Фильм снят по мотивам романа Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера».Названием фильма послужило одно из изречений Лао Цзы: «Небо и Земля не милосердны — люди для них — лишь соломенные псы». Изречение восходит истоками к древней китайской традиции украшать религиозные праздники изображениями выполненных из соломы собак, которые по окончанию церемонии выбрасывались или сжигались. В настоящее время, особенно в английском языке, термин «соломенные псы» является эвфемизмом для чего-то ненужного или созданного с единственной целью — быть уничтоженным.Джеймс Марсден и Кейт Босворт уже играли пару в фильме «Возвращение Супермена» (2006).Когда режиссер и сценарист Род Лури и продюсер Марк Фридман брались за ремейк фильма Пекинпа 1971 года, они сошлись во мнении, что необходимо сохранить чудовищное напряжение сюжета и погружение зрителя в темный омут изменчивого человеческого поведения. Кроме того, нужно было адаптировать всю историю под современность и учесть ожидания подрастающего поколения. «У Пекинпа очень четкое понимание того, как человек должен поступать в той или иной ситуации, ? объясняет шокирующую реалистичность оригинального фильма Род Лури. ? Он вообще относится к пессимистам в вопросах того, что касается человеческой натуры. Я же, напротив, настроен оптимистично. Мне было интересно поэкспериментировать с уже рассказанной ранее историей, рассмотреть ее под другим углом и затем передать свою точку зрения аудитории».Лури считает, что в его фильме куда больше параллелей с романом Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера», чем в оригинальном фильме Пекинпа. При этом Род чувствовал, что едва ли не важнейшим элементом удачного ремейка станет обновление истории, перенос напряженной атмосферы триллера в классический современный городок на юге Америки. В городок, где многие события определяются тем, как в пятницу закончился футбольный матч; где горожане живут в жестком соответствии с четко выстроенной иерархией. В таком экстерьере вечная тема человеческих взаимоотношений, которые рвутся в клочки по тем или иным причинам, приобретает совершенно иные, мрачные и пугающие оттенки. «Мы с Родом планировали сделать ремейк с тех пор, как 10 лет назад начали работать вместе, ? вспоминает Марк Фридман. ? Загвоздка состояла в том, что мы работали по контракту на ABC, а правами на этот фильм владела ABC Pictures. В 70-е кампания функционировала, потом некоторое время была заморожена, но с правами на фильмы ABC Pictures расстаться не торопилась. Я связался с правообладателями и заявил, что как только они будут готовы продать права на фильм, я буду первым в очереди».Как только сделка по передаче прав состоялась, Лури начал работать над описаниями съемочных площадок – копировал описанные в книге Уильяма экстерьеры и интерьеры и проецировал их на современный стиль. Так появился вымышленный город на юге Америки и персонажи, соответствующие ставшим классическими образам. «Это не обязательно должно было случиться именно на юге, ? уточняет Лури. ? Мне куда важней было показать то, что насилие в городе не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Охота, футбол (который, кстати, я обожаю) и, конечно, драки, которыми решались любые споры. Этим городом правят мачо». «Род искренне полагает, что одна из причин, по которой оригинальный фильм плохо отработал в США, состояла в том, что действие происходило в Англии, ? продолжает Фридман. ? Мы перенесли действие в южный американский городок и сделали персонажей футболистами, восполнив пробел оригинального фильма. У нас с Родом ни разу не появилось чувства, что мы делаем ремейк фильма Пекинпа. Мы по-другому рассказывали одну и ту же историю».Южный городок пропитывала та раскаленная и влажная атмосфера, которую Лури хотел передать в фильме. Президент студии Screen Gems Клинт Кулпеппер порекомендовал снимать картину в окрестностях города Шривпорт, штат Луизиана. «Клинт знал, что нам потребуется тяжелая, напряженная атмосфера, которая будет давить на героев и на зрителя на протяжении всего фильма, и предложил отличную локацию для съемок, ? вспоминает Фридман. ? После небольшой разведки местности мы нашли городок Блэкуотер, который идеально подошел для наших целей. Он выглядел именно таким, каким мы его описали в обновленной истории».