Воспитанник интерната для сирот из Казахстана в годы Великой Отечественной войны становится выдающимся снайпером. На его счету – 400 убитых немцев. Что позволило этому тихому пареньку стать настоящим героем? Смотрите фильм «Корни».
Как известно, муза истории Клио – дама чрезвычайно привередливая и жутко капризная. Угодить ей бывает не просто. Особенно когда человек берется за описание событий, происходивших в течение длительных временных отрезков на огромных территориях, населенных разными народами. Перед создателями монументальной военно-исторической драмы «Корни», казахстанским коллективом под руководством режиссера Ильи Таучелова (с дружеской поддержкой коллег из России), стояла непростая задача. Эта киносага посвящена нескольким поколениям семьи Касыма Мукашева (роль сыграл актер Данияр Таженов).
Начало 20-х годов. В казахские степи доходят сведения о случившейся в центре Российской империи революции. Богатый бай перед тем, как возглавить банду басмачей, изгоняет из подконтрольного ему аула несчастную вдову с двумя малолетними сыновьями: она не в силах выплатить долги покойного мужа. Вдова погибает от укуса змеи, дети (Асим и Касым) попадают в интернат для сирот.
Потом переход к военной части эпопеи. Старший сержант Касым Мукашев демонстрирует свои снайперские способности в окопах Сталинграда. В родном ауле Касыма тем временем свирепствуют голод, болезни и НКВД. С большей частью этих невзгод основным персонажам картины удается худо-бедно справиться.
Послевоенное восстановление. Касым трудится в родном колхозе, занимает место патриарха семьи, которая пополняется все новыми детьми и внуками. По этому поводу авторы картины в начале и финале своего фильма разражаются чрезвычайно пафосными моралите, пробуждающими в зрителях стремление возлюбить свое прошлое, крепить связи между поколениями, неустанно поклоняться знаковым реликвиям. Занавес, аплодисменты.
Кто-то будет морщить породистый нос, избалованный ароматами классического артхаусного кино с его кружевными изысками, томными полутонами, деликатными тонкостями и пронзительными аллюзиями: фи, опять лубок! Да, господа гурманы, опять лубок. И неча воротить греко-римские шнобеля от продуктов подобного рода. Это старинный и почтенный жанр, в котором работали многие признанные мастера. Разве пятиоскарный хит «Спасти рядового Райана» (1998) не лубок? А вышибающий слезу у представителей нескольких поколений граждан бывшего СССР и очень популярный до сих пор в Китае фильм «А зори здесь тихие» (1972) – не то же самое? Как вы прикажете снимать масштабное кино про человека на войне? Тут или чернуха по типу «Иди и смотри» (1985), или этот самый народный жанр. В промежутке между выходом на экран таких поделок, примерно раз в 10 – 20 лет, случаются шедевры: «Летят журавли» (1957), «Отец солдата» (1964), «Они сражались за Родину» (1975). Ждем еще, сильно надеемся.
А пока смотрите «Корни». Режиссерский дебют опытного кинодела Ильи Таучелова можно считать вполне состоявшимся. Он справился с материалом, хотя темп его изложения мог быть и подинамичней. Авторов картины завораживает фантастически красивая диковатая экзотика казахских степей, они ими откровенно любуются. Но вот многие диалоги персонажей картины можно было сделать короче, сократить количество «молчаливых» кадров. Мне лично не хватало акустического сопровождения видеоряда. Я знаю, что в Казахстане сегодня работает целая плеяда экранных композиторов, способный мастерски аранжировать под картинку музыку хоть под фолк, хоть под рок, хоть под рэп.
К боевым эпизодам особых претензий нет. Очень эффектный кадр получился с пощелкиванием клавиш пианино под немецкими пулями в Сталинграде. Правда, окопы на оборонительных позициях советских войск выглядят мелковато: по ним можно перемещаться, лишь согнувшись в три погибели, и это под шквалом пуль, мин и снарядов. Экскаваторщику продюсеры, что ли, не доплатили?
Эпизод с расстрелом пленных, когда один из главных героев гордо заявляет немецкому офицеру, что все стоящие перед ним красноармейцы – коммунисты (тем самым обрекая товарищей на неминуемую смерть) выглядит абсолютно нелепым. Но это, мне кажется, чуть ли не единственный промах авторов сюжета.
