Камерон Кэрнс резонно (и не без досады) заметил в интервью изданию VicScreen, что хоррор «Полночь дьявола», несмотря на энтузиазм в разных странах, практически не вызвал интереса в Австралии. И такое происходит не в первый раз! Жанр по меньшей мере полвека бурно развивается в стране, раскинувшейся на целый континент, и периодически появляются на свет очень любопытные ленты. Камерон с братом Колином, разумеется, не остались в стороне от национальной традиции – даже при том, что не скрывали: их вкусы формировались преимущественно под влиянием заокеанской кинопродукции 1970-80-х годов, в первую очередь работ Тоуба Хупера (1), Джона Карпентера, Дэвида Кроненберга, Джорджа Ромеро, Уэса Крэйвена. Этим же, собственно, объясняется повышенное внимание кинематографистов к приснопамятной эпохе, раскрывшееся во всём своём блеске в третьей по счёту полнометражной постановке.
Режиссёры-сценаристы, хотя и провели съёмки в Мельбурне, задействовав многих местных исполнителей, старались максимально аутентично реконструировать на кинополотне обстановку типичной американской телестудии. Логотип вымышленной телекомпании UBC стилизован под фирменный знак ABC (American Broadcasting Company, ни в коем случае не Australian Broadcasting Corporation!), а в качестве основного конкурента Джека Делроя настойчиво упоминается легендарный Джонни Карсон. Между прочим, в утверждении на главную роль Дэвида Дастмалчяна сыграло роль не только поразительное попадание в типаж, но и тот факт, что актёр опубликовал в фанатском журнале Fangoria статью, посвящённую ведущим региональных ток-шоу ужасов. Как следствие, ему не составило труда перевоплотиться в образ телевизионной знаменитости. Не поленимся также отметить, что фрагменты теле- и кинохроники, используемые для задания исторического контекста и иллюстрации событий, предшествовавших роковому понедельнику (канун Дня всех святых 1977-го года), придают дополнительную убедительность избранному драматургическому приёму «найденная плёнка». Нам в начале повествования прямым текстом сообщается, что картина якобы смонтирована из записи злополучного выпуска телешоу Night Owls («Ночные совы») и кадров, снятых на несколько камер в перерывах между выходами в эфир.
Авторы оттолкнулись от того же социального феномена, что и, например, Оз Перкинс в «Собирателе душ» /2024/. Имеется в виду так называемая сатанинская паника, когда в США (а также в Великобритании и ЮАР) распространились тревожные слухи о существовании могущественных сект дьяволопоклонников, проводящих тайные ритуалы с сексуальным насилием и человеческими жертвоприношениями. Делрой изрядно рисковал, посвящая телепередачу на Хэллоуин инфернальным силам, которые пообещал вызвать на глазах у приглашённых в телецентр зрителей и, мало того, в прямом эфире. А одним из участников анонсировав Карлмайкла Хейга – скептика, фокусника и гипнотизёра, специализирующегося на разоблачении шарлатанов, будто бы обладающих паранормальными способностями. Подозрения относительно заигрывания Джека с врагом рода человеческого подтверждаются в тот момент, когда бесплотный Абраксас, овладевший телом юной Лилли Д’Або, узнаёт ведущего, с которым ранее встречался «среди высоких деревьев». Атмосфера накаляется настолько, что перегорает электроаппаратура, и буйство духов выливается в кровавую баню. А как иначе?
Колин и Камерон основательно поднаторели в искусстве нагнетания саспенса: практически весь сеанс сидишь как иголках. Но если тот же Перкинс добивается эффекта, когда тревога обволакивает постепенно, то Кэрнсам – всё-таки трудно скрыть иронию (постиронию? метаиронию?). Киноманам не составит труда уловить тонкие намёки на сатирический шедевр «Телесеть» /1976/ Сидни Люмета, бичевавшего продажную изнанку средств массовой информации. Вот и Делрой, готовый ради рейтинга на что угодно (вплоть до приглашения возлюбленной супруги Меделайн Пайпер, находящейся при смерти), в глубине души прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что приобщает многомиллионную аудиторию к сущему дьяволизму. Парадокс ситуации заключается в том, что объективы телекамер являются «объективными» – в противовес субъективному восприятию всех, кто находился в помещении студии и поддался коллективному внушению (видел своими глазами, как из брюха Гаса МакКоннелла вылезают земляные черви). Хейг провёл убедительный эксперимент! Но… можно ли безоговорочно доверять старым записям, найденным спустя годы?!
