За весь фильм Селин убивает 70 человек, побив тем самым рекорд предыдущих частей.Первый фильм вселенной, в котором нет Била Найи, Майкла Шина и Брайана Стила.События фильма разворачиваются в 2015 году.Детектив Себастиан водит Вольво с шведским номерным знаком.Релиз фильма состоялся в тот же день, что и "Другой мир: Эволюция" шесть лет назад.Первый фильм в серии, выпущенный во всех форматах 3D, включая IMAX 3D.Кристен Холден-Рид, сыгравший Куинта, также снимается в сериале "Зов крови" в роли оборотня.Инициаторами запуска четвертого фильма популярной франшизы выступили автор изначальной идеи Лен Уайзман и продюсеры Том Розенберг, Гари Лучези и Ричард Райт. Они решили запустить многолетнее противостояние ликанов и вампиров на новый виток, закинув героев в мир, в котором доминируют люди. Представители кланов из изгоев превращаются в жертвы, которым грозит тотальное истребление. Новый мир обрел новое измерение – очередная битва будет происходить в формате 3D.Автор франшиза Лен Уайзман известен и многими другими работами, включая ремейк фильма "Вспомнить всё", который вскоре выйдет на широкие экраны. В четвертом фильме Уайзман решил сложить с себя режиссерские полномочия, выступая на правах продюсера и автора общей идеи. «Именно Лен придумал поворот сценария, по которому у Селены и Майкла может быть ребенок, – говорит президент Lakeshore Entertainment Гари Лучези. – Эта концепция легла в основу фильма. Надо отдать ему должное, без Лена этот проект никогда не был бы запущен. На правах продюсера он был вовлечен во все стадии процесса, начиная с разработки общей идеи вплоть до написания сценария и подбора актеров».Кейт Бекинсейл, которая снималась в первых двух фильмах франшизы, возвращается в роли безжалостной вампирской охотницы Селены. Долгие годы люди держали ее в заточении. Ей удается сбежать, однако свобода не приносит вожделенного облегчения. Ведь за время, которое она провела в плену, человечество ополчилось и на вампиров, и на оборотней, практически полностью истребив оба клана. «В этом фильме описывается логическое продолжение событий фильма ДРУГОЙ МИР: ЭВОЛЮЦИЯ, – говорит исполнительный продюсер картины Дэвид Коутсворт. – Мы выделяем два ключевых новшества. Во-первых, Селена оказывается в современном мире и вынуждена контактировать со смертными. Во-вторых, наша героиня узнает, что у нее есть достаточно взрослая дочь. Эти два факта дают совершенно новое направление развитию героини Бекинсейл, а кроме того предоставляет внушительный задел на будущее».Действие начинается спустя 15 лет после событий фильма ДРУГОЙ МИР: ЭВОЛЮЦИЯ. Новые герои диктуют новые правила игры. «Я думаю, что фанаты франшизы увидят и оценят куда более динамичный и не в пример более жестокий ДРУГОЙ МИР, – уверен Лучези. – Да и сама Селена предстанет такой отчаянной сорви-головой, какой она никогда не была ранее. Не говоря уже о том, что в сценарии очень хорошо продумана драматическая линия, с которой актеры отлично справились. Мы очередной раз поднимаем нами же установленную планку с каждым последующим фильмом. Этот не стал исключением. Надеюсь, зрители найдут ПРОБУЖДЕНИЕ в достаточной степени интригующим».По воле создателей ДРУГОЙ МИР превращается из мифологического фэнтези в современный остросюжетный фантастический триллер. «Мы не говорим о прошлом, настоящем или будущем человечества, каким мы его помним, знаем или представляем, – уточняет Ричард Райт из компании Lakeshore. Фантазия позволяет нам создать собственные вариации этих временных рамок». Учитывая то, что Уайзман пожелал оставить режиссерское кресло вакантным, продюсеры начали активный поиск кинематографиста, которому можно было бы поручить новый проект. «Мы перебрали нескольких молодых режиссеров, которые выразили заинтересованность ДРУГИМ МИРОМ, – говорит Лучези. – Среди них был и шведский дуэт Манса Марлинда и Бьерна Стейна. Нам очень понравилась их совместная работа ШТОРМ, на которую, как нам показалось, их вдохновил ДРУГОЙ МИР». «Их ранние работы наглядно показывают, что дуэт понимает, как снимать фильм, как преподать главного героя, как управлять камерой, выставлять свет, придерживаться требуемой цветовой гаммы и все прочее – словом, ребята «в теме», – считает Райт. – Кроме того, на кастинг они пришли не с пустыми руками. В представленной ими презентации было подробно и наглядно описано, каким они видят будущий фильм. Мы не сомневались в том, что этим парням можно доверить наше детище».