Можно сказать, что "бриллиантовая рука" была у самого Леонида Гайдая - и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга - благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. А "Бриллиантовая рука" в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Но можно было и не задаваться такой запоздалой (пусть и благородной) целью - достаточно посмотреть на результаты кинопроката в СССР за всю пятидесятилетнюю историю существования официальной статистики и убедиться, что эта картина действительно первенствует среди всех работ Леонида Гайдая и, более того, является самой кассовой комедией. Она занимает третье место среди отечественных фильмов и общее четвёртое по итогам советского проката, если ещё учитывать заграничного суперрекордсмена – мексиканскую мелодраму "Есения".
Кому-то, наверно, всё равно - какая из лент опережает, какая отстаёт (кстати, "Бриллиантовая рука" лишь на две десятых миллиона зрителей обошла "Кавказскую пленницу"!). Но было бы чрезвычайно интересно взглянуть на чуть ли не наизусть выученную комедию с точки зрения западной "бондианы" и прочих шпионско-приключенческих картин, которые в изобилии снимались по обе стороны "железного занавеса". Анекдотичнее всего, что Гайдай совместно с соавторами по сценарию Яковом Костюковским и Морисом Слободским на три года опередил "Бриллианты навсегда" и на год - "На тайной службе Её величества" (между прочим, единственный фильм о Джеймсе Бонде, где он женится, правда, молодую супругу тотчас же убивают).
С. С. Горбунков - разумеется, не агент 007 из "Интеллиджент сервис", он даже не майор КГБ, а простой советский гражданин, попавший в первый раз за границу по турпутёвке и сразу же в прямом смысле слова поскользнувшийся на ровном месте. Лишь на миг в беспамятстве потеряв советскую бдительность и осторожность, славный малый и добропорядочный семьянин Семён Семёнович потом с лихвой послужил на благо родного отечества, хотя был вынужден кривить душой и притворяться перед законной женой, детьми, сослуживцами, соседями, грозной женщиной-управдомом и роковой красоткой-блондинкой, выдавая себя не за того, кем он являлся после возвращения из-за рубежа. Это ли не мечта каждого советского человека, охваченного искренней шпиономанией и застенчивой любовью ко всем отечественным доблестным разведчикам и бойцам невидимого фронта?! Забавно, как удалось "протащить на экран" идеологически диверсионный заголовок первой части "Бриллиант почти не виден", откровенно пародирующий название повести "Сатурн" почти не виден" лауреата премий КГБ Василия Ардаматского, которая была экранизирована в лентах "Путь в "Сатурн" и "Конец "Сатурна", имевших успех годом раньше, чем "Бриллиантовая рука".
Горбунков на тайной службе у компетентных органов - будто некий Конёк-Горбунок, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо. Это карнавальное двойничество героя, программно заявленное и в его любимой сказочной песне про зайцев, которые "в самый жуткий час косят трын-траву", было своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража, как после дружеской попойки в ресторане, что вряд ли стоит надуманно выдавать за стихийный бунт (пусть на дворе был 1968 год!) винтика против Системы. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула "свой среди чужих, чужой среди своих" обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который должен был стать "калифом на час".
Кстати, идея невольной подмены, когда неприметный персонаж вынужден играть не свойственную себе значительную роль, не раз использовалась и Чарли Чаплином, и Бастером Китоном, перед которыми Леонид Гайдай, конечно, преклонялся всю жизнь. И несмотря на то, что порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать, помимо Шурика, ещё и незабвенного Семёна Семёновича (вот и реальная жена Гайдая сыграла супругу Горбункова) - наивного, добродушного и сердечного "агента поневоле", вынужденного жить на "острове невезения" и спасаться от отчаяния, напевая: "А нам всё равно, а нам всё равно...". Вот почему "Бриллиантовая рука" - не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа российского комедиографа, который в комической тройке с Эльдаром Рязановым и Георгием Данелией рискнул быть, пожалуй, Балбесом, героем, сыгранным Юрием Никулиным, кстати, представшим на экране и в образе Горбункова.
