Двое бывших влюблённых встречаются в Касабланке, находящейся под контролем вишистской Франции. Он – циничный делец вне политики. Она – жена одного из лидеров Сопротивления. Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в легендарной мелодраме Майкла Кёртица, получившей три премии «Оскар» и вечное мировое признание.
1941 год. Американский эмигрант Рик живёт в Касабланке так, будто война его не касается. Он владеет ночным клубом, где могут пересечься гитлеровцы, коллаборационисты и антифашисты. А однажды его заведение навещает прекрасная Ильза, когда-то разбившая ему сердце. У них был незабываемый роман в Париже как раз накануне прихода немцев. Влюблённые договорились уехать вдвоём, но вместо этого Ильза просто исчезла из жизни Рика. И вот теперь ей нужна его помощь. За её мужем-героем охотятся нацисты, и только Рик способен организовать побег. Смотреть великую классику о любви, долге и выборе «Касабланка» можно онлайн.
Страны | США |
---|---|
Жанр | Драмы, Мелодрамы, Военные |
Премьера в мире | 26 ноября 1942 |
Время | 1 ч. 42 мин. |
Режиссёры | Майкл Кёртиц |
---|---|
Продюсеры | Хэл Б. Уоллис, Джек Л. Уорнер |
Актёры | Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд, Клод Рейнс, Конрад Фейдт, Сидни Гринстрит, Петер Лорре, Ш.З. Шакалль, Мадлен ЛеБо, Дули Уилсон |
Сценаристы | Джулиус Дж. Эпштейн, Филип Дж. Эпштейн, Мюррэй Барнетт, Джоан Элисон |
Операторы | Артур Идисон |
Композиторы | Макс Штайнер |
Действие фильма происходит в 1942 году. Вторая мировая война в самом разгаре. Из оккупированной нацистами Франции регулярно мигрируют десятки беженцев, пытающихся найти счастье на другой земле. Путь к спасению изнурителен: из Парижа в Марсель, оттуда по Средиземному морю в город-порт Оран, что в Алжире, а дальше поездом либо автомобилем до Касабланки – центра французского Марокко, где действует коллаборационистский режим Виши. Из Касабланки при наличии выездной визы можно переправиться до нейтрального Лиссабона, после чего открыта дорога в Новый Свет. Визы становятся самым ценным товаром на марокканском черном рынке, ими приторговывают продажные полицейские и жулики всех мастей. Касабланка в целом – прибежище самых темных личностей, от уличных охотников за кошельками до видных офицеров Третьего Рейха. И вся эта публика традиционно собирается в американском кафе «У Рика» – местной достопримечательности, владелец которой в городе очень известен.
В Касабланку прибывает майор нацистов Генрих Штрассер. Он объявляет встречающему префекту полиции капитану Луи Рено цель своего приезда: задержать убийцу двух немецких курьеров, завладевшего проездными документами. Рено уверяет высокого иностранного гостя, что у него всё под контролем, и преступник будет задержан вечером в кафе «У Рика». В ночном заведении жизнь бьет ключом: играет музыка, льется шампанское, крутится рулетка, и ведутся торги самым разнообразным товаром. Представлен марокканский бомонд вперемежку с мелкими жуликами, один из которых по имени Угарте – тот самый убийца курьеров, желающий срочно поговорить с хозяином заведения. Им оказывается весьма циничный мужчина средних лет, на чьем лице отродясь не гостила улыбка. Рику Блейну ничего не стоит выставить из собственного кабинета любого гостя, пусть даже им оказывается высокопоставленный немецкий банкир. Хозяин принципиально не пьет со своими посетителями и вообще относится к ним потребительски, прекрасно понимая, что нужен им гораздо больше, чем те – ему. Жулик Угарте – не исключение. Вороватый субъект рассчитывает выручить крупную сумму за присвоенные документы, но очень боится за свою жизнь, а потому просит Рика придержать визы у себя, поясняя свою логику: раз хозяин презирает его, то не обманет.
После великолепного соло на фортепиано чернокожего музыканта Сэма к Рику обращается его конкурент – владелец клуба «Голубой попугай» синьор Феррари. Напыщенный господин сперва предлагает купить кафе Рика, а услышав принципиальный отказ, хочет переманить хотя бы Сэма. Спросив самого пианиста и поняв, что тот очень неплохо зарабатывает и у Рика, Феррари удаляется ни с чем. Подвыпившая девушка Ивонна в расстроенных чувствах обманутой любовницы пытается устроить сцену Рику, но владелец кафе тактично подхватывает недовольную особу под локоть и лично выпроваживает. Эту картину наблюдает продажный капитан Рено, который глядя на пролетающий прямо над их головами самолет, спрашивает у Рика, почему бы тому не вернуться в Америку, на что получает уклончивый ответ. В этот момент испуганный крупье сообщает хозяину, что в кассе не хватает наличности чтобы расплатиться за выигрыш. Рик успокаивает подчиненного и направляется вместе с Рено к себе в кабинет, чтобы заглянуть в сейф.
