С первого же кадра с высоты голубиного полёта открывается – неужели рай? Сибирский городок в оригинальной пьесе сибиряка Владимира Гуркина, карельский поселок по месту съемок, наше советское прошлое, наше давнее, потайное. Леспромхоз, выметенные дворики и ухоженные огородики, такие родные домики, утопающие в зелени лесов, залитые каким-то особенно чистым солнечным светом. Всё то, чего мучительно стыдились – эти неуклюжие тётки в босоножках на носочки, в рейтузах на каблуках, смотры художественной самодеятельности, самогон, деревенская кадриль. Всё то, что так застенчиво любили.
Нехитрый сюжет – история о том, как незадачливый Вася Кузякин изменил любимой жене Наде с несчастной стареющей дурочкой, рядящейся в одежды элегантной дамы, - сам по себе мог не сработать, если бы не обаяние всех игравших без исключения, обаяние тончайшее и точнейшее. Фильм-кадриль – действие и герои движутся, словно вписываясь в фигуры ставшего таким русским французского танца: «Фигура вторая. Печальная», - полупритворно вздыхая, объявляет нам не кто иной, как сам режиссёр. Фильм-хулиганство – эти пасхалки из телевизора, из жаркого музыкального сопровождения южных томных кадров, эти телеграммы с неба, да эти восхитительные выходы супругов дяди Мити и бабы Саши, ерепенистого Леньки или доброй Оленьки, не говоря уж о мини-спектаклях грандкокет Раисы Захаровны, всё могло бы «не прокатить», проскочи хоть искорка фальши, но нет, всё на одном дыхании, и всё вызывает не восхищение даже, не уважение, не восторг – такую любовь до перехвата дыхания, выше голубиного полёта. Зная наизусть, перед каждой репликой до мучения ожидаешь.
… Всё ли просто? Вот просто – трагикомедия о нашей непутёвой жизни, о непутёвых мужиках и трогательных бабах? Разве не о России это, мучительно стесняющейся своей выпирающей бедности и не замечающей своей тихой и возвышенной красоты, так горько боящейся своего пути и желающей этих элегий, шикарных аксессуаров и псевдоумных интересностей? Разве не проклинаемый и чтимый образ наш – тот «дурачок» из рассказа Василия, которого Бог обделил умом (в понимании мудрствующих лукаво), зато наделил щедро добротой и силой? Разве фильм не о святости чудаков, живших и живущих ещё так широко и чисто, без стяжательства, о тех, для кого пара хохлатых голубей дороже новых сапог? Караулят с ножом за углом, хоронят у разрушенных церквей, но кружат над светом их голуби, белые голуби, и несть им числа.
8
,6
1984, СССР, Комедии
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
С первого же кадра с высоты голубиного полёта открывается – неужели рай? Сибирский городок в оригинальной пьесе сибиряка Владимира Гуркина, карельский поселок по месту съемок, наше советское прошлое, наше давнее, потайное. Леспромхоз, выметенные дворики и ухоженные огородики, такие родные домики, утопающие в зелени лесов, залитые каким-то особенно чистым солнечным светом. Всё то, чего мучительно стыдились – эти неуклюжие тётки в босоножках на носочки, в рейтузах на каблуках, смотры художественной самодеятельности, самогон, деревенская кадриль. Всё то, что так застенчиво любили. Нехитрый сюжет – история о том, как незадачливый Вася Кузякин изменил любимой жене Наде с несчастной стареющей дурочкой, рядящейся в одежды элегантной дамы, - сам по себе мог не сработать, если бы не обаяние всех игравших без исключения, обаяние тончайшее и точнейшее. Фильм-кадриль – действие и герои движутся, словно вписываясь в фигуры ставшего таким русским французского танца: «Фигура вторая. Печальная», - полупритворно вздыхая, объявляет нам не кто иной, как сам режиссёр. Фильм-хулиганство – эти пасхалки из телевизора, из жаркого музыкального сопровождения южных томных кадров, эти телеграммы с неба, да эти восхитительные выходы супругов дяди Мити и бабы Саши, ерепенистого Леньки или доброй Оленьки, не говоря уж о мини-спектаклях грандкокет Раисы Захаровны, всё могло бы «не прокатить», проскочи хоть искорка фальши, но нет, всё на одном дыхании, и всё вызывает не восхищение даже, не уважение, не восторг – такую любовь до перехвата дыхания, выше голубиного полёта. Зная наизусть, перед каждой репликой до мучения ожидаешь. … Всё ли просто? Вот просто – трагикомедия о нашей непутёвой жизни, о непутёвых мужиках и трогательных бабах? Разве не о России это, мучительно стесняющейся своей выпирающей бедности и не замечающей своей тихой и возвышенной красоты, так горько боящейся своего пути и желающей этих элегий, шикарных аксессуаров и псевдоумных интересностей? Разве не проклинаемый и чтимый образ наш – тот «дурачок» из рассказа Василия, которого Бог обделил умом (в понимании мудрствующих лукаво), зато наделил щедро добротой и силой? Разве фильм не о святости чудаков, живших и живущих ещё так широко и чисто, без стяжательства, о тех, для кого пара хохлатых голубей дороже новых сапог? Караулят с ножом за углом, хоронят у разрушенных церквей, но кружат над светом их голуби, белые голуби, и несть им числа.