Не иначе как в предвкушении скорого просмотра блокбастера «Луна» южнокорейские чиновники выступили минувшей весной с громким заявлением о выделении на национальную космическую программу $674 млн., ставших рекордными затратами (в частности, резко превысивших расходы прошлого года). А ещё раньше было озвучено решение основать фонд поддержки профильных стартапов на поистине астрономическую сумму – $39 млрд.! Впрочем, справедливости ради следует уточнить, что замысел фильма родился у режиссёра-сценариста задолго до этого – в июне 2018-го, когда страна не только отставала от России, США, КНР, но даже в отношении КНДР находилась в состоянии догоняющей. Можно, конечно, иронизировать по поводу того, что «Салют-7» /2017/ и «Человек на Луне» /2018/ проходят по разряду исторических лент, а Киму Ён Хва пришлось обратиться к научной фантастике (1). К тому же, создатели не рискнули выдвигать смелые предположения в том духе, что к концу десятилетия обретут полную научно-технологическую независимость – что сумеют организовать успешную высадку астронавта на поверхность спутника Земли самостоятельно, совсем без участия других держав. И тем не менее…
Странно, что в самой Республике Корея «Луна» не вызвала ажиотажа у публики, заняв в премьерный уикенд скромное четвёртое место. На текущий момент международные кассовые сборы составляют порядка $5 млн., что в сочетании с солидным производственным бюджетом (₩28 млрд., то есть минимум в пять раз больше) стало худшим показателем для кинематографиста за всю его долгую и без преувеличения блестящую карьеру. А ведь фильм ещё до выпуска на экраны приобрели дистрибьюторы из 155 государств мира! Не помогло даже ангажирование То Гёнсу, или просто D.O., популярного артиста и певца (из бойбэнда Exo), чьего возвращения из армии с нетерпением ждали поклонники и особенно поклонницы. И уж точно причины не стоит искать в развлекательном аспекте. Кадры аварии космического корабля, приведшей к внезапной гибели двух членов экипажа, прилунения модуля и поездки на вездеходе, наконец, метеоритного дождя, напоминающего интенсивный артобстрел, искренне впечатляют. Не устаёт Ким Ён Хва и подбрасывать своему герою препятствия одно опаснее другого. Хван Сён Ву – из тех, кто готов бороться до последнего, невзирая на гибель старших товарищей и почти безвыходное положение. Человеку, не отчаивающемуся в любых обстоятельствах, демонстрирующему выдержку и смекалку, сложно не сопереживать. Тут дело в ином.
Кому-то из российских зрителей наверняка не очень понравится наблюдать за вымышленными подвигами иноземца на орбите и на поверхности ближайшего к Земле массивного небесного тела – в свете недавних новостей о потере автоматической станции «Луна-25». Соотечественники создателей же, вероятно, негативно отреагировали на преклонение перед Соединёнными Штатами, нет-нет да и прорывающееся по мере развития перипетий. Полбеды, что прототипом Хвана выступил американец корейского происхождения Джонни Ким, действительно нёсший службу в SEALs и сравнительно недавно отобранный в команду заокеанских астронавтов. Но неужели настолько необходимой казалась сюжетная линия с зависимостью от помощи со стороны НАСА, где видный пост заняла покинувшая родину Юн Мун Ён? К тому же, высокий пафос не срабатывает в должной мере по той причине, что величайшим достижением нации декларируется взятие вершин, однажды уже покорённых (если верить официальной версии, разумеется) человечеством.
