Эрже − псевдоним художника Жоржа Реми. Именно так произносятся его инициалы на французском языке (Remi, Georges = RG).Впервые Тинтин появился в 1929 году в разделе комиксов газеты Le Petit Vingtième, детского приложения бельгийской газеты Le XXe Siècle («ХХ век»).В юности Эрже был бойскаутом, и, рисуя Тинтина, представлял собирательный образ идеального бойскаута.Серия «Приключения Тинтина» включает 24 издания. Последний завершенный комикс был опубликован в 1976 году. 24-й комикс «Тинтин и Альфа-Арт» не был закончен − он был частично опубликован в 1986 году, уже после смерти автора.Комиксы о Тинтине были переведены на 100 языков. Всего было выпущено более 250 миллионов копий.Узнаваемый стиль рисования Эрже ligne claire («ровная линия») повлиял на творчество многих популярных художников, таких как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн.Тинтин путешествует по всему миру – он побывал как в реально существующих, так и в выдуманных локациях. Эрже – «путешественник-домосед». Его рисунки основаны на знаниях, которые автор черпал в журналах National Geographic и им подобных.Комиксы о Тинтине нельзя отнести к какому-то одному жанру. В них сочетаются мистика, приключения, фэнтези, научная фантастика и комедия во всех своих проявлениях.Родиной Тинтина Эрже сделал свой собственный родной город Брюссель, хотя название бельгийской столицы нигде конкретно не упоминается. Один из декораторов фильма приехал в Брюссель, чтобы узнать больше об описываемых локациях, в том числе дом Тинтина на улице Лабрадор и усадьба Шато Молинзар.Тинтин – фамилия главного героя (его имени не знает никто). Ему где-то от 17 до 19 лет. Работает корреспондентом и ведет журналистские расследования, сочетая в себе страсть к приключениям и дедуктивный склад ума. Мастер на все руки, честен и благороден по природе своей. Проживает в доме №26 по улице Лабрадор. В фильме его играет Джейми Белл.Снежок – белый фокстерьер (на самом деле абсолютно белых фокстерьеров не бывает в природе – все собаки этой породы имеют рыжие и черные пятна). Часто находит важные улики. Не редко спасает положения, проявляя свою звериную натуру (особенно, если рядом крутится кот госпожи Финч). Не брезгует отхлебнуть из бутылки пойла капитана Хэддока, как только представится удачный случай.Имя капитана Арчибальда Хэддока не раскрывается до последней книги − «Тинтин и Пикаросы». Изрядно просоленный в морях капитан, обожающий приправить речь отборной бранью и приложиться к бутылке горячительного. Впервые появляется в книге «Краб с золотыми клешнями». В фильме его играет Энди Серкис.Дюпон и Дюпонн (обратите внимание на буквы «н») – бывшие полисмены. Некоторые называют их «близнецами Дюпон(н)ами», хотя они совсем не близнецы. Они даже не родственники. При этом единственное внешнее отличие – в форме усов. Усы Дюпонна на концах завиваются, усы Дюпона – нет. Детективы обладают феноменальной способностью портить, путать и нарушать все на свете. В фильме их играют Ник Фрост (Дюпон) и Саймон Пегг (Дюпонн).Омар Бен Салаад – зажиточный бизнесмен из Марокко. Сначала он кажется одним из столпов общества, но на самом деле оказывается, что Салаад ведет грязные делишки и водит дружбу с мрачными людишками. В фильме его играет Гэд Эльмалех.Иван Иванович Сахарин – коллекционер моделей кораблей с темным прошлым. Переезжает в Шато Молинзар. В фильме его играет Дэниэл Крэйг.Эрже верил, что только Стивену Спилбергу под силу оживить Тинтина на большом экране. К сожалению, художник скончался незадолго до того, как должны была состояться его встреча с режиссером.В основу сюжета фильма легли истории, описанные в комиксах «Тайна единорога» (выпуск №11, публиковавшийся в 1942-1943 гг.), «Краб с золотыми клешнями» (выпуск №9, публиковавшийся в 1940-1941 гг.) и «Сокровища Красного Ракхама» (выпуск №12, публиковавшийся в 1943-1944 гг.)Тестовую анимацию Снежка выполняли аниматоры компании Питера Джексона Weta Digital. Для демонстрации возможностей Джексон послал Спилбергу ролик, в котором режиссер ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ сам играл роль капитана Хэддока, в то время как у него под ногами вертелся нарисованный Снежок.Одним из наставников Саймона Пегга и Ника Фроста выступил хореограф и звезда цирка Cirque de Soleil Терри Нотари. Он помогал актерам синхронизировать их дуэт, чтобы ляпсусы Дюпона и Дюпонна выглядели еще комичнее.Большая часть аниматоров студии Weta, которые работали над фильмом, были фанатами приключений Тинтина с детства.На страницах комиксов иногда появлялись изображения средств транспорт, таких как автомобиль «Форд» 1937 года и гидроплан. Рисунки были настолько детальными, что аниматоры смогли определить даже модель и год выпуска.Съемочная группа и актеры составили поистине интернациональную команду. Были представлены Чехия, ЮАР, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия и Соединенные Штаты.Серия комиксов, описывающих головокружительные приключения Тинтина, стали в свое время всемирной сенсацией. Неугомонный репортер со смешным чубчиком и изрядным мужеством всегда ухитрялся находить выход даже из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Довольно скоро Тинтин стал кумиром множества юных читателей и объектом вдохновения для других художников. Главного героя, которого рисовал Жорж Реми под псевдонимом Эрже, не могли остановить ни разнообразие культур, ни возрастной ценз, ни военное время. Универсальные издания были переведены на 80 языков. С момента выхода первой серии было продано более 350 миллионов экземпляров комиксов…, и это число продолжает увеличиваться.