Если смотреть в корень, локализованный российский вариант названия («Шопоголики») не покажется для фильма точным. Вот для голливудской комедии П.Дж. Хогана, основанной на книгах Софии Кинселлы, – самое то, поскольку юная Ребекка Блумвуд действительно пыталась избавиться от пагубной зависимости и даже вступала в соответствующее анонимное сообщество. Нет, формально-то Альбер Лапрад на пару с приятелем Бруно Амброси, спасённым от нелепой смерти, вроде бы подвержены ониомании, как это непреодолимое желание официально именуется в психологии. Но зрители знакомятся с ними в тот момент, когда оба находятся по уши в долгах – и ломают голову исключительно над тем, как раздобыть деньги, чтобы покрыть хоть толику обязательств. Мало того, судьба сводит товарищей по несчастью с группой экоактивистов, что открывает неожиданные перспективы… Всё-таки оригинальный заголовок (кстати, придуманный Эриком Толедано и Оливье Накашем ещё раньше (1)), остроумнее. Режиссёры-сценаристы начинают повествование с подборки фрагментов новогодних выступлений президентов Франции (от нынешнего Эмманюэля Макрона до Алена-Эмиля-Луи-Мари Поэра), произносящих одну и ту же шаблонную фразу – про «трудный год», выпавший на долю соотечественников. А ведь кто-то и вправду переживает тяжёлые времена!
Эрик и Оливье, помнится, обнаружили редкостную проницательность, добившись оглушительного успеха трагикомедией «1+1» /2011/, которая не просто выдалась смешной и трогательной до слёз, но ещё и отразила важную общественную тенденцию, воплотив на кинополотне мечту либерально настроенной аудитории о «спасении» дряхлеющей, парализованной (в разных смыслах) старушки Европы молодыми, энергичными, душевно открытыми выходцами из Африки. Последующие работы талантливых кинематографистов не становились столь же мощными культурными феноменами в международном масштабе – и даже в национальном прокате привлекали, увы, всё меньше и меньше публики. «Шопоголики», обошедшиеся в производстве в приличную сумму €15,2 млн., и вовсе остановились на отметке 897,8 тысяч проданных билетов (кстати, в России кассовые сборы тоже не впечатлили – чуть менее 3 миллионов рублей), что является для них одним из худших показателей. Немного обидно за Толедано с Накашем, вновь обратившихся (обратившихся вполне искренне) к злобе дня.
Повествование начинается с едва ли не лучшей сцены, когда взбудораженная толпа обывателей приготовилась штурмовать супермаркет в преддверии очередной чёрной пятницы (термин давно распространился за пределы США), но… столкнулась с непредвиденным препятствием в лице команды экологических активистов. Покупатели, понимаешь, надеются урвать себе товаров побольше и подешевле, а кучка странных мужчин и женщин пытается чинить препоны, преградив дорогу и скандируя оскорбительные лозунги. Месье Лапрад возмущён сильнее прочих, поскольку жаждет купить плазменный телевизор, который тут же перепродаст заказчику за триста евро. Впрочем, на сеансе закрадывается подозрение, что авторы намеренно оставляют за скобками процесс зарождения и течения зависимости как таковой. Этот мотив, если уж на то пошло, полнее раскрывается в линии Анри Томази (в замечательном исполнении Матьё Амальрика), хоть и зарабатывающего на пропитание тем, что учит людей совершать покупки строго рационально, но оказывающегося не в состоянии обуздать лудоманию, о чём хорошо осведомлены сотрудники казино. Что же касается Альбера и Бруно, набравших потребительских ссуд, а затем увязших в микрокредитах, им явно не до того. Приходится отвечать за последствия ранее совершённых поступков – искать способы расплатиться с кредиторами. Вот здесь-то судьба и подбрасывает свежеиспечённым друзьям встречу с красавицей Валентиной.
