В кино существует не столь много картин, которые подобно тихой реке в прекрасный день могут полностью сконцентрировать на себе все внимание зрителя. Расположив его перед экраном, будто на нежном зеленом покрове в окружении щебетания птиц и звуков природы, полностью расслабленным и в то же время максимально сосредоточенным над происходящим на экране. Казалось бы, при чем здесь Стивен Кинг и его творчество? Ведь не раз к нему обращались с вопросом по поводу его темных произведений, наполненных мрачными и жуткими историями, написанными под вдохновением самого именитого гения ужаса. Почему бы вам не написать что-то наподобие данного фильма? Ответ мог поставить любого в удивительное положение тогда, но уже при всей известности и культовости картины явно, не сейчас. Кино, которое спустя два десятка лет держится в первой десятке самых значимых кинолент за все время. Кино, которое заслужило там быть. Кино, которое наполнено жизнью.
"Страх – это кандалы, надежда – это свобода" – никак лучше описывает всю картину целиком. А помимо этого, авторы еще не раз удивят зрителя сильной и глубокой цитатой, которая украсит не только повествование, но и раскроет каждого из героев с новой или неожиданной стороны. Френк Дарабонт настолько проникся, казалось бы, наипростейшей историей из сборника, что соткал из тысячи совершенно разных нитей – неповторимое полотно, наполненное множеством подтекста и ярких красок. Даже не смотря на кассовый провал, фильм выстрелил на ДВД и собрал вокруг себя миллионы фанатов, почитающих и любящих данное кино и сегодня. "Крестный отец", "Властелин колец", "Звездные войны" и другие тоже могут похвастаться данным примером, скажете вы? И будете правы. Если бы не одно но. Фильм в первую очередь ставит во главе рассказа самого обычного человека, оказавшегося в безвыходном, на первый взгляд, именно состоянии наедине только с самим собой. Его ведет лишь сильная свобода духа, помноженная на невероятную любовь к свободе. Что во главе с потрясающей режиссурой делает фильм поистине уникальным и в то же время невероятно простым.
Сюжет выстраивается вокруг банковского служащего Энди Дюфрейна (Тим Роббинс). Он оказывается несправедливо обвиненным в двойном убийстве, жены и любовника, и приговаривается к пожизненному заключению в самой строгой тюрьме Шоушенк. Здесь нет лучика света, нет будущего, нет надежды. Попавший в совершенно чуждую и враждебную обстановку "любой" человек начинает меняться независимо от обстоятельств и окружения. Сломать человека – негласный закон данной тюрьмы, а тюремные надзиратели чуть ли не с удовольствием его соблюдают. Здесь не исправляют, здесь только заставляют страдать. И все это с благословения начальника тюрьмы, почитающего лишь библию и строгий свод правил. Между тем, мы подошли к еще одному герою этой истории – Рэду, уже не один десяток лет сидящему по справедливому обвинению в страшном убийстве. Но который между тем излучает некую доброту и порядочность, что бывает весьма редко для данного места. У Френка было множество кандидатов, но сегодня очень трудно представить иного Моргана Фримана в данной роли. Шутки ради авторы даже оставили ирландское происхождение персонажа, которое было изящно и с ноткой юмора обыграно всего парой слов от Моргана в контексте оригинального произведения. И это вышло весьма иронично. Так вот, Рэд – это своего рода игла повествования, через которую проходит каждая нить истории. Именно он является негласным автором, с которым зритель проведет все время просмотра, внимательно вслушиваясь в каждое сказанное им слово в кадре и за ним. Его монологи о событиях – это каждый раз выверенная порция рассудительных фраз, побуждающих зрителя к тщательным раздумьям. В то время как герой Тима будет путеводной звездой данного фильма. И они оба будут лишь незримо дополнять друг друга.
Изумительный дуэт Моргана Фримена и Тима Роббинса заставит зрителя изрядно растеряться, до конца так и не поняв, кто из них главный герой. Режиссер настырно на протяжении всего фильма будет играть с этим чувством, рассказывая от имени Рэда всю происходящую историю. Между тем, крайне филигранно сосредоточившись на проблемах обоих в равных количествах, но в крайне необычных тонах. Судьба Рэда по ходу просмотра заинтересует зрителя чуть ли не больше судьбы Энди. Ведь нам с ним предстоит пройти путь от явно не совсем раскаивавшегося персонажа до полностью осознавшего содеянное героя, не оправдывающегося, но от всего сердца сожалеющего, и идущего лишь только вперед. Ведь ты занимаешься либо смертью, либо жизнью. И лишь понимание этого поведет Рэда в свое новое будущее. Развитие его как персонажа проходит сквозь запутанные дебри пройденного этапа жизни в тюрьме через новообретенное чувство надежды, подаренное ему самым необычным человеком в его жизни. Человеком, которого он смог назвать своим другом. Что же до остального актерского состава, то они все отыгрывают с полной самоотдачей и рвением. Мы ненавидим отрицательных персонажей, когда они мерзкие негодяи. Но щелк, и мы даже проникаемся их добродушием и щедростью, словно плохого и не было, но лишь на очень короткое время. Мы привязываемся к некоторым персонажам не менее сильно, чем к Энди и Рэду, и с огромным сожалением наблюдаем за их трагической судьбой, желая повернуть время вспять для них. Но это, увы, невозможно. Ведь потерявший надежду, навсегда теряет и самого себя.