Неугасающий интерес к похождениям Тинтина отчасти можно объяснить очарованием персонажей, путешествующих в экзотические страны, и жаркими схватками, в которые вступает главный герой, защищая своих друзей и единомышленников. Многих этот интерес связал неразрывными узами дружбы и взаимопонимания. Именно он стал ключевой предпосылкой формирования творческого дуэта Стивена Спилберга и Питера Джексона. Мэтры кинематографии (для которых это – первый опыт совместной работы) признались, что являются большими поклонниками захватывающих историй Эрже. Каждый из них встретился с Тинтином в разное время и при разных обстоятельствах. Однако их мнения относительно потенциала любимого во всем мире персонажа в целом схожи. Ни тот, ни другой не смогли противостоять искушению окрасить героя Эрже красками современных технологий в фильме по сюжету одного из самых захватывающих приключений Тинтина. «Тинтин − амбициозный журналист, случайная находка которого ведет к цепи самых невероятных событий, − рассказывает Спилберг. − Столь привлекательным героя делает неутомимость в погоне за истиной, хотя подобная одержимость частенько ставит его в затруднительное положение. Иногда кажется, что очередной переплет может стать для него последним. И каждый раз Тинтин все же находит способ выкрутиться. С тех самых пор, как мне в руки попал первый комикс о нем, Тинтин никогда не покидал мое сердце и мысли. Я знал, что нам суждено поработать вместе, так или иначе. Это плодотворное сотрудничество вылилось в увлекательное приключение».Питер Джексон вырос на комиксах о Тинтине. Самым запоминающимся проектом кинематографиста стала сказочная трилогия "Властелин колец". Задолго до начала своей карьеры Джексон скупал все выходившие серии комиксов о Тинтине, включая французские издания. «В молодости было не трудно представить, что я сам отправляюсь в описанные на страницах комиксов приключения, − говорит Джексон. − Они пробуждали авантюрную струнку, которая присутствует в каждом из нас». И Спилберг, и Джексон подсознательно чувствовали, что из Тинтина получится замечательный киногерой. «Комиксы Эрже больше похожи на превосходно сделанную раскадровку, − говорит партнер Спилберга Кэтлин Кеннеди, которая, не задумываясь, взялась продюсировать фильм вместе с Джексоном. − Рисунки были интуитивно понятными и удивительно четкими с повествовательной точки зрения».Впервые Спилберг связался с Эрже в 1983 году. Выяснилось, что бельгийский художник сам мечтал передать своего героя в заботливые руки кинематографистов. Однако долгое время кинематографист и художник не могли договориться об условиях контракта. К сожалению, Эрже скончался, так и не дождавшись консенсуса. Права на экранизацию Спилбергу передала вдова художника Фанни Родвелл. Эрже попросил ее об этом перед смертью.Исполнительным продюсером фильма выступил Стэфан Сперри, который вел сделку по выкупу прав на экранизацию приключений Тинтина десять лет, а зачитывался комиксами бельгийца – и того дольше. «Эрже посчитал, что Стивен – единственный режиссер, которому он готов доверить свое детище, − вспоминает Сперри. − В свою очередь Стивен всегда относился к этому выбору с уважением и благодарностью». Консультантами кинематографистов выступили Ник и Фанни Родвелл − правопреемники наследия Эрже и эксперты в отношении всего, что касается Тинтина. «Нам было очень важно почтить память об Эрже и сделать героев настолько похожими на оригиналы, насколько возможно, − говорит Спилберг. − Разумеется, в пределах наших возможностей. В каждом герое, в каждой сцене чувствовалась скрытая кинетическая энергия. Словно художник пытался сжать 24 кадра в один скриншот, и у него это получалось. В этом, как мне кажется, и состояла его гениальность. В каждой описанной им истории таится потенциал для отличного фильма. И мы доказали это на практике».Спилберг ни минуты не сомневался в том, что Джексон станет идеальным деловым партнером. «Я помню, как Питер позвонил мне и сказал: «Если бы ты был рядом, ты бы увидел, что я склонился над полным собранием сочинений Эрже. И мне бы очень хотелось поучаствовать в экранизации», − вспоминает Спилберг. − В тот самый момент мы оба начали задумываться о том, как передать очарование Тинтина на большом экране». Джексону не терпелось начать работу над новым многообещающим проектом. «Я не мог скрыть своего восторга, когда узнал, что Стивен взял меня в свою команду, − вспоминает Джексон. − На самом деле, у них с Тинтином много общего. Стивен по сей день молод сердцем. Очень любознателен, обожает приключения и отличается столь же искрометным чувством юмора, что и описанный Эрже персонаж. Это – просто стопроцентное сочетание». Спилберг предложил Джексону не только продюсировать первый фильм про Тинтина, но и выступить режиссером второго. Джексон, разумеется, согласился. Заручившись поддержкой Фанни и Ника Родвелл, творческий дуэт начал работать над будущей франшизой. «Для нас большая честь сотрудничать с такими именитыми и талантливыми кинематографистами, − говорит Фанни, которая занимает пост президента брюссельской студии Эрже. − Мы в Hergé Studios убеждены, что Стивен и Питер смогут отправить Тинтина в самое большое приключение на самых больших экранах кинотеатров всего мира. Сам Эрже однажды сказал: «Я расцениваю все свои истории, как киносценарии». Как дальновидно!».