Двое парней – русский и немец – отправляются на раскопки в места, где в 1941 году шли ожесточенные бои. Они совершают скачок во времени и становятся участниками тогдашних событий. Чем же закончится эта история? Смотрите фильм «Блиндаж».
Навязший в зубах трюизм об отсутствии сослагательного наклонения у истории ни разу не остановил ни одного кинодела, решившего создать очередную сагу о попаданцах. Их ведь хлебом не корми, дай отправить парочку современников в горячие точки отечественной истории. Команда, решившая реализовать на экране очередную эпопею подобного рода, рассчитывала кормиться не хлебом единым: получив гарантии бюджетного финансирования в размере 239 миллионов рублей, режиссер Марк Горобец со товарищи сняли фильм «Блиндаж».
Наше время, Донецк. Сергей (роль исполнил актер Александр Метёлкин) – врач скорой помощи. Он приехал в ДНР из Москвы, восполняя кадровый дефицит местной медицины. Из-за нелепой ссоры с начальством молодой доктор уходит с работы и, чтобы развеяться после напряженной ночи на дежурстве, присоединяется к своему приятелю. Тот зарабатывает себе на жизнь, промышляя черным копательством на местах боев времен Великой отечественной войны. Вот и на этот раз искатель трофеев направляется на Саур-Могилу, где в 1941 и 1943 годах шли ожесточенные бои между бойцами Красной Армии и воинством Вермахта. Как и положено по законам жанра, приятели, забравшись в отрытый ими блиндаж, переносятся в прошлое и попадают в самое пекло. Дальше следуют батальные сцены quantum satis. В финале (не сочтите за спойлер) попаданцы должны так или инче, превозмогая неимоверные трудности, высосанные из пальца сценаристом, превратиться в возвращенцев. Преисполненные незабываемого опыта, они становятся мудрее и добрее, по поводу чего изрекают пару-тройку затасканных сентенций (палец сценариста уже высосан досуха).
Авторы «Блиндажа» от этой схемы не отказались: она нормально работала у их многочисленных предшественников – почему бы и нет? Но этот вариант функционирует, когда у инициаторов проекта в рукаве имеется парочка козырных тузов. У Горобца с коллегами их есть.
Фокус номер один: приятеля Сергея зовут Пауль (Даниэль Литтау). Он чистокровный немец, разъезжает по Донбассу на породистом Гелендвагене и промышляет черным копательством. Судя по всему, дела у него продвигаются неплохо, он активно работает с солидными клиентами и прекрасно оснащен для раскопок на местах боев своих предков (геноссен) с предками своего друга Сергея (товарищами). Согласитесь, это пикантный нюанс, особенно учитывая время и место действия картины. Сразу скажу, что авторы фильма распорядились этим козырем странным образом, но об этом чуть позже.
Второй жирный плюс «Блиндаж» заслужил благодаря отличной работе операторов, монтажеров и графических дизайнеров. Батальные сцены подобного уровня мне вроде бы в картинах отечественного производства наблюдать не доводилось. Смелые ракурсы (например, вид из ствола миномета на погружаемую туда мину); смена ритма при показе атаки пехотинцев на позиции противника (от какого-то сумасшедшего рэпа до рапидного контрданса, фигуры которого плавно сменяют друг друга); резкие переходы от крупных планов к общим, изящное жонглирование масштабами картинки. А еще окопы в полный рост, закрепленные бревенчатыми стенками.
Правда, в стремлении сделать картинку покрасивше, мастера визуальных эффектов иногда перебарщивают. Опушка леса, где накануне случилось локальное боестолкновение. Повсюду трупы поверженных немцев, искореженный штабной автомобиль. Везде что-то горит. Не только стволы поваленных деревьев, а просто отдельные места на полянке. Что там может пылать на протяжении нескольких часов, прошедших с момента последнего выстрела? Подтеки горючего из пробитого бензобака? Машина в десятке метров от кострика, а лужица бензина столько не протянет. Тут нужна уже цистерна. Впрочем, этими пиротехническими недоразумениями грешат практически все создатели военных фильмов. Это такой же штамп, как возгорание автомобиля при любом ДТП.
Меня больше развеселила другая сценка: герой бежит по окопу (в полный рост, выложен бревнами), позиции наших бойцов активно обстреливает противник. Из бревенчатых стенок по пути следования персонажа вылетают щепки в неимоверных количествах. То есть кто-то с той стороны простреливает деревянные крепления! Ужасная мысль: кроты со шмайссерами. Или все же шахтеры, доставленные на Донбасс из Силезии?
