Что вынудило Дева Пателя посмотреть в сторону кинематографа действия – взяться за съёмку фильма «Манкимэн»? Для прессы не стало секретом, что поначалу он, написав сценарий вместе с Полом Ангунавелой и Джоном Колли, предлагал реализовать замысел Нилу Бломкампу, однако тот, ознакомившись с материалом, посоветовал «звезде» попробовать силы в режиссуре. Артист прислушался к мнению мастера, у которого снимался в научно-фантастической драме «Робот по имени Чаппи» /2015/, и не иначе как в знак благодарности пригласил Шарлто Копли отметиться в небольшой, но знаковой партии Тайгера, ведущего боёв без правил (в терминологии англоязычных стран – ринг-анонсера). Решение оказалось верным! Поклонникам как с Запада, так и с Востока Дев знаком по достаточно глубоким и разноплановым ролям, а между тем он, обладавший в детстве неуёмной энергией, с десяти лет занимался изучением тхэквондо – и в подростковом возрасте активно выступал на чемпионатах, показав неплохие результаты. Конечно, Патель рано переключился на ремесло актёра, добившись ещё более серьёзных успехов. Но вот, наконец, пришла пора вспомнить об увлечении отрочества.
Когда-то спортсмены, посвящавшие годы постижению тайн боевых искусств, гордились своей незаменимостью: Брюс Ли, Чак Норрис, Сё Косуги и другие не претендовали на умение передать тонкости эмоциональных состояний, на владение системой Константина Станиславского или Михаила Чехова и т.д., зато в сценах рукопашных схваток могли играючи заткнуть за пояс любого профессионала из Голливуда или Европы. Однако постепенно ситуация изменилась – и теперь никого не удивит интеллигент (в исполнении, скажем, Лиама Нисона или Джона Кьюсака), уверенно демонстрирующий приёмы единоборств. Другое дело – бескомпромиссный настрой Дева. Отказ от дублёров стоил ему нескольких травм (перелом руки, два сломанных пальца, разрыв тканей плеча, не говоря уже о занесённой в глаз инфекции), но оно того стоило! На сеансе совершенно не замечаешь допущенных технических недочётов (1): сложные, продуманные по хореографии поединки и рискованные трюки в сочетании с общим натурализмом изобразительного ряда полностью поглощают внимание. Дебютант может с чистой совестью заявить, что «Манкимэн» соответствует современным стандартам жанра, заданным в XXI веке не заокеанской «фабрикой грёз» и даже не Гонконгом с Японией, а Таиландом и чуть позже – Индонезией. У Тони Джаа и Ико Ювайса появился конкурент?
Похоже, что так. Те из зрителей, кому понравились трилогия «Онг Бак» /2003-2010/ с «Честью дракона» /2005/ и дилогия «Рейд» /2011-2014/, по достоинству оценят картину, львиную долю хронометража которой занимает лихое, безостановочное и, что греха таить, кровавое действие. Американец Джордан Пил, ознакомившись с лентой после того, как застопорилась сделка с Netflix (компания отменила премьеру на своём потоковом сервисе из опасения негативной реакции индийских подписчиков на чрезмерное насилие и острый политический подтекст), предложил услуги продюсера, настояв на обязательной организации театрального проката. В итоге кассовые сборы с лихвой перекрыли производственные затраты ($32,6 млн. против $10 млн.), подтвердив высокий зрелищный потенциал кинопроизведения. Ещё бы!.. Но непреклонность Пателя не ограничилась развлекательной составляющей. Он не лукавил, озвучивая в интервью тезис о том, что жанр зачастую подвергается циничной эксплуатации со стороны киноиндустрии (буквально – «abused by the system»). В этом что-то есть.
