Того, кто приступает к просмотру фильма, почему-то получившего в российском кинопрокате романтичный заголовок «Герой наших снов», грозит посетить мысль о том, как часто режиссёры обращались к этому загадочному феномену – снам. В частности, сновидческую природу кинематографа обстоятельно и очень увлекательно анализировал Ингмар Бергман, неоднократно (от «Земляничной поляны» /1957/ до «Лицом к лицу» /1976/) реконструировавший на кинополотне зыбкое царство Морфея. И когда дочка сообщает Полу Мэттьюсу, что его в школе обзывают «Фредди Крюгером» (1), сравнение звучит по-своему логично. По сей день не устаёшь поражаться прозорливости Уэса Крэйвена, настаивавшего: то, что видится людям (необязательно живущим на многострадальной улице Вязов) в ночных кошмарах, оставляет куда как реальный – и болезненный! – след здесь, наяву. Вместе с тем Кристоффер Боргли наверняка видел и другую любопытную картину со схожим посылом, выпущенную на экраны почти параллельно (с разницей в несколько месяцев) с первой частью славного киносериала про маньяка с обгорелым лицом в красно-зелёном свитере. В «Бегстве от сна» /1984/ Джозеф Рубен разрабатывал вопрос (разрабатывал, заметим, задолго до Кристофера Нолана в «Начале» /2010/) целенаправленного внедрения в чужие сны – вплоть до проведения операции по устранению президента США. Вот и маркетологи предлагают Полу «выйти» на Барака Обаму – правда, с куда менее кровожадными намерениями…
Сложно судить, насколько серьёзно говорил Николас Кейдж, рассуждая о том, насколько доволен своими достижениями в «Свинье» /2021/, «Невыносимой тяжести огромного таланта» /2022/ и, наконец, в борглиевской постановке: роли в замечательных лентах, образующих тематическую трилогию, стали бы, дескать, идеальным завершением творческого пути. Как бы то ни было, отрадно констатировать, что одарённый актёр, чьи финансовые трудности, увы, не являются ни для кого секретом, вновь демонстрирует ту же самоотверженность (на грани одержимости!), что на заре профессиональной карьеры и в пору наивысшего взлёта славы. Он блестяще поработал над образом: ни дать ни взять преподаватель колледжа, до беспамятства влюблённый не столько в педагогику как таковую, сколько в предмет собственных научных изысканий, всё-таки мало кому интересный за пределами академических кругов. Да и мягкотелому, ранимому Полу явно не хватает силы воли, чтобы сесть за написание монографии – остаётся только обижаться на преуспевающих коллег. И такой индивид по неведомым причинам вдруг становится путешественником по снам других личностей, искренне поражающихся необычному феномену!
Режиссёр-сценарист не стал скрывать, что оттолкнулся от подлинного инцидента: итальянец Андреа Нателла во второй половине нулевых раздул сенсацию, уверяя доверчивых пользователей веб-сайта, что свыше трёх тысяч человек, засыпая, лицезрели одного и того же мужчину. Разумеется, это оказалось мистификацией, но в сочетании с концепцией Карла Густава Юнга (по мнению автора, эстетически вдохновляющей, однако практически бесполезной) послужило неординарным фантастическим допуском. Вместе с Кристоффером мы прикасаемся к, возможно, самой загадочной области нашего бытия, где вряд ли имеет смысл искать однозначные ответы. Тем не менее легко догадаться, почему Пол раскрывается пассивным существом (сторонним и в общем-то индифферентным наблюдателем) в сновидениях дочери, а затем и всех прочих – как знакомых, так и незнакомых. Другое дело, что и это ещё не худшее. Поди разберись, почему незваный гость ведёт себя всё более жестоко, прибегая к пыткам и насилию, притом что в жизни остаётся прежним рохлей, не способным даже изменить дражайшей половине с молоденькой красоткой.