Единственное, что Лури и Фридман решили не менять – общий костяк сценария, центральную линию формирования мрачного стечения обстоятельств, вынудивших главного героя прибегнуть к насилию, чтобы защитить себя, жену, их собственность и их брак, который держался даже после столь тяжкого потрясения. Лури несколько преобразил главных героев. Эми «отправил» на работу – она стала актрисой. А Дэвид, который в версии Пекинпа был математиком, представлен голливудским сценаристом. «Их семья сформировалась не так давно, и Самнерам кажется, что им все беды по плечу, ? говорит режиссер. ? По всей видимости, весь конфетно-букетный период прошел в напряженной работе; у них не было достаточно времени, чтобы получше узнать друг друга. Теперь же им открывается оборотная, не слишком приятная сторона брака. И это горькое познание отягощается тем, что они попадают в мирок, в котором сосуществует бывший парень Эми».Роли Эми и Дэвида сыграли две восходящие звезды Голливуда – Джеймс Марсден и Кейт Босворт.Марсдена, которому последнее время доставались куда более легковесные роли, буквально заворожил прочитанный сценарий. «Когда я первый раз прочел сценарий, воображение услужливо нарисовало мне всю картину в красках, ? вспоминает актер. ? Тогда мне показалось, что я смогу вжиться в образ этого героя».Лури точно знал, каким будет персонаж, в образ которого собрался вживаться Марсден ? совершенно не похожим на героя Дастина Хоффмана. «Я решил абстрагироваться от образа нью-йоркского еврея с зашкаливающим IQ, ? объясняет режиссер и сценарист. ? Вместо этого я сделал Дэвида интеллектуалом из какого-нибудь элитного клуба в Гринвиче. Именно таким и предстал перед нами Джимми. Для нас это стало большим облегчением, поскольку мы чувствовали, что не сможем конкурировать с каким бы то ни было образом, созданным Хоффманом. Он – один из самых талантливых людей среди тех, с кем мне доводилось встречаться». На Босворт сценарий Лури произвел не меньшее впечатление. «До прочтения сценария Рода я не видела оригинальный фильм, и сценарий мне показался очень интересным, ? говорит актриса. ? В любом сценарии меня привлекает скрупулезное развитие персонажей, сложности в их взаимоотношениях, их предыстория. А потом я посмотрела фильм Пекинпа и, если честно, не на шутку перепугалась».Облегчая участь актеров, Лури выделил две недели на репетиции перед началом съемок. «Мы подолгу сидели, перебрасывались разными идеями, сравнивали сценарии, ? вспоминает Марсден. ? Репетиции проходили в свободном поиске, который впоследствии продолжился и на съемочной площадке. Мы раскапывали историю взаимоотношений Дэвида и Эми – их брака, их проблем, откуда эти проблемы могли появиться, и какое место занимают в их жизнях. Во время репетиций и съемок Род никогда не затягивал болты, позволяя нам «войти» в сцену и немного поэкспериментировать». «Мне пришлось полностью довериться Роду, чтобы чувствовать себя комфортно в некоторых сценах, ? добавляет Босворт. ? Это было своего рода совокупное творчество. Мы что-то обсуждали, экспериментировали и оценивали различные сцены ? не повергнет ли меня в ступор та и иная ситуация. Благодаря этому доверительному отношению, страх, который переживали герои, для нас стал, если можно так сказать, «позитивным». Он помогал нам лучше вжиться в сцену и более правдоподобно сыграть. Надеюсь, это будет заметно».По словам Лури, доверие оказалось двусторонним ? он точно так же доверял актрисе, как и она ему: «Помню, я как-то сказал ей: «Поскольку я написал сценарий, я знаю героиню лучше, чем ты. Однако во время съемок ты можешь узнать Эми лучше, чем я сам. И в одночасье мне может показаться, что ты своей игрой бросаешь мне, сценаристу, своеобразный вызов». Так и случилось. Спустя неделю съемок я мог подкорректировать ее поведение в кадре и услышать: «Я думаю, ты не прав». Я-то сам не считал, что ошибаюсь, но доверял ее актерской интуиции. И, как оказалось, не напрасно».