В этом есть свой резон – и всё-таки «Луна» производит благоприятное впечатление не только из-за достойного зрелищного уровня. Обращает на себя внимание, что в обоснование прорывной миссии обществу оглашают не какие-то «абстрактные» идеалы (вроде веры в науку и прогресс), а строго утилитарные моменты. Разведать обширные запасы гелия-3, обещающего стать неисчерпаемым источником энергии, и закрепить права на спутник Земли – вот чем руководствуется правительство, представляемое в центре управления полётами министром-бюрократом. Ким Ён Хва ненавязчиво, но однозначно подводит к мысли, что такая установка и послужила (если не прямо, то – косвенно) причиной обрушившихся на экипаж несчастий. Не нужны никакие интриги могущественных транснациональных корпораций (типа Weyland-Yutani Corporation из классического цикла, начатого «Чужим» /1979/), поскольку политическая элита страны сама действует в парадигме госкапитализма. Торжественно озвученное президентом под занавес решение отступиться от первоначальных экспансионистских планов и признать Луну (территории, ресурсы, добытые знания) достоянием мировой цивилизации, быть может, грозит показаться наивной, но представляется достаточно искренней и важной для авторов.
Впрочем, определённую глубину фильму придаёт не столько идеологическая, сколько психологическая составляющая, причём связанная не с Хваном, а преимущественно – с Кимом Чжэ Гуком. Мотивация астронавта не поражает новизной; по горькой иронии судьбы, отец самого Джонни погиб при иных, пусть не менее трагических, обстоятельствах (застрелен полицейскими после того, как… угрожал огнестрельным оружием домочадцам). Гораздо интереснее смотреть на игру Соля Кён Гу (кстати, давно взятого на заметку почитателями азиатского кинематографа), сумевшего тонко, с нетривиальными психологическими нюансами передать чувство вины, которое, что называется, гложет персонажа. Бывший директор лунной программы осознаёт, что несёт персональную ответственность за смерть членов первого экипажа, включавшего родителя Сён Ву, и посему – прилагает массу усилий, дабы исправить ошибку. И его ошибка (из серии «хуже, чем преступление») тоже косвенно связана с ориентированием на эффективность, понимаемую как необходимость обойти конкурентов, а не сделать всё для обеспечения безопасности людей. К счастью, случается, что жизнь предоставляет второй шанс… А вот награждение госпожи Юн постом руководителя НАСА воспринимается, что ни говори, перебором.
.
_______
1 – Почти как Брайан Де Пальма и Ридли Скотт – соответственно в «Миссии на Марс» /2000/ и в «Марсианине» /2015/.
7
,5
2023, Южная Корея, Фантастика
129 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не иначе как в предвкушении скорого просмотра блокбастера «Луна» южнокорейские чиновники выступили минувшей весной с громким заявлением о выделении на национальную космическую программу $674 млн., ставших рекордными затратами (в частности, резко превысивших расходы прошлого года). А ещё раньше было озвучено решение основать фонд поддержки профильных стартапов на поистине астрономическую сумму – $39 млрд.! Впрочем, справедливости ради следует уточнить, что замысел фильма родился у режиссёра-сценариста задолго до этого – в июне 2018-го, когда страна не только отставала от России, США, КНР, но даже в отношении КНДР находилась в состоянии догоняющей. Можно, конечно, иронизировать по поводу того, что «Салют-7» /2017/ и «Человек на Луне» /2018/ проходят по разряду исторических лент, а Киму Ён Хва пришлось обратиться к научной фантастике (1). К тому же, создатели не рискнули выдвигать смелые предположения в том духе, что к концу десятилетия обретут полную научно-технологическую независимость – что сумеют организовать успешную высадку астронавта на поверхность спутника Земли самостоятельно, совсем без участия других держав. И тем не менее… Странно, что в самой Республике Корея «Луна» не вызвала ажиотажа у публики, заняв в премьерный уикенд скромное четвёртое место. На текущий момент международные кассовые сборы составляют порядка $5 млн., что в сочетании с солидным производственным бюджетом (₩28 млрд., то есть минимум в пять раз больше) стало худшим показателем для кинематографиста за всю его долгую и без преувеличения блестящую карьеру. А ведь фильм ещё до выпуска на экраны приобрели дистрибьюторы из 155 государств мира! Не помогло даже