Положа руку на сердце не стану утверждать, будто французские кинематографисты настроены так же серьёзно и бескомпромиссно, как, допустим, наш соотечественник Иван Соснин, осветивший природоохранную тематику в любопытных короткометражных фильмах. Нет оснований не верить молодой экоактивистке, взявшей псевдоним «Кактус», которая говорит, что болеет душой за будущие поколения и за всю планету, превращающуюся в гигантскую свалку. Мало того, девушка действительно сдерживает порывы приобретать в магазинах новые товары, обходится в быту минимально необходимым, но… всё же не доводит идею до абсолюта (абсурда?). Причём Ноэми Мерлан, вообще-то не обделённая сексапильностью (недаром же «восходящую звезду» утвердили на роль великой соблазнительницы Эммануэль в готовящейся повторной экранизации романа Эммануэль Арсан!), старается выглядеть на экране максимально невзрачно, словно намекая: её героине не до романтических отношений… Но как раз желание понравиться Валентине служит одним из главных стимулов, побуждающих Лапрада и Амброси терпеливо высиживать на скучных собраниях, помогать со сбором вещей от дарителей и участвовать в шумных акциях, грозящих неприятностями с полицией. Впрочем, тут создатели ленты лукавят, поскольку защитники окружающей среды возведены Западе в ранг современных героев, оракулов и святых.
По факту приходится констатировать, что «Шопоголикам» не удалось стать в отношении зёленой повестки тем же, чем «1+1» (точнее, «Неприкасаемые») оказались применительно к проблеме наплыва иммигрантов. И в художественном, и в чисто развлекательном аспектах фильм получился, что греха таить, заметно слабее. Вместе с тем режиссёры-сценаристы, держащие нос по ветру (если говорить прямо – подчас не чуждые идеологической конъюнктуре), остаются тонкими знатоками человеческой натуры. Они владеют секретом, как сделать так, чтобы мы сопереживали двум бедолагам, ищущим дармовщинки, привыкшим обманывать близких, не брезгующим мелким жульничеством, но однажды – поставленным перед сложным моральным выбором самой жизнью. Отныне хочешь не хочешь придётся взять ответственность за свою судьбу – иначе трудный год не закончится никогда!
_______
1 – Правда, свою шестую по счёту совместную полнометражную постановку тандем в итоге окрестил иначе – «Праздничный переполох» /2017/.
6
,1
2023, Комедии
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если смотреть в корень, локализованный российский вариант названия («Шопоголики») не покажется для фильма точным. Вот для голливудской комедии П.Дж. Хогана, основанной на книгах Софии Кинселлы, – самое то, поскольку юная Ребекка Блумвуд действительно пыталась избавиться от пагубной зависимости и даже вступала в соответствующее анонимное сообщество. Нет, формально-то Альбер Лапрад на пару с приятелем Бруно Амброси, спасённым от нелепой смерти, вроде бы подвержены ониомании, как это непреодолимое желание официально именуется в психологии. Но зрители знакомятся с ними в тот момент, когда оба находятся по уши в долгах – и ломают голову исключительно над тем, как раздобыть деньги, чтобы покрыть хоть толику обязательств. Мало того, судьба сводит товарищей по несчастью с группой экоактивистов, что открывает неожиданные перспективы… Всё-таки оригинальный заголовок (кстати, придуманный Эриком Толедано и Оливье Накашем ещё раньше (1)), остроумнее. Режиссёры-сценаристы начинают повествование с подборки фрагментов новогодних выступлений президентов Франции (от нынешнего Эмманюэля Макрона до Алена-Эмиля-Луи-Мари Поэра), произносящих одну и ту же шаблонную фразу – про «трудный год», выпавший на долю соотечественников. А ведь кто-то и вправду переживает тяжёлые времена! Эрик и Оливье, помнится, обнаружили редкостную проницательность, добившись оглушительного успеха трагикомедией «1+1» /2011/, которая не просто выдалась смешной и трогательной до слёз, но ещё и отразила важную общественную тенденцию, воплотив на кинополотне мечту либерально настроенной аудитории о «спасении» дряхлеющей, парализованной (в разных смыслах) старушки Европы молодыми, энергичными, душевно открытыми выходцами из Африки. Последующие работы талантливых кинематографистов не становились столь же мощными культурными