Просмотр триллера «Мизантроп» волей-неволей настраивает на размышления о превратностях судеб кинематографистов, добивающихся признания в своих странах – и отправляющихся покорять Голливуд. В данном конкретном случае прямо-таки напрашивается параллель с другим выходцем из Южной Америки – правда, из Бразилии, а не из Аргентины. Жозе Падилья прогремел на весь мир дилогией «Элитный отряд» /2007-2010/, в которой обрисовал бытование в фавелах (и шире – устройство общества периферийного капитализма) с предельной жёсткостью и честностью. Данное обстоятельство внушало надежду, что уж в ремейке «Робота-полицейского» /1987/ он развернётся в полную силу! Увы, по факту новый «Робокоп» /2014/ получился куда более компромиссным в живописании изнанки Соединённых Штатов, чем оригинал Пола Верховена, прибывшего из благополучной Западной Европы – из Нидерландов. Хуже того, на сеансе закрадывалось нехорошее подозрение, что самобытный режиссёр подпал под обаяние антуража (лоска, красивой оболочки) реалий США и словно заранее отступился от глубокого, непредвзятого анализа истинного положения вещей в тамошних «каменных джунглях». А что же коллега Жозе?
Нечто подобное справедливо и в отношении Дамиана Сифрона – но лишь отчасти. Вспомним, что он вынес «Дикие истории» /2014/ на суд публики, выдержав солидную творческую паузу, притом что в первой половине нулевых работал много, без сбоев. Да и по всему видно, что замысел киноальманаха вынашивал долго, неспешно, рассчитывая не просто потрясти зрителей зарисовками как таковыми, а в первую очередь – поведать о том, во что превратился современный человек. Поведать максимально хлёстко, с высвечиванием парадоксов. Не так уж важно, принадлежит ли конкретный индивид к правящему классу, трепетно оберегаемому «элитным отрядом», или обретается на «дне» жизни: всюду действуют идентичные – волчьи – законы. Любой частный конфликт на поверку раскрывается отражением глобальных (существующих объективно) противоречий. После такого произведения обращение к уголовному делу, пусть из ряда вон выходящему, сенсационному, не могло не показаться шагом назад. Неужели стоило опять хранить молчание несколько лет, чтобы вернуться с очередной лентой о розысках серийного убийцы? Неужели мы мало видели триллеров, детективов, боевиков на эту тему?.. К счастью, опасения подтвердились не вполне.
Умиляющая, радующая глаз картина праздничного Балтимора, залитого разноцветными огнями новогоднего салюта, не должна вводить в заблуждение. Офицер полиции Элеанор Фалько прибывает по вызову в кафе: поступила жалоба на женщину, распивающую спиртные напитки и вообще – производящую впечатление бездомной, отпугивающей посетителей неопрятным видом. Уже понятно, к чему клонит режиссёр (1), но… настоящие неприятности только начинаются. Неизвестный принимается палить по ничего не подозревающим жителям, вроде бы выбирая жертв наугад, но вместе с тем демонстрируя поразительную точность – убивая наповал с первого выстрела. Обманчивость внешнего благополучия мгновенно становится очевидной. Даже оперативное реагирование правоохранительных органов, по горячим следам вычисляющих квартиру, где засел серийный убийца, не возвращает ощущение безопасности. Фоновая тревожность, поддерживаемая самим характером бытования в мегаполисе, надолго уступает место неослабевающей массовой панике. Для идентификации и поимки злоумышленника экстренно формируется сводная группа под командованием опытного фэбээровца Джеффри Ламмарка, который включает в команду Элеанор.
Дамиан, в принципе, убедительно реконструирует ход оперативно-розыскных мероприятий, демонстрируя похвальную осведомлённость и во внутренних процедурах Федерального бюро расследований, и в нюансах быта рядовых американцев. Внимание авторов привлекает странное стечение обстоятельств, когда при наличии несчётных средств контроля (в первую очередь технического), при обилии смартфонов с камерами у граждан и т.д. всё-таки не исключена ситуация, когда некто остаётся неуловимым, точно призрак. А если нечаянно и попадает в поле зрения, это выливается в кровавую баню. Параллельно идёт политический процесс, и городские власти, беспокоясь о предстоящих выборах, оказывают давление на сыщиков, вынуждая вбрасывать в медийное пространство информацию, которая скорее усугубляет положение, нежели помогает разрядить атмосферу. Возникает эффект усиления истерических настроений, подстёгивающий активность радикалов (например, расистов и ультранационалистов), что тоже приводит к смертям.