С согласия родственников Эрже Спилберг и Джексон выбрали сценаристов, которым поручили обработку комиксов бельгийского художника. Ими стали Стивен Моффат и уже слаженный дуэт Эдгара Райта и Джо Корниша. Чтобы познакомить зрителей с большинством друзей и врагов Тинтина, кинематографисты решили объединить в единую сюжетную линию три книги о приключениях отважного журналиста − «Краб с золотыми клешнями», «Тайна Единорога» и «Сокровища Красного Ракхама». Комиксы стали своеобразным ориентиром для сценаристов. «Истории Эрже увлекают читателей в мир красочных приключений, − объясняет Корниш, − но многое в них заложено между строк − моральные принципы, непередаваемое чувство путешествий в экзотические места. Все эти «ингредиенты» подаются «под соусом» величия мироздания и важности научных изысканий. Наверное, отчасти поэтому комиксы Эрже будоражили воображение не одного миллиона мальчишек и девчонок по всему миру. Мы старались сохранить оригинальные посылы автора в сценарии». Сценаристы руководствовались концепцией, которую избрали Спилберг и Джексон − действие должно было развиваться в темной гамме хичкоковского триллера. При этом красочные спецэффекты должны были усилить динамичность сюжетной линии. По словам Спилберга, в результате получился «отчасти мистическое, отчасти детективное, но, безусловно, увлекательное приключение, основанное на дружбе, верности и взаимном доверии, которые возникли между Тинтином и капитаном Хэддоком».Стивена Спилберга и Питера Джексона объединяло не только богатое воображение, но и желание поэкспериментировать с различными локациями. За долгие годы их фантазия рисовала героев и миры столь невероятные, что их абсолютно невозможно себе представить за пределами кинотеатров. И, тем не менее, ни один из них до этого никак себя не проявил в жанре 3D-анимации. Главной задачей Спилберга и Джексона было сохранить наследие Эрже. Кинематографисты изначально решили, что оптимальным решением для трансформации аутентичного визуального ряда на киноэкран будет компьютерная анимация. Уже на стадии написания сценария была сформирована команда художников и аниматоров. Профессионалы по обе стороны Тихого океана начали думать над тем, как должны выглядеть колоритные персонажи и живописные локации мира Тинтина. Одно из стратегических решений было принято в самом начале работы и должно было повлиять на творчество всех художников без исключений − картинки должны были быть темными и мрачными, чтобы казалось, будто тени прячутся за каждым углом. «Эта история могла произойти в 30-е, 50-е, 80-е; она могла произойти и в наше время, − замечает Спилберг. − Это очарование независимости от исторического периода мы также старались уловить и передать. Мы не хотели, чтобы в нашем фильме появлялись сотовые телефоны, плазменные панели и современные автомобили. Элементы дизайна мы заимствовали из творений Эрже, а не из какой-то конкретной эпохи или культуры». «Нам хотелось, чтобы стилистика фильма в чем-то была похожа на старые детективные драмы, − добавляет Джексон. − Это касается не самого Тинтина, а того мира, в котором он существует. В истории много детективных элементов, и мы решили, что вполне логично будет ввести персонажей в плащах свободного покроя, по полям шляп которых щелкали дождевые капли, а свет уличных фонарей отбрасывал бы неровные тени на мокрый асфальт… Таким будет мир, в который мы отправили Тинтина». Далее за работу взялись художники, дизайнеры и аниматоры, трансформировавшие рисунки Эрже в объемный мир. По словам совладельца студии Weta Workshop, дизайнера и супервайзера по спецэффектам Ричарда Тейлора, «несмотря на то, что комиксы рисовались десятки лет назад, они сами просились в третье измерение»: «Когда вы смотрите на рисунки Эрже, выполненные черной ручкой и акварелью, достаточно закрыть глаза и представить мир Тинтина. Сами того не замечая, вы представите его в 3D». Это действительно работало, потому что Эрже отошел от привычного, традиционного отображения реальности и начал описывать приключения Тинтина от первого лица. «Линии рисунков Эрже не всегда были непрерывными и аккуратными, − говорит главный супервайзер по визуальным эффектам Джо Леттери. − Он не пытался передать в точности то, что видел. Мы старались придерживаться этого слегка небрежного стиля мастера. Немало времени мы потратили, рассматривая его рисунки, и представляя, как бы сцены выглядели с различных углов и ракурсов. После этого мы смогли довольно точно сформулировать требования к строительству мира инструментарием анимационного 3D».Авторы хотели, чтобы зрители прочувствовали каждое дуновение виртуального ветерка. Для этого художникам пришлось скрупулезно изучать все локации, в которые судьба забрасывает Тинтина, Снежка и капитана Хэддока − начиная с бушующего океана и заканчивая зыбучими песками пустыни Сахары. Особенно дизайнеров впечатлил описанный Эрже воображаемый марокканский город Багхар − полный искусов и интриг мир Дальнего Востока. «Мы перебрали множество самых различных архитектурных стилей и узоров, характерных для Северной Африки, − вспоминает декоратор Ребекка Тиш, − и при воссоздании Багхара использовали самые фантастические формы и краски. Финальная картинка вызвала у меня невольное желание отправиться в кругосветное путешествие, посмотреть мир. Надеюсь, что обилие красок поразит и многих зрителей, которые посмотрят нашу версию приключений Тинтина».