Сверхъестественный триллер 2022 года "Кошмар" норвежского режиссера и сценариста Хьерсти Расмуссен ("Туннель: Опасно для жизни", "Темный лес 2") смотрит онлайн на расстройства сна у молодой женщины, вызванные присутствием демонических сил, и находит тонкие психологические объяснения для движения вниз по спирали беспокойства и одержимости. Постановщица крайне точно размещает в фокусе своей ленты молодую пару из Моны (Эйли Харбоэ, "Эспен в поисках Золотого замка", "Тельма") и Робби (Герман Тёммерос, "Астрал: Потомство", сериал "Стыд"), которые живут вместе вне брака уже пять лет и скопили денег на небольшую квартиру в центре города Бергена. Акценты относительно странности приобретенного жилья Расмуссен расставляет практически сразу же: предположительно предыдущий владелец квартиры умер среди захламленного лабиринта комнат, оставив новым владельцам лишь необходимость капитального ремонта и нацарапанную надпись "Я не сплю" под обоями.
В режиссерской интерпретации за ночными кошмарами просматривается интересный конфликт между вечно занятым на хорошо оплачиваемой работе героем Тёммероса и безработной Моной до этого работавшей в детском саду, но подающей большие надежды как модельер одежды. Расмуссен буквально навешивает на персонажа Харбоэ большую ответственность за ремонт нового жилья и нагружает ее странной депрессией, которая связана с прогрессирующим у главной героини сонным параличом, усиливая состояние девушки непрекращающимся плачем младенца за стеной. Перегруженные усталостью родители малыша Сирен (Гине Тереза Грённер) и Дэвид (Пребен Ходнеланд, сериалы "Охота на ведьм" и "Магнус") у постановщицы хорошо справляются с ролью триггеров, которые вскоре заставляют Мону сомневаться в идиллическом будущем, потому что она видит все более и более странные сны, где начинается территория психологического фильма ужасов.
Погружение протагонистки в иррациональность происходящего, когда вскоре Мону начинают преследовать погружения в пугающий опыт, у Расмуссен выполняется из-за внутреннего одиночества и видений. Причем в сновидениях Моны ее правильный Робби перерождается в зловещего беса, который хочет совокуплений и потомства. Фактическая режиссерская ловушка для главной героини захлопывается вместе ее беременностью, характер Харбоэ буквально вязнет в интенсивных и жестоких снах с проявлениями лунатизма и трудностями пробуждения. Поскольку Робби у Расмуссен становится в полном смысле амбивалентным персонажем, который в реальной жизни приносит Моне разочарования и не может оказывать поддержку, а внутри ловушки снов агрессивно домогается женского тела, то девушка пытается найти утешение в компании героини Грённер с аналогичными проблемами.
Постановочные движения получают развитие и дополнительную степень смыслов, когда девушка знакомится на лекции с революционными взглядами на сон терапевта Акселя (Деннис Стурхёй, сериал "Свет жизни", "Тролль"), который может визуализировать и управлять сновидениями пациентов. Поэтому "Кошмар" опирается на зловещие события в сознании главной героини, нагнетает при помощи снов хаоса и жути и выводит ее вместе со зрителями на тревожную грань между снами и реальностью, продолжая традицию "Ребенка Розмари" Полански.
Поскольку "Кошмар" у Расмуссен является дебютом в полнометражном кино, то он опирается на такие норвежские фильмы с близкими нарративами как "Другая дверь" Поля Слетауне и "Скрытые" Пола Ойе, которые выводят кошмары из дикой природы в городские условия. Состояние сонного паралича, нашедшего яркие отражения в фольклоре разных народов, и общая нездоровость с виду премиальной локации становятся у постановщицы каналом для проникновения демонической сущности в мир ничего не подозревающих обывателей, и из-за этого лента буквально разрывается между яркими галлюцинациями персонажа Харбоэ ночью и ее поглощенным ремонтом бодрствованием. Расмуссен отнюдь не стремится напугать и мучить публику темными ритуалами, а концентрируется на более приземленных страхах Моны, на которую давят ожидания, тревоги по поводу отсутствия работы и неуверенность в себе и в Робби во время неожиданной беременности.
