Сатирическая драма 2023 года "Империя" режиссера Фредерикке Аспёк ("Росита") онлайн смотрит на исторические моменты из жизни в середине XIX века на колонизированном датчанами острове Санта-Крус в Вест-Индии и находит внутри гуманного комментария о власти, нравах и взаимной зависимости серьезную глубину, придерживаясь в нарративе абсурда и провокации. Не вызывает сомнений, что постановщица наносит удар по исторической амнезии датчан, когда на примере двух темнокожих подруг, Анны Хегор (Анна Нейе, написавшая также сценарий фильма) и Петрин (Сара Фанта Траоре, "Последний клиент") показывает пропасть между жизнью свободной женщины и экономки, которая находится в рабстве. Благодаря точным комментариям от Аспёк прослеживаются и параллели с сегодняшним днем, и двусмысленность морали героини Нейе, открыто живущей с губернатором Петером фон Шолтеном (Клаус Риис Эстергор, сериалы "Оксен" и "Правительство"), который имеет семью и детей в метрополии, и желание населения поднять восстание избавиться от просвещенных угнетателей.
С точки зрения режиссера Дания образца 1848 года - вроде бы прогрессивная страна, элегантная империя великих надежд, где готовы отказаться от рабства в ближайшем будущем. Однако шесть ударов плетьми в качестве общего наказания для угнетенных женщин и юные опахальщики под потолком как живые вентиляторы только подчеркивают лицемерность датских хозяев жизни. Поскольку Аспёк показывает в нарративе абсудность мысли, что счастливый раб - это полезный раб, то можно говорить об особой форме датского управления колонией. Несвободные могут обучаться в школах и имеют два выходных в неделю для зарабатывания денег для выкупа из рабства и в то же самое время ежедневно сталкиваются с жестокостью хозяев. Такие двуличные гуманизм и прогрессивность постановщице удается показать без особого труда, но с зашкаливающей яркостью костюмов персонажей и с таким же зашкаливающим натурализмом порядков повседневности островитян.
Игры в амбивалентность у Аспёк ярко проявляются и на уровне характеров. Анна и Петрин говорят на датском и креольском языках, что сближает их как с населением острова, так и показывает фундаментальную верность законам страны, владеющей Санта-Крусом. Глазами режиссера расизм приобретает гротескные черты, потому что для всех остальных жителей персонаж Нейе с ее богатством и поведением барыни-фаворитки носит черты "цветной" женщины, которая выбелила сама себя изнутри и с гордостью своего положения говорит, что негр - это тот, кто работает в поле. Подобная риторика и игры в скорое освобождение от рабства в режиссуре Аспёк заставляют объединяться местных для бунта и освобождения и толкают Анну пойти на подлог и вызвать для охраны плантаторов беспощадного адмирала Ирмингера (Йеспер Грот, "Рыцари справедливости") с его фрегатом и матросами. Поэтому "Империя" показывает многочисленные грани борьбы за власть между господами и рабами, между мужчинами и женщинами, между белыми и цветными и выводит на поверхность ленты тщательно скрываемые за ширмой просвещенности насилие и беспощадность.
В "Империи" Аспёк присутствует множество сцен, где скрещиваются абсурдность экстравагантного образа жизни землевладельцев и безжалостность экономики, на которой основано существование власти и сама парадигма колонизаторского правления. Делая главными действующими лицами угнетенных, постановщица высказывается не только против рабовладельческого социума как такового, но и показывает обесценивание человечности при помощи отношений Анны и Петрин, в которых желание оставаться в несвободной тени у героини Траоре крайне сложно трансформируется в отрицание верности и преданности хозяевам. Главный злодей - адмирал Ирмингер - в картине Аспёк аккумулирует в себе все черты чванливого европейца, внезапного в своей жестокости и свято чтящего закон, того самого, кто считает себя вершиной эволюции и саркастично выстраивает всю живую дарвиновскую цепочку с собой на вершине, наглядно оставляя за спиной сгорбившихся женщин.
Отталкивание в режиссуре от пассивности как таковой приводит к интересному эффекту. Петер фон Шолтен берет на себя роль отца для рабов, делает на свой манер их счастливыми в пожизненном плену и горько рефлексирует о том, что он вынужден принимать правила жизни, так как не он придумал рабство как таковое. Это позволяет Аспёк через исторический сюжет говорить вполне актуальные вещи об идентичности, интеграции и потоках беженцев, которых Европа принимает с распростертыми объятиями в качестве дешевой рабочей силы, и создавать нарратив, опирающийся на такие фильмы как "Прочь" и "Мы" Джордана Пила. В такой прямолинейной эстетике критика постановщицей колониализма и расизма привлекает к себе внимание не столько покаянием за прошлое, за колониальный опыт европейских стран, о котором стараются потихоньку забыть и оставить только специалистам-историкам, сколько удивительными трансформациями зла в фильме.
Деликатное разрушение мифа о колониальной истории и о великой Дании в фильме Аспёк происходит без травмирования аудитории и излишней романтизации всех хороших персонажей из разрушенного мифа о рае на заморской территории, окрашенной в кадре в нарядные ярко-розовые, синие и желтые цвета. Поэтому фильму "Империя" в итоге удается найти правильный баланс между разоблачением колониализма по-датски и нелепостью государственной системы страны, которая под покровом тяги к прогрессу творит у режиссера по-настоящему страшные вещи без большого количества крови и пыток в кадре. Угол зрения Аспёк на социальное неравенство привлекает внимание и предлагает любопытную прогулку по закоулкам скандинавского менталитета, находя хорошо считываемые параллели с нынешней действительностью.