По мере того, как разматывались метры отработанной пленки, выяснилось, что решение снимать фильм в Шривпорте обусловлено не только жарким климатом и повышенной влажностью. Марсдену и Босворт уже приходилось сниматься вместе – в австралийском Сиднее они работали на съемках СУПЕРМЕНА. Актеры знали, что съемки в провинции, вдали от ставших привычными атрибутов цивилизации неизменно сплачивают съемочную группу. «Походная жизнь вызывает ни с чем несравнимые эмоции, которые всех объединяют, ? говорит Босворт. ? Мы могли выйти на обед, на ланч, развлекаться на каком-нибудь местном музыкальном празднике, но мы постоянно обсуждали героев и сценарий. Изоляция является идеальным катализатором креатива».Александр Скарсгард играет бывшего бойфренда Эми ? Чарли Веннера. Актер соглашается, что помещение актеров в информационный вакуум пошло съемкам только на пользу: «Когда фильм снимают в Лос-Анджелесе, каждому рукой подать до родных и друзей. Так что после напряженного дня или на выходных можно отлично посидеть в знакомой компании и расслабиться. Находясь на выезде, ты невольно пытаешься адаптироваться к окружающей среде, познакомиться с местными, пропитаться атмосферой. Мы с парнями играли «туземцев», а я никогда раньше не был в Луизиане. Так что я рад, что меня никто не отрывал ? я смог полностью прочувствовать местную культуру».Выбор Скарсгарда на эту роль мог показаться не вполне обычным. Сын актера Стеллана Скарсгарда вырос в Швеции. На родине он уже приобрел определенную популярность, но американской публике стал известен относительно недавно. «Список претендентов на эту роль был достаточно длинным, ? вспоминает Фридман. ? Мы отметили для себя игру Алекса в «Поколении убийц» и, конечно, в «Настоящей крови». И все же на роль Чарли он годился с большим натягом – ведь помимо внешности, у него должен был быть характерный южный акцент, а английский вообще не был его родным языком».Вызывая на прослушивание Скарсгарда, Фридман и Лури готовились отказать ему в роли, мотивируя это тем, что «неприметный долговязый метросексуал – несколько не то, что они искали». Однако актер смог их переубедить. «Род сказал Алексу, что для этой роли ему придется подкачаться, ? вспоминает Фридман. ? На что тот громко рассмеялся и сказал, что он и без того в хорошей форме. А чтобы не быть голословным, снял рубашку и продемонстрировал мускулы».За время, отведенное режиссером на репетиции, Марсден, Босворт, Скарсгард и другие актеры достаточно хорошо узнали друг друга. Достаточно для съемок некоторых сложных сцен фильма, включая сцену изнасилования и сцену финального штурма осажденной «крепости». Марсден оценил репетиции, как никто другой, ведь его герой по мере развития сюжета начинает понимать, что одного интеллекта недостаточно, чтобы сдержать напор обезумевших туземцев.Лури и Фридман отлично понимали, что именно в этом кроется секрет правильной передачи истории. «Дэвид становится героем, нашедшим в себе силы бросить вызов таким же, как он сам, ? отмечает Фридман. ? Вообще ему чуждо насилие, и все же он готовится держать оборону. При этом он остается интеллектуалом. Хоффман отлично передал это в своей роли – даже во время динамичных сцен нападения вы видите, как его герой думает. Джимми удалось ухватить это чувство и передать его в своем герое». «Дэвид рад вернуться в родной город Эми и продолжить работу, пропитываясь непривычной для него атмосферой, ? говорит Марсден о своем герое. ? Несмотря на терзающие жену дурные предчувствия, ему интересно оказаться в месте, откуда она родом. Он находит вдохновение и в прекрасном доме времен Гражданской войны, и в клацанье старенького «Ремингтона». Он чувствует себя Фолкнером. Но довольно скоро он становится выброшенной на берег рыбой, начинает чувствовать городской негатив, угрозу со стороны местных, понимает, какая история связывает Эми и Чарли. Первая трещинка на безупречном стекле самообладания Дэвида появляется, как только они приезжают в Блэкуотер. На протяжении фильма она постепенно превращается в причудливую паутину трещин и сколов».