Марлинд и Стейн знали друг друга с детства и снимали фильмы, как дуэтом, так и каждый сам по себе. Определенная общность интересов способствовала тому, что они более эффективно работали именно в тандеме – раз в день один уступал режиссерское кресло другому. «Перед началом съемок мы подбрасываем монетку, – объясняет специфику своего необычного подхода к работе Стейн. – Обычно выигрывает Манс, хотя в нашем случае «выигрыш» весьма спорен. Победитель занимает режиссерское кресло в первый съемочный день, а первый день – это всегда хаос». «Когда Манс работает на площадке, я – его «шафер», – продолжает режиссер. – Я всегда рядом и готов помочь советом в случае необходимости. Он – главный на шоу; руководит актерами, камерой – словом, снимает фильм. Я занимаюсь вопросами не столь срочными и важными – кастингом, декорациями, спецэффектами и тому подобным». Дуэт убежден в прогрессивности подобного метода работы. «У каждого из нас есть время восстановить силы и подготовиться к следующей съемочной смене, – объясняет Марлинд. – Получая такую ценную передышку, ты успеваешь многое обдумать и настроиться на масштабные съемки». Их метод, который может показаться слишком необычным и смелым, весьма радушно воспринимают и продюсеры, и актеры. «Не представляю, как смогу вернуться к работе с одним режиссером, – улыбается Бекинсейл. – Меняясь местами, Манс и Бьерн сохраняют энтузиазм и запал, с которым приступают к съемкам. Им не грозит «сгореть на работе». Я замужем за режиссером, поэтому отлично понимаю, настолько эта работа выжимает из человека все соки. Вокруг тебя постоянно крутится полсотни человек со своими вопросами самого разного характера. Если у тебя есть партнер, который отвечает на этот бесконечный вал вопросов, ты можешь сосредоточиться на съемках, что, бесспорно, положительно сказывается на результате».Режиссеры пересмотрели все предыдущие фильмы франшизы и без лишней скромности называют себя фанатами ДРУГОГО МИРА. «Картины основаны на мифологии с очень достоверно продуманной концепцией, – говорит Марлинд. – В основе лежат аспекты вполне реальные – любовь, выживание и смерть. Эти темы искусно завуалированы впечатляющим количеством экшена, так что нет повода опасаться того, что картины будут казаться излишне поучительными. Кроме того, в ДРУГОМ МИРЕ соблюден хрупкий баланс актерской игры и спецэффектов, что нас, не скрою, тоже немало подкупает. Не могу сказать, что мы зацикливаемся на чем-то одном – мы любим комбинировать».По словам Стейна, дуэт пытался привнести что-то новое во франшизу, сохранив при этом все лучшее, заложенное в свое время Уайзманом: «Мы решили принять участие в кастинге, потому что увидели очень достойный сценарий. Общая концепция фильма уводит зрителя от атмосферы предыдущих фильмов. Следует учитывать, что действие ДРУГОГО МИРА происходит не сегодня и не в нашем мире. Нам пришлось создать уникальный мир, при этом придерживаться общей идеи франшизы». «Мы часто и подолгу беседовали с Леном Уазманом; он нам очень помог определиться с тем, что для ДРУГОГО МИРА – «круто», а что – не очень, – продолжает режиссер. – Новый сюжет развивается в совершенно новом незнакомом мире. И некоторые решения нам приходилось принимать непосредственно в процессе съемок».Нестареющие архетипы оборотней и вампиров остались нетронутыми. «Сексуальные вампиры символизируют все наши пороки, – объясняет Марлинд. – И в каждом из нас живет страсть к разрушению, аллегорично представленная оборотными».Стейн добавляет, что кланы ведут отчаянную войну, но при этом чаша весов не склоняется в чью-то сторону: «Кажется, впервые вампиры приобретают статус преследуемых, немудрено, что они вызывают сочувствие и симпатию. Они запросто могут лишить человека жизни, но им не побороть все человечество. Фанаты несомненно оценят то, что мы преодолели еще одну ступеньку мифологии. Перед нами открылась очередная вселенная, которую предстоит осваивать».В фильме появятся новые персонажи, которые призваны стать героями новой вселенной. Далеко не последнюю (если не одну из первых) роль играет дочь Селены – Ева в исполнении семнадцатилетней Индии Айли. Полукровка вампира и оборотня является неизученным пока видом, и ее способности никому не удается по достоинству оценить. «Ева – не вампир и не ликан, – говорит Айли. – Она – первая в истории полукровка. При этом она – прямой потомок Александра Корвинуса, что делает ее нежелательной гостьей и в клане вампиров, и в стае ликанов».Еще одним нововведением станет эволюция расы оборотней, которая грозит нарушить равновесие между вражескими лагерями. «В четвертом фильме мы представим зрителям третий вид, – интригует Лучези. – Точнее подвид ликан, который с трудом пережил все тяготы и гонения, и до этих пор скрывался глубоко под землей. Эти злобные, постоянно голодающие оборотни похожи на зомби. Классические ликаны, которые играли немаловажную роль в прошлых фильмах, разумеется, тоже будут участвовать в событиях». Впрочем, самой знаковой новинкой авторов бесспорно является супер-ликан. «Это – абсолютно новая тварь, – объясняет продюсер. – Супер-ликан огромен – 3,5 метра и 5,5 центнеров. У него огромный торс, более длинные руки, но короткие ноги. Он больше напоминает гориллу. Пока существует только одна особь этого вида, и эта особь, похоже, пребывает в состоянии ярости. Супер-ликан запросто расшвыривает машины, пробивает кирпичную кладку и недолюбливает Селену». Марлинд называет существо «совершенным оборотнем»: «Он появился в результате генетических экспериментов, проводимых в человеческих лабораториях. Мутация сделала его невосприимчивым к ахиллесовой пяте всех оборотней – серебру. Так что он кажется неуязвимым». Стоит добавить, что в ПРОБУЖДЕНИИ многие герои стали более красноречивыми. «Многие актерские реплики были построены с учетом различных фонетических изысков, – говорит Барнетт. – Мы хотели, чтобы персонажи стали бойкими на язык».