Снятый на стыке криминального триллера и хоррора проект 2022 года "Не дыши: Игра на выживание" режиссера и сценариста Винченцо Риккьюто онлайн смотрит на историю о домашнем вторжении с натурализмом страшной сказки и попутно удивляет изобретательностью нарратива, смешивающего мораль о наказании за любое преступление вместе с клаустрофобной паранойей возрастных мстителей. Уже во вводной сцене, где трое детей убегают от священника после ограбления церкви и где украденный золотой крест политый свежей кровью становится символом несмываемого греха, постановщик ставит ленту на рельсы выживания и не питает никакой веры в людей, для которых преступление становится своеобразной нормой и доходным ремеслом.
Спустя пару десятков лет Риккьюто вместе со сценаристом Джермано Тарриконе ("Через тернии", "Пожиратели") отправят трех неразлучных, поклявшихся когда-то на крови грабителей, харизматичного Роберто (Джанлука Ваннуччи, "(Не)идеальные парочки", "Банда Гросси"), плотно сидящего на веществах Стефано (Майк Чимини) и красавицу с характером Арианну (Таня Бамбачи, "Управленец", сериал "В погоне за мафией") в идеальное место в глуши. Режиссерская ориентировка на крайне успешные фильмы, подобные оригинальному "Не дыши" Федерико Альвареса, позволяет не только создать не сбавляющий ни на секунду перевертыш об изнанке жизни с тайными страстями пожилого ювелира Антонио (Джузеппе Памбьери, "Римские приключения") и его эксцентричной жены Джованны (Стефания Казини, сериал "Страсти по-итальянски"), но и добавить свежий взгляд на саму философию наказания непрошенных гостей.
Очевидно, что Риккьюто формально поддерживает каркас знакомого концепта, план персонажа Ваннуччи и его подельников по проникновению в уединенный дом в лесу и выходу из него терпит не просто неудачу: неожиданно старик отбрасывает в сторону дряхлость и брюзжание на сына, навязывает свои правила игры и выходит на тропу войны с гангстерами. Постановщик без лишних эмоций встает на сторону мнимой правды, когда показывает героя Памбьери наблюдающим с нескрываемым удовольствием и интересом энтомолога за запертой подобно паукам в банке жадной до сокровищ троицей. Поэтому "Не дыши: Игра на выживание" проводит условную черту добра между опытными рецидивистами и слабым на вид старцем, который в каждом акте будет поставщиком главных секретов для зрителей, отстаивая право как на неприкосновенность жилища, так и на новый кристально чистый взгляд на искоренение преступности.
Не удивительно, в "Не дыши: Игра на выживание" Риккьюто, замкнутом по большей части внутри одной локации, реализуется также и установка на особое место для причинения боли, характерная для классических "Людей под лестницей" Уэса Крэйвена, когда, переступая порог дома, преступники оказываются по другую сторону ужаса и ловят на себе ненасытные взгляды всех скелетов из хозяйских шкафов. Однако, по сравнению с работами Крэйвена и Альвареса, постановщик не склоняется только к сатире относительно мнимой уединенности в загородной жизни. За деликатной историей на поверхности и в итоге выглядящей разяще-простой сюжетной линией Риккьюто сталкивает чудовищ абсолютно разных мастей и абсолютно разного калибра, для которых человечность - скорее ненужный атавизм, придаток в сознании существ, запутавшихся в собственной идентичности.
Далеко не случайно авторы нарратива благоразумно отгораживаются картами психиатрической лечебницы на каждого из персонажей, с одной стороны, уходя в область обманчивого смущения в духе "Дракулы 3D" Дарио Ардженто, а с другой - порождая на глазах у зрителей отвратительных монстров из вполне благообразных пенсионеров. Горизонт проекта Риккьюто, несмотря на его замкнутость и камерность, тем не менее, оказывается максимально широким, режиссерский нигилизм стравливает между собой Стефано, Роберто и Арианну, формируя порочный треугольник из измены, лжи и желания отмежеваться и выживать индивидуально.
Многолетняя дружба этих троих трещит, стреляет насмерть и дает повод для странной перспективы при погружении в третий акт, когда каждая ступенька подземного хода становится еще одним гвоздем в крышку будущего гроба для пока еще оставшихся в живых. Симпатии к характерам Памбьери и Казини по мере продвижения сюжета сменяются странной смесью липкого отвращения и шоком от хитроумной загадки Риккьюто, который при помощи многочисленных голландских углов камеры оператора Франческо Коллинелли ("Шоу ужасов Убальдо Терцани") выпускает наружу все пары психически неустойчивой атмосферы. Насилие от первого, второго и третьего лица становится нормой в происходящих событиях, особенно когда приемный сын Джулио (Андреа Порти) совершает еще один неожиданный кровавый кульбит и становится важным воплощением проблемы отцов и детей для загородных психопатов.