ангажирование То Гёнсу, или просто D.O., популярного артиста и певца (из бойбэнда Exo), чьего возвращения из армии с нетерпением ждали поклонники и особенно поклонницы. И уж точно причины не стоит искать в развлекательном аспекте. Кадры аварии космического корабля, приведшей к внезапной гибели двух членов экипажа, прилунения модуля и поездки на вездеходе, наконец, метеоритного дождя, напоминающего интенсивный артобстрел, искренне впечатляют. Не устаёт Ким Ён Хва и подбрасывать своему герою препятствия одно опаснее другого. Хван Сён Ву – из тех, кто готов бороться до последнего, невзирая на гибель старших товарищей и почти безвыходное положение. Человеку, не отчаивающемуся в любых обстоятельствах, демонстрирующему выдержку и смекалку, сложно не сопереживать. Тут дело в ином. Кому-то из российских зрителей наверняка не очень понравится наблюдать за вымышленными подвигами иноземца на орбите и на поверхности ближайшего к Земле массивного небесного тела – в свете недавних новостей о потере автоматической станции «Луна-25». Соотечественники создателей же, вероятно, негативно отреагировали на преклонение перед Соединёнными Штатами, нет-нет да и прорывающееся по мере развития перипетий. Полбеды, что прототипом Хвана выступил американец корейского происхождения Джонни Ким, действительно нёсший службу в SEALs и сравнительно недавно отобранный в команду заокеанских астронавтов. Но неужели настолько необходимой казалась сюжетная линия с зависимостью от помощи со стороны НАСА, где видный пост заняла покинувшая родину Юн Мун Ён? К тому же, высокий пафос не срабатывает в должной мере по той причине, что величайшим достижением нации декларируется взятие вершин, однажды уже покорённых (если верить официальной версии, разумеется) человечеством. В этом есть свой резон – и всё-таки «Луна» производит благоприятное впечатление не только из-за достойного зрелищного уровня. Обращает на себя внимание, что в обоснование прорывной миссии обществу оглашают не какие-то «абстрактные» идеалы (вроде веры в науку и прогресс), а строго утилитарные моменты. Разведать обширные запасы гелия-3, обещающего стать неисчерпаемым источником энергии, и закрепить права на спутник Земли – вот чем руководствуется правительство, представляемое в центре управления полётами министром-бюрократом. Ким Ён Хва ненавязчиво, но однозначно подводит к мысли, что такая установка и послужила (если не прямо, то – косвенно) причиной обрушившихся на экипаж несчастий. Не нужны никакие интриги могущественных транснациональных корпораций (типа Weyland-Yutani Corporation из классического цикла, начатого «Чужим» /1979/), поскольку политическая элита страны сама действует в парадигме госкапитализма. Торжественно озвученное президентом под занавес решение отступиться от первоначальных экспансионистских планов и признать Луну (территории, ресурсы, добытые знания) достоянием мировой цивилизации, быть может, грозит показаться наивной, но представляется достаточно искренней и важной для авторов. Впрочем, определённую глубину фильму придаёт не столько идеологическая, сколько психологическая составляющая, причём связанная не с Хваном, а преимущественно – с Кимом Чжэ Гуком. Мотивация астронавта не поражает новизной; по горькой иронии судьбы, отец самого Джонни погиб при иных, пусть не менее трагических, обстоятельствах (застрелен полицейскими после того, как… угрожал огнестрельным оружием домочадцам). Гораздо интереснее смотреть на игру Соля Кён Гу (кстати, давно взятого на заметку почитателями азиатского кинематографа), сумевшего тонко, с нетривиальными психологическими нюансами передать чувство вины, которое, что называется, гложет персонажа. Бывший директор лунной программы осознаёт, что несёт персональную ответственность за смерть членов первого экипажа, включавшего родителя Сён Ву, и посему – прилагает массу усилий, дабы исправить ошибку. И его ошибка (из серии «хуже, чем преступление») тоже косвенно связана с ориентированием на эффективность, понимаемую как необходимость обойти конкурентов, а не сделать всё для обеспечения безопасности людей. К счастью, случается, что жизнь предоставляет второй шанс… А вот награждение госпожи Юн постом руководителя НАСА воспринимается, что ни говори, перебором. . _______ 1 – Почти как Брайан Де Пальма и Ридли Скотт – соответственно в «Миссии на Марс» /2000/ и в «Марсианине» /2015/.