Несколько слов об идеологической составляющей «Корней». Эта тема, на мой взгляд, более актуальна, чем разбор художественных достоинств и недостатков картины. Показанная в фильме эпоха, мягко говоря, была не самым простым эпизодом в складывании межнациональных отношений как в России, так и в Казахстане. Таучелов не мог пройти мимо темы басмаческого движения на просторах степного края. Но он сумел затронуть ее очень аккуратно, посвятив ей несколько коротеньких эпизодов, из которых следует, что восставшие против советской власти баи и их пособники – люди не самые достойные. А потом идеологам проекта удается изящный кульбит. Репрессии НКВД тоже обойти невозможно. Пожалуйста: вот вам арест народного любимца, чудо-целителя, супер-сказителя чекистами. Зритель не успел толком возмутиться столь чудовищному произволу, как главные герои разрешают эту коллизию, закольцевав две сюжетные линии. Оказывается, в ряды бдительных органов пробрался… Догадайтесь сами.
О голоде 20-х годов, не обошедшем и население казахских степей, в фильме тоже упоминается, но сделано это очень невнятно. Оказывается, семья скотовода не может прокормить двух мальчиков и сдает их в интернат для сирот потому, что зима выдалась очень тяжелая. Так это погода виновата? В этом месте сюжет не тормозит, зато потом нам обстоятельно показывают элегические сценки детдомовского быта, в котором чуткий педагогический коллектив пестует, холит, лелеет и обучает стрельбе из винтовки в целом добродушных сироток (правда туда тоже пробрался сами догадайтесь, кто).
И, наконец, духоподъемный финал, в котором неназойливо завершается построение пирамиды семейных и национальных ценностей. В ее основу заложены заветы классиков марксизма-ленинизма, а вершину украшает верность заветам Пророка (мир ему!).
Согласитесь, сделано все безупречно. Авторы картины аккуратно сгладили все острые углы, которые могли осложнить межнациональное понимание народов Казахстана и России. В качестве скреп избраны воспоминания о совместном участии в великой войне для победы над общим врагом. И это правильно. Зри в корень: сын всегда говорит языком отца. Мягкая сила – великая вещь.
7
,5
2024, Казахстан, Военные
137 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Воспитанник интерната для сирот из Казахстана в годы Великой Отечественной войны становится выдающимся снайпером. На его счету – 400 убитых немцев. Что позволило этому тихому пареньку стать настоящим героем? Смотрите фильм «Корни». Как известно, муза истории Клио – дама чрезвычайно привередливая и жутко капризная. Угодить ей бывает не просто. Особенно когда человек берется за описание событий, происходивших в течение длительных временных отрезков на огромных территориях, населенных разными народами. Перед создателями монументальной военно-исторической драмы «Корни», казахстанским коллективом под руководством режиссера Ильи Таучелова (с дружеской поддержкой коллег из России), стояла непростая задача. Эта киносага посвящена нескольким поколениям семьи Касыма Мукашева (роль сыграл актер Данияр Таженов). Начало 20-х годов. В казахские степи доходят сведения о случившейся в центре Российской империи революции. Богатый бай перед тем, как возглавить банду басмачей, изгоняет из подконтрольного ему аула несчастную вдову с двумя малолетними сыновьями: она не в силах выплатить долги покойного мужа. Вдова погибает от укуса змеи, дети (Асим и Касым) попадают в интернат для сирот. Потом переход к военной части эпопеи. Старший сержант Касым Мукашев демонстрирует свои снайперские способности в окопах Сталинграда. В родном ауле Касыма тем временем свирепствуют голод, болезни и НКВД. С большей частью этих невзгод основным персонажам картины удается худо-бедно справиться. Послевоенное восстановление. Касым трудится в родном колхозе, занимает место патриарха семьи, которая пополняется все новыми детьми и внуками. По этому поводу авторы картины в начале и финале своего фильма разражаются чрезвычайно пафосными моралите, пробуждающими в зрителях стремление возлюбить свое прошлое, крепить связи между поколениями, неустанно поклоняться знаковым реликвиям. Занавес, аплодисменты. Кто-то будет морщить породистый нос, избалованный ароматами классического артхаусного кино с его кружевными изысками, томными полутонами, деликатными