Проблема, которую моделирует и рассматривает режиссер, в большей степени связана с общественным давлением на протагонистку, обязанную реализовать традиционный хороший жизненный план в виде образования, нормальной работы, брака и рождения детей. Однако сомнения Моны и ее ощущения от того, что она живет не своей жизнью, создают психологическую брешь и делают ее уязвимой для сверхъестественных атак и насилия, которые одолевают хорошую девушку. Многочисленные запросы общества Расмуссен применяет в качестве того самого катализатора кошмаров и выпускает на свободу нечто ужасное из темных углов нового жилища вместе с нерожденным ребенком. Постановщица стремится как можно точнее высказаться на тему страха и давления, которое испытывают молодые женщины, когда их начинают одолевать кошмары, и делает Робби стремящимся создать семью в его патриархальном понимании с женой-домохозяйкой, а для главной героини создает ситуацию борьбы за обладание собственным телом.
На фоне этого интуитивное желание героини Харбоэ идти против общественных запросов и желание сделать собственный выбор вопреки их требованиям начинает доминировать во второй половине фильма. Тем не менее, несмотря на зрелищную визуальную выразительность оператора Оскара Дальсбаккена ("Роман", "Пещера") и превосходный звуковой дизайн с назойливым жужжанием время от времени характерных мух за кадром, лента Расмуссен в некоторых моментах отказывается от серьезности и превращается в аттракцион хоррора, напоминающий ключевые фильмы жанра из 80-х. Конечно, не только ретро в виде "Кошмара на улице Вязов" или современные "Очень странные дела" вдохновляли режиссера, но и еще модернизированный "Ребенок Розмари" Агнешки Холланд. Не будет преувеличением, если сказать, что в третьем акте точка зрения на беременность у постановщицы немного провисает, однако общая установка о том, что даже небольшая агрессия может превратиться позже большую опасность надежно работает до самой кульминации и удивляет кругом смертей в отсутствии хэппи-энда. Поэтому для фильма "Кошмар" важно в итоге показывать яркость хоррора с женским лицом и с социальным газлайтингом и играть с идеей проникновения в тайну вторжения в реальность чего-то за гранью разума.
5
,1
2022, Ужасы
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сверхъестественный триллер 2022 года "Кошмар" норвежского режиссера и сценариста Хьерсти Расмуссен ("Туннель: Опасно для жизни", "Темный лес 2") смотрит онлайн на расстройства сна у молодой женщины, вызванные присутствием демонических сил, и находит тонкие психологические объяснения для движения вниз по спирали беспокойства и одержимости. Постановщица крайне точно размещает в фокусе своей ленты молодую пару из Моны (Эйли Харбоэ, "Эспен в поисках Золотого замка", "Тельма") и Робби (Герман Тёммерос, "Астрал: Потомство", сериал "Стыд"), которые живут вместе вне брака уже пять лет и скопили денег на небольшую квартиру в центре города Бергена. Акценты относительно странности приобретенного жилья Расмуссен расставляет практически сразу же: предположительно предыдущий владелец квартиры умер среди захламленного лабиринта комнат, оставив новым владельцам лишь необходимость капитального ремонта и нацарапанную надпись "Я не сплю" под обоями. В режиссерской интерпретации за ночными кошмарами просматривается интересный конфликт между вечно занятым на хорошо оплачиваемой работе героем Тёммероса и безработной Моной до этого работавшей в детском саду, но подающей большие надежды как модельер одежды. Расмуссен буквально навешивает на персонажа Харбоэ большую ответственность за ремонт нового жилья и нагружает ее странной депрессией, которая связана с прогрессирующим у главной героини сонным параличом, усиливая состояние девушки непрекращающимся плачем младенца за стеной. Перегруженные усталостью родители малыша Сирен (Гине Тереза Грённер) и Дэвид (Пребен Ходнеланд, сериалы "Охота на ведьм" и "Магнус") у постановщицы хорошо справляются с ролью триггеров, которые вскоре заставляют Мону сомневаться в идиллическом будущем, потому что она видит все более и более странные сны, где начинается территория психологического фильма ужасов. Погружение протагонистки в иррациональность происходящего, когда вскоре Мону начинают преследовать погружения в пугающий опыт, у Расмуссен выполняется из-за внутреннего