Шпионская комедия «Ресторан господина Септима» вышла в 1966 году, на самом пике феноменальной славы Луи де Фюнеса и поначалу она смотрится как свежее прочтение уже знакомых по «Фантомасу», «Разине» и «Жандарму из Сен-Тропе» образов. Великий французский комик легко перевоплощался из комиссара полиции в главаря мафии, а из бандита в жандарма и никогда не утрачивал привычки к сумасбродному деспотизму. Он слишком привык быть главным, самым умным, проницательным и хитрым, даже если эта самоуверенность раз за разом делает из него круглого идиота. Вот и в «Ресторане…» маленький король Луи фирменными ужимками, колкими репликами, шлепками и прытью наводит порядок на введенной территории. Сходства с предыдущими работами мастера в кино добавляют и те же актёры, задействованные для массовки, однако имеется и одна существенная разница между «кулинарным» бурлеском и прежними хитами Де Фюнеса. Дело в том, что с этой картины мсье Луи фактически совместил в своём лице обязанности не только главной звезды, но также автора идеи, продюсера и специалиста по кастингу.
По признанию гения гротескного жанра, фабулу фильма о похищении президента другой страны прямо из-за стола элитного ресторана ему подсказала сама жизнь, а точнее опыт работы джазовым пианистом ещё на заре творческой деятельности. Всенародная любовь и почёт пришли уже к зрелому 50-летнему актёру, а по молодости ему приходилось играть на клавишах ночи напролёт, наблюдая капризы и странности не одного нувориша. Обретя громкое имя, авторитет и обширные возможности, Де Фюнес вернулся к своей задумке – показать убранство и распорядок жизни помпезного заведения, хозяин которого царь, бог и редкостный самодур, не лишённый, впрочем, и некоторой самокритики. В перерывах между выволочками официантам (успешно) и поварам (провалено) мсье Септим глядится в зеркало и грустно признаёт, что он трус. Однако какой же трус не мечтает стать героем?! Де Фюнес предоставляет такой шанс своему Септиму, когда вынос главного десерта в честь лидера чужого государства оборачивается скандалом международного масштаба и требует очистки репутации.
Затевая ленту для себя любимого, хитрец актёр не собирался делиться успехом, в его кино и вся вторая половина – с погонями, автомобильными трюками и полётами среди Альп – служит для подчёркивания собственной исключительности. В этом фильме даже звучное имя Септим придумано не просто так, а отсылает к римскому императору Септимию Северу, правившего Вечным городом на стыке II-III веков н.э. Так что уж чем-чем, а скромностью идеолог ленты не страдал. Для верности Де Фюнес пристроил в соавторы сценария Жана Алена – пасынка легендарного Андре Юнебеля, создателя «Фантомаса», а на режиссёрский пост мсье Луи протащил малоопытного Жака Бенара. Подстраховался на совесть, однако эта эгоцентричность пошла на пользу делу не до конца. Если все сцены в ресторане зашли на ура, а эпизод, в котором на Септима падает тень таким образом, что делает хозяина заведения похожим на Гитлера – украшение картины, то приключенческая часть выглядит как бюджетная пародия на бондиану. Сколь бы ни был велик Де Фюнес, но экшен-герой из него посредственный, хотя каскадёрская работа и проделана на совесть, да и сюжетное обоснование творящегося бедлама на месте. Просто актёр слишком многое хотел охватить в своей постановке, а крепкого режиссёра с необходимым опытом за плечами не было.
Комедийное соло бодро звучит и смотрится на протяжении всех полутора часов, но Де Фюнес не просто совмещал ипостаси всесильного деспота и малодушного гордеца. В сцене допроса, который проштрафившемуся ресторатору устраивает грозный комиссар, словно мимоходом проскакивает истинная сущность актёра. Не секрет, что Луи де Фюнес в жизни был очень сложным, суровым человеком, не дававшим спуску даже близким, но эта требовательность есть лишь обратная связь фанатичного перфекционизма, стремления к некоему абсолютному идеалу, чья недостижимость только распаляет одержимый разум. Да, «Ресторан господина Септима» не лучшее кино с главным французским комиком 60-х, он уступает не только трём частям «Фантомаса» и шести – «Жандармам». «Большая прогулка», «Разиня», «Джо» – тоже посильнее, но для первого опыта единоначалия вышло очень неплохо. Помимо того, что Де Фюнес реализовал идею юности, он ещё и прикипел к изысканности шарма ресторанной комедии. Десятью годами позже мсье Луи точно так же инициирует создание сатирической картины «Крылышко или ножка», где пойдёт уже значительно дальше лёгоньких гэгов и самоиронии. Первый опыт продюсирования пошёл точно в кассу, да и в отрыве от всех нюансов производства и закрытия личных гештальтов это веселая, беззаботная комедия с тем самым Парижем, что именуется городом мечты.