Ведущий декоратор Крис Гиз воспользовался приглашением Фанни и Ника Родвелл и приехал в Брюссель, чтобы окунуться в атмосферу, в которой появился Тинтин. Он посетил дом неутомимого репортера на улице Лабрадора, 26, и увидел очертания усадьбы Шато Молинзар, обители капитана Хэддока. «Крис целиком и полностью погрузился в придуманный Эрже мир, − вспоминает Ричард Тейлор. − Он изучил многочисленные наброски художника и вернулся, переполненный образов того, как должен выглядеть новый анимационный мир». Свою посильную лепту внес и специалист по компьютерному моделированию Марко Ревелант. Очень кстати пришлось его хобби − моделированием кораблей, которые играют важную роль в сюжете фильма. Ревелант посетил парижский Морской музей (Musée de la Marin), чтобы с точностью воспроизвести модели кораблей «Бриллиант» и «Единорог», описанные в комиксах Эрже. «Модели Эрже более детальные, хотя и меньшего размера, − говорит моделлер. − Мы сообразно изменили и наши анимационные модели». Художник-постановщик по визуальным эффектам Ким Синклер всесторонне изучал появлявшиеся на страницах комиксов средства транспорта, включая автомобиль «Форд» 1937 года. «Художник уделял большое внимание средствам транспорта, таким как «Форды» и гидропланы, − говорит Синклер. − Мы без труда определили модели и годы выпуска. Мы даже нашли идентичные цвета в оригинальных палитрах производителей». Однако наиболее скрупулезному изучению и последующему воспроизведению подверглись описанные Эрже персонажи. Смешные позы Хэддока; развевающийся на ветру чубчик Тинтина; усы детективов Дюпона и Дюпонна; отражающиеся на морде Снежка эмоции − каждый нюанс подолгу обсуждался, появлялись наброски, потом новые наброски, до тех пор, пока образы не были окончательно сформированы. «Мы рассматривали каждого персонажа со всех сторон под разными углами, чтобы убедиться, что в каждом присутствует черточка от его прототипа, нарисованного Эрже, − вспоминает Спилберг. − Но мы не боимся признаться: «Да, данное представление капитана Хэддока не слишком похоже на то, что рисовал в своих комиксах Эрже».На роль преисполненного отвагой юного корреспондента, мечтающего о приключениях, кинематографисты выбрали Джейми Белла. «Я был поражен ролью Джейми в фильме БИЛЛИ ЭЛЛИОТ, − вспоминает Спилберг. − Причем я оценил не только утонченную актерскую игру, но и его исключительные внешние данные. Мы с Питером решили, что лучшего Тинтина нам не найти». Белл вырос в Англии и читал комиксы про Тинтина с самого детства. «В комиксах Эрже есть что-то такое, что оставляет у тебя в душе четкий отпечаток; это незабываемое чувство», − делится детскими впечатлениями актер. Теперь же Беллу представилась возможность наделить любимого героя вполне осязаемыми, человеческими эмоциями, и это вдохновляло его.Сценарист Джо Корниш говорит, что Белл сыграл Тинтина в классическом стиле Стивена Спилберга − обычный, ничем не примечательный юноша понимает, что в экстренных ситуациях он способен поразить самого себя. «Для меня Тинтин является олицетворением всего того, о чем мечтают все подростки, − говорит Корниш. − Он способен вытворять удивительные трюки, при этом в душе остается невинным ребенком, проявляющим любознательность в отношении окружающего его мира. Из любой ситуации он старается выйти с гордо поднятой головой. Думаю, каждый хотел бы побывать в шкуре Тинтина, поскольку все, что для этого нужно – тяга к знаниям, любопытство и доброе сердце, которое будет вести тебя от одного приключения к другому». Для Белла это определение стало отправной точкой в изучении своего героя – во всем, начиная с черт характера и заканчивая неизменной челкой, которая стала своеобразным торговым знаком Тинтина. «Когда видишь такого отважного авантюриста, как Тинтин, невольно мечтаешь оказаться на его месте, − признается Белл. − Это – очень любознательный персонаж, обладающий высокими моральными принципами. Я обожаю его! Что тут скажешь. Он обязательно докопается до истины, вне зависимости от того, насколько глубоко она запрятана. Однако иногда и он попадает в передряги. И тогда ему остается рассчитывать только на Снежка». Действительно верный терьер Тинтина Снежок частенько оказывается его единственной надеждой на спасение. Корниш называет этого пса «четырехлапым подсознанием Тинтина». Трудность состояла в том, чтобы вместить такие весомые качества, как «единственная надежда» и «подсознание», в тело маленькой очаровательной собачки. Эрже часто описывал качества четвероногого друга Тинтина в текстовых комиксовых пузырях. Спилберг решил, что сможет оживить Снежка и без использования текстовых подсказок. «Я думаю, Тинтин полагается на помощь Снежка даже слишком часто, не забивая себе голову поиском альтернативных путей выхода из затруднительной ситуации, − сетует Спилберг о судьбе любимого четвероногого героя. − Но мы решили, что этот факт нельзя сбрасывать со счетов. Ведь Снежок – настоящий друг. И единственное, в чем Тинтин может быть абсолютно убежден – в том, что его пес не умеет разговаривать».