Капитан «по большому секрету» сообщает Рику, что в Касабланку прибыл Виктор Лазло – лидер чехословацкого сопротивления нацистам, беглец из концлагеря, человек-легенда, который готов вывалить огромную сумму любому, кто снабдит его и его спутницу выездной визой. Рено добавляет, что Лазло ни в коем случае не должен добраться до Америки, и майор Штрассер прибыл специально, чтобы не допустить этого. Тем временем прибывает полиция, и Рено, красуясь перед немецким офицером, организовывает задержание Угарте. Преступник пытается скрыться, открывает огонь, но вмешавшийся Рик быстро разряжает ситуацию, отказывая Угарте в помощи. Добавляя при этом свою коронную фразу: «Нет человека, ради которого я бы подставил шею». Рика приглашает за столик майор Штрассер и пытается тактично «прощупать» владельца кафе. Нацистам известны любопытные детали биографии урожденного Ричарда Блейна, в частности контрабанда оружия в Эфиопию и участие в испанской Гражданской войне против режима Франко. Рик спокойно выдерживает психологический прессинг и ненадолго смущается лишь при упоминании о Париже. Он дает понять Штрассеру, что не испытывает никаких симпатий к Виктору Лазло и не собирается помогать ему, что явно успокаивает нациста.
Виктор Лазло собственной персоной в сопровождении очень красивой женщины заходит в кафе и занимает столик. Спутницу Виктора узнает пианист Сэм и переменяется в лице. За столик к вновь прибывшим подсаживается капитан Рено и весьма лестно отзывается о владельце кафе. Следом подходит и Штрассер, после чего следует весьма натянутое приветствие и напоминание Виктору явится в префектуру завтрашним утром. Спутница Лазло – Ильза Лунд – очень за него боится, но тот успокаивает свою спутницу. В ходе беседы со связным сопротивления Виктор узнает, что Угарте задержан, а документы потеряны. К Виктору снова подходит Рено, а вернувшийся за свой стул музыкант Сэм неожиданно застает Ильзу. Женщина приветливо обращается к старому знакомому и расспрашивает его о Рике. Сэм довольно неумело врет и, разоблаченный, просит оставить его хозяина в покое. Ильза просит сыграть «Как уходит время», Сэм долго отнекивается, но в конце концов уступает.
Неожиданно в зал возвращается Рик и раздраженно напоминает Сэму о том, что тот никогда больше не должен играть эту песню. Все поняв, Рик находит за столиком Ильзу и довольно сухо ее приветствует. К столику подходят Лазло с Рено, и все четверо присаживаются, чтобы выпить. Капитан не может не отметить разительную перемену с «непрошибаемым» прежде Риком: тот не только решился выпить со своими гостями, но еще и сам оплатил счет. Беседа скоро заканчивается, Виктор объявляет, что им с Ильзой пора. Рено провожает их и объявляет, что будет ждать с утра в префектуре.
Глубокой ночью, уже после закрытия своего заведения, Рик в одиночестве опустошает бутылку бурбона и предается невеселым размышлениям. Собирающийся уходить Сэм как может пытается растормошить шефа, а когда ему это не удается, вызывается составить компанию. Опрокинув очередной бокал, Рик просит сыграть всё ту же композицию «Как уходит время», обещая Сэму и самому себе, что выдержит наплыв воспоминаний…
В образах Рика еще мирный Париж, соединивший их с Ильзой. Они проводили чудесное время, нежно любили друг друга и были совершенно счастливы. Рик почти ничего не знал о прошлом своей возлюбленной, а она советовала ему наслаждаться сегодняшним днем. После объявления о приближении фашистских оккупантов, Рик понимает, что ему необходимо срочно бежать из Парижа. Он надеется, что Ильза отправится с ним, они поженятся и всегда будут вместе. Девушка не без некоторых колебаний обещает проследовать с любимым, но в день отъезда, под сильнейший ливень Рик получает от нее покаянное письмо. Ильза ничего не объясняет, просит лишь простить ее и клянется в вечной любви. Таким вышло расставание, оставившее на сердце незаживающую рану, которая превратила мужчину в бесстрастного мизантропа...
Как и предполагал Рик, Ильза вернулась в его кафе, но уже без Виктора. Она пытается объясниться, говоря о некоем «возвышенном человеке», но изрядно вышивший Рик лишь отвечает ей саркастичными подколками. В слезах Ильза бросается прочь.
