Классика в современном популярном изложении – что может быть лучше. Михаилу Шевчуку, режиссеру фильма «МаскЕрад», удалось превратить драму Лермонтова в настоящий триллер. В этом ему помогли такие актеры, как Алексей Фаддеев и Анастасия Шевчук (Новикова).
Когда-то большой скандал на литературном пространстве СССР произвела книга Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным». Больше всего автору досталось за фразу о том, что Пушкин вбежал на тонких эротических ножках в большую поэзию и произвел переполох. Времена меняются, сейчас на дворе далеко уже не 1968 год, так что фильм Михаила Шевчука «МаскЕрад» едва ли вызовет серьезный переполох уже в кинопространстве современной России. Хотя эротические ножки (грудки, губки, попки) представлены на экране в изобилии, в основном усилиями актрисы Анастасии Новиковой (она же Шевчук), исполнившей роль Нины Арбениной. Но во что-то большое Шевучку вбежать не удалось.
Сюжет драмы Лермонтова до поры до времени авторы картины щадят. Актеры бодро произносят монологи и диалоги, созданные почти 200 лет тому назад. Костюмы и интерьеры осовременены, но это ничуть не раздражает. Если кто-то захочет аутентичного воспроизведения «Маскарада» с фраками, сюртуками, цилиндрами, что тогда носили – всегда можно посмотреть черно-белый фильм Сергея Герасимова 1941 года. Слишком архаично? Тогда смиритесь с модернистскими потугами нынешних экранизаторов Лермонтова. На мой взгляд, главное, в чем преуспели создатели «МаскЕрада» – воссоздание самого духа произведения. Они сумели передать неуловимое сходство атмосферы начала XIX века и нашего времени: разнузданное, бездушное (и одновременно душное) веселье, охватившее общество в эпоху безвременья, когда элита буквально сходит с ума, изнывая от своего бесцельного существования. Что-то подобное ведь было и у Герасимова, впрочем, не будем сравнивать Шевчука с великим предшественником. Ему все же явно не хватило чувства меры, чтобы вовремя остановиться. Режиссерский взгляд все-таки должен быть хотя бы слегка отстраненным при воссоздании таких вот пиров во время чумы.
Китчевую атмосферу картины создают не только персонажи, авторская подача тоже не безгрешна в этом отношении. В первую очередь, речь идет о клиповых вставках, разбивающих лермонтовский сюжет на отдельные блоки. Идея вроде бы продуктивная: классические тексты исполнить под аккомпанемент современных треков. Но среди нескольких композиторов, указанных в титрах «МаскЕрада», я не увидел фамилии Тухманова или хотя бы Рыбникова. Поэтому рок-баллады получились настолько попсовыми, что возникает диссонанс: стихи классика в вокализированном исполнении дамочки с ангельскими крылами! Все такое беленькое-пушистенькое, аж выворачивает. Или видеоряд в стиле третьесортного фильма ужасов. Жаль, ведь разностопный ямб вполне можно выдать в виде рэперских текстов, могло получиться очень интересно.
Изменения в сюжете тоже вызывают противоречивые чувства. Что касается финала, то он гармонично вписывается в глянцевую стилистику, на которую ориентируются создатели фильма. Но вот вставки, посвященные прошлому Арбенина – уже явный перебор. Все эти ужасы о происках наркоторговцев, о страданиях героя в иностранной тюряге абсолютно не вписываются в рамки социальной драмы, что свидетельствует о стремления Шевчука со товарищи слепить-таки столь любимый зрителями триллер. Но для этого требуются усилия сценаристов такого уровня, которых у идеологов проекта под рукой не оказалось.
И, наконец, кастинг. Алексей Фаддеев в принципе вполне подходит для роли этакого графа Монте-Кристо, облагороженного шрамами и увенчанного страданиями непонятного происхождения, смутно отображенными в серии флешбэков (снова привет сценаристам). Наверное, Жан-Клод Ван Дамм на таком же уровне мог сыграть Гамлета, если бы за Западе нашелся безумец, осмелившийся на подобный эксперимент. А вот партнерша Фаддеева уж и вовсе сплоховала. Драматические монологи в ее исполнении абсолютно беспомощны, девица размахивает руками, как мельница, и норовит опуститься на четвереньки или перевернуться на спину, изящно сложив эротические ножки (не тонкие, в самый раз) в изысканную мудру нижних конечностей. Она так пощады просит, ну совсем как котик! А вот реклама нижнего дамского белья – это как раз для Новиковой (она же Шевчук), настоящий талант, ничего не скажешь.