Босворт считает, что Дэвида и Эми связывают отношения милые, но поверхностные: «Мы с Джимми обсуждали историю взаимоотношений наших героев и решили, что, наверное, Дэвид и Эми связывает какое-нибудь не вполне удачное телешоу. Именно так они познакомились – Дэвид написал сценарий, а Эми сыграла одну из ролей. Потом они поженились и весело проводили время вместе, но если вы спросите, насколько хорошо они узнали друг друга, то я думаю, этим вопросом они совершенно не заморачивались. Затем на авансцене появляется Чарли, который действительно отлично знает Эми и понимает все ее страхи и мечты. Мне кажется, благодаря этому качеству ей с Чарли комфортно».Лури вспоминает, что на первой встрече Скарсгард предложил показать своего героя влюбленным в Эми по самые уши, что позволило бы по-иному взглянуть на историю. «Я сказал Алексу, что он может воспринимать эту историю, как лавстори, ? вспоминает режиссер. ? Чарли должен чувствовать себя обманутым. Он – всего лишь хороший парень, который собирается вернуть свою девчонку. Думаю, на протяжении первого часа фильма зрители должны будут проникаться симпатией именно к Чарли». Впрочем, вся благосклонность к Чарли будет рассеяна одной сценой, которая стала, пожалуй, самой трудной для Босворт. Когда актриса готовилась к съемкам сцены изнасилования, Лури решил, что ей будет полезно поговорить с Сюзан Джордж – актрисой, игравшей роль Эми в оригинальном фильме. Телефонный разговор оказался едва ли не судьбоносным для этой роли Босворт. «Трудно описать словами, насколько важно мне было поговорить с Сюзан – ведь я абсолютно не представляла, через что мне предстоит пройти, ? вспоминает Босворт. ? Я думала, мы просто перекинемся с ней парой историй и в заключение отметим, что «занятно, что мы обе прошли через одно и то же». Я не знала, что наш разговор затронет такие глубинные эмоции, которые мне было нужно выплеснуть наружу. Между нами возникло какое-то негласное взаимопонимание. Мы понимали, что во всем мире есть только два человека, прошедшие через этот кошмар – она и я». «Род создал удивительную атмосферу доверия и взаимопомощи на площадке, ? продолжает актриса. ? Он позволил нам изучить героев и их взаимоотношения. Куда сложнее было создать напряженную атмосферу в кадре. Этот фильм и дружелюбие съемочной группы я буду вспоминать до конца своих дней. То же самое чувствовала Сюзан. Она сказала, что съемки оригинального фильма стали важной частью ее жизни; что она вспоминает фильм не как очередное амплуа, а как одну из глав книги жизни самой Сюзан Джордж. Я чувствую то же самое в отношении своей роли. Это потрясающе».Когда чета Самнеров приезжает в Блэкуотер, романтический настрой Дэвида слегка подмывает появление Чарли и его друзей Бика, Нормана и Криса. Дэвид сравнивает их с соломенными псами – чучелами, которым китайцы поклоняются во время одной из церемоний, а затем беспощадно выбрасывают. «Отличная аналогия, ? смеется Марсден, ? хотя и отдает высокомерием. Пекинпа считал, что именно Дэвид обостряет ситуацию ? он появляется в чужом монастыре и начинает устанавливать свои правила. Это отчасти правда, но к концу фильма, когда Дэвид дистанцируется от всех остальных персонажей, аудитория невольно начинает симпатизировать ему».Скарсгард говорит, что приезд Дэвида и Эми вызывает у его героя Чарли настоящий водоворот самых разнообразных эмоций. «В свое время Чарли был футбольным нападающим и бесспорной звездой среди сверстников, ? говорит актер о своем амплуа. ? Он встречался с самой красивой девушкой в школе, и его будущее представлялось весьма лучезарным ? колледж, Национальная Футбольная Лига. По всем законам логики его звезда должна была разгореться еще ярче. Чарли получил полный стипендиат в университете Теннеси, но спустя год обучения был серьезно травмирован на поле и вынужден вернуться в Блэкуотер. К тому времени его девушка уже переехала в Калифорнию. Надежды властей города на то, что Чарли своими спортивными победами прославит Блэкуотер, растаяли, как дым. И это давит на него неподъемным грузом. И тут