Создатели фильма ДРУГОЙ МИР: ПРОБУЖДЕНИЕ перенесли популярную франшизу в новый мир и рассчитывают поразить зрительскую аудиторию масштабностью картины. «Не вызывает сомнений то, что любители серии придут в кино на ПРОБУЖДЕНИЕ, чтобы окунуться с полюбившийся леденящий кровь мир противостояния вампиров и ликанов, – говорит Коутсворт. – Однако зрители ожидают увидеть и что-то новое. Для нас это был двойной вызов. Нам нужно было соблюсти правила игры и найти истории достойное развитие».Коутсворт считает, что съемочная группа с успехом справилась с обеими задачами, при этом фильм получился увлекательным и захватывающим: «Вы оцените ПРОБУЖДЕНИЕ, даже если не видели ни одного другого фильма франшизы ДРУГОЙ МИР. Надеюсь, значительную часть новой аудитории составят любители боевиков и фильмов в 3D». Представляя публике дочь Селены и Майкла, кинематографисты рассчитывают на дальнейшее развитие франшизы. «И Селена и Майкл бессмертны, так что… кто знает, что с ними случится в дальнейшем, – говорит Райт. – Они могут жить «долго и счастливо» еще тысячу лет».Фанаты первых двух фильмов франшизы ДРУГОЙ МИР без сомнения ждали возвращения Кейт Бекинсейл в роли бесстрашной жадной до крови охотницы Селены. «Нам очень понравилось работать с Кейт, и мы охотно пригласили ее в новый фильм, – говорит Лучези. – Иногда актеры идеально подходят своему амплуа, и это – один из таких случаев». Глава компании Lakeshore Entertainment Том Розенберг вторит своему коллеге: «Она играет Селену, а Селена – сердце и душа ДРУГОГО МИРА. С первых кадров вступительной сцены Кейт задает очень правильный тон фильма». Бекинсейл признается, что она не сразу приняла предложение влезть в привычный облегающий костюм убийцы. «Во-первых, эта роль стала для меня судьбоносной, и я чувствую определенную ответственность, – объясняет свое решение актриса. – А во-вторых, персонажи, которые живут так долго – большая редкость. Грех упускать такой шанс».Когда начались съемки, стало ясно – актриса не растеряла навыков, которые сделали из ее героини в ДРУГОМ МИРЕ каноническую фигуру. «Кейт может превратиться в Селену вот так, – восхищается Марлинд, щелкая пальцами. – Секунду назад она могла смеяться над каким-нибудь анекдотом. Но как только звучала команда «мотор», она передергивала затвор пистолетов и по виду была готова изрешетить пулями любого, кто встанет у нее на пути. У нее есть какая-то незримая связь с Селеной. Мне, как режиссеру, очень повезло работать с актрисой, которая так близка своей героине». Несмотря на некоторые колебания, актриса с удовольствием вернулась к образу, который сделал ее звездой кинематографа. «Над этой картиной работали те же люди, которые делали оригинальный фильм, – говорит Бекинсейл. – Только теперь Селена вынуждена играть по новым правилам. Мы все хотели так или иначе освежить франшизу, и, кажется, нам это удалось». Главным событием в жизни Селены стало рождение дочери. «У любой женщины будет шок, если ей предъявят взрослого ребенка, – уверена Бекинсейл. – В моем случае ситуация отягощается тем, что отец девочки погиб. С этим не так просто справиться. Я бы не сказала, что Селена потеряла самообладание от такой новости, но с этого момента ее мотивы бесспорно кардинальным образом меняются». Много веков Селена была полноправной хозяйкой своей жизни и делала то, что считала нужным и правильным. Поэтому ей так непросто свыкнуться с необходимостью считаться со своей дочерью. «Открывается какая-то новая грань героини, о которой она, наверное, сама не подозревала, – говорит соавтор сценария Дж. Майкл Стражински. – В предыдущих фильмах она главным образом мутузила плохих парней. Она просто дралась с ними. Теперь же ей придется драться за кого-то».