Посмотрев «Джона Уика 4», Том Йоргенсен (обозреватель сайта IGN) объявил картину лучшим боевиком десятилетия. Суждение может показаться поспешным (1), зато с другим утверждением – о том, что новой главе удалось заткнуть за пояс предшествующие – особо не поспоришь. И есть ещё одна лестная для создателей параллель. В своё время «Смертельное оружие 4» /1998/, хотя и обошлось в производстве сильно дороже, чем три предыдущие ленты, вместе взятые, не продолжило обнадёживающую тенденцию – не превзошло второй сиквел по величине общемировых кассовых сборов. «Крепкий орешек» /1988/ оставался в данном отношении эталоном, «споткнувшись» лишь на пятой части. Но достижение Чада Стахелски всё равно впечатляет сильнее! Да и дело не только в коммерческой составляющей, пусть выручка росла поразительными темпами, достигнув отметки в $432,4 млн. (при производственном бюджете $100 млн.). Ажиотаж тех же заокеанских зрителей куда как красноречиво свидетельствует о том, какой интересный – будоражащий массы – образ удалось придумать Дереку Колстаду и воплотить Киану Ривзу.
Забавно, что изначально предполагалось организовать премьеру в один день (!) с «Матрицей: Воскрешением» /2021/, однако идея возродить давние медиафраншизы с участием «звезды» – помимо детища Вачовски имеется в виду фантастическая комедия «Билл и Тед снова в седле» /2020/ – оправдалась не вполне. Словно сама жизнь подсказала актёру: негоже гоняться за призраками прошлого. Даже оставаясь верным себе (в том числе – произнося коронную реплику с неповторимой, моментально узнаваемой интонацией: «Yeah…»), даже продолжая чтить память о близких, почивших вечным сном, индивид обязан чутко прислушиваться к текущему моменту – и молниеносно реагировать на вызовы, подбрасываемые окружающей действительностью. Теперь-то Уик сразу берёт быка за рога – и отправляется на охоту за теми, у кого прежде искал избавления и кому приносил клятву, отхватив себе в знак верности палец. Никто не сомневался, что попытка перехитрить разветвлённую организацию (точнее, конгломерат множества ОПГ, объединившихся на основе сложного свода правил) не удастся – что расплачиваться придётся всякому, кто оказался прямо или косвенно замешан в обмане. Но вдруг существует лазейка?..
Режиссёр не скрывал определённого разочарования первой, черновой версией, продолжительность которой превысила три с половиной часа. Вместе с тем и в варианте, выпущенном на киноэкраны (с более щадящим хронометражем в 169 минут), не только ощутимо желание подробно поведать обо всех, с кем Джону пришлось волей судеб пересечься, но и местами – чувствуется эпическое дыхание. Неслучайно же Чад и кинодраматурги засылают своего героя в тот же самый, неописуемо живописный регион, где гарцевал Лоуренс Аравийский. Ранее (особенно в двух первых главах) плотность перестрелок вперемежку с рукопашными поединками на единицу экранного времени была настолько высокой, что порой это утомляло. На сей раз Чаду (и, конечно же, монтажёру Натану Орлоффу) удалось выдержать близкий к идеальному баланс, чередуя динамичные эпизоды с подчёркнуто статичными сценами, когда действующие лица пускаются в рассуждения на философские и морально-этические темы, от которых зависит их будущее. Естественно, не обходится без саспенса, причём с вкраплениями юмора (по заветам великого Альфреда Хичкока). Вспомним хотя бы Киллу Харкана, в облачении которого решительно не узнать поджарого, всегда собранного Скотта Эдкинса…
Ничего не поделаешь, миром правят непреложные законы. Правила, как любят напоминать друг другу представители криминальных кругов, отделяют людей от животных, а если говорить прямо – удерживают двуногих хищников в каких-никаких рамках приличия, не позволяют опуститься до уровня волчьей стаи. Ограничения, впрочем, не касаются тех, кому официально присваивают статус «excommunicado» (что-то вроде отлучённого от церкви). Парадокс человеческой натуры заключается в том, что даже представителю вольного племени русских цыган («русска рома»), выходцу из Белоруссии, невозможно оставаться в гордом одиночестве – вне общества в целом и без сородичей в частности. Урождённому Джордани Йовановичу хочешь не хочешь придётся встать на защиту чести семьи – иначе не привести в исполнение хитроумный план, предложенный мудрым Уинстоном Скоттом. Но есть ещё один неустранимый фактор – наличие жёстких причинно-следственных связей. Ни у кого из окружения Джона (как соратников, так и противников) нет никаких иллюзий по поводу возможности избежать последствий совершённых проступков… Хуже того, каждая загубленная душа подталкивает грешника к краю пропасти.