феноменами в международном масштабе – и даже в национальном прокате привлекали, увы, всё меньше и меньше публики. «Шопоголики», обошедшиеся в производстве в приличную сумму €15,2 млн., и вовсе остановились на отметке 897,8 тысяч проданных билетов (кстати, в России кассовые сборы тоже не впечатлили – чуть менее 3 миллионов рублей), что является для них одним из худших показателей. Немного обидно за Толедано с Накашем, вновь обратившихся (обратившихся вполне искренне) к злобе дня. Повествование начинается с едва ли не лучшей сцены, когда взбудораженная толпа обывателей приготовилась штурмовать супермаркет в преддверии очередной чёрной пятницы (термин давно распространился за пределы США), но… столкнулась с непредвиденным препятствием в лице команды экологических активистов. Покупатели, понимаешь, надеются урвать себе товаров побольше и подешевле, а кучка странных мужчин и женщин пытается чинить препоны, преградив дорогу и скандируя оскорбительные лозунги. Месье Лапрад возмущён сильнее прочих, поскольку жаждет купить плазменный телевизор, который тут же перепродаст заказчику за триста евро. Впрочем, на сеансе закрадывается подозрение, что авторы намеренно оставляют за скобками процесс зарождения и течения зависимости как таковой. Этот мотив, если уж на то пошло, полнее раскрывается в линии Анри Томази (в замечательном исполнении Матьё Амальрика), хоть и зарабатывающего на пропитание тем, что учит людей совершать покупки строго рационально, но оказывающегося не в состоянии обуздать лудоманию, о чём хорошо осведомлены сотрудники казино. Что же касается Альбера и Бруно, набравших потребительских ссуд, а затем увязших в микрокредитах, им явно не до того. Приходится отвечать за последствия ранее совершённых поступков – искать способы расплатиться с кредиторами. Вот здесь-то судьба и подбрасывает свежеиспечённым друзьям встречу с красавицей Валентиной. Положа руку на сердце не стану утверждать, будто французские кинематографисты настроены так же серьёзно и бескомпромиссно, как, допустим, наш соотечественник Иван Соснин, осветивший природоохранную тематику в любопытных короткометражных фильмах. Нет оснований не верить молодой экоактивистке, взявшей псевдоним «Кактус», которая говорит, что болеет душой за будущие поколения и за всю планету, превращающуюся в гигантскую свалку. Мало того, девушка действительно сдерживает порывы приобретать в магазинах новые товары, обходится в быту минимально необходимым, но… всё же не доводит идею до абсолюта (абсурда?). Причём Ноэми Мерлан, вообще-то не обделённая сексапильностью (недаром же «восходящую звезду» утвердили на роль великой соблазнительницы Эммануэль в готовящейся повторной экранизации романа Эммануэль Арсан!), старается выглядеть на экране максимально невзрачно, словно намекая: её героине не до романтических отношений… Но как раз желание понравиться Валентине служит одним из главных стимулов, побуждающих Лапрада и Амброси терпеливо высиживать на скучных собраниях, помогать со сбором вещей от дарителей и участвовать в шумных акциях, грозящих неприятностями с полицией. Впрочем, тут создатели ленты лукавят, поскольку защитники окружающей среды возведены Западе в ранг современных героев, оракулов и святых. По факту приходится констатировать, что «Шопоголикам» не удалось стать в отношении зёленой повестки тем же, чем «1+1» (точнее, «Неприкасаемые») оказались применительно к проблеме наплыва иммигрантов. И в художественном, и в чисто развлекательном аспектах фильм получился, что греха таить, заметно слабее. Вместе с тем режиссёры-сценаристы, держащие нос по ветру (если говорить прямо – подчас не чуждые идеологической конъюнктуре), остаются тонкими знатоками человеческой натуры. Они владеют секретом, как сделать так, чтобы мы сопереживали двум бедолагам, ищущим дармовщинки, привыкшим обманывать близких, не брезгующим мелким жульничеством, но однажды – поставленным перед сложным моральным выбором самой жизнью. Отныне хочешь не хочешь придётся взять ответственность за свою судьбу – иначе трудный год не закончится никогда! _______ 1 – Правда, свою шестую по счёту совместную полнометражную постановку тандем в итоге окрестил иначе – «Праздничный переполох» /2017/.