Ребенок действительно вносит серьезные коррективы в образ Селены. У нее появляются новые возможности, кроме того персонаж получает возможность эмоционально раскрыться так, как ни в одном предыдущем фильме. «Впервые за историю франшизы Селена стала хоть в чем-то уязвимой, – говорит Райт. – Между Евой и Селеной налаживаются взаимоотношения, которые для последней – явно в новинку. Селена очень хладнокровна (если этот термин вообще применим к вампирам). Она никого не любит. Она – безжалостная машина для убийства. И тут вдруг оказывается, что у нее есть дочь». «Появление Евы придает новое направление и без того уникальному сюжету, – считает Бекинсейл. – Франшизы, в которых главная роль – женская, не так уж и много. Из них тех, которые делают ставку не только на главную героиню, вообще можно по пальцам пересчитать. Мне кажется, тот факт, что Селена стала матерью, выгодно отличает "Другой мир" от аналогичных франшиз».Роль Евы досталась начинающей актрисе Индии Айли. Ее героиня стала подопытной крысой в лабораториях биотехнической корпорации, которая пленила ее мать. Для Айли съемки в фильме ДРУГОЙ МИР: ПРОБУЖДЕНИЕ станут первой крупной работой в полном метре. Актриса поразила создателей фильма нетривиальной красотой и не по годам серьезным подходом к роли. «Во-первых, в Индии чувствуется экзотика, – объясняет выбор актрисы Лучези. – А во-вторых, она по всем параметрам подходит на роль дочери Селены. А, кроме того, она честно прошла все круги кастинга – мы не давали ей никаких поблажек». Айли одержала верх в условиях жесткой конкуренции, которые, впрочем, были ей не в новинку – ведь девушка пришла в кино из не менее беспощадного мира шоу-бизнеса. «Она нам показалась потрясающей, – вспоминает Розенберг. – Глядя на нее, я не мог не вспомнить ее очаровательную мать, Оливию Хасси, которая дебютировала в РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ Дзеффирелли. Ни секунды не жалею о том, что на эту роль мы утвердили именно Индию».Однажды после очередного тура прослушивания Айли зашла в кафе в Санта Монике. Актрису заметила Кейт Бекинсейл, которая по какой-то счастливой невероятной случайности зашла в то же кафе вместе с мужем Леном Уайзманом и дочерью Лили. Индия вспоминает эту судьбоносную встречу: «Она обернулась к Лену и сказала: «Посмотри на эту девушку – она так похожа на меня. Просто моя мини-копия. Предложи ей роль!» А он ей ответил, что только что отсмотрел мое портфолио».По сюжету Селена и Дэвид находят Еву в заброшенном вестибюле метро, где она пережидает очередную атаку ликанов. «Всю свою жизнь она провела в «Антигене», – говорит о своей героине Айли. – Благодаря своей гибридной сущности ей удалось сбежать. Но она совершенно не представляет, как жить дальше. Столь желанная свобода вызвала скорее шок и испуг, чем облегчение». «Еву терзают противоречивые чувства, – продолжает актриса. – Со многим она сталкивается впервые в жизни. Кроме того, она не подозревает о своих нечеловеческих способностях. Она одновременно сильна и беззащитна. При этом ее захлестывают эмоции, как и многих девушек ее возраста, что многократно усиливает мучения».Айли признается, что следит за развитием событий в "Другом мире" с первого фильма франшизы. Актриса с восторгом приняла изменения, внесенные сценаристами ПРОБУЖДЕНИЯ. «Можно сказать, что в этом фильме будет два новых героя – Ева и новая Селена, – справедливо замечает она. – Истории наших персонажей сплелись в единое целое естественно, словно изначально так и было задумано. Я восхищалась актерским талантом Кейт задолго до съемок этого фильма. Но, кроме того, она оказалась замечательным человеком. Мне очень повезло работать с ней».Еще одним новичком франшизы стал вампир Дэвид, которого играет Тео Джеймс. Дэвид разыскивает Селену, которая вдохновила его на противостояние человеческой тирании. «Дэвид относится к Селене, как к легендарной воительнице, – говорит Джеймс. – Она очень красива, но при этом – отважна и сильна. Когда Дэвид узнает, что она, возможно, все еще жива, ничто не может остановить его порыва найти ее». Дэвид состоит в клане, которым руководит его отец Томас. Вампиры вынуждены прятаться под землей, в надежде пережить атаки людей. Однако Дэвид решает, что пора положить конец томительному ожиданию, и предлагает принять бой. «Сценарий получился действительно очень внушительным, – говорит Джеймс. – Авторы сумели описать и кровное родство, и семейные узы, и жажду мести, и ужасы геноцида. Мне пришлось немало поработать над легендой своего героя, чтобы понять, как он стал таким, каков он есть. Мы с Мансом и Бьерном продумали, где Дэвид родился, когда был превращен в вампира и все прочие детали». Селена встречает Дэвида, находясь на грани отчаяния – все ее прежние попытки найти уцелевших вампиров ни к чему не привели. Он отводит ее в секретную обитель, где прячутся другие вампиры. Однако отец Дэвида против того, чтобы Селена и Ева вступили в клан. «Честно сказать, Селена приобрела не лучшую репутацию, убив старейшин и став причиной многих трагических для вампиров событий, – признает ошибки своей героини Бекинсейл. – Дэвид пытается всеми правдами и неправдами ее защитить. У нее никогда не было такого пылкого и