Фильмы Михалкова обсуждаются еще до того, как режиссер заканчивает их снимать. Поэтому дискуссии после выхода его работ на экран просто бесконечны. Посмотрите онлайн «Автостоп», чтобы понимать, о чем беседуют люди, что оценивают и к чему придираются. Эту свою картину великий режиссер снял в рамках бюджета, выделенного ему для съемок рекламы автомобиля. Михалков не только снял рекламу, но и придумал сюжет для полноценной киноленты, определенным образом продолжив рекламный сюжет. Главный герой картины (Массимо Вентурьелло) получил задание испытать «Фиат» в условиях российских дорог, да еще и зимой. Он отлично начинает свой маршрут, и все гладко, до тех пор пока к нему не подсаживается Настя – беременная женщина, спешащая в роддом. За ней следует ее муж, с которым она поругалась. Но до больницы они не доезжают, роды начинаются в дороге, и супруг помогает рождению сына. Итальянец настолько поражен увиденным, что задумывается не столько о произошедшем, сколько о смысле жизни. Возможно, он уже готов исправить некоторые ошибки.
Сандро получает задание повести испытание новой модели «Фиата». Он должен ехать через всю Европу, добраться до России, где зимой очень холодно. Его спрашивают, не будет ли беспокоиться его жена. Сандро отвечает: у него нет жены. А мама есть? Была.
Механик подготовил машину. На передней панели приклеены вырезки из журналов: актриса Орнелла Мути, рекламное фото с мальчиком, Папа Римский. Нравится? «Кино я не люблю, детей у меня нет, в цирке не бываю, – отвечает Сандро. – Но они мне не мешают». Он разговаривает очень сухо, даже высокомерно. «Тоже мне, лучший шофер в мире. Дерьмо ты, а не лучший шофер», – кипятится механик и даже показывает задницу, после того, как Сандро трогается с места.
Санро собирает вещи. Он бывший гонщик, в квартире у него множество наград. Испытатель компании «Фиат» отправляется в путь. На ночь он останавливается в отеле, заходит в бар. Одинокая молодая женщина бренчит одним пальцем на пианино. Легкая полуулыбка, одна порция выпивки перед сном, и Сандро уходит в свой номер. Утро. Санро собирается уходить. В его постели та самая женщина. Когда мы встретимся? Никогда, чао. Вот говнюк.
Заправка. Мальчишка крутится около машины Сандро, пока отец заправляет новенький «Фиат» клиента. Сандро прогоняет мальчишку. Работник заправки шутит, что залил столько бензина, что до России можно доехать. Я туда и еду – следует ответ. Сандро уезжает. Отцу с сыном этот заносчивый клиент очень не понравился, они называют его сумасшедшим.
Туман. «Фиат» едет по территории Польши. Сандро притормаживает возле прилавка, за которым симпатичная девушка продает газеты. Пара любезностей – и наутро итальянец снова просыпается в теплой постели. Это коммунальная квартира, привлекательная полька, с которой он провел ночь, сейчас в ванной, слышно, как она поет. Сандро одевается и, бросив ей на ходу «чао, красавица», уходит.
Снова дорога. Снег. Метель. Пограничный пост. У Сандро проверяют документы. Он въезжает на территорию Советского Союза. На заледеневшей дороге Сандро выполняет лихие развороты на месте. Дальше – Москва, плотный поток машин на центральных улицах столицы. Потом «Фиат» едет по сельским районам.
Беременная женщина голосует возле автобусной остановки, но ни грузовик, ни трактор, ни «Волга» не останавливаются, все едут мимо. Холодно. Женщина мерзнет. Она поднимает руку, когда на дороге появляется «Фиат», но уже не надеется на удачу. Сандро притормаживает, возвращается задним ходом и пытается с помощью разговорника выяснить у женщины, куда той нужно ехать. Она машет рукой – прямо. Сандро распахивает дверцу, и женщина садится в машину.
В это время, отчаянно чертыхаясь, со стороны села выезжает на мотоцикле мужик. Он едет следом и на чем свет стоит ругает свою жену: не могла дура его подождать, понесло ее куда-то. Пассажирка пытается разговаривать с Сандро, выясняет, что он итальянец. Спрашивает про фото и делает вывод, что это его жена, сын и отец.
Мотоциклист догоняет «Фиат», что-то кричит водителю. Сандро напрягается, но женщина говорит, что это ее муж, просит остановиться. Мужик был на торжественном мероприятии, у него красная лента через плечо и вымпел «Лучшему шоферу», который он показывает Сандро. Итальянец не понимает, что вообще происходит. Но женщине (ее зовут Настя) срочно нужно в больницу. Ее муж, Санек, тащит свой мотоцикл и пытается запихнуть его в багажник «Фиата». Чем привязать? Тоже мне, шофер, даже проволоки у него в машине нет. В ход идет красная лента.
Все вместе они продолжают путь. Настя просит не обращать внимание на ее мужа, говорит, что он у нее совсем дурак, и крутит пальцем у виска. Санек тоже беззлобно отчитывает взбалмошную бабу. Русские осматривают салон иномарки, восхищаются удобством автомобиля, гадают, сколько это чудо может стоить. Сандро включает музыку. Над заснеженными русскими лесами разносится бельканто знаменитого итальянского тенора.
У Насти по щекам текут слезы. Она просит остановить машину. Не успели в больницу, схватки уже начались. Настя уходит в лес, Санек бежит за ней. Мужчина суетится, психует. «Саня, прими ребенка», – говорит Настя и расстилает на снегу пальто. Муж мечется в истерике, порывается ехать за врачом, но потом берет себя в руки. Сандро слышит из леса стоны женщины, но муж его туда не пускает. Саня снимает заднее сидение машины, Сандро отдает ему свою дубленку. Настя просит горячей воды. Мужчины наполняют в реке фляжки, нагревают воду кипятильником. Нужны тряпки. Сандро вытряхивает свой чемодан с белыми рубашками.
Темнеет. В лесу раздается крик новорожденного младенца. Мальчик! Роженицу с ребенком переносят в автомобиль, везут в больницу. Мужчины проводят ночь в машине возле здания больницы. Утром на крыльцо выходит пожилая санитарка. Сообщает, что с мамой и ребенком все в порядке, они спят. Мужчины начинают кричать от радости, обниматься, со счастливыми лицами валяются в снегу. «Ты – лучший шофер», – говорит Санек и отдает Сандро свой вымпел. «Как сына назовете?» – спрашивает санитарка. Тебя как зовут, итальянец? Александр. И меня тоже. Значит, и он Александром будет.
Сандро сидит в сельском отделении связи. Он не реагирует на заигрывания симпатичной девушки, которая работает здесь контролером, терпеливо ждет, когда его вызовут на телефонные переговоры. Рим ответил, Сандро хватает трубку. «Лука! Это звонит твой папа. Я в России, здесь очень холодно. Ты молодец, уже почти не заикаешься. Прости меня, малыш. Я скоро вернусь к тебе и к маме, мы будем жить, как раньше».
Деревенские ребятишки, облепившие «Фиат», разбегаются в разные стороны, когда Сандро выходит с почты. Но итальянец всех их подзывает к себе, усаживает всю компанию в машину. На лобовом стекле висит вымпел «Лучшему шоферу». Сандро весело болтает с одним смышленым парнишкой, который может пару слов сказать по-английски. Он долго катает детей, выписывая зигзаги по занесенному снегом полю.
Отзывы