И еще одна забавная деталь. Наши бойцы (парень и девушка) отступают на свои позиции после ожесточенной атаки немцев. Они сползают в окоп, их лица перепачканы грязью и кровью. И на этих лицах сияют ослепляющие своей белизной ровненькие ряды зубов, продукт усилий стоматологов нашего времени. Ладно, парень – попаданец из Москвы. Но ведь барышня здешняя, из того времени, когда даже звезды советского экрана не могли позволить себе подобную роскошь.
И, наконец, ляп уже сюжетного свойства. Трое бойцов отправляются на разведку. Они наблюдают за немцами и обнаруживают замаскированные танки. Об этом необходимо срочно известить отцов-командиров. И что в итоге делают эти умники? Они выстрелом из снайперской винтовки снимают одного из супостатов, пребывающего в звании (вы не поверите!) ажно цельного ефрейтора. В результате им приходится мчаться с важнейшим донесением под шквальным огнем растревоженного противника.
Впрочем, подобные несуразности, размазанные по почти двухчасовому хронометражу картины – грех вполне извинительный. Гораздо большие сомнения вызывает идеологический посыл, адресованный зрителям «Блиндажа».
Сам интернациональный подбор главных героев уже слегка напрягает. Да, немец Пауль – вполне себе почти свой пацан: неплохо говорит по-русски, умеет поддеть производителя родной бронетехники Порше, умеренно выпивает за рулем, а в финале демонстрирует уровень Genossenschaft, который уже на товарищество тянет. Что имеем в итоге: война – это ужасно; нормальные люди даже в таких условиях должны проявлять уважение, проникнуться духом дружбы и по мере возможности возлюбить всех в пределах досягаемости дальнобойной артиллерии. А вы, ребята, ничего не пропустили? Да, еще: все это независимо от национальности.
Трудно не согласиться. Но дело в том, что действие картины разворачивается не до 2014 года, а позже. Похоже, авторы «Блиндажа» решили перепрыгнуть из прошлого в наш 2024 год в два приема, чтобы слегка не заметить, как на Донбассе опять какие-то чудаки на букву «М» (шуточка Пауля) утюжат гусеницами почву на металлических изделиях компании Порше. Будем с немцами дружить домами? Или сразу танками?
7
,6
2024, Россия, Военные
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Двое парней – русский и немец – отправляются на раскопки в места, где в 1941 году шли ожесточенные бои. Они совершают скачок во времени и становятся участниками тогдашних событий. Чем же закончится эта история? Смотрите фильм «Блиндаж». Навязший в зубах трюизм об отсутствии сослагательного наклонения у истории ни разу не остановил ни одного кинодела, решившего создать очередную сагу о попаданцах. Их ведь хлебом не корми, дай отправить парочку современников в горячие точки отечественной истории. Команда, решившая реализовать на экране очередную эпопею подобного рода, рассчитывала кормиться не хлебом единым: получив гарантии бюджетного финансирования в размере 239 миллионов рублей, режиссер Марк Горобец со товарищи сняли фильм «Блиндаж». Наше время, Донецк. Сергей (роль исполнил актер Александр Метёлкин) – врач скорой помощи. Он приехал в ДНР из Москвы, восполняя кадровый дефицит местной медицины. Из-за нелепой ссоры с начальством молодой доктор уходит с работы и, чтобы развеяться после напряженной ночи на дежурстве, присоединяется к своему приятелю. Тот зарабатывает себе на жизнь, промышляя черным копательством на местах боев времен Великой отечественной войны. Вот и на этот раз искатель трофеев направляется на Саур-Могилу, где в 1941 и 1943 годах шли ожесточенные бои между бойцами Красной Армии и воинством Вермахта. Как и положено по законам жанра, приятели, забравшись в отрытый ими блиндаж, переносятся в прошлое и попадают в самое пекло. Дальше следуют батальные сцены quantum satis. В финале (не сочтите за спойлер) попаданцы должны так или инче, превозмогая неимоверные трудности, высосанные из пальца сценаристом, превратиться в возвращенцев. Преисполненные незабываемого опыта, они становятся мудрее и добрее, по поводу чего изрекают пару-тройку затасканных сентенций (палец сценариста уже высосан досуха). Авторы «Блиндажа» от этой схемы не отказались: она нормально работала у их многочисленных предшественников – почему бы и нет? Но этот вариант функционирует, когда у инициаторов проекта в рукаве имеется парочка козырных тузов. У Горобца с коллегами их есть. Фокус номер один: приятеля Сергея зовут Пауль (Даниэль