Сцену с попыткой задержания шайки в магазине при желании можно счесть ироничной отсылкой к знаменитому прологу «Кобры» /1986/. «Ироничной» – поскольку миф о суровых блюстителях закона, мнящих себя (подобно Мэриону Кобретти) «лекарством» от преступности как извечной социальной болезни, давно дискредитирован. И никакой «грязный Гарри» не отправится в одиночку обезвреживать маньяка, проигнорировав распоряжения консервативного начальства. На след подозреваемого действительно удаётся выйти, но… дело даже не в том, что Ламмарк с Фалько попадают в ловушку, которую были обязаны предвидеть. Откровением становится личность душегуба.
Радует, что российские прокатчики предпочли маловыразительному оригинальному заголовку «Поймать убийцу» вариант, присвоенный картине в ряде испаноязычных стран (включая родину Сифрона). Неуловимый снайпер оказывается именно что мизантропом, переведшим персональную нелюбовь к человечеству в практическую плоскость. История, что и говорить, дикая, но… дикая для США не более, чем эксцессы, обрисованные Дамианом ранее, – для Аргентины. Конечно, при ближайшем рассмотрении его новая постановка не воспринимается новаторской, сообщающей о текущей ситуации что-то такое, чего мы прежде не знали. Зато «Мизантроп» подтверждает справедливость неутешительных выводов, ранее сделанных благодаря «Убийце» /2015/: холодная гражданская война постепенно переходит в горячую фазу.
_______
1 – Он же написал сценарий, призвав в соавторы Джонатана Уэйкхэма.
7
,7
2023, США, Триллеры
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Просмотр триллера «Мизантроп» волей-неволей настраивает на размышления о превратностях судеб кинематографистов, добивающихся признания в своих странах – и отправляющихся покорять Голливуд. В данном конкретном случае прямо-таки напрашивается параллель с другим выходцем из Южной Америки – правда, из Бразилии, а не из Аргентины. Жозе Падилья прогремел на весь мир дилогией «Элитный отряд» /2007-2010/, в которой обрисовал бытование в фавелах (и шире – устройство общества периферийного капитализма) с предельной жёсткостью и честностью. Данное обстоятельство внушало надежду, что уж в ремейке «Робота-полицейского» /1987/ он развернётся в полную силу! Увы, по факту новый «Робокоп» /2014/ получился куда более компромиссным в живописании изнанки Соединённых Штатов, чем оригинал Пола Верховена, прибывшего из благополучной Западной Европы – из Нидерландов. Хуже того, на сеансе закрадывалось нехорошее подозрение, что самобытный режиссёр подпал под обаяние антуража (лоска, красивой оболочки) реалий США и словно заранее отступился от глубокого, непредвзятого анализа истинного положения вещей в тамошних «каменных джунглях». А что же коллега Жозе? Нечто подобное справедливо и в отношении Дамиана Сифрона – но лишь отчасти. Вспомним, что он вынес «Дикие истории» /2014/ на суд публики, выдержав солидную творческую паузу, притом что в первой половине нулевых работал много, без сбоев. Да и по всему видно, что замысел киноальманаха вынашивал долго, неспешно, рассчитывая не просто потрясти зрителей зарисовками как таковыми, а в первую очередь – поведать о том, во что превратился современный человек. Поведать максимально хлёстко, с высвечиванием парадоксов. Не так уж важно, принадлежит ли конкретный индивид к правящему классу, трепетно оберегаемому «элитным отрядом», или обретается на «дне» жизни: всюду действуют идентичные – волчьи – законы. Любой частный конфликт на поверку раскрывается отражением глобальных (существующих объективно) противоречий. После такого произведения обращение к уголовному делу, пусть из ряда вон выходящему, сенсационному, не могло не показаться шагом назад. Неужели стоило опять хранить молчание несколько лет, чтобы вернуться с очередной лентой о розысках