возвращается Эми с каким-то хмырем, который является полной противоположностью Чарли – умный, хлипкий очкарик из Голливуда, который не знает, что такое «зарабатывать на жизнь потом и кровью». Он же пишет сценарии! Ну что это за «работа»? Для Чарли очень не просто смириться с таким положением дел». «Я точно знаю, откуда берутся такие парни, ? утверждает Дрю Пауэлл, который играет Бика. ? Я вырос в маленьком городке в Индиане, где самым крутым развлечением является футбол или баскетбол. Я видел таких ребят в своем родном городе. В восемнадцать они блещут, появляются на первых полосах местных газет, выступают на местном радио, все говорят только о них. И для них это – пик жизни; четыре года, лучше которых ничего не было и не будет. Именно такими представляются мне наши герои. Когда Чарли возвращается в город, для его друзей жизнь вообще теряет смысл. В школе он был лидером, у него были все шансы выбиться в люди. И если уж у него не получилось, то нашим персонажам вообще ничего не светит». Риз Койро, который играет Нормана, говорит, что вернувшиеся Дэвид и Эми угрожают его жизненной позиции «первого парня на деревне»: «Это ? его вотчина, понимаете? Это – его город. Он чувствует, что может делать в этом городе то, что ему заблагорассудится». Именно таким Койро предстал на первых пробах. «Я видел Риза в сериале «Красавцы» и был поражен его актерской игрой, ? вспоминает Лури. ? Но в комнате прослушивания он нас настолько напугал образом своего героя, что роль была отдана ему практически сразу».Шериф Джон Берк по задумке создателей фильма должен был с одной стороны вписаться в антураж Блэкуотера, а с другой мог бы тормознуть местных, когда те начинают терять чувство здравого смысла. На эту роль идеально подошел Лас Алонсо. «На роль шерифа Пола Ньюмана мы решили подобрать молодого актера, ? говорит Лури. ? В оригинальном фильме шериф постарше и более сдержан. Наш Пол Ньюман помоложе и посовременней, и, кажется, Лас отлично справился с этим амплуа. Вы вряд ли сможете отвести взгляд от его героя, как только он появится на экране».По словам Алонсо, предыстория Ньюмана открывает новую перспективу на тему возвращения в родной город. «Мы с Родом долго прорабатывали легенду моего героя, которая во многом схожа с историей Чарли и его друзей, ? объясняет актер. ? Он тоже играл в футбол в школе, но после выпускного отправился в Ирак, воевал и вернулся героем. И тем самым заработал уважение жителей города. Он выступает в роли «гласа разума», только ему хватает смелости одергивать хулиганов: «Прекратите дурака валять! Вы же уже не маленькие!» Отправившись на войну, Джон избежал той горечи от потери школьной славы, которую пережили его сверстники. Более того, он вернулся в город в лучах еще большей славы и уважения. При этом Чарли, Норман, Бик и Крис – герои, если можно так сказать, «со сроком годности». В ту минуту, как они получили аттестаты, на их место пришли другие футбольные звезды, а новоиспеченные выпускники оказались «в кювете». К такому невозможно подготовиться».По мере того, как Лури вплетал персонажей в полотно жизни южного провинциального городка, футбольная нить позволяла ему варьировать истории и отношения героев в различных ракурсах, не отраженных в фильме Пекинпа. «Бик – единственный «соломенный пес», которого не было в оригинальном фильме, ? говорит о своем герое Пауэлл. ? Были другие персонажи, но именно Бика не было. Поэтому я решил сыграть амплуа ведомого, хотя до сих пор не до конца осознаю его место в иерархии. Понятно, что Крис находится в самом низу, Чарли – бесспорный лидер (он был нападающим, куда бежал он, туда и все остальные). Норман, наверное, занимает второе место, как принимающий пас от нападающего, и знает свое место».Существенной переработке подверглась роль Тома Хэддона. Зрители, смотревшие фильм 1971 года, не знали об этом персонаже ничего, кроме того, что он – дебошир. Лури же сделал из Хэддона того, кого Марсден описал как «первое поколение соломенных псов»: «Он был исключительно важным тренером исключительной важной футбольной команды, заметки о которой пестрели в местных передовицах».