Забавно, что фильм послужил причиной небольшого скандала: особо рьяные защитники прав работников киноиндустрии призвали к бойкоту (!) ленты из-за того, что создатели прибегли к помощи искусственного интеллекта, сгенерировавшего несколько стилизованных кадров. Колин и Камерон, заманившие на сеанс хоррора и честно попугавшие доверчивых зрителей (от проявлений полтергейста перейдя под занавес к неизбежной резне с умеренно натуралистичными подробностями), на самом-то деле – осторожно поведали публике, что истинный сатанизм кроется в другом. В тотальном оболванивании обывателей, десятилетиями приучаемых к мысли, что реальность по ту сторону телевизионного экрана – ярче и… подлиннее привычной окружающей действительности. И даже такие персоны, как Карлмайкл, вроде бы искренне стремящийся развенчать мифы, популяризирующий научную картину мира, на поверку является частью системы, поскольку в ответственный момент падает на колени и выражает готовность служить могущественному демону. Какие тогда претензии к бедолаге Джеку, одержимо мечтающему о славе?..
Таким образом, в «Полночи с дьяволом» исследуются истоки того общественного процесса, который набрал грозную силу с наступлением XXI века. В последнее время, к слову, усилилась тенденция использования кинематографистами формы фильма ужасов для честного разговора на серьёзные (философские, социально, а то и политически значимые) темы. Возникновение феномена арт-хоррора (или артхаусного хоррора) не может не радовать верных поклонников жанра!
_______
1 – «Техасскую резню безнопилой» /1974/ Камерон причислил к величайшим кинопроизведением всех времён.
5
,4
2023, Ужасы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Камерон Кэрнс резонно (и не без досады) заметил в интервью изданию VicScreen, что хоррор «Полночь дьявола», несмотря на энтузиазм в разных странах, практически не вызвал интереса в Австралии. И такое происходит не в первый раз! Жанр по меньшей мере полвека бурно развивается в стране, раскинувшейся на целый континент, и периодически появляются на свет очень любопытные ленты. Камерон с братом Колином, разумеется, не остались в стороне от национальной традиции – даже при том, что не скрывали: их вкусы формировались преимущественно под влиянием заокеанской кинопродукции 1970-80-х годов, в первую очередь работ Тоуба Хупера (1), Джона Карпентера, Дэвида Кроненберга, Джорджа Ромеро, Уэса Крэйвена. Этим же, собственно, объясняется повышенное внимание кинематографистов к приснопамятной эпохе, раскрывшееся во всём своём блеске в третьей по счёту полнометражной постановке. Режиссёры-сценаристы, хотя и провели съёмки в Мельбурне, задействовав многих местных исполнителей, старались максимально аутентично реконструировать на кинополотне обстановку типичной американской телестудии. Логотип вымышленной телекомпании UBC стилизован под фирменный знак ABC (American Broadcasting Company, ни в коем случае не Australian Broadcasting Corporation!), а в качестве основного конкурента Джека Делроя настойчиво упоминается легендарный Джонни Карсон. Между прочим, в утверждении на главную роль Дэвида Дастмалчяна сыграло роль не только поразительное попадание в типаж, но и тот факт, что актёр опубликовал в фанатском журнале Fangoria статью, посвящённую ведущим региональных ток-шоу ужасов. Как следствие, ему не составило труда перевоплотиться в образ телевизионной знаменитости. Не поленимся также отметить, что фрагменты теле- и кинохроники, используемые для задания исторического контекста и иллюстрации событий, предшествовавших роковому понедельнику (канун Дня всех святых 1977-го года), придают дополнительную убедительность избранному драматургическому приёму «найденная плёнка». Нам в начале повествования прямым текстом сообщается, что картина якобы смонтирована из записи злополучного выпуска телешоу Night Owls («Ночные совы») и кадров, снятых на несколько