Что ни говори, а «Манкимэн», хотя и отталкивается от традиционного (чтобы не сказать – «набившего оскомину») мотива мести за убийство близкого человека, кажется глубже и умнее среднестатистических боевиков. Подобно тому, как в «Миллионере из трушоб» /2008/ Дэнни Бойла вставные музыкально-танцевальные номера в духе Болливуда на удивление не вступали в противоречие со страстным (достойным пера великих представителей критического реализма) обличением социальных, экономических, религиозных проблем Индии, в постановке Пателя тоже находится место злобе дня. Кид, зарабатывающий на пропитание участием в полуподпольных боях без правил с тотализатором, где исход состязаний заранее предрешён, одержим идеей покарать Рану Сингха – коррумпированного начальника полиции, виновного в смерти его матери. Парню предстоит проявить изрядную изобретательность, чтобы втереться в доверие к Куини Капур (нет ли в фамилии иронического намёка на прославленную династию кинематографистов, начиная с легендарного Раджа?!), содержащей фешенебельный бордель для элиты города. Цель близка.
Выбирая огнестрельное оружие для предстоящего акта возмездия, Кид отказывается от любимого пистолета Джона Уика – и покупает старый добрый револьвер 38-го калибра. Используемая на ринге обезьянья маска словно подсказывает нам, что состоятельные люди относятся к нему, как к дрессированному примату, достойному развлекать беснующуюся толпу, трудиться на кухне, в лучшем случае – подносить VIP-гостям спиртные напитки и наркотики на закрытых вечеринках. Но мститель из трущоб черпает силу не только в братстве таких же отверженных, готовых прийти на выручку (например, помочь с кражей портмоне у Куини). Чем дальше, тем основательнее мужчина отождествляет себя с индуистским божеством Хануманом, умеющим летать, перемещающимся с невероятной скоростью, наделённым неслыханной мощью. Возможно, линия с развенчанием фигуры Бабы Шакти (шарж на Сатью Саи Бабу?), претендующего на звание гуру, но прикрывающегося авторитетом для нещадной эксплуатации рабочих и методичного присвоения собственности, выглядит слегка поверхностной. Да и альтернатива в лице приверженцев Ардханари (двуединой – андрогинной – формы Шивы и Парвати), облачающихся в цветастые наряды, чтобы встать плечом к плечу с Кидом в противостоянии превосходящим числом противникам, выглядит не то чтобы свирепо. И всё равно национальный колорит придаёт фильму дополнительную оригинальность.
_______
1 – В частности, из-за жёсткой экономии средств многие кадры снимались на смартфоны и экшен-камеры марки GoPro.
7
,7
2024, США, Боевики
116 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Что вынудило Дева Пателя посмотреть в сторону кинематографа действия – взяться за съёмку фильма «Манкимэн»? Для прессы не стало секретом, что поначалу он, написав сценарий вместе с Полом Ангунавелой и Джоном Колли, предлагал реализовать замысел Нилу Бломкампу, однако тот, ознакомившись с материалом, посоветовал «звезде» попробовать силы в режиссуре. Артист прислушался к мнению мастера, у которого снимался в научно-фантастической драме «Робот по имени Чаппи» /2015/, и не иначе как в знак благодарности пригласил Шарлто Копли отметиться в небольшой, но знаковой партии Тайгера, ведущего боёв без правил (в терминологии англоязычных стран – ринг-анонсера). Решение оказалось верным! Поклонникам как с Запада, так и с Востока Дев знаком по достаточно глубоким и разноплановым ролям, а между тем он, обладавший в детстве неуёмной энергией, с десяти лет занимался изучением тхэквондо – и в подростковом возрасте активно выступал на чемпионатах, показав неплохие результаты. Конечно, Патель рано переключился на ремесло актёра, добившись ещё более серьёзных успехов. Но вот, наконец, пришла пора вспомнить об увлечении отрочества. Когда-то спортсмены, посвящавшие годы постижению тайн боевых искусств, гордились своей незаменимостью: Брюс Ли, Чак Норрис, Сё Косуги и другие не претендовали на умение передать тонкости эмоциональных состояний, на владение системой Константина Станиславского или Михаила Чехова и т.