Когда Тинтин покупает модель давно пропавшего корабля «Единорог», он находит некий предмет, который приводит его на борт морского грузового судна «Карабуджан». Там Тинтин встречает непривлекательного персонажа, которому сужено стать ему верным другом − капитана Хэддока. Капитан − мореплаватель со стажем, о таких говорят, что «у него морская вода вместе крови» и что «они никогда не расстаются с бутылкой виски». Кажется, что у них не может быть ничего общего. И все же Тинтину и Хэддоку предстоит пройти через многие приключения плечом к плечу. Долгое время капитан Хэддок был любимым персонажем у фанатов комиксов Эрже (после самого Тинтина, разумеется). С одной стороны, морской волк сильно контрастировал с идеалистическим главным героем, колоритно разбавляя свою речь различными пиратскими присказками, типа «Тысяча чертей!» или «12 якорей мне в глотку!» При этом Хэддок – очень великодушный персонаж, и готов отправиться за Тинтином и в огонь, и в воду. «Поначалу может показаться, что Хэддок – последний, с кем хочется разделить полное опасностей приключение, − говорит Джексон. − Но Тинтин видит в нем нечто большее. Мне кажется, наш главный герой смог увидеть в капитане его лучшую сторону и понять, что Хэддок сможет исправиться». На роль Хэддока Джексон предложил актера, который, с его точки зрения, совершенно точно смог бы справиться со столь динамичными амплуа: Энди Серкиса. «Я знаю Энди уже не первый год и был абсолютно убежден, что в этой роли он будет неподражаем, − говорит Джексон. − Я договорился о его встрече со Стивеном, который сразу понял, что Энди сможет привнести в эту роль много нового и интересного». «Между Энди и Джейми наладилась прочная незримая связь, которая прослеживалась и в отношениях между юным моралистом и старым просоленным капитаном, − добавляет Спилберг. − По характеру герои фильма − полные противоположности друг другу. Но при этом капитан может многому научить Тинтина, а тот, в свою очередь, может помочь Хэддоку простить самого себя». Серкис также с удовольствием читал комиксы Эрже в детстве. Прошлое его героя автором не описывалось, и актер мог сам придумать легенду Хэддоку. Он решил, что капитану подойдет шотландский акцент. «Мне кажется, у Хэддока обязательно должно было быть какое-то уязвимое место и запрятанная в глубины души эмоциональность, − объясняет Серкис. − Он – отличный моряк, который многое повидал на своем веку. Но при этом − действительно хороший человек, который слишком зациклился на жалости к самому себе. И именно Тинтин, этот неоперившийся юнец, помогает моему герою понять, что Хэддок может и должен вернуться в общество».Преображение капитана Хэддока приходится на один из захватывающих моментов фильма – они с Тинтином пытаются избежать стычки с главным негодяем Иваном Ивановичем Сахарином. Тот убежден, что Тинтин стал обладателем секретов «Единорога» и сокрытых в его трюмах сокровищ. Роль Сахарина досталась Дэниэлу Крэйгу, который известен зрителям, как актер, сыгравший одного из самых благородных британских шпионов – Джеймса Бонда. Актерскую игру Крэйга неоднократно отмечали за множество самых разноплановых амплуа. Со Спилбергом актер работал на съемках политического триллера "Мюнхен". Однако он признает, что никогда ему не доставался такой герой (а точнее, антигерой), как Сахарин. Разумеется, Крэйг не отказал себе в удовольствии попробовать себя в роли эмоционально-нестабильного мерзавца. «Работать над Сахарином было забавно, − вспоминает актер. − Я старался сделать его настолько злым и коварным, насколько мог». Отчасти смешными приключения Тинтина делает дуэт Дюпона и Дюпонна – двух детективов, различимых только по форме усов и одной лишней букве «н» в именах. Когда речь зашла о том, кто бы мог сыграть растяп-детективов, кинематографисты, не сговариваясь, подумали об одном комическом дуэте – Саймона Пегга и Ника Фроста. Комики отлично себя зарекомендовали в таких картинах, как "Зомби по имени Шон" и "Типа крутые легавые". «Мы с Питером понимали, что на роли Дюпона и Дюпонна нужно брать слаженный дуэт, − говорит Спилберг. − Питер предложил Саймона и Ника. Я согласился, ведь эти актеры поразительно комичны в паре и отлично дополняют друг друга». Пегг и Фрост понимали, что в амплуа детективного дуэта могут блеснуть. «За годы совместной работы мы выработали некоторую синхронность, идеально подходящую для того, чтобы сыграть двух неуклюжих партнеров, − говорит Пегг. − Такие дуэты появились давным-давно, еще когда на экране правили бал немые фильмы с Лорелом и Харди. Эти герои были щепетильными мямлями. Сами себя они считали величайшими сыщиками на Земле, при этом были – самыми худшими. Мы многому у них «научились». Комики получили возможность делать то, что получается у них лучше всего – заряжать юмором каждую сцену, в которой они играли. «Когда читаешь комиксы, невольно думаешь, что же делают Дюпон(н)ы между кадрами, − объясняет Фрост. − Вот тут-то наступала наша очередь проявить себя».