отчаянного защитника». Бекинсейл помогла Джеймсу освоиться в мире вампиров. «Кейт – просто кладезь интересной и полезной информации о вампирах, – говорит актер. – Она знает Селену настолько хорошо, насколько многие самих себя не знают. Она рассказала мне много тонкостей и нюансов о вампирской расе – о том, что они могут, и чего не могут». По словам Лучези, такие начинающие актеры, как Айли и Джеймс, открыли франшизе «второе дыхание»: «Мы снова решили оставить финал открытым, история не заканчивается. У нас не исчезло чувство, что ДРУГОЙ МИР может и должен продолжать развиваться. Думаю, что в следующих фильмах герои Евы и Дэвида еще больше раскроются. Кроме того, мы пока не собираемся прощаться с Томасом, которого сыграл Чарльз Дэнс».Дэнс играет отца Дэвида – старейшину и главу одного из уцелевших вампирских кланов. «Они долгое время были вынуждены скрываться, – говорит Лучези, – и за это время растеряли богатство и могущество, накопленные вампирами за столетия. Впрочем, к концу фильма вампирская раса воспрянет, как феникс из пепла». Дэнс исполнил свою роль в элегантной, немного мрачной манере. «Чарльз очень высок, поэтому его герой даже визуально выделяется в толпе соплеменников, – говорит Бьерн Стейн. – Кроме того, его оружием является его голос. Он может говорить о чем угодно, но ты все равно будешь слушать. Он буквально гипнотизирует тебя своим голосом».В одной из сцен Дэвид приносит в убежище клана тело мертвого ребенка. «Этот ребенок – Ева, – уточняет Дэнс. – Он не мертва, в ней еле теплится жизнь. Но при этом она – полукровка, а это Томасу очень не нравится. Наши кланы враждуют. А кроме того, существует негласное правило – мы не приводим в убежище чужаков». Чарльз Дэнс сыграл множество ролей в полнометражных фильмах и телесериалах. В частности, в фильме ЧУЖОЙ 3 он сыграл роль Клеменса, а в сериале HBO «Игра престолов» – Тайвина Ланнистера. Несмотря на внушительный послужной список, актер признается, что довольно легко согласился на роль и без особых трудностей вжился в образ вампира. «Моя дочь – фанатка кровососов и прочей нечисти, – пожимает плечами актер. – Она сказала, что не будет со мной разговаривать, если я откажусь. На самом деле, сыграть вампира в самодостаточной франшизе не сложнее, чем сыграть любого другого персонажа в любом другом фильме. Единственное, что неизменно присуще всем фильмам ДРУГОГО МИРА – героиня Кейт Бекинсейл».Роль безжалостного директора компании «Антиген» доктора Лейна сыграл Стивер Ри. «Джейкоб – один из самых отъявленных негодяев, который воюет со всеми, включая самого себя, – считает Бекинсейл. – Его погубила страсть к самобичеванию и бесполезным сожалениям. Череда трагедий, которые постигли его в жизни, вынудили доктора свернуть с верного пути. Его душа почернела, а сам он стал жалок». Может показаться, что Ри движим вполне прозрачными мотивами. Однако на самом деле у доктора есть свой маленький секрет, который в свое время повлияет на всех героев фильма. «Мне кажется, что интерес к франшизе обусловлен отчасти глубиной проработки персонажей, – считает Ри. – Они не появляются невесть откуда. У каждого из них есть своя история, которая объясняет их боль и причины тех или иных поступков».Помимо Дэвида, Селена знакомится еще с одним молодым человеком – детективом Себастьяном, которого играет Майкл Илай. Себастьян – человек, который был женат на вампирше, погибшей в очередной схватке с людьми. «Работать с Кейт было очень весело, не говоря уже о том, что я испытывал гордость, работая с такой актрисой, – говорит Илай. – Очевидно, что она – и есть ДРУГОЙ МИР. Но при этом она очень скромна и настолько мила, насколько только можно себе представить. Она – настоящая профессионалка. Я помню нашу первую совместную сцену – я был поражен тем, как она практически не задумываясь перевоплотилась в Селену буквально за несколько секунд». Илай считает, что фанаты франшизы будут приятно удивлены тем, как изменилась Селена в исполнении Бекинсейл. «Но с другой стороны, это – отличный фильм и для тех, кто не видел ни одного другого фильма из серии ДРУГОЙ МИР, – добавляет актер. – Себастьян – единственный полноценный человеческий герой, который сосуществует в мире вампиров и ликанов. Он добавляет некоторую динамику, которой были лишены другие фильмы. Впервые зрители получают возможность оценить глазами человека ДРУГОЙ МИР существ, обладающих нечеловеческими возможностями». «Новые герои дали франшизе новую жизнь, вернули "Другой мир" в наш, реальный, – резюмирует Бекинсейл. – На эти новые роли были подобраны замечательные актеры. Индия – очень талантлива, Тео – просто находка. Стивен и Чарльз тоже принесли что-то свое, но очень соответствующее общей концепции франшизы. Все они обладают определенным авторитетом в глазах зрителей, что делает картину еще более привлекательной. К примеру, в первом фильме таким весомым персонажем стал вампирский старейшина Виктора в исполнении Билла Найи».