Дебютная драма о взрослении 2023 года "Клетка ищет птицу" режиссера и сценариста Малики Мусаевой онлайн смотрит на по-настоящему импрессионистские поиски идентичности девушкой, живущей в горах на Кавказе, и переполняется подростковой потребностью в свободе вместе с надеждами на будущее, когда смотрит на мир с архаичными гендерными ролями. Постановщица максимально щедро при помощи ручной камеры Дмитрия Наговского визуализирует жизнь 17-летней Яхи (Хадижа Батаева) и ее подруги Мадины (Мадина Аккиева), которые скоро окончат школу и получают простые удовольствия от жизни. Они гуляют по полям в окрестностях чеченского села, скатываются с пригорков и со скепсисом смотрят на неумелые попытки выражения внимания со стороны ровесников. Мусаева, как ученица Александра Сокурова и участница программ на кинофестивалях в Гонконге и Пекине, находится внутри актуальных трендов, которые выдают оценку фундаменталистским моральным концепциям, и в то же самое время при помощи искренности непрофессиональной актрисы Батаевой стремится разобраться в томлении чувств молодой девушки.
В режиссерском представлении, получившем премьеру на Берлинском кинофестивале, спокойная по своей природе Яха открыта жизни и знает, чего она хочет, причем авторское оформление социальных и культурных концепций происходит без большого количества слов. Пронзительный персонаж Батаевой, готовой сбежать из патриархальной жизни, чтобы не оказаться в тюрьме супружества без любви как неизбежности, Мусаева размещает между старшей сестрой Яхи Хедой (Фатима Елжуркаева), которую усталая мать (Рита Мержоева) пытается отговорить от ее отчаянного желания развестись с мужем, и подругой Мадиной, желающей выйти замуж. Поскольку постановщица избегает открытых разговоров о семейном насилии и жестких традициях, то она создает все женские характеры в ленте неосознанными соучастницами, а отнюдь не жертвами, женоненавистнического процесса, скрытого под пугающе пасторальной, спокойной и странно красивой поверхностью нарратива.
Умение Мусаевой выйти с дебютом и показать через красоту мира бесправное, в ее интерпретации, социальное положение женщин, настоять на том, что характеры Батаевой и Аккиевой страшатся женственности на фоне пронизанных символикой пейзажей, заслуживает похвалы в первую очередь за необыкновенную иммерсивность проекта. Режиссер достаточно умна, чтобы не очерчивать пределы сложной сказки и выводить происходящее на уровень ощущений, в разговоре о подростковых мечтах и подчинении суровой реальности, делая возможным глоток поэзии в детерминированном традициями обществе. Высокие горы, окружающие чеченскую деревню, символично закрывают горизонт у Мусаевой и создают мечты о побеге в иные, более открытые пространства, сама природа формирует для Яхи изолированность от остального мира под окрытым бескрайним небом и ощущение ловушки, силка, в который она попала по месту рождения. Поэтому "Клетка ищет птицу" игнорирует громкие провокационные речи, оперирует многочисленными штрихами и выстраивает повествовательный саспенс между стремлением к эмансипации и уважением традиций, между внутренними переживаниями персонажей и их заниженным социальным статусом и между жизненной силой и фатальностью меланхолии бытия.
Предпочитая в "Клетке ищет птицу" выражать атмосферность посредством тел, взглядов, жестов и деталей, Мусаева оказывается далеко за пределами традиционного вербального рассказа и выражает свое отношение очень часто без слов, уходя от прямых режиссерских комментариев и сглаживая острые углы. Чередование крупных и общих планов относительно гор у постановщицы позволяет говорить не только об открывающимися за ними свободе неизведанного мира, где можно отворить настежь клетку и дышать полной грудью, но и об опасностях выхода за пределы налаженного и понятного быта, среды проживания. Автор драмы связывает Яху и Мадину с природой и тем самым переводит проект на язык хороших образов, опираясь нарративно, как на фильмы Терренса Малика, так и на гиперреалистичные работы братьев Дарденнов, и находя в происходящем элегические мотивы птицы, полностью покорной своему хозяину.
Режиссерская ставка на неопределенность - на что-то красивое, но ушедшее два десятка лет назад, потому что действие фильма Малики Мусаевой происходит в начале 2000-х, на светлые воспоминания, в которых время вытравило горечь и оставило только грусть - срабатывает на уровне особого контекста, где есть дыхание надежды открыться иным горизонтам. Мусаева констатирует тесноту традиций и невозможность для девушек взять судьбу в свои руки, оставляя право на принятие решений их семьям, и говорит о полной, в том числе и физической, принадлежности кому-то другому, которую зачастую ищут даже подсознательно. Постановщица сосредотачивается на мире женщин и успешно показывает, как они определяют себя и свое место в социуме, как общаются и понимают друг друга и при помощи каких взаимодействий выстраивается их коммуникация с миром.
Работа с непрофессиональным актерским составом позволила Мусаевой добиться органичного присутствия в кадре людей из села на границе между Чечней и Ингушетией и вывести с их помощью по-своему уникальную интерпретацию сюжета, добавив личной индивидуальности и создавая пространство свободы на экране. Поэтому в фильме "Клетка ищет птицу" используются минималистичные средства для погружения в тоску и боль жизни, в которой есть и принуждение, и сплоченность, а также выводится на первый план очень своеобразная эпичность в перекличке нескольких поколений женщин, которая дает экранной истории лирическую составляющую и добавляет фильму многослойности. Нежная поэзия работы Мусаевой не позволяет персонажам воспевать жестокую реальность и находит интуитивные глубины несмотря на формальную ограниченность сюжета.
