Фильм снят по роману Чака Паланика «Бойцовский клуб». Сам Паланик заявлял, что считает картину улучшенной версией своей книги.Паланик с самого начала сказал продюсерам, что, хотя он и поддерживает идею создания фильма по своего роману, он не намерен писать сценарий для картины.Права на экранизацию книги были куплены за 10000 долларов.Впервые идея романа пришла к Чаку Паланику после того, как его избили во время туристического похода, когда он пожаловался соседствующим туристам на шум их радио. Когда после похода Паланик вернулся домой, его заворожило то, что никто не спросил его о заметных травмах, а вместо этого знакомые задавали обычные вопросы по типу: «Как прошли ваши выходные?». Паланик пришёл к выводу, что причина, по которой люди реагировали подобным образом, заключалась в том, что, если бы они спросили его про случившееся, то это бы обозначало для них переход к более личному взаимодействию, а коллегам по работе, очевидно, просто не хотелось взаимодействовать с Палаником на таком уровне. Именно увлечение Чака этой социальной «блокировкой» и легло в основу будущего произведения.На DVD-изданиях фильма после традиционного предупреждения о нарушениях авторских прав появляется на секунду ещё одно предупреждение от героя ленты Тайлера Дёрдена. Оно звучит так: «Если вы читаете это, то это предупреждение для вас. Каждое слово, которое вы прочитаете, бессмысленно – это трата очередной секунды вашей жизни. Разве у вас нет других дел? Ваша жизнь действительно настолько пуста, что вы не можете придумать, как ещё провести свободное время? Или вы просто привыкли верить и подчиняться тем, у кого есть власть? Неужели вы читаете всё, что хотите прочитать? Думаете обо всём, о чём хотите думать? Покупаете всё то, что по мнению других вы должны желать? Выйдите из своей квартиры. Познакомьтесь с особью противоположного пола. Перестаньте совершать чрезмерные покупки и мастурбировать. Увольтесь с работы. Развяжите драку. Докажите, что вы живы. Если вы не начнёте действовать, то вы превратитесь в материал для статистических отчётов. Вы предупреждены… Тайлер».В одной из сцен, где пьяные герои Брэда Питта и Эдварда Нортона бьют по мячам для гольфа, актёры действительно пьяны, а потому для съёмок были использованы специальные приспособления, чтобы мячи для гольфа летели прямиком в нужную машину.Во время сцены, когда один из членов бойцовского клуба поливает священника из шланга, камера недолго дёргается. Это произошло из-за того, что оператор не смог удержаться от смеха.Когда в одной из сцен Рассказчик бьёт Тайлера по уху, Эдвард Нортон действительно ударил Брэда Питта. Первоначально он должен был лишь сделать вид, что бьёт его, однако перед этой сценой режиссёр ленты Дэвид Финчер отвёл Нортона в сторону и сказал ему ударить Питта по-настоящему. После того, как Нортон его ударил, можно увидеть, что Эдвард улыбается, пока Питт испытывает неподдельную боль.Изначально в разговоре с Тайлером в постели Марла должна была говорить: «Я хочу, чтобы у меня был аборт от тебя». Но, когда против этой реплики возразила Лора Зискин, президент компании «Fox 2000 Pictures», Дэвид Финчер сказал, что изменит фразу, если только новая линия не будет вырезана. Зискин согласилась. Финчер написал новую реплику, которая теперь звучала как «Меня так не пялили с начальной школы». Когда Зискин увидела это, она была ещё более возмущена и попросила вернуть всё назад, но, согласно их предыдущей договорённости, Финчер отказался.Готовясь к своим ролям, Питт и Нортон брали уроки по боксу, тхэквондо, грэпплингу, а также провели часы на занятиях по UFC. А Питт даже пошёл к дантисту и сделал скол на зубе, считая, что это соответствует характеру его героя.Брэд Питт не хотел, чтобы его родители смотрели фильм, но не смог их переубедить. Однако они сами передумали, когда увидели сцену с химическим ожогом.