тонкостями и пронзительными аллюзиями: фи, опять лубок! Да, господа гурманы, опять лубок. И неча воротить греко-римские шнобеля от продуктов подобного рода. Это старинный и почтенный жанр, в котором работали многие признанные мастера. Разве пятиоскарный хит «Спасти рядового Райана» (1998) не лубок? А вышибающий слезу у представителей нескольких поколений граждан бывшего СССР и очень популярный до сих пор в Китае фильм «А зори здесь тихие» (1972) – не то же самое? Как вы прикажете снимать масштабное кино про человека на войне? Тут или чернуха по типу «Иди и смотри» (1985), или этот самый народный жанр. В промежутке между выходом на экран таких поделок, примерно раз в 10 – 20 лет, случаются шедевры: «Летят журавли» (1957), «Отец солдата» (1964), «Они сражались за Родину» (1975). Ждем еще, сильно надеемся. А пока смотрите «Корни». Режиссерский дебют опытного кинодела Ильи Таучелова можно считать вполне состоявшимся. Он справился с материалом, хотя темп его изложения мог быть и подинамичней. Авторов картины завораживает фантастически красивая диковатая экзотика казахских степей, они ими откровенно любуются. Но вот многие диалоги персонажей картины можно было сделать короче, сократить количество «молчаливых» кадров. Мне лично не хватало акустического сопровождения видеоряда. Я знаю, что в Казахстане сегодня работает целая плеяда экранных композиторов, способный мастерски аранжировать под картинку музыку хоть под фолк, хоть под рок, хоть под рэп. К боевым эпизодам особых претензий нет. Очень эффектный кадр получился с пощелкиванием клавиш пианино под немецкими пулями в Сталинграде. Правда, окопы на оборонительных позициях советских войск выглядят мелковато: по ним можно перемещаться, лишь согнувшись в три погибели, и это под шквалом пуль, мин и снарядов. Экскаваторщику продюсеры, что ли, не доплатили? Эпизод с расстрелом пленных, когда один из главных героев гордо заявляет немецкому офицеру, что все стоящие перед ним красноармейцы – коммунисты (тем самым обрекая товарищей на неминуемую смерть) выглядит абсолютно нелепым. Но это, мне кажется, чуть ли не единственный промах авторов сюжета. Несколько слов об идеологической составляющей «Корней». Эта тема, на мой взгляд, более актуальна, чем разбор художественных достоинств и недостатков картины. Показанная в фильме эпоха, мягко говоря, была не самым простым эпизодом в складывании межнациональных отношений как в России, так и в Казахстане. Таучелов не мог пройти мимо темы басмаческого движения на просторах степного края. Но он сумел затронуть ее очень аккуратно, посвятив ей несколько коротеньких эпизодов, из которых следует, что восставшие против советской власти баи и их пособники – люди не самые достойные. А потом идеологам проекта удается изящный кульбит. Репрессии НКВД тоже обойти невозможно. Пожалуйста: вот вам арест народного любимца, чудо-целителя, супер-сказителя чекистами. Зритель не успел толком возмутиться столь чудовищному произволу, как главные герои разрешают эту коллизию, закольцевав две сюжетные линии. Оказывается, в ряды бдительных органов пробрался… Догадайтесь сами. О голоде 20-х годов, не обошедшем и население казахских степей, в фильме тоже упоминается, но сделано это очень невнятно. Оказывается, семья скотовода не может прокормить двух мальчиков и сдает их в интернат для сирот потому, что зима выдалась очень тяжелая. Так это погода виновата? В этом месте сюжет не тормозит, зато потом нам обстоятельно показывают элегические сценки детдомовского быта, в котором чуткий педагогический коллектив пестует, холит, лелеет и обучает стрельбе из винтовки в целом добродушных сироток (правда туда тоже пробрался сами догадайтесь, кто). И, наконец, духоподъемный финал, в котором неназойливо завершается построение пирамиды семейных и национальных ценностей. В ее основу заложены заветы классиков марксизма-ленинизма, а вершину украшает верность заветам Пророка (мир ему!). Согласитесь, сделано все безупречно. Авторы картины аккуратно сгладили все острые углы, которые могли осложнить межнациональное понимание народов Казахстана и России. В качестве скреп избраны воспоминания о совместном участии в великой войне для победы над общим врагом. И это правильно. Зри в корень: сын всегда говорит языком отца. Мягкая сила – великая вещь.