ДРУГОЙ МИР: ПРОБУЖДЕНИЕ выводит вампиров и ликанов холодный человеческий мир. Поэтому кинематографисты решили дистанцироваться от пропахшего нафталином фэнтезийного ДРУГОГО МИРА и перебросили Селену в современный городской ландшафт. Съемки велись в городе Ванкувер, находящемся в канадской провинции Новая Британия. Именно здесь локейшн-менеджеры нашли все, что искали: и современные небоскребы, и дикие трущобы. «Ванкувер – одна из величайших съемочных площадок мира, – говорит Коутсворт. – Мы снимали как в старом городе, так и в новых районах. Таким образом, в кадре появился один из современных европейских городов, который уже сделал свой шаг к технологиям будущего».Пропахшие сыростью улицы Ванкувера идеально подходили для создания мрачной атмосферы антиутопического будущего, которую искали кинематографисты. «ДРУГОЙ МИР отличается от нашего мира, – считает Марлинд. – Вы не можете с ходу определить, что это – Москва, Нью-Йорк или Рим. Это – другой мир. Нас это ограничение нисколько не удручало, напротив – открывало новые перспективы». «Здесь повсюду – один мрачный бетон, хотя представлены различные архитектурные стили, – продолжает режиссер. – Этот город очень не похож на готический Будапешт, но в нем есть какой-то холодок, который нам и требовался».При выборе локаций в фантастическом городе кинематографистов вдохновлял архитектурный стиль, который был распространен в Восточной Европе до развала СССР. «Мы решили остановить выбор на очень самобытном архитектурном стиле, известном как брутализм, – говорит художник-постановщик Клод Паре. – Этот стиль доминировал в эпоху популяризации коммунистических идей. Его можно охарактеризовать, как функциональный, но при этом непривлекательный и прямолинейный. Обычно такие здания строились из огромных бетонных плит, формировавших симметричную конструкцию. В Ванкувере довольно много таких зданий; их архитектором выступил Артур Эриксон. По счастью мы получили разрешения снимать в большинстве заинтересовавших нас локаций, включая Университет Саймона Фрейзера. На время съемок учебное заведение превратилось в штаб-квартиру «Антигена»».При помощи лазерной технологии LIDAR компьютерщики смогли изменить очертания Ванкувера в соответствии с требованиями режиссера. Фактически зрители увидят в ДРУГОМ МИРЕ совершенно новый, незнакомый город. Созданием абсолютно неузнаваемого города занимался исполнительный продюсер и супервайзер по визуальным эффектам Джеймс МакКуайд. «Мы отсканировали изображения различных зданий в самых различных районах Ванкувера, собрали картинки вместе и сделали один комбинированный кадр, – объясняет МакКуайд. – Вы можете узнать здание, только если достаточно хорошо знаете Ванкувер. Хитрость в том, что они хаотично перемешаны и узнать ту или иную улицу абсолютно невозможно. Поскольку все изображения были оцифрованы, мы могли свободно вращать здания вокруг своей оси, двигать их по своему усмотрению, произвольно менять ширину улиц и тротуаров и так далее».Для вампирского клана Паре создал убежище, напоминающее грот или пещеру. Те немногие, кто уцелели в пламени беспощадной бойни, укрылись в подземных катакомбах под гигантской гидроэлектростанцией. «Эта фантастическая плотина существует в реальности, – говорит Райт. – По счастливой случайности мы нашли именно такую в получасе езды на север от Ванкувера». Убежище лишь отдаленно напоминает о том добром времени, когда вампиры жили в роскоши и ни в чем себе не отказывали. «Детали интерьера обветшали и, кажется, разваливаются на части, – описывает убранство новой вампирской штаб-квартиры Паре. – Все покрыто плесенью, с потолка сочится вода. В цветовой гамме преобладают оттенки охры, бурого, темно-зеленого и, конечно, много-много черного».Марлинд уточняет, что этот упадок должен разительно контрастировать с правильной до отвращения геометрией города: «Мы хотели сделать мир вампиров старомодным и чувственным. Ну и, конечно, погруженным во мрак, который по праву можно назвать самым верным и преданным спутником Селены». Интерьеры убежища вампиров и «Антигена» были целиком воссозданы силами строительных бригад. «В Ванкувере есть несколько павильонов достаточно обширных, чтобы выстроить на территории целые здания, – объясняет Райт. – Кроме того, в городе мы нашли высококвалифицированных рабочих, услугами которых воспользовались. Сначала мы возвели средневековую штаб-квартиру вампирского ордена, больше похожую на склеп. Затем – напичканный продукцией высоких технологий офис «Антигена», выполненный из стекла и бетона. Получилось две разительно не похожих друг на друга локации».