По сюжету фильма у Дюпона и Дюпонна – своя священная миссия. Они гонятся (или, по крайней мере, искренне верят в это) за профессиональным карманником мсье Филозелем. Роль воришки досталась Тоби Джонсу, который играл домового эльфа Добби в фильмах о Гарри Поттере. По словам Джонса, его герой движим скорее страстью, чем жаждой наживы. «Ему нравится потрошить карманы, потому что он души не чает в бумажниках, − объясняет актер. – В его страсти к воровству есть что-то умилительное. Он являет собой классический пример одного из ключевых посылов Эрже – кто-то может показаться ужасным негодяем, хотя на самом деле в душе быть очень хорошим человеком». Еще одним немаловажным персонажем становится Нестор, верный дворецкий в легендарном поместье Шато Молинзар. Его играет актер Йенн Рейтел, который исполнил и роль торговца, продавшего Тинтину модель корабля. «Как любой уважающий себя дворецкий, Нестор знает, в каких шкафах спрятаны какие скелеты, − рассказывает Рейтел. − Однако, как любой уважающий себя дворецкий, он беззаветно предан своему хозяину, которым по стечению обстоятельств оказывается Сахарин». Завершают список преступников пара головорезов Аллан и Том (Дэниэл Мейс и Маккензи Крук), а также зажиточный торговец Бен Салаад, которого играет марокканский актер Гэд Эльмалех. Популярный французский комик пошел по стопам работавшего мимом отца и предложил насытить роль мимикой и жестикуляцией; Спилберг одобрил такой подход. «Мне виделось, что мой герой – актер величайших итальянских комедий Comedia Dell’arte, − говорит Эльмалех. − Я вырос на этой культуре и просто обожаю ее. Кроме того, Стивен поддержал мое начинание. Для меня это был просто подарок судьбы». «Гэд насытил фильм энергетикой, − считает Кэтлин Кеннеди. − Его герой по сути своей коварен. Но во вселенной, описанной Эрже, он становится забавным и очаровательным». Еще одной неотъемлемой героиней комиксов о Тинтине выступает деспотичная оперная певица Бьянка Кастафиоре − ее роль играет оперная дива «Призрака оперы» Ким Стренгел. «Во время работы над сценарием, мы представить себе не могли, что в фильме сыграет Ким, − вспоминает Джексон. − Уже после того, как сценарий был готов, мы поняли, что одна из ролей подходит ей просто идеально. Она согласилась на роль и отлично вписалась в общую картину».Среди прочих героев, которые будут появляться на экране, стоит отметить домовладельца Тинтина госпожу Финч (Сонье Фортаг); лейтенанта Делькура (Тони Карран); и единственного американца во всем фильме – детектива Барнаби, который пытается предупредить Тинтина об опасности, в которую тот ввязывается. Роль Барнаби исполнил комик Джо Старр. Единственное, что прочно связывало международную актерскую труппу – любовь к книгам и страстное желание принять участие в этом проекте. «В детстве у каждого из нас было что-то трогательное, что осталось в сердце навсегда, − говорит Кэри Элвис, сыгравший в фильме пилота. − Для меня таким воспоминанием являются комиксы про приключения Тинтина».Подготовительный период занял два долгих года − исследования, разработка дизайна, написание сценария и подбор актеров. Затем в мир Эрже погрузились актеры и съемочная группа, включавшая более 200 специалистов в различных областях − началась работа в павильоне, оборудованном для использования технологии performance capture . Плацдармом для съемок послужил павильон Playa Vista на территории калифорнийской киностудии Giant Studios. Именно здесь фиксировались различные эмоции неподражаемых актеров Джэйми Белла, Энди Серкиса, Дэниэла Крэйга и всех прочих, после чего полученные материалы имплантировались в отрисованный чернильно-акварельный мир Эрже. Находясь на площадке, Стивен Спилберг постоянно придумывал какие-то новые ходы и варианты съемок различных сцен, сопоставляя возможности высоких технологий и собственные кинематографические инстинкты. Более того, к процессу творческого поиска была подключена вся съемочная группа – нетрадиционные решения различных задач только приветствовались. Закончилось все тем, что Спилберг и Джексон совершили небольшую революцию в революционной системе, продублировав виртуальную камеру обычной. Режиссер получил возможность общаться с актерами в более традиционном ключе, видя на мониторе и полностью анимированный трехмерный мир, и саму площадку с живыми актерами. «Мне не хотелось лишать себя тех элементов инстинктивного творческого поиска, которые возникают на обычных съемочных площадках, − говорит Спилберг. − Поэтому мы нашли новый, менее болезненный способ трансформации реального мира в виртуальный».Съемки велись в необычном павильоне, в котором была установлена система performance capture под названием Volume . По периметру потолка было вмонтировано около 100 камер, которые фиксировали происходящее в диапазоне 360° и записывали информацию в соответствии с положением каждого предмета и актера в пространстве. Работавшие в павильоне Volume актеры надевали специальные костюмы, «украшенные» многочисленными зеркальными маркерами, которые улавливались камерами. Полученная информация переводилась в трехмерный виртуальный мир. Подобными маркерами были снабжены также использовавшиеся в сценах реквизит и декорации. Кроме того восемь HD-камер снимали сцены в режиме «as is», то есть непосредственно самих актеров. Эти материалы впоследствии использовались аниматорами для того, чтобы ни одна гримаса, улыбка, вздрагивание и прочие эмоции и мимические нюансы не остались без внимания.Спилберг управлял виртуальной камерой при помощи пульта дистанционного управления, по размеру немногим превышающего игровой джойстик. Режиссер мог «пройтись» по периметру павильона Volume, понаблюдать за тем, как актеры взаимодействуют друг с другом, и скомпоновать понравившиеся кадры в режиме реального времени. Актеры также могли следить за происходящим (в студии по кругу были установлены специальные мониторы) и, сообразно увиденному, варьировать свое поведение.