Как обычный человек может превратиться в мировую знаменитость? Какие качества характера для этого требуются? Смотрите документально-игровую картину «Финт Боброва», посвященную жизни выдающегося спортсмена и тренера. Фильм вышел на экраны к 100-летию этой легендарной личности.
Некоторые слова, подобно монетам из драгметаллов, могут износиться вплоть до полной утраты изначально заложенного в них смысла ввиду частого использования. И это не только «любовь», но и, к примеру, «гениальность». Когда спортивные комментаторы взахлеб именуют гением какого-нибудь очередного аргентинского кудесника мяча, мне становится слегка неловко за Пушкина, Королева, Шекспира и Эйнштейна. Все-таки спорт – немного иная сфера приложения людского мастерства, чем наука или искусство. Но когда речь заходит о таком человеке, как Всеволод Бобров, хочется сделать исключение.
Личность этого выдающегося спортсмена как-то не вписывается в стандартные рамки портрета типичного рукасто-прыгучего мэджика, порхающе-жалящей пчело-бабочки или обладателя феноменального опорно-дыхательного аппарата, толкача палками на досочках. Это, видимо, интуитивно прочувствовал такой маститый конъюнктурщик, как скандальный возлеспортивный краснобай и вития Дмитрий Губерниев. В одном из эпизодов документально-игрового фильма «Финт Боброва» этот деятель проводит церемонию вручения звания «Спортсмен века», награду за великого деда получает его внук, двойной тезка. Губерниев декламирует нелепые вирши Евтушенко, в которых тот Боброва именует Шаляпиным футбола и Гагариным шайбы на Руси. Гагарин, герой Советского Союза – и на Руси… Смело! На околоземную орбиту витязя, видимо, доставил корабль «Змей Горыныч-1», вместе с любимой шайбой. К счастью для зрителей, больше таких поклонников новаторской поэзии в картине не представлено. Все остальные говорящие головы – вполне себе адекватные люди.
Документальные кадры перемежаются рассуждениями спортсменов, тренеров, очевидцев тех давних событий. Периодически – игровые вставки, несколько эпизодов имитации игры в футбол, регулярные диалоги между специально подобранными парами: два болельщика, на протяжении многих лет обсуждающие новости и сплетни об околоспортивной жизни у газетного стенда; дискуссии между Бобровым и его антагонистом Тарасовым; монологи Боброва, стоящего у клетки с роскошным большим белохохлым какаду; в начале картины задушевные беседы Севы со старшим братом Владимиром.
И на этом фоне закадровый голос зачитывает страницы блистательной биографии великого спортсмена, которая кажется удивительной даже в сравнении с жизнеописаниями героев спорта тех времен. А ведь это была эпоха настоящих футбол-хоккейных советских титанов, игроков и тренеров: Яшин, Федотов, Стрельцов, тот же Тарасов, Лобановский, Бесков, Тихонов, Фирсов, Харламов, Александр Якушев, Мальцев, Блохин… пальцев на всех конечностях не хватит только для перечисления звезд первой величины, светил мирового масштаба. И даже на таком фоне Бобров – суперстар.
На мой взгляд, столетний юбилей такого корифея советского спорта был достоин лучшего подарка, чем весьма средненькая картина, жанр которой чьи-то корявые языки обозвали чудовищным словцом «докудрама». Как вы лодку назовете…
Самая удачная составляющая картины – те самые документальные кадры, на которых запечатлена игра юбиляра. К сожалению, их не слишком много, так что народу не совсем понятно, что собой в деталях представлял тот пресловутый финт, который дал название фильму. Но даже то, что пробилось на экраны сквозь огромную кучу разговорной шелухи, способно впечатлить и современного ценителя. Да, скорости вроде не те, что сейчас, да, замедленные кадры в высоком качестве нас избаловали. Но даже черно-белая неоцифрованная картинка позволяет убедиться, что способностями герой картины располагал феноменальными: легкость ведения шайбы, стремительный бег, отточенная до миллиметра техника работы с мячом – перед нами большой мастер. И эти кадры не постыдились смонтировать с убого поставленной имитацией футбольной игры!
Экранные воспоминания спортсменов и журналистов, лично знакомых с Бобровым, достаточно интересны: тем же Якушеву, Михайлову или Пономареву есть, о чем поговорить, есть, о чем вспомнить. То же самое можно сказать и о канадском оппоненте Всеволода Михайловича по супер-серии 1972 года.
Но вот игровые сценки с диалогами – полный провал. Тексты для персонажей написаны ужасно, люди перебрасываются суконными фразами, нудные повторы, обмен благоглупостями и банальностями перегружают хронометраж картины. Сентиментальный финал с запуском в небеса голубя (лучше бы какаду, самого вменяемого, если верить фильму, собеседника Боброва, освободили) и с песенкой, где рифмуются «шайба» и «шапка», отдает таким дилетантизмом, который должен быть немыслим для человека, на чьем счету вполне приемлемая кинодрама про Льва Яшина. Мне кажется, нужно оставить «доку-» и выбросить куда-нибудь подальше «-драму». Получится короче и интересней.
