизме как о молодости мира не сработал бы, если б самоотверженный поступок не накладывал обязательства на потомков – на подрастающую смену. Пафос о растущем – резко выросшем! – научно-техническом, культурном, экономическом вкладе китайского народа в актуальную глобальную повестку (в контексте фильма – в спасение от конца света) не кажется навязчивым благодаря интернациональному составу действующих лиц. И, безусловно, подкупает проводимая авторами мысль о том, что все мы живём на хрупком космическом корабле уникальной конструкции, блуждающем по просторам Вселенной. Неужели нужен коллапс Солнца, чтобы по-настоящему сплотиться?.. К сожалению, общее впечатление от кинопроизведения слегка портят заключительные кадры, зачем-то уводящие в побочную («матричную») тематику.
_______
1 – Преимущественно, конечно, в национальном, но картину выпустили также в США и Канаде, Австралии, Новой Зеландии…
7
,1
2023, Фантастика
173 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм «Блуждающая Земля 2» с интересом посмотрят, как минимум, те, кто открыл для себя китайскую научную фантастику благодаря оригиналу, не без удивления обнаружив, что киноиндустрии КНР стало тесно в давно освоенных рамках фэнтези. Напомним, что постановка Франта Гво произвела своего рода сенсацию, собрав в мировом кинопрокате (1) порядка $700 млн. – при бюджете $50 млн. А между тем истинные почитатели жанра, скорее всего, давно знакомы с творчеством Лю Цысиня, зарекомендовавшего себя прославленной трилогией «Память о прошлом Земли», и наверняка сравнивали экранизацию с литературным первоисточником. На сеансе было сложно отделаться от ощущения, что кинематографисты по максимуму использовали зрелищный потенциал, заложенный в одноимённом (опубликованном в журнале «Мир научной фантастики» в 2000-м году) рассказе, но… запамятовали весь социально-критический подтекст произведения, чрезвычайно важный для автора. Запамятовали – или сознательно проигнорировали?! В свете очерченного обстоятельства новость о появлении продолжения (к тому же, приквела, а не сиквела) не могла не радовать. И действительно, вступительная часть повествования посвящена тем самым, «неудобным» аспектам, подмеченным писателем. Конечно, в условиях объединения населения планеты под эгидой мирового правительства (официального, не теневого) вопрос инспирированных извне протестных движений – вплоть до так называемых «цветных революций» – отпадёт автоматически. Вот только внутренние противоречия (политэкономические, социальные и т.д.) никуда не исчезнут, в отдельных аспектах – резко обострятся. Даже если отбросить потенциальную злонамеренность ответственных лиц (то есть исходить из несколько идеализированной предпосылки об отсутствии корыстных мотивов у предержащих властей), остаётся неустранимая «техническая» проблема. Принятие решений по основополагающим вопросам общественного бытия почти неизбежно сопряжено с выбором из нескольких вариантов, не просто неочевидных – зачастую непредугадываемых в принципе. И наука, увы, не всегда готова прийти на помощь… У Цысиня как раз проанализирована ситуация (нашедшая отражение в «Блуждающей Земле 2»), когда сформированная авторитетным большинством стратегия не даёт мгновенных результатов – и закономерно консолидируются противники идеи, собирающие толпы под собственные лозунги. Рассудит оппонентов лишь практика (или, как говорят, История), а в данный конкретный момент одерживают верх политический вес, моральный и материальный подкуп, наконец, грубая сила. И всё-таки авторы верят в прозорливость человечества, способного сделать выбор, от которого зависит будущее. В этом, кстати, заключается ключевое отличие дилогии Франта Кво от фильма «Не смотрите наверх» /2021/, с поразительной (пугающей!) точностью смоделлировавшего реакцию нынешнего господствующего класса на гипотетический астрофизический катаклизм, грозящий вымиранием рода людского. Адам МакКей сомневается в самой возможности торжества разума у доминирующих сегодня (либерально мыслящих, капиталистически ориентированных, заражённых вирусом индивидуализма) элит, которые и себя-то не спасут, и другим не дадут предпринять правильные шаги, понадеявшись на извлечение колоссальных барышей. Режиссёр из социалистической (пусть социалистической со своей спецификой) страны же – исполнен осторожного оптимизма. Не списывает представителей биологического вида Homo sapiens в утиль. Уже хорошо! Впрочем, продолжению присущ тот же недостаток, что и первой «Блуждающей Земле». Франт Гво с соавторами по написанию сценария используют любой повод, чтобы поразить воображение зрителя изощрёнными визуальными эффектами, масштабными декорациями, буйством пиротехники. В данном отношении можно смело говорить о достижении уровня заокеанской «фабрики грёз», благодаря чему заманивать иноземных мастеров (вроде прописавшегося в США немца Роланда Эммериха, приглашённого на копродукцию «Падение Луны» /2022/) вскоре определённо не придётся. К сожалению, похуже обстоят дела с драматургией, конкретно – с выстраиванием гармоничного сосуществования атрибутов фильма катастроф с человеческими драмами. Не стану утверждать, будто действующие лица не наделены достаточно яркими чертами и сливаются в неразличимую массу, но всё равно кажутся, боюсь, недостаточно глубокими, парадоксальными, неординарными, чтобы их судьбы по-настоящему захватили дух. Даже актёру Энди Лау представляется не так много шансов раскрыть трагедию Ту Хэньюя, общающегося с цифровой копией погибшей дочурки, а под занавес – оказывающегося навеки запертым в виртуальной реальности. Как ни странно, самой волнующей получилась патетическая (чтобы не сказать «официозная») сцена, когда командование ждёт добровольцев, готовых выполнить миссию исключительной важности – вручную подорвать термоядерные заряды, установленные на Луне, что спасёт Землю от падения осколков естественного спутника. Пример подаёт пожилой космонавт из КНР, которому следуют представители прочих стран (включая россиян, замечающих между делом, что не намерены никому уступать первенство в межзвёздном пространстве). Но лозунг о коммунизме как о молодости мира не сработал бы, если б самоотверженный поступок не накладывал обязательства на потомков – на подрастающую смену. Пафос о растущем – резко выросшем! – научно-техническом, культурном, экономическом вкладе китайского народа в актуальную глобальную повестку (в контексте фильма – в спасение от конца света) не кажется навязчивым благодаря интернациональному составу действующих лиц. И, безусловно, подкупает проводимая авторами мысль о том, что все мы живём на хрупком космическом корабле уникальной конструкции, блуждающем по просторам Вселенной. Неужели нужен коллапс Солнца, чтобы по-настоящему сплотиться?.. К сожалению, общее впечатление от кинопроизведения слегка портят заключительные кадры, зачем-то уводящие в побочную («матричную») тематику. _______ 1 – Преимущественно, конечно, в национальном, но картину выпустили также в США и Канаде, Австралии, Новой Зеландии…