«То, что за происходящим на площадке можно было следить в режиме реального времени, было одинаково полезно и режиссеру, и актерам, − говорит Джо Леттери. − Мы много работали со специалистами Giant Studios, чтобы это стало возможным. Благодаря совместным усилиям мы сделали так, что каждая сцена была настолько реалистична, насколько это только возможно». В дополнение к технологии performance capture, использовалась также и технология записи мимики играющего роль актера, фиксирующая эмоции по искажению лицевых линий. Благодаря этой технологии были созданы такие потрясающие персонажи, как Голлум во "Властелин колец" и пандорианцы в "Аватаре" Джеймса Кэмерона. При помощи этой технологии Спилберг добился реалистичности героев фильма. Актер надевал шлем, похожий на футбольный. Необычный головной убор украшала миниатюрная видеокамера, направленная актеру в лицо. Она фиксировала малейшие движения глаз, губ и ключевых лицевых мышц. Так Спилберг получал материал, на который делал ключевую ставку − абсолютную реалистичность эмоций героев фильма. «Каждый персонаж, появляющийся в фильме ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА, соответствует тому или иному актеру с его неподражаемой аутентичной манерой игры, − объясняет режиссер. − Их нетрудно узнать по характерным мимическим признакам. Мы хотели, чтобы созданные Эрже образы ожили в настоящих актерах, чувствительных и душевных. Эффект получился удивительный!»Наибольший опыт съемок с использованием технологии performance capture была у Энди Серкиса. Он взял на себя лидерство в актерской группе и помогал коллегам освоиться в непривычной обстановке. Однако, несмотря на свой богатый опыт, Серкис был поражен тем, насколько слаженно работают Спилберг и Джексон. «Когда они начинали очередной творческий мозговой штурм, все благоговейно замирали, − вспоминает актер. − Они – поистине страстные и даже неистовые кинематографисты. В них было столько энергии и энтузиазма, что иногда казалось, будто они снимают свой первый фильм. Идеи у них рождались настолько быстро, что мы просто не успевали за всеми уследить. Через некоторое время у актеров начинала кружиться голова от такого вербального пинг-понга». Для многих актеров непривычным показался необычный распорядок дня. Каждое утро перед съемками все должны были пройти два этапа сканирования − снимались отдельно лицо и все тело. После того, как сканирование было завершено, камеры начинали идентифицировать актера, попавшего в Volume, и переводить схематику его движений в движущийся виртуальный костяк. Впоследствии, на этапе монтажа на этот костяк «натягивалась» виртуальная кожа и одежда и получался полноценный персонаж. Джейми Беллу Volume показался скорее миниатюрной театральной сценой, нежели съемочной площадкой. Хотя, по словам актера, эта аналогия только помогала ему в работе. «Мне было очень интересно работать, потому что всю съемочную площадку я держал в памяти, − говорит актер. − Мы фокусировались на том, чтобы оживить своих героев, вдохнуть в них жизнь. Затем мы видели, как наши персонажи оживали в трехмерном анимационном мире. Несмотря на то, что они были нарисованными, в них чувствовались наши сердца, наши души. Это было незабываемое ощущение». Беллу приходилось сниматься в сценах со Снежком из проволочного каркаса, набивным Снежком для трюков и шарнирным Снежком на колесиках. Все модели собаки управлялись мастером-кукловодом Брэдом Эллиотом, опытным профессионалом из компании Джима Хенсона. «Вполне логично, что у главного героя есть такой верный, безотказный друг, − говорит Эллиот. − Снежок является весьма значимым персонажем в фильме, и для меня большая честь, что именно мне поручили подготовить этого героя». Спилберг целенаправленно создал такую атмосферу, в которой на площадке могло произойти все, что угодно. Иногда в Volume заходили все актеры, выполняли трюки, садились в каркасы, которые камеры воспринимали, как самолеты, машины и корабли, и, конечно, импровизировали.После того, как съемки в павильоне Volume были завершены, аниматоры студии Weta приступили к кропотливому процессу очистки, ретуши и детализации каждого из 1240 планов фильма. Лишь спустя полтора года начался финальный рендеринг фильма. За это время кинематографисты с различными визуальными схемами, попробовали наложить различное освещение на каждую отдельную сцену и довели картинку до совершенства. Оживлявшие мир Тинтина аниматоры брали за шаблонную основу стилизованный мир, созданный Эрже. «Все, что рисовал Эрже, имеет уникальный форму и цвет, − убежден Джо Леттери. − В его оригинальных работах уже чувствуется анимация, несмотря на статичную картинку. Кажется, что рисунки того и гляди оживут». Именно с этого началась работа супервайзеров по анимации Джейми Берда и Пола Стори, которые оживляли персонажей Эрже. «Для нас отснятый при помощи performance capture материал является своеобразным сырцом», − уточняет Берд. Ни Джейми Белл, ни Энди Серкис, ни другие актеры не были точными копиями своих персонажей. Поэтому Берд и Стори принялись накладывать изображения со съемок в павильоне performance captured на цифровые «модели» героев, выстроенные командой студии Weta. «Мы спрашивали себя: «Как та или иная сыгранная эмоция может сочетаться с общим дизайном персонажа?» − вспоминает Берд. «Часто мы начинали работать с каркасом в геометрии малого разрешения и корректировали движения персонажей», − добавляет Стори. «В традиционной анимации актеры нужны только для того, чтобы записать озвучку, − объясняет Леттери. − Анимационный ряд приходится подбирать в зависимости то того, с какой интонацией и как быстро они говорят ту или иную фразу».