7
,6
2023, Россия, Документальные
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Как обычный человек может превратиться в мировую знаменитость? Какие качества характера для этого требуются? Смотрите документально-игровую картину «Финт Боброва», посвященную жизни выдающегося спортсмена и тренера. Фильм вышел на экраны к 100-летию этой легендарной личности. Некоторые слова, подобно монетам из драгметаллов, могут износиться вплоть до полной утраты изначально заложенного в них смысла ввиду частого использования. И это не только «любовь», но и, к примеру, «гениальность». Когда спортивные комментаторы взахлеб именуют гением какого-нибудь очередного аргентинского кудесника мяча, мне становится слегка неловко за Пушкина, Королева, Шекспира и Эйнштейна. Все-таки спорт – немного иная сфера приложения людского мастерства, чем наука или искусство. Но когда речь заходит о таком человеке, как Всеволод Бобров, хочется сделать исключение. Личность этого выдающегося спортсмена как-то не вписывается в стандартные рамки портрета типичного рукасто-прыгучего мэджика, порхающе-жалящей пчело-бабочки или обладателя феноменального опорно-дыхательного аппарата, толкача палками на досочках. Это, видимо, интуитивно прочувствовал такой маститый конъюнктурщик, как скандальный возлеспортивный краснобай и вития Дмитрий Губерниев. В одном из эпизодов документально-игрового фильма «Финт Боброва» этот деятель проводит церемонию вручения звания «Спортсмен века», награду за великого деда получает его внук, двойной тезка. Губерниев декламирует нелепые вирши Евтушенко, в которых тот Боброва именует Шаляпиным футбола и Гагариным шайбы на Руси. Гагарин, герой Советского Союза – и на Руси… Смело! На околоземную орбиту витязя, видимо, доставил корабль «Змей Горыныч-1», вместе с любимой шайбой. К счастью для зрителей, больше таких поклонников новаторской поэзии в картине не представлено. Все остальные говорящие головы – вполне себе адекватные люди. Документальные кадры перемежаются рассуждениями спортсменов, тренеров, очевидцев тех давних событий. Периодически – игровые вставки, несколько эпизодов имитации игры в футбол, регулярные диалоги между специально подобранными парами: два болельщика, на протяжении многих лет обсуждающие новости и сплетни об околоспортивной жизни у газетного стенда; дискуссии между Бобровым и его антагонистом Тарасовым; монологи Боброва, стоящего у клетки с роскошным большим белохохлым какаду; в начале картины задушевные беседы Севы со старшим братом Владимиром. И на этом фоне закадровый голос зачитывает страницы блистательной биографии великого спортсмена, которая кажется удивительной даже в сравнении с жизнеописаниями героев спорта тех времен. А ведь это была эпоха настоящих футбол-хоккейных советских титанов, игроков и тренеров: Яшин, Федотов, Стрельцов, тот же Тарасов, Лобановский, Бесков, Тихонов, Фирсов, Харламов, Александр Якушев, Мальцев, Блохин… пальцев на всех конечностях не хватит только для перечисления звезд первой величины, светил мирового масштаба. И даже на таком фоне Бобров – суперстар. На мой взгляд, столетний юбилей такого корифея советского спорта был достоин лучшего подарка, чем весьма средненькая картина, жанр которой чьи-то корявые языки обозвали чудовищным словцом «докудрама». Как вы лодку назовете… Самая удачная составляющая картины – те самые документальные кадры, на которых запечатлена игра юбиляра. К сожалению, их не слишком много, так что народу не совсем понятно, что собой в деталях представлял тот пресловутый финт, который дал название фильму. Но даже то, что пробилось на экраны сквозь огромную кучу разговорной шелухи, способно впечатлить и современного ценителя. Да, скорости вроде не те, что сейчас, да, замедленные кадры в высоком качестве нас избаловали. Но даже черно-белая неоцифрованная картинка позволяет убедиться, что способностями герой картины располагал феноменальными: легкость ведения шайбы, стремительный бег, отточенная до миллиметра техника работы с мячом – перед нами большой мастер. И эти кадры не постыдились смонтировать с убого поставленной имитацией футбольной игры! Экранные воспоминания спортсменов и журналистов, лично знакомых с Бобровым, достаточно интересны: тем же Якушеву, Михайлову или Пономареву есть, о чем поговорить, есть, о чем вспомнить. То же самое можно сказать и о канадском оппоненте Всеволода Михайловича по супер-серии 1972 года. Но вот игровые сценки с диалогами – полный провал. Тексты для персонажей написаны ужасно, люди перебрасываются суконными фразами, нудные повторы, обмен благоглупостями и банальностями перегружают хронометраж картины. Сентиментальный финал с запуском в небеса голубя (лучше бы какаду, самого вменяемого, если верить фильму, собеседника Боброва, освободили) и с песенкой, где рифмуются «шайба» и «шапка», отдает таким дилетантизмом, который должен быть немыслим для человека, на чьем счету вполне приемлемая кинодрама про Льва Яшина. Мне кажется, нужно оставить «доку-» и выбросить куда-нибудь подальше «-драму». Получится короче и интересней.