В определенном смысле "Не дыши: Игра на выживание" Винченцо Риккьюто моделирует карму преступников, когда показывает их человеческую уязвимость и хрупкость их секретов. Также постановщик склоняется к поиску морального комментария, когда смешивает многочисленные клише из триллеров о домашнем вторжении и выплавляет на выходе крайне сложно предсказуемый финал с надеждой на слабо отражающиеся в искусственных глазах героини Бамбачи отблески добра. Отчасти работа Риккьюто находится в поиске новых решений по части драматургии фильмов ужасов, повторяя в рамках проекта путь классической серии студии Hammer и исследуя еще раз границы натурализма под сентиментальную ретро-музыку, отчасти лента подпитывается от самой себя зловещими помещениями и грязными пространствами.
Свежий взгляд режиссера на семью садистов еще не позволяет согласиться с тем, что все счастливые семьи похожи друг на друга, монстры без берегов и без тормозов в исполнении Джузеппе Памбьери и Стефании Казини надолго застревают в памяти и оставляют максимум впечатлений от сказки, где нет хватило места по-настоящему положительным персонажам. Само собой, лента Риккьюто становится изобретательным представителем тренда в хоррорах, которая подобно недавнему "Поворот не туда. Дом зла" Рюхэя Китамура дает в кадре преступникам намного большее по сравнению с тем, на что они могли, наивные, рассчитывать. Поэтому "Не дыши: Игра на выживание" не стремится удивлять зрителей границами личной безопасности престарелых перфекционистов, одержимых целостностью личного пространства, а предлагает жуткую игру без четких правил, где маски будут меняться с необходимой частотой, а пролитая кровь, возможно, станет намеком на то, что многие вещи в жизни лучше рассматривать при помощи магических кристаллов как безопасные для мозга иллюзии и миражи.
4
,9
2022, Ужасы
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Снятый на стыке криминального триллера и хоррора проект 2022 года "Не дыши: Игра на выживание" режиссера и сценариста Винченцо Риккьюто онлайн смотрит на историю о домашнем вторжении с натурализмом страшной сказки и попутно удивляет изобретательностью нарратива, смешивающего мораль о наказании за любое преступление вместе с клаустрофобной паранойей возрастных мстителей. Уже во вводной сцене, где трое детей убегают от священника после ограбления церкви и где украденный золотой крест политый свежей кровью становится символом несмываемого греха, постановщик ставит ленту на рельсы выживания и не питает никакой веры в людей, для которых преступление становится своеобразной нормой и доходным ремеслом. Спустя пару десятков лет Риккьюто вместе со сценаристом Джермано Тарриконе ("Через тернии", "Пожиратели") отправят трех неразлучных, поклявшихся когда-то на крови грабителей, харизматичного Роберто (Джанлука Ваннуччи, "(Не)идеальные парочки", "Банда Гросси"), плотно сидящего на веществах Стефано (Майк Чимини) и красавицу с характером Арианну (Таня Бамбачи, "Управленец", сериал "В погоне за мафией") в идеальное место в глуши. Режиссерская ориентировка на крайне успешные фильмы, подобные оригинальному "Не дыши" Федерико Альвареса, позволяет не только создать не сбавляющий ни на секунду перевертыш об изнанке жизни с тайными страстями пожилого ювелира Антонио (Джузеппе Памбьери, "Римские приключения") и его эксцентричной жены Джованны (Стефания Казини, сериал "Страсти по-итальянски"), но и добавить свежий взгляд на саму философию наказания непрошенных гостей. Очевидно, что Риккьюто формально поддерживает каркас знакомого концепта, план персонажа Ваннуччи и его подельников по проникновению в уединенный дом в лесу и выходу из него терпит не просто неудачу: неожиданно старик отбрасывает в сторону дряхлость и брюзжание на сына, навязывает свои правила игры и выходит на тропу войны с гангстерами. Постановщик без лишних эмоций встает на сторону мнимой правды, когда показывает героя Памбьери наблюдающим с нескрываемым удовольствием и интересом энтомолога за запертой подобно паукам в банке жадной до сокровищ троицей. Поэтому "Не дыши: Игра на выживание" проводит условную черту добра между опытными рецидивистами и слабым на вид старцем, который в каждом акте будет поставщиком главных секретов для зрителей, отстаивая