8
,1
2023, Драмы
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная драма о взрослении 2023 года "Клетка ищет птицу" режиссера и сценариста Малики Мусаевой онлайн смотрит на по-настоящему импрессионистские поиски идентичности девушкой, живущей в горах на Кавказе, и переполняется подростковой потребностью в свободе вместе с надеждами на будущее, когда смотрит на мир с архаичными гендерными ролями. Постановщица максимально щедро при помощи ручной камеры Дмитрия Наговского визуализирует жизнь 17-летней Яхи (Хадижа Батаева) и ее подруги Мадины (Мадина Аккиева), которые скоро окончат школу и получают простые удовольствия от жизни. Они гуляют по полям в окрестностях чеченского села, скатываются с пригорков и со скепсисом смотрят на неумелые попытки выражения внимания со стороны ровесников. Мусаева, как ученица Александра Сокурова и участница программ на кинофестивалях в Гонконге и Пекине, находится внутри актуальных трендов, которые выдают оценку фундаменталистским моральным концепциям, и в то же самое время при помощи искренности непрофессиональной актрисы Батаевой стремится разобраться в томлении чувств молодой девушки. В режиссерском представлении, получившем премьеру на Берлинском кинофестивале, спокойная по своей природе Яха открыта жизни и знает, чего она хочет, причем авторское оформление социальных и культурных концепций происходит без большого количества слов. Пронзительный персонаж Батаевой, готовой сбежать из патриархальной жизни, чтобы не оказаться в тюрьме супружества без любви как неизбежности, Мусаева размещает между старшей сестрой Яхи Хедой (Фатима Елжуркаева), которую усталая мать (Рита Мержоева) пытается отговорить от ее отчаянного желания развестись с мужем, и подругой Мадиной, желающей выйти замуж. Поскольку постановщица избегает открытых разговоров о семейном насилии и жестких традициях, то она создает все женские характеры в ленте неосознанными соучастницами, а отнюдь не жертвами, женоненавистнического процесса, скрытого под пугающе пасторальной, спокойной и странно красивой поверхностью нарратива. Умение Мусаевой выйти с дебютом и показать через красоту мира бесправное, в ее интерпретации, социальное положение женщин, настоять на том, что характеры Батаевой и Аккиевой страшатся женственности на фоне пронизанных символикой пейзажей, заслуживает похвалы в первую очередь за необыкновенную иммерсивность проекта. Режиссер достаточно умна, чтобы не очерчивать пределы сложной сказки и выводить происходящее на уровень ощущений, в разговоре о подростковых мечтах и подчинении суровой реальности, делая возможным глоток поэзии в детерминированном традициями обществе. Высокие горы, окружающие чеченскую деревню, символично закрывают горизонт у Мусаевой и создают мечты о побеге в иные, более открытые пространства, сама природа формирует для Яхи изолированность от остального мира под окрытым бескрайним небом и ощущение ловушки, силка, в который она попала по месту рождения. Поэтому "Клетка ищет птицу" игнорирует громкие провокационные речи, оперирует многочисленными штрихами и выстраивает повествовательный саспенс между стремлением к эмансипации и уважением традиций, между внутренними переживаниями персонажей и их заниженным социальным статусом и между жизненной силой и фатальностью меланхолии бытия. Предпочитая в "Клетке ищет птицу" выражать атмосферность посредством тел, взглядов, жестов и деталей, Мусаева оказывается далеко за пределами традиционного вербального рассказа и выражает свое отношение очень часто без слов, уходя от прямых режиссерских комментариев и сглаживая острые углы. Чередование крупных и общих планов относительно гор у постановщицы позволяет говорить не только об открывающимися за ними свободе неизведанного мира, где можно отворить настежь клетку и дышать полной грудью, но и об опасностях выхода за пределы налаженного и понятного быта, среды проживания. Автор драмы связывает Яху и Мадину с природой и тем самым переводит проект на язык хороших образов, опираясь нарративно, как на фильмы Терренса Малика, так и на гиперреалистичные работы братьев Дарденнов, и находя в происходящем элегические мотивы птицы, полностью покорной своему хозяину. Режиссерская ставка на неопределенность - на что-то красивое, но ушедшее два десятка лет назад, потому что действие фильма Малики Мусаевой происходит в начале 2000-х, на светлые воспоминания, в которых время вытравило горечь и оставило только грусть - срабатывает на уровне особого контекста, где есть дыхание надежды открыться иным горизонтам. Мусаева констатирует тесноту традиций и невозможность для девушек взять судьбу в свои руки, оставляя право на принятие решений их семьям, и говорит о полной, в том числе и физической, принадлежности кому-то другому, которую зачастую ищут даже подсознательно. Постановщица сосредотачивается на мире женщин и успешно показывает, как они определяют себя и свое место в социуме, как общаются и понимают друг друга и при помощи каких взаимодействий выстраивается их коммуникация с миром. Работа с непрофессиональным актерским составом позволила Мусаевой добиться органичного присутствия в кадре людей из села на границе между Чечней и Ингушетией и вывести с их помощью по-своему уникальную интерпретацию сюжета, добавив личной индивидуальности и создавая пространство свободы на экране. Поэтому в фильме "Клетка ищет птицу" используются минималистичные средства для погружения в тоску и боль жизни, в которой есть и принуждение, и сплоченность, а также выводится на первый план очень своеобразная эпичность в перекличке нескольких поколений женщин, которая дает экранной истории лирическую составляющую и добавляет фильму многослойности. Нежная поэзия работы Мусаевой не позволяет персонажам воспевать жестокую реальность и находит интуитивные глубины несмотря на формальную ограниченность сюжета.