Фантастический триллер 2020 года "Эксперимент "Сфера" режиссера и сценариста Сета Смита ("Серп", "Ничтожество") в онлайне смотрит на захватывающие темные загадки пандемии, охватившей весь мир, и увлекает клаустрофобным путешествием по ту сторону жизни и смерти в духе Дэвида Кроненберга, став одновременно и обволакивающим сознание комментарием, и странной мистерией о силе науки. Постановщик вместе со своим постоянным соавтором, сценаристом Дарси Спидл, буквально обрушивается на уязвимый мир при помощи появившейся из ниоткуда грибковой инфекции под названием "Коралл", которая первоначально колонизирует человеческую кожу, превращает ее в панцирь, чтобы позже перекрыть кровообращение в теле и полностью овладеть плотью и разумом. Характерно, что Смит моделирует далеко не абстрактный момент в истории человечества, когда никто не может найти лекарство и когда в специальном хранилище собирают в карантинной зоне тех, кто заражен.
В режиссерском варианте надежд на выживание нет ни у кого, ни у богатых, ни у бедных, однако первые надеются выжить любой ценой и финансируют необычный эксперимент, где они смогут находиться в специальном состоянии, в стазисе, годы и десятилетия и будут возвращены к жизни после нахождения специального средства. На женские плечи паразитолога Фрет (Анна Хопкинс, сериал "Пространство: Один корабль", "З/Л/О 94"), остро переживающей период после развода, Смит взваливает трудную миссию научного прорыва, когда такой металл как золото сможет разорвать связи между "коралловым" грибком и кожей. При этом постановщик находит вполне подходящее применение для биоинженера, бывшего мужа главной героини, Джона (Саймон Мутабази, сериал "Мэр Кингстауна"), который изменил Фрет с коллегой по лаборатории Дарси (Эми Трефри, сериал "Диггстаун") и который инфицирован. С точки зрения Смита подобная роскошь выживания при помощи изоляции в капсулах не дает четких гарантий человечеству и является аморальной.
Причем персонаж Хопкинс косвенно транслирует это, когда насильственным путем находит пристанище в подобии большой консервной банки, опутанная датчиками и трубками. Режиссура Смита выстраивается относительно побега Фрет, которая при содействии богатых благотворителей превратилась в подопытную, отчаянно пытающуюся сбежать из запущенного кем-то кошмара. Поскольку протагонистка находится внутри капсулы примерно всю первую половину фильма, то по мысли постановщика она взаимодействует с миром только через крошечное вентиляционное отверстие, вступая в диалог с соседом, сумасшедшим стариком Уистлером (Тим Данн), который изоляцию в точно таких же условиях рассматривает как шанс на второе рождение. Поэтому "Эксперимент "Сфера" разрабатывает концепт спуска главной героини в технологический ад и не концентрируется вокруг выживания как такового, пытаясь осмыслить опыт пандемии абстрактными средствами, индустриальными шумами и ориентируясь на чувства зрителей больше, чем на интеллект.
Смиту в "Эксперименте "Сфера" удается при помощи детального рассмотрения во флэшбэках эгоистичных причин размолвки Фрет и Джона перейти к завуалированным проекциям на судьбы целого мира и без больших усилий сформировать у аудитории ощущение загнанных в ловушку. Побег характера Хопкинс из заточения, ее активность ученого у постановщика не превращаются в эквивалент побега из тюремной камеры на свободу. В целом это выглядит как пробивание незримых стен, которые слоями уже опоясали человечество, вынужденное стирать свои облики под действием вероломного грибка, дезинфицирующих жидкостей, звенящих на разные голоса металлов и депрессивной архитектуры упадка. Само собой, в нарративе Смита преданность Фрет работе и исследованиям разрушила брак с Джоном, и именно мелочная ревность в конечном итоге приводит у автора бывших влюбленных в капсулы, выходит так, что низменные желания человеческого рода всегда саботируют тягу к познаниям и изобретательное любопытство.