Литтау). Он чистокровный немец, разъезжает по Донбассу на породистом Гелендвагене и промышляет черным копательством. Судя по всему, дела у него продвигаются неплохо, он активно работает с солидными клиентами и прекрасно оснащен для раскопок на местах боев своих предков (геноссен) с предками своего друга Сергея (товарищами). Согласитесь, это пикантный нюанс, особенно учитывая время и место действия картины. Сразу скажу, что авторы фильма распорядились этим козырем странным образом, но об этом чуть позже. Второй жирный плюс «Блиндаж» заслужил благодаря отличной работе операторов, монтажеров и графических дизайнеров. Батальные сцены подобного уровня мне вроде бы в картинах отечественного производства наблюдать не доводилось. Смелые ракурсы (например, вид из ствола миномета на погружаемую туда мину); смена ритма при показе атаки пехотинцев на позиции противника (от какого-то сумасшедшего рэпа до рапидного контрданса, фигуры которого плавно сменяют друг друга); резкие переходы от крупных планов к общим, изящное жонглирование масштабами картинки. А еще окопы в полный рост, закрепленные бревенчатыми стенками. Правда, в стремлении сделать картинку покрасивше, мастера визуальных эффектов иногда перебарщивают. Опушка леса, где накануне случилось локальное боестолкновение. Повсюду трупы поверженных немцев, искореженный штабной автомобиль. Везде что-то горит. Не только стволы поваленных деревьев, а просто отдельные места на полянке. Что там может пылать на протяжении нескольких часов, прошедших с момента последнего выстрела? Подтеки горючего из пробитого бензобака? Машина в десятке метров от кострика, а лужица бензина столько не протянет. Тут нужна уже цистерна. Впрочем, этими пиротехническими недоразумениями грешат практически все создатели военных фильмов. Это такой же штамп, как возгорание автомобиля при любом ДТП. Меня больше развеселила другая сценка: герой бежит по окопу (в полный рост, выложен бревнами), позиции наших бойцов активно обстреливает противник. Из бревенчатых стенок по пути следования персонажа вылетают щепки в неимоверных количествах. То есть кто-то с той стороны простреливает деревянные крепления! Ужасная мысль: кроты со шмайссерами. Или все же шахтеры, доставленные на Донбасс из Силезии? И еще одна забавная деталь. Наши бойцы (парень и девушка) отступают на свои позиции после ожесточенной атаки немцев. Они сползают в окоп, их лица перепачканы грязью и кровью. И на этих лицах сияют ослепляющие своей белизной ровненькие ряды зубов, продукт усилий стоматологов нашего времени. Ладно, парень – попаданец из Москвы. Но ведь барышня здешняя, из того времени, когда даже звезды советского экрана не могли позволить себе подобную роскошь. И, наконец, ляп уже сюжетного свойства. Трое бойцов отправляются на разведку. Они наблюдают за немцами и обнаруживают замаскированные танки. Об этом необходимо срочно известить отцов-командиров. И что в итоге делают эти умники? Они выстрелом из снайперской винтовки снимают одного из супостатов, пребывающего в звании (вы не поверите!) ажно цельного ефрейтора. В результате им приходится мчаться с важнейшим донесением под шквальным огнем растревоженного противника. Впрочем, подобные несуразности, размазанные по почти двухчасовому хронометражу картины – грех вполне извинительный. Гораздо большие сомнения вызывает идеологический посыл, адресованный зрителям «Блиндажа». Сам интернациональный подбор главных героев уже слегка напрягает. Да, немец Пауль – вполне себе почти свой пацан: неплохо говорит по-русски, умеет поддеть производителя родной бронетехники Порше, умеренно выпивает за рулем, а в финале демонстрирует уровень Genossenschaft, который уже на товарищество тянет. Что имеем в итоге: война – это ужасно; нормальные люди даже в таких условиях должны проявлять уважение, проникнуться духом дружбы и по мере возможности возлюбить всех в пределах досягаемости дальнобойной артиллерии. А вы, ребята, ничего не пропустили? Да, еще: все это независимо от национальности. Трудно не согласиться. Но дело в том, что действие картины разворачивается не до 2014 года, а позже. Похоже, авторы «Блиндажа» решили перепрыгнуть из прошлого в наш 2024 год в два приема, чтобы слегка не заметить, как на Донбассе опять какие-то чудаки на букву «М» (шуточка Пауля) утюжат гусеницами почву на металлических изделиях компании Порше. Будем с немцами дружить домами? Или сразу танками?