Во время съёмок фильма Питт и Нортон действительно научились варить мыло.На протяжении всего фильма герой Брэда Питта носит особый тип солнцезащитных очков, которые обычно используются людьми, страдающими бессонницей, чтобы отфильтровывать синий свет, поскольку он вреден для производства мелатонина – гормона, который необходим для сна.Во время съёмок Хелена Бонем Картер настаивала на том, чтобы её визажист Джули Пирс наносила всю косметику для глаз только левой рукой, так как актриса считала, что её героиня не особо умеет и не особо заинтересована в правильном нанесении макияжа.Когда Тайлер ловит рассказчика, подслушивающего у двери их секс с Марлой, на нём надеты резиновые перчатки. Это была идея Брэда Питта и она вызвала много споров с Лорой Зискин. Она была в ужасе от этой сцены и потребовала, чтобы её убрали. Однако на последующем тестовом просмотре появление перчатки вызвало у аудитории настолько сильный смех, что Зискин изменила своё мнение.В сцене, где герой Нортона оказывается в пещере, пар из его рта на самом деле принадлежит Леонардо ДиКаприо. Его вклеили в фильм из «Титаника» (1997).В пятницу, когда состоялась премьера фильма в США, телеведущая Рози О`Доннелл появилась в своём шоу и сказала, что уже успела посмотреть эту ленту и с тех пор не могла заснуть. Затем она рассказала зрителям главный сюжетный поворот картины и призвала их избегать фильм любой ценой. В комментариях на DVD Финчер, Питт и Нортон обсуждают данный инцидент, а Питт называет действия телеведущей «непростительными».Во время съёмок сцены, где Рассказчик сидит на унитазе, рассматривая каталог IKEA, Эдвард Нортон был полностью обнажён ниже пояса. Актёр рассказывает об этом в комментариях на DVD. На вопрос Финчера о том, правда ли это, Нортон сказал: «Вы заметили, что в тот день я ни разу не сходил в туалет?».Брэд Питт и Хелена Бонем Картер провели три дня в студии, записывая звуки оргазма для своих невидимых для зрителя сцен секса.Во время репетиций Нортон и Питт обнаружили, что оба ненавидят новый Volkswagen Beetle и в сцене, в которой их герои бьют по машинам бейсбольной битой, они настаивали на том, чтобы одним из автомобилей был именно Volkswagen Beetle. Как объясняет сам Нортон в комментариях к DVD, он ненавидит эту машину из-за того, что она была одним из главных символов молодёжной культуры и свободы 60-ых годов. Однако в дальнейшем молодёжь из 60-ых стала корпоративными боссами 90-ых и переупаковала свой символ, продав его новой молодёжи так, будто это ничего не значит. Нортон и Питт считали, что подобные продажи являются именно тем, против чего выступает картина, потому актёры и хотели включить этот автомобиль в данную сцену. Тем не менее, на тех же комментариях к DVD Питт говорит, что с тех пор изменил мнение об этой машине.Ещё до того, как фильм полноценно представляет Тайлера, он четыре раза на долю секунды мелькает в кадре: на работе Рассказчика, пока тот говорит о копиях; в коридоре возле кабинета врача, когда герой Нортона узнаёт о группе поддержки для больных раком яичек; на собрании группы поддержки рядом с лидером группы; в моменте, где Рассказчик впервые видит, как Марла покидает собрание, но не идёт за ней.В фильме можно увидеть множество намёков на главный сюжетный поворот: В сцене в автобусе длинноволосый парень молча толкает Тайлера, проходя мимо, но извиняется, когда задевает Рассказчика, а до этого в том же автобусе Рассказчик платит только за одного человека; В аэропорту, когда служащий одалживает Тайлеру и Рассказчику машину, обращаясь к «Мистеру Дёрдену», он смотрит прямо на героя Нортона; В сцене, где герои бьют по машинам бейсбольными битами, Тайлер ударяет первым, но сигнализация срабатывает только после удара Рассказчика; В аэропорту, когда Рассказчик говорит фразу «Нельзя ли проснуться другим человеком?», камера ненадолго следует за Тайлером; Когда Тайлер звонит обратно Рассказчику в телефонную