Подобно тому, как он уже делал до этого в "Серпе", режиссер заигрывает с неоднородно текущим на протяжении всего сюжета временем в сфере действия и заставляет при помощи главной героини попытаться посмотреть по-новому не только на пространственно-временные нюансы, но весьма жестко высказаться на моральные темы. Такой амбициозный подход Смита в духе фантастического спектакля поговорить о вечном выглядит скрытым оммажем на советские фильмы. Стремясь подняться до уровня Тарковского или Марека Пестрака, постановщик с опорой на атмосферность и неспешные сцены, поддерживает чувство внутреннего трепета и представляет искусно обработанные воспоминания героини Хопкинс. Действительно, Фрет - обычная земная женщина, способная любить и преданная науке, Смит позволяет приближаться к ней очень близко, чтобы была возможность понять, чего же все-таки ей стоил такой непростой выбор во второй половине ленты.
Несмотря на то, что проект формально находится в ряду таких изоляционистских триллеров, как "Погребенный заживо" Родриго Кортеса и недавний "Кислород" Александра Ажа, работа Смита в большей степени идет дорогой экспериментов "По ту сторону чёрной радуги" Паноса Косматоса, где присутствуют акценты на элементы боди-хоррора, геометрический визуал и искусное кадрирование оператора Кевина А. Фрайзера. Постановщик наделяет фильм странной душой, скрипящей голосами металла и звуками падающих капель, чтобы через эстетику b-movie почувствовать слабость человеческой плоти, которая слишком быстро разрушается и трансформируется в подобие кальмароподобных созданий. Эксплуатация Смитом самой ситуации приводит необходимости сначала чувствовать, а только потом понимать и выводит ленту на уровень неудобной головоломки. Поэтому "Эксперимент "Сфера" опирается на фундамент из людской слабости, ревности и капитуляции человеческих тел, чтобы поймать надежду в густом мраке и найти еще один способ обмануть смерть среди кровавой боли и мрачной красоты.
2
,9
2020, Фантастика
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фантастический триллер 2020 года "Эксперимент "Сфера" режиссера и сценариста Сета Смита ("Серп", "Ничтожество") в онлайне смотрит на захватывающие темные загадки пандемии, охватившей весь мир, и увлекает клаустрофобным путешествием по ту сторону жизни и смерти в духе Дэвида Кроненберга, став одновременно и обволакивающим сознание комментарием, и странной мистерией о силе науки. Постановщик вместе со своим постоянным соавтором, сценаристом Дарси Спидл, буквально обрушивается на уязвимый мир при помощи появившейся из ниоткуда грибковой инфекции под названием "Коралл", которая первоначально колонизирует человеческую кожу, превращает ее в панцирь, чтобы позже перекрыть кровообращение в теле и полностью овладеть плотью и разумом. Характерно, что Смит моделирует далеко не абстрактный момент в истории человечества, когда никто не может найти лекарство и когда в специальном хранилище собирают в карантинной зоне тех, кто заражен. В режиссерском варианте надежд на выживание нет ни у кого, ни у богатых, ни у бедных, однако первые надеются выжить любой ценой и финансируют необычный эксперимент, где они смогут находиться в специальном состоянии, в стазисе, годы и десятилетия и будут возвращены к жизни после нахождения специального средства. На женские плечи паразитолога Фрет (Анна Хопкинс, сериал "Пространство: Один корабль", "З/Л/О 94"), остро переживающей период после развода, Смит взваливает трудную миссию научного прорыва, когда такой металл как золото сможет разорвать связи между "коралловым" грибком и кожей. При этом постановщик находит вполне подходящее применение для биоинженера, бывшего мужа главной героини, Джона (Саймон Мутабази, сериал "Мэр Кингстауна"), который изменил Фрет с коллегой по лаборатории Дарси (Эми Трефри, сериал "Диггстаун") и который инфицирован. С точки зрения Смита подобная роскошь выживания при помощи изоляции в капсулах не дает четких гарантий человечеству