Зловеще-издевательская физиономия Пеннивайза, наверное, будет ещё долго мерещиться, кого бы Билл Скарсгард ни изображал, но как раз маркизу Венсану де Грамону толика инфернальности – к лицу. Ещё уместнее присутствие Донни Йена, хотя кумир откровенно шёл на риск, согласившись второй раз (после партии Чиррута Имве в «Изгое-один. Звёздных войнах: Историях» /2016/) сыграть незрячего мастера боевых искусств. И, безусловно, убедителен актёр-ветеран Иэн МакШейн в образе Уинстона, хранителя того самого порядка, что отделяет закулисный мир от скатывания в тотальный хаос. И всё-таки главной остаётся метаморфоза образа мистера Уика, на которого объявил охоту, кажется, весь свет. Стахелски обожает насыщать повествование отсылками к разным фильмам и кинематографистам (вплоть до… Тарковского!), но, пожалуй, ещё не был столь настойчивым в цитировании, как в случае с «Воинами» /1979/. Джон очутился примерно в такой же незавидной ситуации, как банда юных ньюйоркцев, пробивавшихся на родной Кони-Айленд, причём недругов вновь натравливает радиодиджей. Наконец, нельзя не отметить известную смелость авторов, подведших к выводу, что у наёмного убийцы, умертвившего сотни человек, рано или поздно тоже не получится избежать последствий.
_______
1 – К тому же, не очень понятно, какое десятилетие имеется в виду: ещё не завершившиеся двадцатые годы или период с 2013-го по настоящий момент.
8
,1
2023, США, Боевики
162 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Посмотрев «Джона Уика 4», Том Йоргенсен (обозреватель сайта IGN) объявил картину лучшим боевиком десятилетия. Суждение может показаться поспешным (1), зато с другим утверждением – о том, что новой главе удалось заткнуть за пояс предшествующие – особо не поспоришь. И есть ещё одна лестная для создателей параллель. В своё время «Смертельное оружие 4» /1998/, хотя и обошлось в производстве сильно дороже, чем три предыдущие ленты, вместе взятые, не продолжило обнадёживающую тенденцию – не превзошло второй сиквел по величине общемировых кассовых сборов. «Крепкий орешек» /1988/ оставался в данном отношении эталоном, «споткнувшись» лишь на пятой части. Но достижение Чада Стахелски всё равно впечатляет сильнее! Да и дело не только в коммерческой составляющей, пусть выручка росла поразительными темпами, достигнув отметки в $432,4 млн. (при производственном бюджете $100 млн.). Ажиотаж тех же заокеанских зрителей куда как красноречиво свидетельствует о том, какой интересный – будоражащий массы – образ удалось придумать Дереку Колстаду и воплотить Киану Ривзу. Забавно, что изначально предполагалось организовать премьеру в один день (!) с «Матрицей: Воскрешением» /2021/, однако идея возродить давние медиафраншизы с участием «звезды» – помимо детища Вачовски имеется в виду фантастическая комедия «Билл и Тед снова в седле» /2020/ – оправдалась не вполне. Словно сама жизнь подсказала актёру: негоже гоняться за призраками прошлого. Даже оставаясь верным себе (в том числе – произнося коронную реплику с неповторимой, моментально узнаваемой интонацией: «Yeah…»), даже продолжая чтить память о близких, почивших вечным сном, индивид обязан чутко прислушиваться к текущему моменту – и молниеносно реагировать на вызовы, подбрасываемые окружающей действительностью. Теперь-то Уик сразу берёт быка за рога – и отправляется на охоту за теми, у кого прежде искал избавления и кому приносил клятву, отхватив себе в знак верности палец. Никто не сомневался, что попытка перехитрить разветвлённую организацию (точнее, конгломерат множества ОПГ, объединившихся на основе сложного свода правил) не удастся – что расплачиваться придётся всякому, кто оказался прямо или косвенно замешан в обмане. Но вдруг существует лазейка?.. Режиссёр не скрывал