будку, слева от телефона можно увидеть надпись: «Входящие звонки запрещены»; Когда Рассказчик звонит Тайлеру по таксофону, он переворачивает в руке визитную карточку «Paper St.», на обратной стороне которой написан номер телефона (055-0178). Этот номер был домашним номером Рассказчика, когда тот жил в своём кондоминиуме; Попав в автокатастрофу, оба героя, Тайлер и Рассказчик, выбираются со стороны водителя; Пока Марла и Тайлер шумно занимаются сексом, Рассказчик бродит по дому, но, как только герой Нортона отвечает на телефонный звонок, звуки любовных утех резко прекращаются.Изначально Тайлер Дёрден должен был в фильме рассказывать настоящий рецепт самодельной взрывчатки, как он это делает в книге. Но в интересах общественной безопасности решено было заменить рецепт на вымышленный.Фильм посвящён памяти Рэймонда Бонджованни – кинопродюсера, который первым обнаружил оригинальный роман «Бойцовский клуб», когда тот ещё даже не был закончен. До самой смерти Бонджованни прикладывал все усилия, чтобы дать старт проекту. В своём некрологе он сказал, что его последним желанием было превратить этот роман в фильм.Несмотря на шестое правило Бойцовского клуба, гласящее, что участники не должны носить футболки и обувь, Боб, герой Мита Лоафа, постоянно носит рубашку во время боёв. Это связано с тем, что на Лоафе был специальный костюм, делающий из него толстяка. Более того, чтобы жир на теле Боба смотрелся правдоподобно, этот костюм набивали птичьим кормом, который весил более 45 килограмм.Поскольку создатели не были уверены в том, что студия одобрит костюм Боба с выпирающими сосками, для съёмок были созданы две его версии: тот самый костюм с сосками и костюм без них.Во время съёмок в фильме «Шулера» (1998) Эдвард Нортон отказался курить сигареты в кадре, однако в «Бойцовском клубе» актёр на это согласился.В сцене, где Тайлер произносит вдохновляющую речь для членов Бойцовского клуба, он говорит: «Телевидение внушило нам веру в то, что мы станем миллионерами, богами кино и рок-звёздами». Когда Дёрден упоминает «рок-звёзд», он смотрит конкретно на персонажа Ангела, которого играет Джаред Лето. За год до выхода фильма Лето создал рок-группу «Thirty Seconds To Mars».Имена трёх детективов в фильме – детектив Эндрю, детектив Кевин и детектив Уокер. Эндрю Кевин Уокер был сценаристом другого фильма Дэвида Финчера «Семь» (1995), в котором также принимал участие Брэд Питт.Первоначально Дэвид Финчер хотел вставить секундный кадр с Тайлером Дёрденом во время демонстрации логотипа студии «20th Century Fox», но юридический отдел студии не разрешил ему это сделать. Затем Финчер попытался включить изображение уже во время демонстрации логотипа «Regency Enterprises», но президент компании Арнон Милчэн также не одобрил идею режиссёра.Для съёмок в фильме Эдварду Нортону, который до этого интенсивно набирал массу для роли в ленте «Американская история Икс» (1998), пришлось похудеть примерно на 9 килограмм. Нортон достиг этой формы, принимая витамины, бегая и просто отказываясь от питания на площадке.Во время съёмок первой сцены встречи группы поддержки, где Томас рассказывает о том, как его жена забеременела от другого мужчины, один человек из массовки настолько сильно оскорбился обсуждаемой темой, что покинул съёмочную площадку, отказавшись от зарплаты.На роль Марлы Сингер рассматривались Вайнона Райдер и Кортни Лав, но в итоге окончательный выбор стоял между Хеленой Бонем Картер и Риз Уизерспун. Дэвид Финчер хотел взять Бонем Картер, но студия, желая имя погромче, предпочитали Уизерспун. Всё решилось, когда Риз, посчитав роль «слишком мрачной», отказалась от неё, и партия Марлы отошла Хелене.Дэвид Финчер в интервью британскому журналу «Empire» сказал, что в каждом кадре фильма можно увидеть стаканчик Starbucks.