8
,0
1966, Комедии
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Шпионская комедия «Ресторан господина Септима» вышла в 1966 году, на самом пике феноменальной славы Луи де Фюнеса и поначалу она смотрится как свежее прочтение уже знакомых по «Фантомасу», «Разине» и «Жандарму из Сен-Тропе» образов. Великий французский комик легко перевоплощался из комиссара полиции в главаря мафии, а из бандита в жандарма и никогда не утрачивал привычки к сумасбродному деспотизму. Он слишком привык быть главным, самым умным, проницательным и хитрым, даже если эта самоуверенность раз за разом делает из него круглого идиота. Вот и в «Ресторане…» маленький король Луи фирменными ужимками, колкими репликами, шлепками и прытью наводит порядок на введенной территории. Сходства с предыдущими работами мастера в кино добавляют и те же актёры, задействованные для массовки, однако имеется и одна существенная разница между «кулинарным» бурлеском и прежними хитами Де Фюнеса. Дело в том, что с этой картины мсье Луи фактически совместил в своём лице обязанности не только главной звезды, но также автора идеи, продюсера и специалиста по кастингу. По признанию гения гротескного жанра, фабулу фильма о похищении президента другой страны прямо из-за стола элитного ресторана ему подсказала сама жизнь, а точнее опыт работы джазовым пианистом ещё на заре творческой деятельности. Всенародная любовь и почёт пришли уже к зрелому 50-летнему актёру, а по молодости ему приходилось играть на клавишах ночи напролёт, наблюдая капризы и странности не одного нувориша. Обретя громкое имя, авторитет и обширные возможности, Де Фюнес вернулся к своей задумке – показать убранство и распорядок жизни помпезного заведения, хозяин которого царь, бог и редкостный самодур, не лишённый, впрочем, и некоторой самокритики. В перерывах между выволочками официантам (успешно) и поварам (провалено) мсье Септим глядится в зеркало и грустно признаёт, что он трус. Однако какой же трус не мечтает стать героем?! Де Фюнес предоставляет такой шанс своему Септиму, когда вынос главного десерта в честь лидера чужого государства оборачивается скандалом международного масштаба и требует очистки репутации. Затевая ленту для себя любимого, хитрец актёр не собирался делиться успехом, в его кино и вся вторая половина – с погонями, автомобильными трюками и полётами среди Альп – служит для подчёркивания собственной исключительности. В этом фильме даже звучное имя Септим придумано не просто так, а отсылает к римскому императору Септимию Северу, правившего Вечным городом на стыке II-III веков н.э. Так что уж чем-чем, а скромностью идеолог ленты не страдал. Для верности Де Фюнес пристроил в соавторы сценария Жана Алена – пасынка легендарного Андре Юнебеля, создателя «Фантомаса», а на режиссёрский пост мсье Луи протащил малоопытного Жака Бенара. Подстраховался на совесть, однако эта эгоцентричность пошла на пользу делу не до конца. Если все сцены в ресторане зашли на ура, а эпизод, в котором на Септима падает тень таким образом, что делает хозяина заведения похожим на Гитлера – украшение картины, то приключенческая часть выглядит как бюджетная пародия на бондиану. Сколь бы ни был велик Де Фюнес, но экшен-герой из него посредственный, хотя каскадёрская работа и проделана на совесть, да и сюжетное обоснование творящегося бедлама на месте. Просто актёр слишком многое хотел охватить в своей постановке, а крепкого режиссёра с необходимым опытом за плечами не было. Комедийное соло бодро звучит и смотрится на протяжении всех полутора часов, но Де Фюнес не просто совмещал ипостаси всесильного деспота и малодушного гордеца. В сцене допроса, который проштрафившемуся ресторатору устраивает грозный комиссар, словно мимоходом проскакивает истинная сущность актёра. Не секрет, что Луи де Фюнес в жизни был очень сложным, суровым человеком, не дававшим спуску даже близким, но эта требовательность есть лишь обратная связь фанатичного перфекционизма, стремления к некоему абсолютному идеалу, чья недостижимость только распаляет одержимый разум. Да, «Ресторан господина Септима» не лучшее кино с главным французским комиком 60-х, он уступает не только трём частям «Фантомаса» и шести – «Жандармам». «Большая прогулка», «Разиня», «Джо» – тоже посильнее, но для первого опыта единоначалия вышло очень неплохо. Помимо того, что Де Фюнес реализовал идею юности, он ещё и прикипел к изысканности шарма ресторанной комедии. Десятью годами позже мсье Луи точно так же инициирует создание сатирической картины «Крылышко или ножка», где пойдёт уже значительно дальше лёгоньких гэгов и самоиронии. Первый опыт продюсирования пошёл точно в кассу, да и в отрыве от всех нюансов производства и закрытия личных гештальтов это веселая, беззаботная комедия с тем самым Парижем, что именуется городом мечты.