Лури и Фридман видели лишь одного актера в роли Тома Хэддона ? Джеймса Вудса. «Мы с Родом – большие фанаты его творчества, ? объясняет выбор Фридман. ? Мы пробовали его на роль в "Претенденте", но тогда не срослось по срокам. К тому времени, когда мы начали отбирать актеров на роль Хэддона, я как раз увидел Джимми в сериале «Акула» и меня осенило – он же будет шикарным Хэддоном! Джимми отлично справился с этой ролью. Он буквально глотал сцены и отлично импровизировал в каждом дубле».«Джимми нам продемонстрировал классического Джеймса Вудса, ? добавляет Лури. ? Он сам по себе может зажечь любую сцену, не особо напрягаясь».Вудсу понравилась роль, и он провел много времени с режиссером, оттачивая нюансы. «В оригинальном фильме мой герой был отвратительным злобным пьянчугой недалекого ума, ? говорит о Хэддоне актер. ? Я же решил сыграть его несколько иначе. У этого типа когда-то была замечательная жизнь, которая в одночасье изменилась до неузнаваемости – со смертью его жены. Теперь же он стал одним из тех жалких людишек, которым от жизни уже ничего не надо. Им некуда идти… кроме как в местный бар. Хэддон – такой же «соломенный пес», как и бывшие игроки футбольной команды, которую он когда-то тренировал».Остальные актеры с восторгом отзывались о работе с Вудсом. «Это большая честь – работать в кадре с таким актером, ? говорит Койро. ? Он поднимает планку актерской игры на существенную высоту». Вудс, известный своей страстью к импровизации, постоянно держал коллег в напряжении. Иногда он варьировал текст и поведение с каждым последующим дублем. «Я решил сделать своего героя эмоционально неустойчивым, и Род одобрил мое начинание, ? говорит Вудс. ? Вообще, Род – один из немногих пишущих режиссеров, которые не зацикливаются на своих идеях и умеют прислушиваться к другим. Если у тебя родилось рациональное предложение, которое ему понравится, ты можешь свободно воплотить задуманное перед камерой». Работа в кадре с Вудсом напомнила Босворт одну из ее первых ролей – в фильме "Уондерленд". «Я снималась с Вэлом [Килмером], и у него была такая же страсть к импровизациям, ? вспоминает актриса. ? Тогда я получила хорошую закалку. Мы могли отойти от текста и начать озвучивать какие-то реплики, которых вообще не было в сценарии. Мы схватывали идеи друг друга на лету и подыгрывали… Обожаю это ощущение!»Над внешностью Хэддона работали костюмер Линн Фалконер и парикмахер Ларри Ваггонер. «Внешность героя очень важна, и я сказал этим двоим, что хочу выглядеть, как легендарный американский тренер Том Ландри, ? говорит Вудс. ? Короткая стрижка, шляпа и татуировки. Рубашка застегнута на все пуговицы, в армейском стиле. Эдакий крутой парень, стройный и спортивный». «История сквозит во взаимоотношениях всех персонажей, как в нашем фильме, так и в оригинальном, ? считает Алонсо. ? «Соломенные псы» хотят вернуть былую славу. Тренер был низвергнут со своего трона, и отбивает поклоны Дионису в баре, готовый в любую минуту сорваться на крик, как в старые добрые времена. Мой герой пытается удержать всех жителей в рамках закона. Эми хочет просто вернуться домой. А Дэвид… Дэвиду приходится со всем этим разбираться. Город переполнен тестостероном и похож на большую футбольную раздевалку. Исчезновение дочери Хэддона становится той соломинкой, которая ломает спину верблюду ? начинается цепная реакция проявлений животной агрессии. Люди пытаются защитить свою территорию, а тут, как в футболе – выживает сильнейший. Проявишь мягкость, и тебе конец. Тебя растопчут идущие следом».Пауэлл описывает мрачный финал фильма: «В этом фильме нет победителей. Никто не избежит увечий в той или иной степени. Мне кажется, современная версия картины получилась интересной. Род сталкивает лбами два диаметрально противоположных стереотипа – голливудскую элиту и суровых парней с юга. Они и так-то не слишком трепетно относятся друг к другу, а канва фильма раскрывает все их пороки и слабости без остатка». «Добром такое столкновение закончиться не может по определению», ? добавляет Койро.