При анимировании Тинтинп многое зависело и от того, насколько качественно актер выступил на «подмостках» студии performance capture. «То, что наших героев сыграли живые актеры, вывело фильм на новый качественный уровень, которым могут похвастаться лишь единицы, − продолжает Леттери. − Актерская игра, лежащая в основании всей анимации, сформировала прочный фундамент для фильма, сделала сюжетную линию неразрывной. В традиционной анимации мы это называем «удерживать персонажа в границах модели». В случае с Тинтином, сами актеры стали теми, кто удерживал персонажа в границах модели. Нам очень понравилось работать с такими профессиональными актерами. Мы могли свободно варьировать характеры их героев и расставлять соответствующие акценты на реализме, драматизме, комичности и прочих направляющих сценария, которые встречались по мере развития сюжета». В процессе монтажа характеры многих героев подверглись корректировке. При этом использовались дополнительные видеоматериалы, снятые в павильоне Volume − каждая эмоция отражала ту или иную ранее зафиксированную эмоцию соответствующего актера.После этого монтажеры приступили ко второму этапу рендеринга фильма, на этот раз − для перевода изображения в третье измерение. «Когда фильм полностью нарисован на компьютере, это упрощает процесс трансформации в 3D, − говорит Джексон. − Но в случае с Тинтином мы все страшно волновались. От одной мысли, что мы увидим кумира нашей молодости на большом экране, да еще и в 3D, мы невольно становились мальчишками и девчонками». Команде студии Weta помогал коллега Спилберга, получивший «Оскара»® монтажер Майкл Кан. Спилберг и Кан являются одними из последних кинематографистов Голливуда, которые предпочитают монтировать фильмы на пленке − по их словам, тактильную близость с продуктом творчества ничем не заменишь. Впрочем, Кан уже работал с цифровыми носителями. Однако картина станет первым цифровым фильмом, над которым мэтры кинематографа трудятся сообща. После того, как Кан закончил монтаж фильма, Спилберг показал получившуюся версию Джексону, а затем и маэстро Джону Уильямсу – подлинному виртуозу, который писал музыку ко всем фильмам Спилберга (кроме одного). Музыка Уильямса стала заключительным крещендо в работе над фильмом. Саундтрек тесно связал реальных актеров и цифровых героев в их невероятном приключении. «Джон обладает чарующей силой, которая объединяет все разрозненные элементы фильма в единое целое, − убежден Спилберг. − В этом саундтреке он передал всю энергетику и дух Тинтина так, как не смог бы сделать никто другой».В 1929 году молодой бельгийский художник Жорж Реми выпускает новый комикс о юном журналисте и его белом фокстерьере, которые попадают в Советский Союз. Он подписывал свои работы псевдонимом Эрже, в котором заложено произношение его инициалов . Комикс под названием «Тинтин» мгновенно становится бестселлером, однако Эрже не мог даже представить, что его персонаж сможет прожить столь долгую и яркую жизнь. За пятьдесят лет было выпущено две дюжины комиксов о приключениях Тинтина. Герой завоевал миллионы сердец, не взирая на возрастной ценз и государственные границы. Он стал кумиром для детей в Европе и Азии, а чуть позднее – и в Соединенных Штатах. Ежегодно книги Эрже находили новых поклонников, а недавно они были переведены на язык Хинди. Феномен Тинтина использовали производители игрушек и сувениров; организовывались фан-клубы; о нем трубили в прессе; комиксы адаптировались в театральные постановки, звучали по радио, появлялись телеверсии. Теперь же герои Эрже готовы ожить на киноэкране. И они никогда еще не были такими реалистичными. В чем же секрет долголетия Тинтина, граничащего с бессмертием? Многие считают, что секрет кроется в комбинации интуитивно понятного сюжета и сложных взаимоотношений запоминающихся персонажей. Его герои мучаются всевозможными фобиями; они попадают в различные передряги с элементами политического триллера, мистики и фантастики. При этом герои путешествуют по удивительно красивым и красочным местам, детализированным настолько, что они могут поразить воображение самого искушенного читателя. Эрже любил повторять: «Я не могу рассказать историю никак иначе, если не нарисую ее». Именно его творчество увлекло толпы фанатов в мир Тинтина. Впрочем, многое зависело и от колоритности главного героя, который завоевывал поклонников, несмотря на языковые барьеры, различные культуры и специфику эпохи. Каждый мог представить себя на месте молодого человека, который в своих сумасшедших похождениях руководствовался лишь дружбой и борьбой со Злом». Эрже публиковал все новые и новые серии комиксов о похождениях Тинтина. Рисованный герой начал сам дарить вдохновение, в частности таким популярным художникам, как Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. Последний по просьбе бельгийского автора нарисовал его портрет. В 1983 году Эрже скончался, так и не успев закончить 24-ю книгу о Тинтине («Тинтин и Альфа-Арт). Однако его наследие − Тинтин − останется жить и будет продолжать вдохновлять поклонников по всему миру.
Отзывы