8
,7
1969, СССР, Советские
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Можно сказать, что "бриллиантовая рука" была у самого Леонида Гайдая - и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга - благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. А "Бриллиантовая рука" в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Но можно было и не задаваться такой запоздалой (пусть и благородной) целью - достаточно посмотреть на результаты кинопроката в СССР за всю пятидесятилетнюю историю существования официальной статистики и убедиться, что эта картина действительно первенствует среди всех работ Леонида Гайдая и, более того, является самой кассовой комедией. Она занимает третье место среди отечественных фильмов и общее четвёртое по итогам советского проката, если ещё учитывать заграничного суперрекордсмена – мексиканскую мелодраму "Есения". Кому-то, наверно, всё равно - какая из лент опережает, какая отстаёт (кстати, "Бриллиантовая рука" лишь на две десятых миллиона зрителей обошла "Кавказскую пленницу"!). Но было бы чрезвычайно интересно взглянуть на чуть ли не наизусть выученную комедию с точки зрения западной "бондианы" и прочих шпионско-приключенческих картин, которые в изобилии снимались по обе стороны "железного занавеса". Анекдотичнее всего, что Гайдай совместно с соавторами по сценарию Яковом Костюковским и Морисом Слободским на три года опередил "Бриллианты навсегда" и на год - "На тайной службе Её величества" (между прочим, единственный фильм о Джеймсе Бонде, где он женится, правда, молодую супругу тотчас же убивают). С. С. Горбунков - разумеется, не агент 007 из "Интеллиджент сервис", он даже не майор КГБ, а простой советский гражданин, попавший в первый раз за границу по турпутёвке и сразу же в прямом смысле слова поскользнувшийся на ровном месте. Лишь на миг в беспамятстве потеряв советскую бдительность и осторожность, славный малый и добропорядочный семьянин Семён Семёнович потом с лихвой послужил на благо родного отечества, хотя был вынужден кривить душой и притворяться перед законной женой, детьми, сослуживцами, соседями, грозной женщиной-управдомом и роковой красоткой-блондинкой, выдавая себя не за того, кем он являлся после возвращения из-за рубежа. Это ли не мечта каждого советского человека, охваченного искренней шпиономанией и застенчивой любовью ко всем отечественным доблестным разведчикам и бойцам невидимого фронта?! Забавно, как удалось "протащить на экран" идеологически диверсионный заголовок первой части "Бриллиант почти не виден", откровенно пародирующий название повести "Сатурн" почти не виден" лауреата премий КГБ Василия Ардаматского, которая была экранизирована в лентах "Путь в "Сатурн" и "Конец "Сатурна", имевших успех годом раньше, чем "Бриллиантовая рука". Горбунков на тайной службе у компетентных органов - будто некий Конёк-Горбунок, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо. Это карнавальное двойничество героя, программно заявленное и в его любимой сказочной песне про зайцев, которые "в самый жуткий час косят трын-траву", было своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража, как после дружеской попойки в ресторане, что вряд ли стоит надуманно выдавать за стихийный бунт (пусть на дворе был 1968 год!) винтика против Системы. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула "свой среди чужих, чужой среди своих" обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который должен был стать "калифом на час". Кстати, идея невольной подмены, когда неприметный персонаж вынужден играть не свойственную себе значительную роль, не раз использовалась и Чарли Чаплином, и Бастером Китоном, перед которыми Леонид Гайдай, конечно, преклонялся всю жизнь. И несмотря на то, что порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать, помимо Шурика, ещё и незабвенного Семёна Семёновича (вот и реальная жена Гайдая сыграла супругу Горбункова) - наивного, добродушного и сердечного "агента поневоле", вынужденного жить на "острове невезения" и спасаться от отчаяния, напевая: "А нам всё равно, а нам всё равно...". Вот почему "Бриллиантовая рука" - не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа российского комедиографа, который в комической тройке с Эльдаром Рязановым и Георгием Данелией рискнул быть, пожалуй, Балбесом, героем, сыгранным Юрием Никулиным, кстати, представшим на экране и в образе Горбункова.