и является аморальной. Причем персонаж Хопкинс косвенно транслирует это, когда насильственным путем находит пристанище в подобии большой консервной банки, опутанная датчиками и трубками. Режиссура Смита выстраивается относительно побега Фрет, которая при содействии богатых благотворителей превратилась в подопытную, отчаянно пытающуюся сбежать из запущенного кем-то кошмара. Поскольку протагонистка находится внутри капсулы примерно всю первую половину фильма, то по мысли постановщика она взаимодействует с миром только через крошечное вентиляционное отверстие, вступая в диалог с соседом, сумасшедшим стариком Уистлером (Тим Данн), который изоляцию в точно таких же условиях рассматривает как шанс на второе рождение. Поэтому "Эксперимент "Сфера" разрабатывает концепт спуска главной героини в технологический ад и не концентрируется вокруг выживания как такового, пытаясь осмыслить опыт пандемии абстрактными средствами, индустриальными шумами и ориентируясь на чувства зрителей больше, чем на интеллект. Смиту в "Эксперименте "Сфера" удается при помощи детального рассмотрения во флэшбэках эгоистичных причин размолвки Фрет и Джона перейти к завуалированным проекциям на судьбы целого мира и без больших усилий сформировать у аудитории ощущение загнанных в ловушку. Побег характера Хопкинс из заточения, ее активность ученого у постановщика не превращаются в эквивалент побега из тюремной камеры на свободу. В целом это выглядит как пробивание незримых стен, которые слоями уже опоясали человечество, вынужденное стирать свои облики под действием вероломного грибка, дезинфицирующих жидкостей, звенящих на разные голоса металлов и депрессивной архитектуры упадка. Само собой, в нарративе Смита преданность Фрет работе и исследованиям разрушила брак с Джоном, и именно мелочная ревность в конечном итоге приводит у автора бывших влюбленных в капсулы, выходит так, что низменные желания человеческого рода всегда саботируют тягу к познаниям и изобретательное любопытство. Подобно тому, как он уже делал до этого в "Серпе", режиссер заигрывает с неоднородно текущим на протяжении всего сюжета временем в сфере действия и заставляет при помощи главной героини попытаться посмотреть по-новому не только на пространственно-временные нюансы, но весьма жестко высказаться на моральные темы. Такой амбициозный подход Смита в духе фантастического спектакля поговорить о вечном выглядит скрытым оммажем на советские фильмы. Стремясь подняться до уровня Тарковского или Марека Пестрака, постановщик с опорой на атмосферность и неспешные сцены, поддерживает чувство внутреннего трепета и представляет искусно обработанные воспоминания героини Хопкинс. Действительно, Фрет - обычная земная женщина, способная любить и преданная науке, Смит позволяет приближаться к ней очень близко, чтобы была возможность понять, чего же все-таки ей стоил такой непростой выбор во второй половине ленты. Несмотря на то, что проект формально находится в ряду таких изоляционистских триллеров, как "Погребенный заживо" Родриго Кортеса и недавний "Кислород" Александра Ажа, работа Смита в большей степени идет дорогой экспериментов "По ту сторону чёрной радуги" Паноса Косматоса, где присутствуют акценты на элементы боди-хоррора, геометрический визуал и искусное кадрирование оператора Кевина А. Фрайзера. Постановщик наделяет фильм странной душой, скрипящей голосами металла и звуками падающих капель, чтобы через эстетику b-movie почувствовать слабость человеческой плоти, которая слишком быстро разрушается и трансформируется в подобие кальмароподобных созданий. Эксплуатация Смитом самой ситуации приводит необходимости сначала чувствовать, а только потом понимать и выводит ленту на уровень неудобной головоломки. Поэтому "Эксперимент "Сфера" опирается на фундамент из людской слабости, ревности и капитуляции человеческих тел, чтобы поймать надежду в густом мраке и найти еще один способ обмануть смерть среди кровавой боли и мрачной красоты.