Впрочем, здесь Боггли, «поймавший» публику на благодатной (будоражащей воображение) теме, подбрасывает новый сюрприз. Безобидный интеллигент, не успев освоиться в статусе знаменитости, внезапно сталкивается с оборотной стороной славы. Ни в чём не повинному, ему приходится познать на своей шкуре прелести пресловутой «культуры отмены», поскольку разъярённой толпе не втолкуешь (в том числе на коллективном сеансе психотерапии), что не имеет никакого отношения к ночным кошмарам. Процесс остракизма запускается как-то сам собой: хулиганы малюют на дверце машины оскорбительное словцо, посетители кафе, требуя покинуть заведение общепита, затевают драку, декан, несмотря на многолетнюю дружбу, временно отстраняет Пола от преподавания… А уж когда Мэттьюс, узрев себя во сне как бы чужими глазами, совершенно распускает нюни, обратившись онлайн со слёзной мольбой войти в его положение, это выглядит совсем жалко – и не находит поддержки даже у любящей супруги.
Уклон во второй половине повествования в социальную (точнее, политэкономическую) сатиру получился на удивление точным и уместным. Кристоффер убеждён, что никакого «вечного сияния чистого разума» (кстати, Кейдж блеснул в другом фильме по сценарию Чарли Кауфмана – в «Адаптации» /2002/), никакой беспристрастной «науки сна» попросту не может возникнуть в условиях капитализма постиндустриального периода. Радикально настроенной части аудитории, вероятно, покажется недостаточно жёстким поворот с мгновенным исчезновением Пола сразу из всех снов аккурат в тот момент, когда конфликт достиг апогея – и несчастный профессор рисковал, как минимум, свободой, заявившись на школьный концерт дочери, вопреки строгому запрету учительницы и родителей учеников. Но если внимательно всмотреться в то, что же, собственно, происходит дальше, говорить о хеппи-энде не повернётся язык. Кто бы сомневался, что сделанное благодаря феномену открытие найдёт применение в коммерции – произведёт переворот в рекламе? Бизнесмены спят и видят, как бы прокрасться непосредственно в мозг потребителей, навязывая свои «бесценные» товары и услуги. А Пол… А что Пол? Как явствует из финала, он ни на йоту не изменился.
_______
1 – Мало того, позже французы убеждают американского профессора надеть металлическую перчатку с длинными когтями – специально для рекламной фотосессии.
5
,3
2023, США, Драмы
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Того, кто приступает к просмотру фильма, почему-то получившего в российском кинопрокате романтичный заголовок «Герой наших снов», грозит посетить мысль о том, как часто режиссёры обращались к этому загадочному феномену – снам. В частности, сновидческую природу кинематографа обстоятельно и очень увлекательно анализировал Ингмар Бергман, неоднократно (от «Земляничной поляны» /1957/ до «Лицом к лицу» /1976/) реконструировавший на кинополотне зыбкое царство Морфея. И когда дочка сообщает Полу Мэттьюсу, что его в школе обзывают «Фредди Крюгером» (1), сравнение звучит по-своему логично. По сей день не устаёшь поражаться прозорливости Уэса Крэйвена, настаивавшего: то, что видится людям (необязательно живущим на многострадальной улице Вязов) в ночных кошмарах, оставляет куда как реальный – и болезненный! – след здесь, наяву. Вместе с тем Кристоффер Боргли наверняка видел и другую любопытную картину со схожим посылом, выпущенную на экраны почти параллельно (с разницей в несколько месяцев) с первой частью славного киносериала про маньяка с обгорелым лицом в красно-зелёном свитере. В «Бегстве от сна» /1984/ Джозеф Рубен разрабатывал вопрос (разрабатывал, заметим, задолго до Кристофера Нолана в «Начале» /2010/) целенаправленного внедрения в чужие сны – вплоть до проведения операции по устранению президента США. Вот и маркетологи предлагают Полу «выйти» на Барака Обаму – правда, с куда менее кровожадными намерениями… Сложно судить, насколько серьёзно говорил Николас Кейдж, рассуждая о том, насколько доволен своими достижениями в «Свинье» /2021/, «Невыносимой тяжести огромного таланта» /2022/ и, наконец, в борглиевской постановке: роли в замечательных лентах, образующих тематическую трилогию, стали бы, дескать, идеальным завершением творческого пути. Как бы то ни было, отрадно