Будем надеяться на то, что Шевчуку удастся сдержать свои творческие порывы и он не попытается экранизировать аналогичным образом еще кого-то из классиков. Тогда его история про Евгения Арбенина и его даму в пиковом положении так и останется курьезным исключением в потоке клипообразных триллеров нынешней печальной эпохи. Главное, чтобы не пострадали хотя бы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
6
,8
2023, Россия, Мелодрамы
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Классика в современном популярном изложении – что может быть лучше. Михаилу Шевчуку, режиссеру фильма «МаскЕрад», удалось превратить драму Лермонтова в настоящий триллер. В этом ему помогли такие актеры, как Алексей Фаддеев и Анастасия Шевчук (Новикова). Когда-то большой скандал на литературном пространстве СССР произвела книга Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным». Больше всего автору досталось за фразу о том, что Пушкин вбежал на тонких эротических ножках в большую поэзию и произвел переполох. Времена меняются, сейчас на дворе далеко уже не 1968 год, так что фильм Михаила Шевчука «МаскЕрад» едва ли вызовет серьезный переполох уже в кинопространстве современной России. Хотя эротические ножки (грудки, губки, попки) представлены на экране в изобилии, в основном усилиями актрисы Анастасии Новиковой (она же Шевчук), исполнившей роль Нины Арбениной. Но во что-то большое Шевучку вбежать не удалось. Сюжет драмы Лермонтова до поры до времени авторы картины щадят. Актеры бодро произносят монологи и диалоги, созданные почти 200 лет тому назад. Костюмы и интерьеры осовременены, но это ничуть не раздражает. Если кто-то захочет аутентичного воспроизведения «Маскарада» с фраками, сюртуками, цилиндрами, что тогда носили – всегда можно посмотреть черно-белый фильм Сергея Герасимова 1941 года. Слишком архаично? Тогда смиритесь с модернистскими потугами нынешних экранизаторов Лермонтова. На мой взгляд, главное, в чем преуспели создатели «МаскЕрада» – воссоздание самого духа произведения. Они сумели передать неуловимое сходство атмосферы начала XIX века и нашего времени: разнузданное, бездушное (и одновременно душное) веселье, охватившее общество в эпоху безвременья, когда элита буквально сходит с ума, изнывая от своего бесцельного существования. Что-то подобное ведь было и у Герасимова, впрочем, не будем сравнивать Шевчука с великим предшественником. Ему все же явно не хватило чувства меры, чтобы вовремя остановиться. Режиссерский взгляд все-таки должен быть хотя бы слегка отстраненным при воссоздании таких вот пиров во время чумы. Китчевую атмосферу картины создают не только персонажи, авторская подача тоже не безгрешна в этом отношении. В первую очередь, речь идет о клиповых вставках, разбивающих лермонтовский сюжет на отдельные блоки. Идея вроде бы продуктивная: классические тексты исполнить под аккомпанемент современных треков. Но среди нескольких композиторов, указанных в титрах «МаскЕрада», я не увидел фамилии Тухманова или хотя бы Рыбникова. Поэтому рок-баллады получились настолько попсовыми, что возникает диссонанс: стихи классика в вокализированном исполнении дамочки с ангельскими крылами! Все такое беленькое-пушистенькое, аж выворачивает. Или видеоряд в стиле третьесортного фильма ужасов. Жаль, ведь разностопный ямб вполне можно выдать в виде рэперских текстов, могло получиться очень интересно. Изменения в сюжете тоже вызывают противоречивые чувства. Что касается финала, то он гармонично вписывается в глянцевую стилистику, на которую ориентируются создатели фильма. Но вот вставки, посвященные прошлому Арбенина – уже явный перебор. Все эти ужасы о происках наркоторговцев, о страданиях героя в иностранной тюряге абсолютно не вписываются в рамки социальной драмы, что свидетельствует о стремления Шевчука со товарищи слепить-таки столь любимый зрителями триллер. Но для этого требуются усилия сценаристов такого уровня, которых у идеологов проекта под рукой не оказалось. И, наконец, кастинг. Алексей Фаддеев в принципе вполне подходит для роли этакого графа Монте-Кристо, облагороженного шрамами и увенчанного страданиями непонятного происхождения, смутно отображенными в серии флешбэков (снова привет сценаристам). Наверное, Жан-Клод Ван Дамм на таком же уровне мог сыграть Гамлета, если бы за Западе нашелся безумец, осмелившийся на подобный эксперимент. А вот партнерша Фаддеева уж и вовсе сплоховала. Драматические монологи в ее исполнении абсолютно беспомощны, девица размахивает руками, как мельница, и норовит опуститься на четвереньки или перевернуться на спину, изящно сложив эротические ножки (не тонкие, в самый раз) в изысканную мудру нижних конечностей. Она так пощады просит, ну совсем как котик! А вот реклама нижнего дамского белья – это как раз для Новиковой (она же Шевчук), настоящий талант, ничего не скажешь. Будем надеяться на то, что Шевчуку удастся сдержать свои творческие порывы и он не попытается экранизировать аналогичным образом еще кого-то из классиков. Тогда его история про Евгения Арбенина и его даму в пиковом положении так и останется курьезным исключением в потоке клипообразных триллеров нынешней печальной эпохи. Главное, чтобы не пострадали хотя бы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».