Один из продюсеров картины Росс Грейсон Белл хотел взять Рассела Кроу на роль Тайлера Дёрдена. Однако эту идею отверг другой продюсер Арт Линсон, который считал, что наилучшей кандидатурой является Брэд Питт. Позже Белл признавался, что рад вмешательству Линсона, поскольку теперь он не представляет, кто мог бы сыграть Дёрдена лучше Питта.По словам Хелены Бонем Картер, свою роль она основывала на поздних этапах жизни актрисы и певицы Джуди Гарленд. Поэтому даже на съёмочной площадке Дэвид Финчер часто называл Хелену Джуди.Пещерная сцена, где Рассказчик встречает пингвина, была вдохновлена фильмом «Тайная жизнь Уолтера Митти» (1947) и была задумана режиссёром Дэвидом Финчером как предупреждение о том, насколько сюрреалистичным фильм будет дальше.Брэд Питт не был сильно заинтересован в работе над этой картиной, пока Дэвид Финчер не заглянул к Питту во время съёмок «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998), настаивая на том, чтобы они вдвоём пошли выпить пива. Именно за стаканом пива Финчер уговорил Питта прочесть сценарий «Бойцовского клуба».Во время съёмок ночных видов дома Тайлера в Сан-Педро свет гелиевых шариков, которые оператор картины Джефф Кроненвет разместил над зданием, привлёк внимание людей, принявших шарики за НЛО. В результате этого департамент шерифа города Ломита посетил съёмочную площадку, чтобы узнать, что происходит.Фраза «Первое правило бойцовского клуба: никому не рассказывать о бойцовском клубе» заняла 27-ую строчку в списке «Ста величайших фраз из кинофильмов» по версии журнала Premiere в 2007 году.После выхода фильма в США действительно появились несколько бойцовских клубов. В 2000 году был основан «Бойцовский клуб для джентльменов» в Менло-Парке, штата Калифорния, и в его состав входили представители индустрии высоких технологий.Телефонный номер Марлы Сингер (555-0134) совпадает с номером Тэдди из фильма Кристофера Нолана «Помни» (2000). Также этот номер фигурирует в фильмах «Шпионка Хэрриет» (1996), «Флирт со зверем» (2001) и «Тысячелетие» (1996).Перед съёмками гримёр Джули Пирс изучала бои UFC, чтобы понять какой грим наносить на героев, поскольку до этого она никогда не делала «реалистичный боевой грим».Съёмки картины продолжались 138 дней. Они включали более 300 сцен, которые были сняты в более, чем в 200 местах, и 72 сцены, которые были построены художником-постановщиком картины Алексом Макдауэллом.Сцена секса Тайлера и Марлы была снята при помощи технологии bullet-time, которая использовалась в фильме «Матрица» (1999). Вокруг кровати по кругу были установлены камеры, каждая из которых последовательно делала один снимок. После кадры вместе отредактировали с помощью компьютерной графики, благодаря тому, что во время съёмок Брэд Питт и Хелена Бонем Картер были одеты в костюмы захвата движения.Персонаж Эдварда Нортона никогда не называет своего настоящего имени. Считается, что его зовут Джек, поскольку в самом фильме Рассказчик использует фразы с этим именем. В подтверждение этого на DVD-версиях его действительно в титрах называют Джеком. Более того, Джеком его называет и сам Нортон в комментариях к DVD и как Джек он значился в оригинальном сценарии Джима Улса. Тем не менее, иногда в титрах демонстрируемых версий фильма Рассказчика звали Рупертом.Во время съёмок сцены секса Брэд Питт и Хелена Бонем Картер позировали в десяти различных позициях из Камасутры.Хелена Бонем Картер носила туфли на платформе, чтобы скрыть значительную разницу в росте между ней и Питтом с Нортоном.За участие в фильме Брэд Питт и Эдвард Нортон получил по 17,5 и 2,5 миллиона долларов соответственно.Фраза «Ты – это поющее и танцующее дерьмо этого мира» вдохновлена книгой «Так говорил Заратустра» немецкого философа Фридриха Ницше.Режиссёр Дэвид Финчер за время съёмок использовал около 1500 катушек плёнки, что более, чем в три раза превышает количество, требуемое для 120-минутного фильма.