д., зато в сценах рукопашных схваток могли играючи заткнуть за пояс любого профессионала из Голливуда или Европы. Однако постепенно ситуация изменилась – и теперь никого не удивит интеллигент (в исполнении, скажем, Лиама Нисона или Джона Кьюсака), уверенно демонстрирующий приёмы единоборств. Другое дело – бескомпромиссный настрой Дева. Отказ от дублёров стоил ему нескольких травм (перелом руки, два сломанных пальца, разрыв тканей плеча, не говоря уже о занесённой в глаз инфекции), но оно того стоило! На сеансе совершенно не замечаешь допущенных технических недочётов (1): сложные, продуманные по хореографии поединки и рискованные трюки в сочетании с общим натурализмом изобразительного ряда полностью поглощают внимание. Дебютант может с чистой совестью заявить, что «Манкимэн» соответствует современным стандартам жанра, заданным в XXI веке не заокеанской «фабрикой грёз» и даже не Гонконгом с Японией, а Таиландом и чуть позже – Индонезией. У Тони Джаа и Ико Ювайса появился конкурент? Похоже, что так. Те из зрителей, кому понравились трилогия «Онг Бак» /2003-2010/ с «Честью дракона» /2005/ и дилогия «Рейд» /2011-2014/, по достоинству оценят картину, львиную долю хронометража которой занимает лихое, безостановочное и, что греха таить, кровавое действие. Американец Джордан Пил, ознакомившись с лентой после того, как застопорилась сделка с Netflix (компания отменила премьеру на своём потоковом сервисе из опасения негативной реакции индийских подписчиков на чрезмерное насилие и острый политический подтекст), предложил услуги продюсера, настояв на обязательной организации театрального проката. В итоге кассовые сборы с лихвой перекрыли производственные затраты ($32,6 млн. против $10 млн.), подтвердив высокий зрелищный потенциал кинопроизведения. Ещё бы!.. Но непреклонность Пателя не ограничилась развлекательной составляющей. Он не лукавил, озвучивая в интервью тезис о том, что жанр зачастую подвергается циничной эксплуатации со стороны киноиндустрии (буквально – «abused by the system»). В этом что-то есть. Что ни говори, а «Манкимэн», хотя и отталкивается от традиционного (чтобы не сказать – «набившего оскомину») мотива мести за убийство близкого человека, кажется глубже и умнее среднестатистических боевиков. Подобно тому, как в «Миллионере из трушоб» /2008/ Дэнни Бойла вставные музыкально-танцевальные номера в духе Болливуда на удивление не вступали в противоречие со страстным (достойным пера великих представителей критического реализма) обличением социальных, экономических, религиозных проблем Индии, в постановке Пателя тоже находится место злобе дня. Кид, зарабатывающий на пропитание участием в полуподпольных боях без правил с тотализатором, где исход состязаний заранее предрешён, одержим идеей покарать Рану Сингха – коррумпированного начальника полиции, виновного в смерти его матери. Парню предстоит проявить изрядную изобретательность, чтобы втереться в доверие к Куини Капур (нет ли в фамилии иронического намёка на прославленную династию кинематографистов, начиная с легендарного Раджа?!), содержащей фешенебельный бордель для элиты города. Цель близка. Выбирая огнестрельное оружие для предстоящего акта возмездия, Кид отказывается от любимого пистолета Джона Уика – и покупает старый добрый револьвер 38-го калибра. Используемая на ринге обезьянья маска словно подсказывает нам, что состоятельные люди относятся к нему, как к дрессированному примату, достойному развлекать беснующуюся толпу, трудиться на кухне, в лучшем случае – подносить VIP-гостям спиртные напитки и наркотики на закрытых вечеринках. Но мститель из трущоб черпает силу не только в братстве таких же отверженных, готовых прийти на выручку (например, помочь с кражей портмоне у Куини). Чем дальше, тем основательнее мужчина отождествляет себя с индуистским божеством Хануманом, умеющим летать, перемещающимся с невероятной скоростью, наделённым неслыханной мощью. Возможно, линия с развенчанием фигуры Бабы Шакти (шарж на Сатью Саи Бабу?), претендующего на звание гуру, но прикрывающегося авторитетом для нещадной эксплуатации рабочих и методичного присвоения собственности, выглядит слегка поверхностной. Да и альтернатива в лице приверженцев Ардханари (двуединой – андрогинной – формы Шивы и Парвати), облачающихся в цветастые наряды, чтобы встать плечом к плечу с Кидом в противостоянии превосходящим числом противникам, выглядит не то чтобы свирепо. И всё равно национальный колорит придаёт фильму дополнительную оригинальность. _______ 1 – В частности, из-за жёсткой экономии средств многие кадры снимались на смартфоны и экшен-камеры марки GoPro.