одиночества и видений. Причем в сновидениях Моны ее правильный Робби перерождается в зловещего беса, который хочет совокуплений и потомства. Фактическая режиссерская ловушка для главной героини захлопывается вместе ее беременностью, характер Харбоэ буквально вязнет в интенсивных и жестоких снах с проявлениями лунатизма и трудностями пробуждения. Поскольку Робби у Расмуссен становится в полном смысле амбивалентным персонажем, который в реальной жизни приносит Моне разочарования и не может оказывать поддержку, а внутри ловушки снов агрессивно домогается женского тела, то девушка пытается найти утешение в компании героини Грённер с аналогичными проблемами. Постановочные движения получают развитие и дополнительную степень смыслов, когда девушка знакомится на лекции с революционными взглядами на сон терапевта Акселя (Деннис Стурхёй, сериал "Свет жизни", "Тролль"), который может визуализировать и управлять сновидениями пациентов. Поэтому "Кошмар" опирается на зловещие события в сознании главной героини, нагнетает при помощи снов хаоса и жути и выводит ее вместе со зрителями на тревожную грань между снами и реальностью, продолжая традицию "Ребенка Розмари" Полански. Поскольку "Кошмар" у Расмуссен является дебютом в полнометражном кино, то он опирается на такие норвежские фильмы с близкими нарративами как "Другая дверь" Поля Слетауне и "Скрытые" Пола Ойе, которые выводят кошмары из дикой природы в городские условия. Состояние сонного паралича, нашедшего яркие отражения в фольклоре разных народов, и общая нездоровость с виду премиальной локации становятся у постановщицы каналом для проникновения демонической сущности в мир ничего не подозревающих обывателей, и из-за этого лента буквально разрывается между яркими галлюцинациями персонажа Харбоэ ночью и ее поглощенным ремонтом бодрствованием. Расмуссен отнюдь не стремится напугать и мучить публику темными ритуалами, а концентрируется на более приземленных страхах Моны, на которую давят ожидания, тревоги по поводу отсутствия работы и неуверенность в себе и в Робби во время неожиданной беременности. Проблема, которую моделирует и рассматривает режиссер, в большей степени связана с общественным давлением на протагонистку, обязанную реализовать традиционный хороший жизненный план в виде образования, нормальной работы, брака и рождения детей. Однако сомнения Моны и ее ощущения от того, что она живет не своей жизнью, создают психологическую брешь и делают ее уязвимой для сверхъестественных атак и насилия, которые одолевают хорошую девушку. Многочисленные запросы общества Расмуссен применяет в качестве того самого катализатора кошмаров и выпускает на свободу нечто ужасное из темных углов нового жилища вместе с нерожденным ребенком. Постановщица стремится как можно точнее высказаться на тему страха и давления, которое испытывают молодые женщины, когда их начинают одолевать кошмары, и делает Робби стремящимся создать семью в его патриархальном понимании с женой-домохозяйкой, а для главной героини создает ситуацию борьбы за обладание собственным телом. На фоне этого интуитивное желание героини Харбоэ идти против общественных запросов и желание сделать собственный выбор вопреки их требованиям начинает доминировать во второй половине фильма. Тем не менее, несмотря на зрелищную визуальную выразительность оператора Оскара Дальсбаккена ("Роман", "Пещера") и превосходный звуковой дизайн с назойливым жужжанием время от времени характерных мух за кадром, лента Расмуссен в некоторых моментах отказывается от серьезности и превращается в аттракцион хоррора, напоминающий ключевые фильмы жанра из 80-х. Конечно, не только ретро в виде "Кошмара на улице Вязов" или современные "Очень странные дела" вдохновляли режиссера, но и еще модернизированный "Ребенок Розмари" Агнешки Холланд. Не будет преувеличением, если сказать, что в третьем акте точка зрения на беременность у постановщицы немного провисает, однако общая установка о том, что даже небольшая агрессия может превратиться позже большую опасность надежно работает до самой кульминации и удивляет кругом смертей в отсутствии хэппи-энда. Поэтому для фильма "Кошмар" важно в итоге показывать яркость хоррора с женским лицом и с социальным газлайтингом и играть с идеей проникновения в тайну вторжения в реальность чего-то за гранью разума.