На следующее утро, Виктор с Ильзой прибывают в префектуру, где ухмыляющийся капитан Рено сообщаем им, что Угарте мертв, а проездные письма утеряны. Появившийся майор Штрассер пытается шантажировать Лазло, требуя назвать имена и явки других лидеров сопротивления в обмен на выезд из Касабланки. Виктор отвечает категорическим отказом, и разговор на этом оканчивается.
В кафе Рика люди Рено проводят обыск, а сам хозяин навещает конкурента Феррари – владельца клуба «Голубой попугай». Феррари намекает Рику, что готов заплатить огромную сумму за проездные документы, тот обещает подумать. На выходе Рик сталкивается с Виктором и, оставив того общаться с Феррари, направляется к Ильзе. В этот раз уже Рик пытается вызвать ее на откровенный разговор, но она, обиженная на нынешний облик экс-любовника, лишь бросает ему, что Виктор – ее муж. И был им во время парижского романа. Синьор Феррари, будучи монополистом на черном рынке, не считает для себя выгодным помогать Лазло в получении визы, но готов обеспечить ее Ильзе. Женщина отказывается от этого варианта, озвучивает его Феррари, на что воротила отвечает, что их единственный шанс – транзитные письма, а их местонахождение известно Рику.
Очередной вечер в кафе «У Рика». Штрассер с Рено обсуждают опасность Лазло, а к Рику обращается за помощью молоденькая девушка из Болгарии, чей муж надеется выиграть в рулетку, чтобы купить визы. Поначалу Рик не выказывает никакого интереса к чужим проблемам, после чего уходит общаться с подошедшим Лазло. Виктор предлагает любые деньги за документы, но Рик упорно не желает сделки, а о причинах советует спросить у жены. Эта сцена заставляет Рика что-то в себе пересмотреть, и он на правах хозяина казино обеспечивает мужу болгарки крупный выигрыш. В это время страсти начинают накаляться. Звучит немецкий марш, которым дирижирует Штрассер. Рассерженный Лазло велит оркестру играть «Марсельезу», что, с благословения Рика, и происходит. Публика кафе активно подхватывает исполнение французского гимна, а немцам приходится с позором удалиться. Мстительный Штрассер отдает приказ Рено закрыть кафе, и тот вынужден подчиниться.
Виктор собирается идти на собрание сепаратистов, но перед уходом он спрашивает супругу, было ли ей одиноко в Париже, когда он томился в концлагере. Ильза как может успокаивает Виктора, и тот уходит. Проводив мужа, она сама идет просить у Рика письма. В ход идут любые доводы, женщина пытается достучаться до совести, наконец угрожает Блейну пистолетом. На Рика всё это не производит впечатления, он готов даже умереть, поскольку вкус к жизни давно потерян. Ильза не выдерживает напряжения, и вся в слезах признается Рику в любви. Она рассказывает ему правду о Париже, почему вынуждена была бросить любимого, поскольку узнала, что Виктор не погиб в концлагере, а оказался жив и тяжело ранен. Объяснение заставляет Рика передумать, он готов отдать письма Лазло, но при условии, что Ильза останется с ним.
Пока идет разговор, в кафе Рика оказывается Виктор, спасающийся от полицейского преследования. Ласло заявляет хозяину заведению, что ему все известно про роман с Ильзой, но он готов простить – за документы. Появляется полиция и арестовывает-таки Виктора. Рик придумывает хитроумный план, и на следующее утро придя к Рено, он советует ему отпустить Лазло, чтобы чуть позже взять его на серьезном преступлении: убийстве Угарте с целью присвоения писем. Сам Рик намеревается воспользоваться ими, чтобы покинуть Касабланку вместе с Ильзой. Рено соглашается на этот расклад, но перед самым вылетом самолета в Лиссабон неожиданно арестовывает Виктора. Рику приходится брать старого приятеля на мушку пистолета и потребовать отпустить Лазло. Рик заставляет Рено отдать приказ не препятствовать вылету, не зная, что на самом деле капитан позвонил Штрассеру.
Происходит прощание. Сбитая с толку Ильза думает, что полетит с Риком, но тот говорит, что ее место рядом с Виктором и его борьбой, а у них «всегда будет Париж». Лазло прощается с Блейном и сердечно благодарит. Подъехавший Штрассер пытается помешать вылету, начинает звонить в диспетчерскую и внезапно падает, сраженный выстрелом Рика. Вместо ареста Рено вновь принимает его сторону и пускает полицию по ложному следу, избавляя от преследования. Самолет отрывается от земли и уносится в небо. Провожая его взглядом, Рик с улыбкой замечает Рено, что «это может стать началом прекрасной дружбы».
Отзывы