Перенеся действие фильма на юг США, Лури и его команда были вынуждены работать в недружелюбном раскаленном климате, и это отражается в цветовой гамме фильма.«Мне очень нравится фраза, однажды сказанная Ричардом Никсоном: «Самая прочная сталь должна пройти самое жаркое пламя», ? говорит Лури. ? Мы использовали огонь, как общий мотив фильма, чтобы показать, что же на самом деле происходит с Дэвидом».Художник-постановщик фильма Тони Фаннинг вспоминает, что Лури часто цитировал Никсона, и соглашается с тем, что история должна была развиваться именно с таким подтекстом: «Я думаю, Род повторял это изречение, потому что понимал ? Дэвиду и Эми придется многое пережить за короткий промежуток времени, чтобы понять, кто они есть на самом деле. И каждый из них, и как пара. Род чувствовал, что мы снимаем фильм о том, как люди закаляются, проходя через различные проявления огня».Учитывая этот вектор, Фаннинг и художник Джон Голдсмит разработали «горячую» палитру для каждой из съемочных площадок. «В интерьере дома будет много красных, оранжевых и золотых оттенков ? черепичная крыша, отделка из красного камня, ? уточняет Фаннинг. В баре Блэкки тоже будут какие-то красные элементы. В качестве логотипа футбольной команды Род выбрал бенгальского тигра ? получилась комбинация ярко-оранжевого и черного цветов. Не настолько кричащий дуэт, чтобы бил по глазам, но общее ощущение создает правильное».Лури хотел разбавить искусственные краски настоящими огнем и дымом ? так в фильме появилась сцена охоты, которая изначально в сценарии была прописана куда скуднее. «В этой сцене Чарли и его друзья берут Дэвида на охоту, ? говорит Фаннинг. ? Они бросают его и уходят. Пробираясь по лесу, Дэвид выходит на обожженный пожаром участок, и на него выпрыгивает олень. Сцена родилась, когда мы подыскивали локацию в лесу. Мы наткнулись на просеку с поваленными стволами деревьев. Род предложил сжечь их и снять масштабную сцену на месте бывшего лесного пожара. Получилась шикарная натурная площадка, о которой мы и мечтать не могли».После того, как общая цветовая гамма была утверждена, Фаннинг и его команда начали работу над отдельными элементами, главным из которых стал, конечно же, дом Дэвида и Эми. В оригинальном фильме Пекинпа привязывал историю к каменному дому, который больше походил на настоящую крепость. Лури и представители студии сошлись во мнении, что дом по-прежнему должен быть каменным, в классическом американском колониальном стиле. «В своем сценарии Род описал это строение, как офицерский домик времен Гражданской войны, ? вспоминает Фаннинг. ? Это и стало нашей отправной точкой».Фаннинг со своей группой объездил и осмотрел несколько колониальных фортов, кроме того, существенную помощь оказали старые фильмы, в которых отображались постройки интересующего кинематографистов архитектурного стиля. «С самого начала было ясно, что мы не будем делать в точности такой же дом, какой был в оригинальном фильме, ? утверждает Фаннинг. ? Картина Пекинпа была снята в монохромной палитре, суровой и холодной. Мы же снимали летом на юге, поэтому сделали фильм куда более цветастым, более жизненным. Это сначала должно расслабить зрителей, настроить их на миролюбивую волну, а затем резко встряхнуть тем кошмаром, которым история закончится».Помимо каменного фасада художники переняли еще один элемент дома, который появлялся в кадре оригинального фильма ? в фильме Пекинпа из дома открывался потрясающий вид на Ла-Манш. «Место для съемок мы нашли не сразу, ? вспоминает Фаннинг. ? Сначала мы хотели снимать в каменном особняке на берегу озера. Там был лодочный домик с красной черепичной крышей ? Род просто влюбился в него. К сожалению, этот вариант отпал по независящим от нас причинам, и финальную площадку нашел наш менеджер по подбору локаций Стэнли Пирс. Оказалось, что последний вариант был еще лучше – отстроенный дом был бы с трех сторон окружен водой».