Запомнившийся многим по прошлым фильмам костюм Селены был воссоздан заново вплоть до малейшей детали. Эту непростую работу поручили номинированному на премию «Оскар»® костюмеру Монике Прудом. «Когда Кейт впервые примерила костюм, я невольно подумала: «Боже, она вернулась!» – вспоминает Прудом. – Не так просто оказалось найти материал для костюма, в котором бы актрисе было комфортно. Выкройка была несложная, но очень важно было сделать его в точности таким, в каком Кейт снималась в прошлых фильмах. Поначалу латекс мне не показался хорошим вариантом. Но Кейт очень красива и хорошо сложена, так что на ней костюм из латекса смотрелся просто замечательно. Важной деталью ее одеяния стал укрепленный и украшенный кожаный корсет. Для Селены он является своего рода бронежилетом».Импозантности актрисе добавил еще один неизменный штрих – развевающийся на ветру плащ. «Мы расшили его на плечах, на рукавах и спереди, – рассказывает костюмер. – Благодаря этому плащу она передвигается «со свистом» в буквальном смысле слова. Кроме того, он придает особый шарм ее вампирскому образу». Бекинсейл говорит, что, примерив костюм, она словно вернулась домой после долгой отлучки: «Звук, который издают фалды плаща при беге, ни с чем нельзя спутать. Поначалу меня пугал такой наряд, но сейчас я чувствую себя в нем отлично. Более того, он мне очень помогает вжиться в образ моей героини».Макияжем Евы, первой полукровки вампира и ликана, занялся мастер по гриму Тодд Мастерс. «Я воспринял эту работу, как большую честь и огромную ответственность, – говорит гример. – Технологии грима и творческие способности актеров развиваются с такой скоростью, что для нашего брата планка задрана на внушительную высоту. Внешность Евы за фильм меняется несколько раз. Но важнее всего было показать ее внутренний мир, несмотря на ужасающие метаморфозы, которые искажают ее внешность. Мы хотели, чтобы актриса не утратила возможность выражать эмоции сама, и чтобы грим ей в этом не мешал, а, наоборот, помогал. Предметом гордости нашего цеха могу назвать совершенно потрясающие вампирские клыки, которые вырастают у Евы, а также контактные линзы и завораживающие рубиновые ногти».Айли говорит, что столь красочный грим позволил ей окончательно вжиться в образ Евы. «Я была просто без ума от грима, – с восторгом говорит актриса. – Мне накладывали длинные ликанские клыки и кроваво-красные очень длинные когти. Контактные линзы никакого дискомфорта не вызывали, а вот когти носить было довольно болезненно. Их приклеивали мне на пальцы, и иногда мне казалось, что рудименты того и гляди вырвут мне ногти с корнем. Приятного мало, но выглядело – просто отпад!» Помимо того, что в фильме представлены новые герои, ДРУГОЙ МИР: ПРОБУЖДЕНИЕ выводит франшизу на новый уровень динамики повествования. «Первый фильм мы снимали с минимальным бюджетом, – вспоминает Райт. – Он выстрелил только благодаря атмосфере, сюжетным деталям и динамичным сценам. О ПРОБУЖДЕНИИ я могу сказать, что ни над одним другим фильмом я так усердно не работал. Селена будет прыгать через заборы, и делать в воздухе невероятные кульбиты. Я думаю, мы смогли взять ту высоту, на которую время задрало планку».Брэд Мартин на съемках первого фильма ДРУГОЙ МИР был заявлен координатором трюков. Над ПРОБУЖДЕНИЕМ он работал в должности режиссера второй съемочной группы. «Брэд знает ДРУГОЙ МИР также хорошо, как и любой из нас, – говорит Лучези. – Нам повезло, что он согласился стать режиссером второй группы и снимать все динамичные сцены. Кроме того, они с Кейт – хорошие друзья. Она ему доверяет, и охотно соглашалась сделать любой впечатляющий трюк, если Брэд считал, что это ей по силам. Скажу больше, на многие трюки Кейт соглашалась именно потому, что их рассчитывал Брэд».На то, чтобы подготовиться к съемкам, просчитать все трюки и подготовить список требуемого оборудования, Мартину выделили десять недель. «Некоторые элементы будущего фильма требовали серьезной проработки, - объясняет он. – Больше всего времени мы затратили на супер-ликана. Мы просчитали, как тот или иной персонаж должен взаимодействовать с полностью компьютерной тварью, которая намного выше его».По словам Мартина, Бекинсейл смогла обойтись без долгих и утомительных тренировок при подготовке к роли. «Кейт все схватывает на лету, – утверждает трюкач. – Когда мы работали над первым ДРУГИМ МИРОМ, ей выделили месяц на тренировки. Мы занимались три раза в неделю, и я выжимал из нее все соки. Но с тех пор прошло десять лет. Мы показали трюки, которые ей пришлось бы выполнять перед камерой. Поначалу особо энтузиазма она не проявила. Но после нескольких репетиций вернулась в форму и отлично справилась».