серийного убийцы? Неужели мы мало видели триллеров, детективов, боевиков на эту тему?.. К счастью, опасения подтвердились не вполне. Умиляющая, радующая глаз картина праздничного Балтимора, залитого разноцветными огнями новогоднего салюта, не должна вводить в заблуждение. Офицер полиции Элеанор Фалько прибывает по вызову в кафе: поступила жалоба на женщину, распивающую спиртные напитки и вообще – производящую впечатление бездомной, отпугивающей посетителей неопрятным видом. Уже понятно, к чему клонит режиссёр (1), но… настоящие неприятности только начинаются. Неизвестный принимается палить по ничего не подозревающим жителям, вроде бы выбирая жертв наугад, но вместе с тем демонстрируя поразительную точность – убивая наповал с первого выстрела. Обманчивость внешнего благополучия мгновенно становится очевидной. Даже оперативное реагирование правоохранительных органов, по горячим следам вычисляющих квартиру, где засел серийный убийца, не возвращает ощущение безопасности. Фоновая тревожность, поддерживаемая самим характером бытования в мегаполисе, надолго уступает место неослабевающей массовой панике. Для идентификации и поимки злоумышленника экстренно формируется сводная группа под командованием опытного фэбээровца Джеффри Ламмарка, который включает в команду Элеанор. Дамиан, в принципе, убедительно реконструирует ход оперативно-розыскных мероприятий, демонстрируя похвальную осведомлённость и во внутренних процедурах Федерального бюро расследований, и в нюансах быта рядовых американцев. Внимание авторов привлекает странное стечение обстоятельств, когда при наличии несчётных средств контроля (в первую очередь технического), при обилии смартфонов с камерами у граждан и т.д. всё-таки не исключена ситуация, когда некто остаётся неуловимым, точно призрак. А если нечаянно и попадает в поле зрения, это выливается в кровавую баню. Параллельно идёт политический процесс, и городские власти, беспокоясь о предстоящих выборах, оказывают давление на сыщиков, вынуждая вбрасывать в медийное пространство информацию, которая скорее усугубляет положение, нежели помогает разрядить атмосферу. Возникает эффект усиления истерических настроений, подстёгивающий активность радикалов (например, расистов и ультранационалистов), что тоже приводит к смертям. Сцену с попыткой задержания шайки в магазине при желании можно счесть ироничной отсылкой к знаменитому прологу «Кобры» /1986/. «Ироничной» – поскольку миф о суровых блюстителях закона, мнящих себя (подобно Мэриону Кобретти) «лекарством» от преступности как извечной социальной болезни, давно дискредитирован. И никакой «грязный Гарри» не отправится в одиночку обезвреживать маньяка, проигнорировав распоряжения консервативного начальства. На след подозреваемого действительно удаётся выйти, но… дело даже не в том, что Ламмарк с Фалько попадают в ловушку, которую были обязаны предвидеть. Откровением становится личность душегуба. Радует, что российские прокатчики предпочли маловыразительному оригинальному заголовку «Поймать убийцу» вариант, присвоенный картине в ряде испаноязычных стран (включая родину Сифрона). Неуловимый снайпер оказывается именно что мизантропом, переведшим персональную нелюбовь к человечеству в практическую плоскость. История, что и говорить, дикая, но… дикая для США не более, чем эксцессы, обрисованные Дамианом ранее, – для Аргентины. Конечно, при ближайшем рассмотрении его новая постановка не воспринимается новаторской, сообщающей о текущей ситуации что-то такое, чего мы прежде не знали. Зато «Мизантроп» подтверждает справедливость неутешительных выводов, ранее сделанных благодаря «Убийце» /2015/: холодная гражданская война постепенно переходит в горячую фазу. _______ 1 – Он же написал сценарий, призвав в соавторы Джонатана Уэйкхэма.