6
,9
2023, Драмы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сатирическая драма 2023 года "Империя" режиссера Фредерикке Аспёк ("Росита") онлайн смотрит на исторические моменты из жизни в середине XIX века на колонизированном датчанами острове Санта-Крус в Вест-Индии и находит внутри гуманного комментария о власти, нравах и взаимной зависимости серьезную глубину, придерживаясь в нарративе абсурда и провокации. Не вызывает сомнений, что постановщица наносит удар по исторической амнезии датчан, когда на примере двух темнокожих подруг, Анны Хегор (Анна Нейе, написавшая также сценарий фильма) и Петрин (Сара Фанта Траоре, "Последний клиент") показывает пропасть между жизнью свободной женщины и экономки, которая находится в рабстве. Благодаря точным комментариям от Аспёк прослеживаются и параллели с сегодняшним днем, и двусмысленность морали героини Нейе, открыто живущей с губернатором Петером фон Шолтеном (Клаус Риис Эстергор, сериалы "Оксен" и "Правительство"), который имеет семью и детей в метрополии, и желание населения поднять восстание избавиться от просвещенных угнетателей. С точки зрения режиссера Дания образца 1848 года - вроде бы прогрессивная страна, элегантная империя великих надежд, где готовы отказаться от рабства в ближайшем будущем. Однако шесть ударов плетьми в качестве общего наказания для угнетенных женщин и юные опахальщики под потолком как живые вентиляторы только подчеркивают лицемерность датских хозяев жизни. Поскольку Аспёк показывает в нарративе абсудность мысли, что счастливый раб - это полезный раб, то можно говорить об особой форме датского управления колонией. Несвободные могут обучаться в школах и имеют два выходных в неделю для зарабатывания денег для выкупа из рабства и в то же самое время ежедневно сталкиваются с жестокостью хозяев. Такие двуличные гуманизм и прогрессивность постановщице удается показать без особого труда, но с зашкаливающей яркостью костюмов персонажей и с таким же зашкаливающим натурализмом порядков повседневности островитян. Игры в амбивалентность у Аспёк ярко проявляются и на уровне характеров. Анна и Петрин говорят на датском и креольском языках, что сближает их как с населением острова, так и показывает фундаментальную верность законам страны, владеющей Санта-Крусом. Глазами режиссера расизм приобретает гротескные черты, потому что для всех остальных жителей персонаж Нейе с ее богатством и поведением барыни-фаворитки носит черты "цветной" женщины, которая выбелила сама себя изнутри и с гордостью своего положения говорит, что негр - это тот, кто работает в поле. Подобная риторика и игры в скорое освобождение от рабства в режиссуре Аспёк заставляют объединяться местных для бунта и освобождения и толкают Анну пойти на подлог и вызвать для охраны плантаторов беспощадного адмирала Ирмингера (Йеспер Грот, "Рыцари справедливости") с его фрегатом и матросами. Поэтому "Империя" показывает многочисленные грани борьбы за власть между господами и рабами, между мужчинами и женщинами, между белыми и цветными и выводит на поверхность ленты тщательно скрываемые за ширмой просвещенности насилие и беспощадность. В "Империи" Аспёк присутствует множество сцен, где скрещиваются абсурдность экстравагантного образа жизни землевладельцев и безжалостность экономики, на которой основано существование власти и сама парадигма колонизаторского правления. Делая главными действующими лицами угнетенных, постановщица высказывается не только против рабовладельческого социума как такового, но и показывает обесценивание человечности при помощи отношений Анны и Петрин, в которых желание оставаться в несвободной тени у героини Траоре крайне сложно трансформируется в отрицание верности и преданности хозяевам. Главный злодей - адмирал Ирмингер - в картине Аспёк аккумулирует в себе все черты чванливого европейца, внезапного в своей жестокости и свято чтящего закон, того самого, кто считает себя вершиной эволюции и саркастично выстраивает всю живую дарвиновскую цепочку с собой на вершине, наглядно оставляя за спиной сгорбившихся женщин. Отталкивание в режиссуре от пассивности как таковой приводит к интересному эффекту. Петер фон Шолтен берет на себя роль отца для рабов, делает на свой манер их счастливыми в пожизненном плену и горько рефлексирует о том, что он вынужден принимать правила жизни, так как не он придумал рабство как таковое. Это позволяет Аспёк через исторический сюжет говорить вполне актуальные вещи об идентичности, интеграции и потоках беженцев, которых Европа принимает с распростертыми объятиями в качестве дешевой рабочей силы, и создавать нарратив, опирающийся на такие фильмы как "Прочь" и "Мы" Джордана Пила. В такой прямолинейной эстетике критика постановщицей колониализма и расизма привлекает к себе внимание не столько покаянием за прошлое, за колониальный опыт европейских стран, о котором стараются потихоньку забыть и оставить только специалистам-историкам, сколько удивительными трансформациями зла в фильме. Деликатное разрушение мифа о колониальной истории и о великой Дании в фильме Аспёк происходит без травмирования аудитории и излишней романтизации всех хороших персонажей из разрушенного мифа о рае на заморской территории, окрашенной в кадре в нарядные ярко-розовые, синие и желтые цвета. Поэтому фильму "Империя" в итоге удается найти правильный баланс между разоблачением колониализма по-датски и нелепостью государственной системы страны, которая под покровом тяги к прогрессу творит у режиссера по-настоящему страшные вещи без большого количества крови и пыток в кадре. Угол зрения Аспёк на социальное неравенство привлекает внимание и предлагает любопытную прогулку по закоулкам скандинавского менталитета, находя хорошо считываемые параллели с нынешней действительностью.