Некоторые из поддельных имён Рассказчика, которые он использует в группах помощи, были взяты из фильмов «Планета обезьян» (1968) (Корнелиус), «Король комедии» (1982) (Руперт) и «Таксист» (1976) (Трэвис).Почти каждый раз, когда Марла и Тайлер докуривают сигарету, они выбрасывают её, а не тушат.Когда Рассказчик пишет на работе хайку, на рабочем столе его компьютера открыт документ с именами членов съёмочной группы.Сцена, связанная с уничтожением корпоративного искусства, где огромный шар врезается в кофейню, была самой проблемной при съёмках фильма. Первоначально Дэвид Финчер хотел, чтобы шар был создан при помощи компьютерной графики, но супервайзер визуальных эффектов Кевин Тод Хауг убедил попробовать его снять это вживую. В итоге большая часть этой сцены была снята по-настоящему, а цифровыми сделали лишь незначительные эффекты.Когда Рассказчик избивает себя на глазах у босса и бросается на книжную полку, единственным названием книги, которую можно разглядеть, является «Злость убивает».Во время съёмок в жилом квартале города мужчина в одной из квартир был настолько взбешён шумом от производственного процесса, что бросил пивную бутылку в съёмочную команду. Она попала в оператора Джеффа Кроненвета, но не нанесла ему серьёзных повреждений. Тем не менее, вскоре после этого случая мужчину, бросившего бутылку, арестовали.До съёмок ленты Эдвард Нортон и Хелена Бонем Картер хотели посетить реальные группы поддержки для неизлечимо больных, но решили не делать этого, так как чувствовали, что это будет неуместно из-за сатирической природы фильма.Продюсеры рассматривали на роль Рассказчика Мэтта Дэймона и Шона Пенна, но Дэвид Финчер хотел отдать её Эдварду Нортону, игрой которого в «Народ против Ларри Флинта» (1996) он был очень впечатлён. В то же время Нортон мог принять участие в трёх других фильмах: «Талантливый мистер Рипли» (1999), «Человек на Луне» (1999) и «Вердикт за деньги» (2003). Более того, Нортон и Джим Керри настолько хорошо показали себя на прослушиваниях для роли Энди Кауфмана в «Человеке на Луне», что режиссёр Милош Форман сказал боссам «Universal», что он не может выбрать кого-то из них, и окончательный выбор стоит за студией. Они выбрали Керри, поскольку он был более кассовым актёром, чем Нортон. Сам же Эдвард в конечном счёте предпочёл «Бойцовский клуб». Главная роль в «Талантливом мистере Рипли» отошла Мэтту Дэймону, а «Вердикт за деньги» был отложен на неопределённый срок, пока его не возобновили уже с Джоном Кьюсаком в качестве ведущего актёра.В сцене, где герой Нортона пытается убедить Марлу покинуть город на автобусе, можно увидеть рекламные щиты кинотеатров, на которых представлены фильмы, где принимали участие ведущие актёры картины: «Семь лет в Тибете» (1997) (с участием Брэда Питта), «Народ против Ларри Флинта» (1996) (с участием Нортона) и «Крылья голубки» (1997) (с участием Хелены Бонем Картер).Шрифт, используемый для заголовка и логотипа фильма, называется «Борись с этим».В 2008 году журнал Empire поместил «Бойцовский клуб» на десятую строчку в списке «500 величайших фильмов всех времён».В сцене первой драки между главными героями присутствует коричневый автомобиль-универсал. Этот же универсал использовался в другом фильме Дэвида Финчера «Игра» (1997).До Дэвида Финчера снять ленту было предложено трём другим режиссёрам: Питеру Джексону, Брайану Сингеру и Дэнни Бойлу. Первоначальным выбором продюсеров картины Джошуа Донена и Росса Грейсона Белла был именно Джексон, так как они были впечатлены работой новозеландца над фильмами «Небесные создания» (1994) и «Страшилы» (1996). Но Питер, хотя и любил оригинальный роман Паланика, был слишком занят подготовкой к съёмкам «Властелина Колец: Братство Кольца» (2001). Следом выбор продюсеров пал на Сингера. Ему отправили книгу, но не получили ответа. Позже Сингер рассказал, что даже не прочёл её. Далее пост режиссёра предложили Бойлу, который встретился с продюсерами и даже прочитал