определённого разочарования первой, черновой версией, продолжительность которой превысила три с половиной часа. Вместе с тем и в варианте, выпущенном на киноэкраны (с более щадящим хронометражем в 169 минут), не только ощутимо желание подробно поведать обо всех, с кем Джону пришлось волей судеб пересечься, но и местами – чувствуется эпическое дыхание. Неслучайно же Чад и кинодраматурги засылают своего героя в тот же самый, неописуемо живописный регион, где гарцевал Лоуренс Аравийский. Ранее (особенно в двух первых главах) плотность перестрелок вперемежку с рукопашными поединками на единицу экранного времени была настолько высокой, что порой это утомляло. На сей раз Чаду (и, конечно же, монтажёру Натану Орлоффу) удалось выдержать близкий к идеальному баланс, чередуя динамичные эпизоды с подчёркнуто статичными сценами, когда действующие лица пускаются в рассуждения на философские и морально-этические темы, от которых зависит их будущее. Естественно, не обходится без саспенса, причём с вкраплениями юмора (по заветам великого Альфреда Хичкока). Вспомним хотя бы Киллу Харкана, в облачении которого решительно не узнать поджарого, всегда собранного Скотта Эдкинса… Ничего не поделаешь, миром правят непреложные законы. Правила, как любят напоминать друг другу представители криминальных кругов, отделяют людей от животных, а если говорить прямо – удерживают двуногих хищников в каких-никаких рамках приличия, не позволяют опуститься до уровня волчьей стаи. Ограничения, впрочем, не касаются тех, кому официально присваивают статус «excommunicado» (что-то вроде отлучённого от церкви). Парадокс человеческой натуры заключается в том, что даже представителю вольного племени русских цыган («русска рома»), выходцу из Белоруссии, невозможно оставаться в гордом одиночестве – вне общества в целом и без сородичей в частности. Урождённому Джордани Йовановичу хочешь не хочешь придётся встать на защиту чести семьи – иначе не привести в исполнение хитроумный план, предложенный мудрым Уинстоном Скоттом. Но есть ещё один неустранимый фактор – наличие жёстких причинно-следственных связей. Ни у кого из окружения Джона (как соратников, так и противников) нет никаких иллюзий по поводу возможности избежать последствий совершённых проступков… Хуже того, каждая загубленная душа подталкивает грешника к краю пропасти. Зловеще-издевательская физиономия Пеннивайза, наверное, будет ещё долго мерещиться, кого бы Билл Скарсгард ни изображал, но как раз маркизу Венсану де Грамону толика инфернальности – к лицу. Ещё уместнее присутствие Донни Йена, хотя кумир откровенно шёл на риск, согласившись второй раз (после партии Чиррута Имве в «Изгое-один. Звёздных войнах: Историях» /2016/) сыграть незрячего мастера боевых искусств. И, безусловно, убедителен актёр-ветеран Иэн МакШейн в образе Уинстона, хранителя того самого порядка, что отделяет закулисный мир от скатывания в тотальный хаос. И всё-таки главной остаётся метаморфоза образа мистера Уика, на которого объявил охоту, кажется, весь свет. Стахелски обожает насыщать повествование отсылками к разным фильмам и кинематографистам (вплоть до… Тарковского!), но, пожалуй, ещё не был столь настойчивым в цитировании, как в случае с «Воинами» /1979/. Джон очутился примерно в такой же незавидной ситуации, как банда юных ньюйоркцев, пробивавшихся на родной Кони-Айленд, причём недругов вновь натравливает радиодиджей. Наконец, нельзя не отметить известную смелость авторов, подведших к выводу, что у наёмного убийцы, умертвившего сотни человек, рано или поздно тоже не получится избежать последствий. _______ 1 – К тому же, не очень понятно, какое десятилетие имеется в виду: ещё не завершившиеся двадцатые годы или период с 2013-го по настоящий момент.