Приступая к просмотру криминальной драмы «Хитмен. Последнее дело», вспоминаешь вовсе не серию компьютерных игр под общим наименованием «Hitman», дважды служившую основой для кинофильмов (1). Картина не имеет никакого отношения к медиафраншизе, зато почти сразу догадываешься, что сценарист Грегори Пуарье исходил примерно из такой же базовой сюжетной предпосылки, что и бельгийский писатель Йеф Герартс в своём самом знаменитом романе «Дело Альцгеймера» /1985/. Пикантность ситуации заключается в том, что первая экранизация этого литературного произведения, осуществлённая Эриком Ван Лойем («Синдром Альцгеймера» /2001/) оказалась удачной, в то время как повторная, выпущенная в России под заголовком «Флешбэк» /2022/, получилась заметно слабее – и явно не оправдала финансовых надежд продюсеров. Неужели Майкл Китон, вряд ли считающий себя шибко талантливее Лиама Нисона, не осознавал, что рискует?! Но тогда почему актёр, чья карьера пережила в предыдущем десятилетии второе рождение, взялся за реализацию проекта?.. Между прочим, он уже пробовал силы в режиссуре: неонуар «Весёлый господин» /2008/ снискал неплохие отзывы, однако прошёл в прокате очень слабо.
Речь не идёт о примитивном подражании или, Боже упаси, плагиате. Дело не только в том, что врач ставит Джону Ноксу диагноз «болезнь Крейтцфельдта-Якоба». Поясним для далёких от медицины людей, что данный недуг является иной (по статистике – встречающейся гораздо реже) разновидностью деменции, нежели та, какой страдали Анджело Ледда и Алекс Льюис. На сей раз драматическая ситуация представляется даже более острой, поскольку состояние здоровья наёмного убийцы ухудшается не по дням, а по часам. Ноксу бы успеть продать активы (ценные бумаги и картины), чтобы полученные деньги оставить в завещании… Но судьба-индейка в этот момент подбрасывает второй неприятный сюрприз. Джон провёл годы жизни уединённо, почти не видясь с бывшей женой и взрослым сыном Майлзом – довольствуясь общением с напарником Томасом Манчи да разговорами с проституткой Энни (иммигранткой из Польши), наведывающейся раз в неделю. Как будто мужчине мало того, что из-за стремительно прогрессирующего заболевания он нечаянно (действительно нечаянно) отправляет на тот свет при исполнении очередного заказа партнёра по опасному бизнесу. Следом заявляется отпрыск с душераздирающим рассказом о том, как в состоянии аффекта порешил совратителя несовершеннолетней дочери, буквально искромсав подонка подвернувшимся под руку кухонным ножом. Что прикажете теперь делать?
Нельзя не признать, ответа на озвученный вопрос ждёшь на сеансе с нетерпением. Пожалуй, Китона стоило бы пожурить за то, что, пригласив таких одарённых коллег, как Аль Пачино, Джеймс Марсден, Марша Гей Харден и даже полячка Иоанна Кулиг, не позволил им раскрыться во всём блеске, но это не столь уж серьёзное прегрешение. Майклу можно простить извинительное для «звезды» желание насладиться долгожданным бенефисом – сыграть драматическую роль, не содержащую отсылок к прежним достижениям (как в гениальном «Бёрдмэне» /2014/ Алехандро Гонсалеса Иньярриту, предвосхитившем недавнее возвращение к образу Бэтмена). К тому же, Ноксу помимо обязательного армейского прошлого (в диалогах упоминается об участии в войне в Персидском заливе) привита забавная черта характера – увлечение философией, позволяющее спокойнее относиться к проискам рока, не говоря уже о повседневных житейских неурядицах. Ноксу вдвойне тяжелее, так как успех придуманного остроумного плана зависит не исключительно от персональных навыков и удачного стечения обстоятельств, но и от скорости протекания деструктивных процессов в центральной нервной системе. Личность Джона рискует разрушиться до того, как удастся обеспечить алиби Майлзу: детективы Рейл и Икари напали на след неуловимого киллера – и скрупулёзно собирают улики в надежде «повесить» на него сразу два преступления.