право как на неприкосновенность жилища, так и на новый кристально чистый взгляд на искоренение преступности. Не удивительно, в "Не дыши: Игра на выживание" Риккьюто, замкнутом по большей части внутри одной локации, реализуется также и установка на особое место для причинения боли, характерная для классических "Людей под лестницей" Уэса Крэйвена, когда, переступая порог дома, преступники оказываются по другую сторону ужаса и ловят на себе ненасытные взгляды всех скелетов из хозяйских шкафов. Однако, по сравнению с работами Крэйвена и Альвареса, постановщик не склоняется только к сатире относительно мнимой уединенности в загородной жизни. За деликатной историей на поверхности и в итоге выглядящей разяще-простой сюжетной линией Риккьюто сталкивает чудовищ абсолютно разных мастей и абсолютно разного калибра, для которых человечность - скорее ненужный атавизм, придаток в сознании существ, запутавшихся в собственной идентичности. Далеко не случайно авторы нарратива благоразумно отгораживаются картами психиатрической лечебницы на каждого из персонажей, с одной стороны, уходя в область обманчивого смущения в духе "Дракулы 3D" Дарио Ардженто, а с другой - порождая на глазах у зрителей отвратительных монстров из вполне благообразных пенсионеров. Горизонт проекта Риккьюто, несмотря на его замкнутость и камерность, тем не менее, оказывается максимально широким, режиссерский нигилизм стравливает между собой Стефано, Роберто и Арианну, формируя порочный треугольник из измены, лжи и желания отмежеваться и выживать индивидуально. Многолетняя дружба этих троих трещит, стреляет насмерть и дает повод для странной перспективы при погружении в третий акт, когда каждая ступенька подземного хода становится еще одним гвоздем в крышку будущего гроба для пока еще оставшихся в живых. Симпатии к характерам Памбьери и Казини по мере продвижения сюжета сменяются странной смесью липкого отвращения и шоком от хитроумной загадки Риккьюто, который при помощи многочисленных голландских углов камеры оператора Франческо Коллинелли ("Шоу ужасов Убальдо Терцани") выпускает наружу все пары психически неустойчивой атмосферы. Насилие от первого, второго и третьего лица становится нормой в происходящих событиях, особенно когда приемный сын Джулио (Андреа Порти) совершает еще один неожиданный кровавый кульбит и становится важным воплощением проблемы отцов и детей для загородных психопатов. В определенном смысле "Не дыши: Игра на выживание" Винченцо Риккьюто моделирует карму преступников, когда показывает их человеческую уязвимость и хрупкость их секретов. Также постановщик склоняется к поиску морального комментария, когда смешивает многочисленные клише из триллеров о домашнем вторжении и выплавляет на выходе крайне сложно предсказуемый финал с надеждой на слабо отражающиеся в искусственных глазах героини Бамбачи отблески добра. Отчасти работа Риккьюто находится в поиске новых решений по части драматургии фильмов ужасов, повторяя в рамках проекта путь классической серии студии Hammer и исследуя еще раз границы натурализма под сентиментальную ретро-музыку, отчасти лента подпитывается от самой себя зловещими помещениями и грязными пространствами. Свежий взгляд режиссера на семью садистов еще не позволяет согласиться с тем, что все счастливые семьи похожи друг на друга, монстры без берегов и без тормозов в исполнении Джузеппе Памбьери и Стефании Казини надолго застревают в памяти и оставляют максимум впечатлений от сказки, где нет хватило места по-настоящему положительным персонажам. Само собой, лента Риккьюто становится изобретательным представителем тренда в хоррорах, которая подобно недавнему "Поворот не туда. Дом зла" Рюхэя Китамура дает в кадре преступникам намного большее по сравнению с тем, на что они могли, наивные, рассчитывать. Поэтому "Не дыши: Игра на выживание" не стремится удивлять зрителей границами личной безопасности престарелых перфекционистов, одержимых целостностью личного пространства, а предлагает жуткую игру без четких правил, где маски будут меняться с необходимой частотой, а пролитая кровь, возможно, станет намеком на то, что многие вещи в жизни лучше рассматривать при помощи магических кристаллов как безопасные для мозга иллюзии и миражи.