камер в перерывах между выходами в эфир. Авторы оттолкнулись от того же социального феномена, что и, например, Оз Перкинс в «Собирателе душ» /2024/. Имеется в виду так называемая сатанинская паника, когда в США (а также в Великобритании и ЮАР) распространились тревожные слухи о существовании могущественных сект дьяволопоклонников, проводящих тайные ритуалы с сексуальным насилием и человеческими жертвоприношениями. Делрой изрядно рисковал, посвящая телепередачу на Хэллоуин инфернальным силам, которые пообещал вызвать на глазах у приглашённых в телецентр зрителей и, мало того, в прямом эфире. А одним из участников анонсировав Карлмайкла Хейга – скептика, фокусника и гипнотизёра, специализирующегося на разоблачении шарлатанов, будто бы обладающих паранормальными способностями. Подозрения относительно заигрывания Джека с врагом рода человеческого подтверждаются в тот момент, когда бесплотный Абраксас, овладевший телом юной Лилли Д’Або, узнаёт ведущего, с которым ранее встречался «среди высоких деревьев». Атмосфера накаляется настолько, что перегорает электроаппаратура, и буйство духов выливается в кровавую баню. А как иначе? Колин и Камерон основательно поднаторели в искусстве нагнетания саспенса: практически весь сеанс сидишь как иголках. Но если тот же Перкинс добивается эффекта, когда тревога обволакивает постепенно, то Кэрнсам – всё-таки трудно скрыть иронию (постиронию? метаиронию?). Киноманам не составит труда уловить тонкие намёки на сатирический шедевр «Телесеть» /1976/ Сидни Люмета, бичевавшего продажную изнанку средств массовой информации. Вот и Делрой, готовый ради рейтинга на что угодно (вплоть до приглашения возлюбленной супруги Меделайн Пайпер, находящейся при смерти), в глубине души прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что приобщает многомиллионную аудиторию к сущему дьяволизму. Парадокс ситуации заключается в том, что объективы телекамер являются «объективными» – в противовес субъективному восприятию всех, кто находился в помещении студии и поддался коллективному внушению (видел своими глазами, как из брюха Гаса МакКоннелла вылезают земляные черви). Хейг провёл убедительный эксперимент! Но… можно ли безоговорочно доверять старым записям, найденным спустя годы?! Забавно, что фильм послужил причиной небольшого скандала: особо рьяные защитники прав работников киноиндустрии призвали к бойкоту (!) ленты из-за того, что создатели прибегли к помощи искусственного интеллекта, сгенерировавшего несколько стилизованных кадров. Колин и Камерон, заманившие на сеанс хоррора и честно попугавшие доверчивых зрителей (от проявлений полтергейста перейдя под занавес к неизбежной резне с умеренно натуралистичными подробностями), на самом-то деле – осторожно поведали публике, что истинный сатанизм кроется в другом. В тотальном оболванивании обывателей, десятилетиями приучаемых к мысли, что реальность по ту сторону телевизионного экрана – ярче и… подлиннее привычной окружающей действительности. И даже такие персоны, как Карлмайкл, вроде бы искренне стремящийся развенчать мифы, популяризирующий научную картину мира, на поверку является частью системы, поскольку в ответственный момент падает на колени и выражает готовность служить могущественному демону. Какие тогда претензии к бедолаге Джеку, одержимо мечтающему о славе?.. Таким образом, в «Полночи с дьяволом» исследуются истоки того общественного процесса, который набрал грозную силу с наступлением XXI века. В последнее время, к слову, усилилась тенденция использования кинематографистами формы фильма ужасов для честного разговора на серьёзные (философские, социально, а то и политически значимые) темы. Возникновение феномена арт-хоррора (или артхаусного хоррора) не может не радовать верных поклонников жанра! _______ 1 – «Техасскую резню безнопилой» /1974/ Камерон причислил к величайшим кинопроизведением всех времён.