Помнится, голливудский ремейк классического английского боевика «Убрать Картера» /1971/, вышедший в 2000-м году, не произвёл особого впечатления, но авторы предпослали фильму замечательный эпиграф – из романа в стихах Роберта Браунинга «Кольцо и книга» /1869/: «При жизни лишь одного мы ждать от человека вправе: силы в осознании собственного зла». В отличие от Сильвестра Сталлоне, слегка «красовавшегося» в образе профессионального душегуба, разбирающегося с запутанными обстоятельствами гибели брата, Майкл Китон делает упор на ином. Нокс и близко не впадает в отчаяние или уныние, узнав о скором наступлении состояния, которое даже хуже смерти. Если Манчи успокаивал совесть, подробно изучая биографии жертв – убеждаясь, что предстоит ликвидировать очередного отъявленного подонка, то Джон в общем-то никогда не питал иллюзий. Попадание в пограничную ситуацию (естественно, философ-хитмен не мог проигнорировать труды экзистенциалистов) лишь обострило осознание того, что прожил, в сущности, паразитическую жизнь. И остаётся совсем мало времени, чтобы попытаться хоть как-то загладить вину.
Любопытно, что в число потенциальных наследников попала Энни, но… как говорится в известной притче, скорпион не в состоянии побороть свою природу. В такие моменты и выясняется, что по-настоящему важно, а что – не стоит душевных терзаний. У человека, стоящего одной ногой в могиле (мало того, понимающего, что скоро утратит способность здраво рассуждать), в каком-то смысле не остаётся иного выбора, кроме как совершить хороший поступок. Парадоксально? Парадоксально, но такова уж реальность – так устроен окружающий мир, справедливый по высшему счёту. Пресловутый (неписаный и, как правило, вырабатываемый на практике) кодекс киллера налагает моральные ограничения не только в отношении тех, кого можно и кого нельзя физически устранять за гонорар. Речь ещё и о необходимости быть готовым встретить собственную смерть с достоинством. Эту нехитрую истину осознаёт и Майлз, приходящий навестить небезгрешного отца под занавес.
_______
1 – В «Хитмэне» /2007/ Агента 47 сыграл Тимоти Олифант, в «Хитмэне: Агенте 47» /2015/ – Руперт Френд.
8
,2
2023, США, Триллеры
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Приступая к просмотру криминальной драмы «Хитмен. Последнее дело», вспоминаешь вовсе не серию компьютерных игр под общим наименованием «Hitman», дважды служившую основой для кинофильмов (1). Картина не имеет никакого отношения к медиафраншизе, зато почти сразу догадываешься, что сценарист Грегори Пуарье исходил примерно из такой же базовой сюжетной предпосылки, что и бельгийский писатель Йеф Герартс в своём самом знаменитом романе «Дело Альцгеймера» /1985/. Пикантность ситуации заключается в том, что первая экранизация этого литературного произведения, осуществлённая Эриком Ван Лойем («Синдром Альцгеймера» /2001/) оказалась удачной, в то время как повторная, выпущенная в России под заголовком «Флешбэк» /2022/, получилась заметно слабее – и явно не оправдала финансовых надежд продюсеров. Неужели Майкл Китон, вряд ли считающий себя шибко талантливее Лиама Нисона, не осознавал, что рискует?! Но тогда почему актёр, чья карьера пережила в предыдущем десятилетии второе рождение, взялся за реализацию проекта?.. Между прочим, он уже пробовал силы в режиссуре: неонуар «Весёлый господин» /2008/ снискал неплохие отзывы, однако прошёл в прокате очень слабо. Речь не идёт о примитивном подражании или, Боже упаси, плагиате. Дело не только в том, что врач ставит Джону Ноксу диагноз «болезнь Крейтцфельдта-Якоба». Поясним для далёких от медицины людей, что данный недуг является иной (по статистике – встречающейся гораздо реже) разновидностью деменции, нежели та, какой страдали Анджело Ледда и Алекс Льюис. На сей раз драматическая ситуация представляется даже более острой, поскольку состояние здоровья наёмного убийцы ухудшается не по дням, а по часам. Ноксу бы успеть продать активы (ценные бумаги и картины), чтобы полученные деньги оставить в завещании… Но судьба-индейка в этот момент подбрасывает второй неприятный сюрприз. Джон провёл годы жизни уединённо, почти не видясь