Актриса признается, что иногда чувствовала себя потерянной, но знала, что всегда может положиться на Мартина и его команду. «Я довольно хорошо знаю свою героиню и провела немало часов на тренировочной площадке, – говорит Бекинсейл. – И теперь мне кажется, что амплуа Селены для меня – как езда на велосипеде. В какой-то момент ты начинаешь сомневаться, что у тебя получится тот или иной трюк. А потом ты даже не замечаешь, как пробегаешь по стене так, словно по полу. Это – непередаваемое ощущение!» Помимо прочего Мартин занимался и интерьерами трюковых локаций, и вообще всем, что так или иначе было связано с динамичными сценами. «Брэд не ограничивался планированием трюков, – утверждает Райт. – Благодаря феноменальному таланту он мог выстроить всю сцену целиком».В одной из самых напряженных сцен фильма детектив Себастьян сражается бок о бок с Селеной. «После съемок в фильме МАЛЬЧИКИ-НАЛЕТЧИКИ я понял, что мое призвание – боевики, – говорит Илай. – Поэтому теперь, когда мне предлагают на съемочной площадке взять в руки оружие, я не могу отказаться. Создатели ПРОБУЖДЕНИЯ придумали мне шикарного героя, которому очень идет оружие. Вообще, наверное, это мечта каждого начинающего актера – попытаться выглядеть так же круто, как Брюс Уиллис или ребята из ПОЛИЦИИ МАЙАМИ. Эти герои сейчас на волне успеха, и нет сомнений в том, что «состарятся» они очень не скоро».Динамика фильма, многочисленные боевые сцены и стилизованная картинка – все это обусловило вполне логичное желание снимать продолжение франшизы в формате 3D. Режиссеры, оператор, стереограф и группа по работе с визуальными эффектами сошлись во мнении, что 3D позволит передать более правдоподобную и красивую картинку. «Визуально фильм вполне соответствует общей концепции франшизы, – говорит Лучези. – Мы сохранили ту же цветовую палитру и стилистику. Картина получилась столь же красивой и изящной, как и ее предшественницы. Мы лишь усилили эти качества за счет 3D».Фильм снимали на новые камеры RED Epic, которые поддерживают разрешение 5K – это в 5 раз больше, чем стандартное HD. «Стоит ли говорить о том, что качество картинки буквально завораживает, – восхищается стереограф Казимир Лето, который занимался всеми аспектами съемки в 3D и отсматривал стереоскопический материал по ходу съемок. – Камера дает очень чистое и четкое изображение». По мере того, как формат 3D становится все более популярным, многие кинематографисты отдают предпочтение упрощенному процессу конвертации в 3D на стадии постпродакшена. «В отличие от многих фильмов, которые конвертируются в стереоформат, мы снимали картину в 3D с начала и до конца, – не без гордости заявляет Райт. – Это потребовало дополнительных временных затрат, да и съемочный процесс серьезно усложнило. Но на выходе каждый кадр сам по себе был словно насыщен визуальными эффектами».Кроме того продюсер утверждает, что стереокадр снятый и стереокадр конвертированный по-разному воспринимается человеческим мозгом: «Снятый кадр выглядит более реалистично. Он может быть не таким ярким, в силу того, что никто не вырезает планы и не освещает каждый из них отдельно. Камеры снимают то, что видят глаза человека – изображение будет таким, каким вы бы его увидели в жизни, а не на экране». «Когда зрители смотрят фильм в 3D, в мозгу происходит психофизическая реакция, – соглашается с продюсером Лето. – Поскольку визуальная информация, получаемая мозгом, мало чем отличается от той, которую мы получаем в реальной жизни, глазные нервы посылают мозгу импульсы аналогичные тем, которые они посылают, когда событие происходит в реальности. Можно с уверенностью утверждать, что ликаны в нашем ДРУГОМ МИРЕ будут очень страшными!»Венцом творения кинематографистов стала финальная сцена фильма – жестокая схватка, в которой Селена и ее немногочисленные братья по оружию противостоят супер-ликану. «Благодаря специалистам компании RED мы смогли снять эту сцену на невероятной скорости, – говорит Джеймс МакКуайд. – До этого мы снимали 72 кадра в секунду. Когда дело дошло до финальной сцены, мы задались вопросом – на предельной ли скорости мы снимаем. Вы не поверите, но вскоре мы получили новейшую разработку RED – усовершенствованное оборудование, позволяющее снимать 120 кадров в секунду! Мы стали первопроходцами – до нас еще никто не снимал игровые полнометражные фильмы на такой скорости. Мне кажется, зрители без сомнения оценят разницу. По крайней мере, нам она показалась феноменальной!»Лучези признается, что еще не видел столь динамичного фильма: «Подавляющее большинство подобных фильмов пестрит обилием компьютерной графики. В нашей картине мы делали ставку на игру живых актеров, что, казалось бы, делало конкурентоспособность проблематичной. Однако в конечном итоге у нас получился замечательный красивый 3D-фильм, благодаря сочетанию нескольких важнейших компоненов. Во-первых, новейшая модификация камеры RED Epic; во-вторых, вдохновенная работа нашего оператора Скотта Кевана; в третьих, творчество нашего художника-постановщика Клода Паре; и, конечно, воображение Лена Уайзмана».
Отзывы