Молодёжный триллер «Слежка» смотрится неожиданно зрело для экспериментальной работы в кино многоопытного белорусского постановщика Владимира Янковского – племянника великого советского лицедея. Этот режиссёр больше известен своими проектами на телевидении, тогда как в полном метре снимает раз в десяток лет. Своей «Слежкой» Владимир Ростиславович совершил похвальную попытку ступить на неизведанную почву и показал группу молодых авантюристов без превознесения избытка юношеской энергии, толкающей ребят на поиски рискованных ощущений. Как ради заработка, так и ради пресловутой самореализации. Хотя сюжет в основном замыкается на личности симпатичной студентки Насти, сыгранной Кристиной Корбут, внимания её партнёрам по так называемому клубу сталкеров достаётся не меньше. Повзрослевшие раньше, чем они успели это в полной мере осмыслить, мальчишки и девчонка решили делать за полицейских их работу, следя за подозрительными субъектами с целью сбора компрометирующих материалов и последующей публикацией в сети.
Фильм незаслуженно страдает от дешевизны постановки и однотипности звуковых эффектов. Чувствуется, что, несмотря на наработанный авторитет, Янковскому пришлось снимать на голом энтузиазме, ещё и в ковидную эпоху, которую предательски выдают маски на лицах персонажей, но тем приятнее удивляет конечный результат. «Слежка» вышла зрелищной, в меру интригующей, а местами и не по-детски страшной, причём без налёта карикатурности, как в образах студентов-экстремалов, так и в характерах взрослых. Режиссёр ясно даёт понять, что время кристально чистых персонажей ушло в историю, и гораздо логичнее называть вещи своими именами: детки играют в опасные игры – то ли от банальной скуки, то ли из-за стремления развивать себе влияние на чужие судьбы. Ни Настя, ни её ухажёр Майкл (видимо имя «Миша» для крутого мажора не канает!), ни лидер клуба Антон не годятся в примеры для подражания, зато как иллюстрация нравов современной молодежи – более чем. Решительная красотка Настя научилась подчинять своим интересам парней, давая им то, что всегда и везде уместно – страстный секс, а оба кавалера негласно соревнуются, кто круче, и инструменты в этой борьбе все хороши.
Бойскаутские забавы в «Слежке» настолько резко перетекают в настоящую схватку за жизнь, что можно пропустить поворотный момент. Для дерзких волчат с камерами на смартфонах становится сюрпризом наличие старых волков, которым чужды понты, и которые не станут церемониться, едва почувствуют угрозу в собственных владениях. Янковский не щадит ребятишек, давая им те вещи, что и выделили эту группу среди более заурядных (читай «ужасно скучных») однокашников. А что в комплекте с острыми ощущениями идут кровь, мучения и даже смерть – не святая троица естественно не думает, им бы только количество зелёных банкнот отсчитать. В этом пиетете перед долларами, кстати, скрывается ещё один ностальгический аспект картины – выйди «Слежка» сейчас, пришлось бы полагаться за старый добрый «деревянный» рубль. В то же время распущенность среди представителей этого контингента лишь растёт год от года, а развитие IT-технологий делает сюжет киноленты чуть ли не злободневным. Впрочем, и в отрыве от контекста кино держит в напряжении и заставляет переживать за судьбу ребят, будь они все хоть трижды меркантильными самоуверенными подонками. Янковский умело разделяет шалости и действия настоящих маньяков – неизлечимо больных по своей природе существ, тогда как беда сталкеров в том, что общество не предлагает им других, легальных способов реализовать скопившуюся прыть.
Получив в распоряжение рейтинг «18+», режиссёр воспользовался им аккуратно, хотя одна открывающая сцена с жутким кошмаром главной героини даёт понять, что шуточки в этом фильме неуместны. Так и в дальнейшем Янковский не жестит без необходимости, а задействует насилие в тех эпизодах, когда глупость и самонадеянность ребят встают в полный рост. Показательно, как самая инициативная участница группы – Настя – первой навлекает на свою голову неприятности, и она же превращается в некое подобие совести резидентов клуба. Девушка осмысливает, каким опрометчивым бывает желание докопаться до правды, если тобой движет не идея возмездия, а желание показать всем, насколько ты превосходишь соратников по ремеслу. Янковский пусть и не щадит персонажей, но всё-таки оставляет им лазейку чтобы повзрослеть. Под этим понятием режиссёр подразумевает уважение к жизни и к тому, что в наших силах её спасти, а не разрушить. Неслучайно главным источником вдохновения Владимир Ростиславович назвал сцену из культового нуара Дэвида Линча «Синий бархат», где персонаж юного Кайла МакЛоклена прятался в шкафу загадочной певицы, а затем увидел воплощение абсолютного зла в лице глумливого маньяка, гениально сыгранного Деннисом Хоппером. Так же и в «Слежке»: когда в игру вступают по-настоящему жестокие люди – становится не до подписчиков, просмотров и гонораров. Дороже человеческой жизни ничего быть не может. Владимир Янковский вложил все свои умения в дешёвую картинку, чтобы никакие преследования и погони не отменили эту простую истину.