роман, но в конечном итоге он решил сосредоточиться на съёмках фильма «На пляже» (2000). После всего этого Белл и Донен обратились к Финчеру. Они были впечатлены его работой над «Семь» (1995) и решили, что он может принести в проект нечто уникальное. Однако сам Финчер не горел желанием работать со студией «20th Century Fox» после своего негативного опыта в создании «Чужого 3» (1992). Поэтому была организована совместная встреча Белла, Донена, Финчера, президента компании «Fox 2000 Pictures» Лоры Зискин и главы «20th Century Fox» Билла Меканика, на которой отношения режиссёра со студией были восстановлены и его наняли для съёмок «Бойцовского клуба».Священника, которого в одном из эпизодов обливают из шланга в рамках домашнего задания, можно заметить в качестве участника бойцовского клуба во время драки Рассказчика с персонажем Джареда Лето.Изначально Дэвид Финчер хотел, чтобы музыку к фильму написала группа «Radiohead».Фильм входит в знаменитый список Стивена Шнайдера «1001 фильм, который вы должны посмотреть».Как и Тайлер Дёрден, в юности Дэвид Финчер работал киномехаником.Когда прогнозируемый бюджет ленты увеличился с 50 до 67 миллионов долларов вскоре после начала съёмок, исполнительный продюсер Арнон Милчэн приказал режиссёру Дэвиду Финчеру сократить бюджет как минимум на 5 миллионов долларов. Финчер отказался, заявив, что это повредит целостности фильма, в результате чего Милчэн отказался участвовать в производстве картины. Однако из-за того, что компания Милчэна, «Regency Enterprises», выделила из бюджета для съёмок 25 миллионов долларов, без участия Арнона съёмки не могли продолжаться. Руководитель студии «20th Century Fox» Билл Меканик попросил Милчэна вернуться и начал присылать ему ежедневные отчёты, рассказывающие о достоинствах ленты. После трёх недель просмотра «сырых» кадров с площадки Милчэн вернулся к производству и одобрил рост бюджета до 67 миллионов, увеличив инвестиции «Regency Enterprises» до 34 миллионов долларов.Обстановка квартиры Рассказчика была основана на квартире, в которой жил Дэвид Финчер, когда тот только переехал в Лос-Анджелес. Финчер решил обставить квартиру таким же образом, так как, по его словам, он всегда хотел её взорвать, пока жил в ней.Когда Рассказчик входит в дом до того, как увидит новостной репортаж о счастливом лице на здании, он несёт одну из папок «Проекта Разгром».После того, как Финчер закончил фильм, перед руководителями студии встал вопрос о дальнейшем рекламном продвижении картины. Финчер хотел создать уникальную маркетинговую кампанию, которая отображала бы поднимаемую в ленте тему анти-коммерциализации. Однако обеспокоенные возможной негативной реакцией на фильм руководители Fox отказались от идеи режиссёра. Вместо этого была запущена кампания, построенная на участии Брэда Питта в картине, а также на сосредоточении внимания на немногочисленных драках, которые на самом деле не играют значительной роли в самом фильме. Эта кампания была подвергнута резкой критике за то, что по ней создавалось впечатление, будто лента рассказывает в большей степени о мужчинах, избивающих друг друга, и к тому же полностью игнорирует комические и сатирические элементы повествования. Сам Финчер был особенно разгневан, когда увидел рекламу «Бойцовского клуба» во время показа боёв UFC и WWE.Сгоревшая машина, которую изучает Рассказчик, - это Lincoln Town Car 1990 года. Это также тот же самый автомобиль, который герой Нортона и Тайлер разбили позже в фильме.В ленте Тайлер Дёрден говорит, что может вставить в семейный фильм кадр с мужским половым органом. В конце «Бойцовского клуба» действительно присутствует такой кадр.Последний кадр разрушающихся зданий был создан мастером по спецэффектам Ричардом Бэйли, который работал над этим более 14 месяцев. По словам Дэвида Финчера, в этом кадре почти 4 миллиона отдельно анимированных цифровых элементов.
Отзывы