констатировать, что одарённый актёр, чьи финансовые трудности, увы, не являются ни для кого секретом, вновь демонстрирует ту же самоотверженность (на грани одержимости!), что на заре профессиональной карьеры и в пору наивысшего взлёта славы. Он блестяще поработал над образом: ни дать ни взять преподаватель колледжа, до беспамятства влюблённый не столько в педагогику как таковую, сколько в предмет собственных научных изысканий, всё-таки мало кому интересный за пределами академических кругов. Да и мягкотелому, ранимому Полу явно не хватает силы воли, чтобы сесть за написание монографии – остаётся только обижаться на преуспевающих коллег. И такой индивид по неведомым причинам вдруг становится путешественником по снам других личностей, искренне поражающихся необычному феномену! Режиссёр-сценарист не стал скрывать, что оттолкнулся от подлинного инцидента: итальянец Андреа Нателла во второй половине нулевых раздул сенсацию, уверяя доверчивых пользователей веб-сайта, что свыше трёх тысяч человек, засыпая, лицезрели одного и того же мужчину. Разумеется, это оказалось мистификацией, но в сочетании с концепцией Карла Густава Юнга (по мнению автора, эстетически вдохновляющей, однако практически бесполезной) послужило неординарным фантастическим допуском. Вместе с Кристоффером мы прикасаемся к, возможно, самой загадочной области нашего бытия, где вряд ли имеет смысл искать однозначные ответы. Тем не менее легко догадаться, почему Пол раскрывается пассивным существом (сторонним и в общем-то индифферентным наблюдателем) в сновидениях дочери, а затем и всех прочих – как знакомых, так и незнакомых. Другое дело, что и это ещё не худшее. Поди разберись, почему незваный гость ведёт себя всё более жестоко, прибегая к пыткам и насилию, притом что в жизни остаётся прежним рохлей, не способным даже изменить дражайшей половине с молоденькой красоткой. Впрочем, здесь Боггли, «поймавший» публику на благодатной (будоражащей воображение) теме, подбрасывает новый сюрприз. Безобидный интеллигент, не успев освоиться в статусе знаменитости, внезапно сталкивается с оборотной стороной славы. Ни в чём не повинному, ему приходится познать на своей шкуре прелести пресловутой «культуры отмены», поскольку разъярённой толпе не втолкуешь (в том числе на коллективном сеансе психотерапии), что не имеет никакого отношения к ночным кошмарам. Процесс остракизма запускается как-то сам собой: хулиганы малюют на дверце машины оскорбительное словцо, посетители кафе, требуя покинуть заведение общепита, затевают драку, декан, несмотря на многолетнюю дружбу, временно отстраняет Пола от преподавания… А уж когда Мэттьюс, узрев себя во сне как бы чужими глазами, совершенно распускает нюни, обратившись онлайн со слёзной мольбой войти в его положение, это выглядит совсем жалко – и не находит поддержки даже у любящей супруги. Уклон во второй половине повествования в социальную (точнее, политэкономическую) сатиру получился на удивление точным и уместным. Кристоффер убеждён, что никакого «вечного сияния чистого разума» (кстати, Кейдж блеснул в другом фильме по сценарию Чарли Кауфмана – в «Адаптации» /2002/), никакой беспристрастной «науки сна» попросту не может возникнуть в условиях капитализма постиндустриального периода. Радикально настроенной части аудитории, вероятно, покажется недостаточно жёстким поворот с мгновенным исчезновением Пола сразу из всех снов аккурат в тот момент, когда конфликт достиг апогея – и несчастный профессор рисковал, как минимум, свободой, заявившись на школьный концерт дочери, вопреки строгому запрету учительницы и родителей учеников. Но если внимательно всмотреться в то, что же, собственно, происходит дальше, говорить о хеппи-энде не повернётся язык. Кто бы сомневался, что сделанное благодаря феномену открытие найдёт применение в коммерции – произведёт переворот в рекламе? Бизнесмены спят и видят, как бы прокрасться непосредственно в мозг потребителей, навязывая свои «бесценные» товары и услуги. А Пол… А что Пол? Как явствует из финала, он ни на йоту не изменился. _______ 1 – Мало того, позже французы убеждают американского профессора надеть металлическую перчатку с длинными когтями – специально для рекламной фотосессии.