8
,1
2023, Россия, Триллеры
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Молодёжный триллер «Слежка» смотрится неожиданно зрело для экспериментальной работы в кино многоопытного белорусского постановщика Владимира Янковского – племянника великого советского лицедея. Этот режиссёр больше известен своими проектами на телевидении, тогда как в полном метре снимает раз в десяток лет. Своей «Слежкой» Владимир Ростиславович совершил похвальную попытку ступить на неизведанную почву и показал группу молодых авантюристов без превознесения избытка юношеской энергии, толкающей ребят на поиски рискованных ощущений. Как ради заработка, так и ради пресловутой самореализации. Хотя сюжет в основном замыкается на личности симпатичной студентки Насти, сыгранной Кристиной Корбут, внимания её партнёрам по так называемому клубу сталкеров достаётся не меньше. Повзрослевшие раньше, чем они успели это в полной мере осмыслить, мальчишки и девчонка решили делать за полицейских их работу, следя за подозрительными субъектами с целью сбора компрометирующих материалов и последующей публикацией в сети. Фильм незаслуженно страдает от дешевизны постановки и однотипности звуковых эффектов. Чувствуется, что, несмотря на наработанный авторитет, Янковскому пришлось снимать на голом энтузиазме, ещё и в ковидную эпоху, которую предательски выдают маски на лицах персонажей, но тем приятнее удивляет конечный результат. «Слежка» вышла зрелищной, в меру интригующей, а местами и не по-детски страшной, причём без налёта карикатурности, как в образах студентов-экстремалов, так и в характерах взрослых. Режиссёр ясно даёт понять, что время кристально чистых персонажей ушло в историю, и гораздо логичнее называть вещи своими именами: детки играют в опасные игры – то ли от банальной скуки, то ли из-за стремления развивать себе влияние на чужие судьбы. Ни Настя, ни её ухажёр Майкл (видимо имя «Миша» для крутого мажора не канает!), ни лидер клуба Антон не годятся в примеры для подражания, зато как иллюстрация нравов современной молодежи – более чем. Решительная красотка Настя научилась подчинять своим интересам парней, давая им то, что всегда и везде уместно – страстный секс, а оба кавалера негласно соревнуются, кто круче, и инструменты в этой борьбе все хороши. Бойскаутские забавы в «Слежке» настолько резко перетекают в настоящую схватку за жизнь, что можно пропустить поворотный момент. Для дерзких волчат с камерами на смартфонах становится сюрпризом наличие старых волков, которым чужды понты, и которые не станут церемониться, едва почувствуют угрозу в собственных владениях. Янковский не щадит ребятишек, давая им те вещи, что и выделили эту группу среди более заурядных (читай «ужасно скучных») однокашников. А что в комплекте с острыми ощущениями идут кровь, мучения и даже смерть – не святая троица естественно не думает, им бы только количество зелёных банкнот отсчитать. В этом пиетете перед долларами, кстати, скрывается ещё один ностальгический аспект картины – выйди «Слежка» сейчас, пришлось бы полагаться за старый добрый «деревянный» рубль. В то же время распущенность среди представителей этого контингента лишь растёт год от года, а развитие IT-технологий делает сюжет киноленты чуть ли не злободневным. Впрочем, и в отрыве от контекста кино держит в напряжении и заставляет переживать за судьбу ребят, будь они все хоть трижды меркантильными самоуверенными подонками. Янковский умело разделяет шалости и действия настоящих маньяков – неизлечимо больных по своей природе существ, тогда как беда сталкеров в том, что общество не предлагает им других, легальных способов реализовать скопившуюся прыть. Получив в распоряжение рейтинг «18+», режиссёр воспользовался им аккуратно, хотя одна открывающая сцена с жутким кошмаром главной героини даёт понять, что шуточки в этом фильме неуместны. Так и в дальнейшем Янковский не жестит без необходимости, а задействует насилие в тех эпизодах, когда глупость и самонадеянность ребят встают в полный рост. Показательно, как самая инициативная участница группы – Настя – первой навлекает на свою голову неприятности, и она же превращается в некое подобие совести резидентов клуба. Девушка осмысливает, каким опрометчивым бывает желание докопаться до правды, если тобой движет не идея возмездия, а желание показать всем, насколько ты превосходишь соратников по ремеслу. Янковский пусть и не щадит персонажей, но всё-таки оставляет им лазейку чтобы повзрослеть. Под этим понятием режиссёр подразумевает уважение к жизни и к тому, что в наших силах её спасти, а не разрушить. Неслучайно главным источником вдохновения Владимир Ростиславович назвал сцену из культового нуара Дэвида Линча «Синий бархат», где персонаж юного Кайла МакЛоклена прятался в шкафу загадочной певицы, а затем увидел воплощение абсолютного зла в лице глумливого маньяка, гениально сыгранного Деннисом Хоппером. Так же и в «Слежке»: когда в игру вступают по-настоящему жестокие люди – становится не до подписчиков, просмотров и гонораров. Дороже человеческой жизни ничего быть не может. Владимир Янковский вложил все свои умения в дешёвую картинку, чтобы никакие преследования и погони не отменили эту простую истину.