Фаннинг, Голдсмит и Лури сочли выбранную локацию идеальной. Дом решили строить на небольшой возвышенности на берегу реки Рэд в окружении больших прудов. Благодаря открытому пространству создавалось впечатление полного уединения. «Как только локация была утверждена, мы начали прорабатывать связь между самим домом, гаражом, покрытыми водой участками и двумя рядами деревьев, украшавших подъезд к дому, ? вспоминает Голдсмит. ? После этого мы приступили к деталям меньшего размера, но не меньшей важности – дверному звонку, флагштоку, скворечнику и саду. Нам нужно было добиться ощущения, что этот дом долгое время простоял в запустении после смерти отца Эми. Кроме того, по легенде в этих местах иногда случаются ураганы».Особое внимание Фаннинг и Голдсмит уделили постройке гаража. «Эми говорит Дэвиду, что этот гараж построил ее отец, ? вспоминает Фаннинг. ? Размеры и строительные материалы должны были наглядно демонстрировать, что работа была сделана небольшой группой строителей». Голдсмит продолжает мысль коллеги: «Для нас важнее всего в гараже было показать различные степени разрушения и починки. Особенно это касалось крыши, которую изрядно потрепал ураган. Это не было привычное взгляду каменное сооружение с керамической крышей ? гараж был сколочен из досок и увенчан деревянной крышей. Дизайнер из Лос-Анджелеса помог нам собрать эту конструкцию так, чтобы складывалось ощущение, что она построена любителями».Когда с общими приготовлениями было покончено, группа Фаннинга и Голдсмита приступила непосредственно к строительству дома и гаража. Решено было возвести только остовы зданий, перенеся интерьеры в павильоны. Оба здания строились в городе одновременно, затем разбирались на отдельные части, перевозились на съемочную площадку и снова собирались. С учетом плотного графика, который, к слову, серьезно подмывался частыми дождями, команда рабочих отстроила площадку за восемь недель.После того, как с экстерьерами было покончено, художники взялись за интерьеры. Опираясь на то, что здание было выполнено в раннем американском архитектурном стиле и напоминало форт времен Гражданской войны, Фаннинг и Голдсмит работали по вполне определенной схеме. «Большое значение мы придали обороноспособности, ? отмечает Голдсмит. ? Металлические ставни и бойницы, пропускающие минимальное количество света – это и многое другое придавало интерьеру уникальный вид». «Мы декорировали комнаты в спартанском стиле, ? продолжает Фаннинг. ? У меня сложилось общее ощущение, что фильм должен получиться очень мужественным – о защите своей территории, своей семьи, своей жизни. Для Эми в таком доме не остается места, где она бы чувствовала себя комфортно. Это был дом ее отца, поэтому мы старались исключить большую часть женских предметов декора. Женщина никогда не была хозяйкой в этом доме».В кадр попали также некоторые действующие постройки в самом Шривпорте и в пригороде. Подбирая здание, которое могло бы выступить в качестве бара Блэкки, Фаннинг нашел идеальный вариант в городе. «Нам нужен был зал, разделенный пополам ? на бильярдную зону и ресторан, ? вспоминает Фаннинг. ? Такой зал нашелся в одном из местных гриль-баров. Но что нас окончательно подкупило – в интерьере зала преобладал красный цвет. Нам практически не пришлось ничего дополнять ? место было словно создано для съемок».Впрочем, реквизитору все же пришлось поработать над будущим баром Блэкки – необходимо было показать, что здесь собираются местные, чтобы вспомнить деньки былой футбольной славы. Стены украсили футбольные майки и коллективные фотографии футбольных команд. «Предметы на стенах лишний раз подчеркивают, что эти люди выросли вместе и работали в одной команде, ? говорит Голдсмит. ? Так продолжается и по сей день. На этом фоне Дэвид выглядит еще большим чужаком».Сцена, в которой священник благословляет футбольную команду на спортивные подвиги, снималась в местной церквушке. «Это поистине была удачная находка, ? вспоминает Фаннинг. ? Именно такой мы ее с Родом и представляли – не слишком милую, обычную церковь в отличном состоянии как внутри, так и снаружи». Голдсмит добавляет: «Вот тут-то нам действительно практически ничего не надо было менять. Несколько букетов цветов, вывеска у входа ? и церковь превратилась в «приход Блэкуотера».
Отзывы