с бывшей женой и взрослым сыном Майлзом – довольствуясь общением с напарником Томасом Манчи да разговорами с проституткой Энни (иммигранткой из Польши), наведывающейся раз в неделю. Как будто мужчине мало того, что из-за стремительно прогрессирующего заболевания он нечаянно (действительно нечаянно) отправляет на тот свет при исполнении очередного заказа партнёра по опасному бизнесу. Следом заявляется отпрыск с душераздирающим рассказом о том, как в состоянии аффекта порешил совратителя несовершеннолетней дочери, буквально искромсав подонка подвернувшимся под руку кухонным ножом. Что прикажете теперь делать? Нельзя не признать, ответа на озвученный вопрос ждёшь на сеансе с нетерпением. Пожалуй, Китона стоило бы пожурить за то, что, пригласив таких одарённых коллег, как Аль Пачино, Джеймс Марсден, Марша Гей Харден и даже полячка Иоанна Кулиг, не позволил им раскрыться во всём блеске, но это не столь уж серьёзное прегрешение. Майклу можно простить извинительное для «звезды» желание насладиться долгожданным бенефисом – сыграть драматическую роль, не содержащую отсылок к прежним достижениям (как в гениальном «Бёрдмэне» /2014/ Алехандро Гонсалеса Иньярриту, предвосхитившем недавнее возвращение к образу Бэтмена). К тому же, Ноксу помимо обязательного армейского прошлого (в диалогах упоминается об участии в войне в Персидском заливе) привита забавная черта характера – увлечение философией, позволяющее спокойнее относиться к проискам рока, не говоря уже о повседневных житейских неурядицах. Ноксу вдвойне тяжелее, так как успех придуманного остроумного плана зависит не исключительно от персональных навыков и удачного стечения обстоятельств, но и от скорости протекания деструктивных процессов в центральной нервной системе. Личность Джона рискует разрушиться до того, как удастся обеспечить алиби Майлзу: детективы Рейл и Икари напали на след неуловимого киллера – и скрупулёзно собирают улики в надежде «повесить» на него сразу два преступления. Помнится, голливудский ремейк классического английского боевика «Убрать Картера» /1971/, вышедший в 2000-м году, не произвёл особого впечатления, но авторы предпослали фильму замечательный эпиграф – из романа в стихах Роберта Браунинга «Кольцо и книга» /1869/: «При жизни лишь одного мы ждать от человека вправе: силы в осознании собственного зла». В отличие от Сильвестра Сталлоне, слегка «красовавшегося» в образе профессионального душегуба, разбирающегося с запутанными обстоятельствами гибели брата, Майкл Китон делает упор на ином. Нокс и близко не впадает в отчаяние или уныние, узнав о скором наступлении состояния, которое даже хуже смерти. Если Манчи успокаивал совесть, подробно изучая биографии жертв – убеждаясь, что предстоит ликвидировать очередного отъявленного подонка, то Джон в общем-то никогда не питал иллюзий. Попадание в пограничную ситуацию (естественно, философ-хитмен не мог проигнорировать труды экзистенциалистов) лишь обострило осознание того, что прожил, в сущности, паразитическую жизнь. И остаётся совсем мало времени, чтобы попытаться хоть как-то загладить вину. Любопытно, что в число потенциальных наследников попала Энни, но… как говорится в известной притче, скорпион не в состоянии побороть свою природу. В такие моменты и выясняется, что по-настоящему важно, а что – не стоит душевных терзаний. У человека, стоящего одной ногой в могиле (мало того, понимающего, что скоро утратит способность здраво рассуждать), в каком-то смысле не остаётся иного выбора, кроме как совершить хороший поступок. Парадоксально? Парадоксально, но такова уж реальность – так устроен окружающий мир, справедливый по высшему счёту. Пресловутый (неписаный и, как правило, вырабатываемый на практике) кодекс киллера налагает моральные ограничения не только в отношении тех, кого можно и кого нельзя физически устранять за гонорар. Речь ещё и о необходимости быть готовым встретить собственную смерть с достоинством. Эту нехитрую истину осознаёт и Майлз, приходящий навестить небезгрешного отца под занавес. _______ 1 – В «Хитмэне» /2007/ Агента 47 сыграл Тимоти Олифант, в «Хитмэне: Агенте 47» /2015/ – Руперт Френд.