Фильм буквально пропитан множеством философского подтекста и глубоких мыслей. Дарабонт по ходу повествования поднял огромную кладезь вопросов, но с этим каждый раз органично подготавливая зрителя для их приема. Давая время не только поразмыслить над сказанным и увиденным, но и сполна на то, чтобы все это переварить. Основной акцент же картины строится, прежде всего, на надежде и на том, как ее можно сохранить, утратить и приобрести. Что очень отчетливо демонстрируется на трех персонажах фильма, через которых раскроют множество граней этого чувства и того на что способен человек в этих случаях. Каждый из них переживет свою драму. В случаи Энди это непосредственно нерушимая опора, черпающая свои силы из надежды, любой надежды на что угодно. Через поступки, через разговоры, через взгляд героя зрителю представиться возможность почувствовать какую-то особую веру, которую он несет в себе с самого начала вот уже долгие годы своего заключения в одной из самых строгих тюрем. Тим Роббинс в этой роли получился не то, что достоверным, скорее настоящим, неподдельным и чарующим, не смотря на довольно простоватый и во многом наивный показной характер своего героя. Но постепенно раскрывая все с большей стороны его гениальный склад ума и щепетильный подход ко всему, за что он берется. Операторская работа вместе с закадровым голосом при этом работают с огромным великолепием, создавая безупречный кадр на протяжении всего фильма и искусно подчеркивая особую важность принимаемых нами решений и поступков. Вот и Энди не боится совершать немыслимые для других поступки, и это не ради какой-то для себя выгоды, а лишь для того, чтобы хоть на один миг почувствовать себя свободным во всех смыслах человеком. Занимаясь самой обычной работой, попивая пиво на крыше, читая интересные для себя книги в спокойной обстановке или же просто слушая душевную музыку вместе со всеми. Даже если за это приходится платить. Этим он и подкупает окружающих, как и своего зрителя. Его персонаж дает понять, что нет ничего на свете сильнее простой надежды.
"Побег из Шоушенка" – это во всех смыслах кино на все времена. Забавно, что наша локализация в названии утратила немалую суть основы произведения. Очевидно выдав финальный исход всего действа зрителю, который со словом Искупление получил бы гораздо больше впечатлений и раздумий от сюжета картины. По сути, освобождение Энди является чем-то метафорическим в своем понимании. Нет, нам непременно важен его побег, но по ходу повествования мы найдем лишь мельчайшие зацепки к этому шагу, как, впрочем, и основательную подготовку к нему. Ведь все основное внимание будет приковано к человеческим судьбам данного заведения, в котором нашлась своя частичка света, осветившая пустоту и мрак в сердцах ее жителей обычной надеждой.
9
,2
1994, США, Драмы
136 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В кино существует не столь много картин, которые подобно тихой реке в прекрасный день могут полностью сконцентрировать на себе все внимание зрителя. Расположив его перед экраном, будто на нежном зеленом покрове в окружении щебетания птиц и звуков природы, полностью расслабленным и в то же время максимально сосредоточенным над происходящим на экране. Казалось бы, при чем здесь Стивен Кинг и его творчество? Ведь не раз к нему обращались с вопросом по поводу его темных произведений, наполненных мрачными и жуткими историями, написанными под вдохновением самого именитого гения ужаса. Почему бы вам не написать что-то наподобие данного фильма? Ответ мог поставить любого в удивительное положение тогда, но уже при всей известности и культовости картины явно, не сейчас. Кино, которое спустя два десятка лет держится в первой десятке самых значимых кинолент за все время. Кино, которое заслужило там быть. Кино, которое наполнено жизнью. "Страх – это кандалы, надежда – это свобода" – никак лучше описывает всю картину целиком. А помимо этого, авторы еще не раз удивят зрителя сильной и глубокой цитатой, которая украсит не только повествование, но и раскроет каждого из героев с новой или неожиданной стороны. Френк Дарабонт настолько проникся, казалось бы, наипростейшей историей из сборника, что соткал из тысячи совершенно разных нитей – неповторимое полотно, наполненное множеством подтекста и ярких красок. Даже не смотря на кассовый провал, фильм выстрелил на ДВД и собрал вокруг себя миллионы фанатов, почитающих и любящих данное кино и сегодня. "Крестный отец", "Властелин колец", "Звездные войны" и другие тоже могут похвастаться данным примером, скажете вы? И будете правы. Если бы не одно но. Фильм в первую очередь ставит во главе рассказа самого обычного человека, оказавшегося в безвыходном, на первый взгляд, именно состоянии наедине только с самим собой. Его ведет лишь сильная свобода духа, помноженная на невероятную любовь к свободе. Что во главе с потрясающей режиссурой делает фильм поистине уникальным и в то же время невероятно простым. Сюжет выстраивается вокруг банковского служащего Энди Дюфрейна (Тим Роббинс). Он оказывается несправедливо обвиненным в двойном убийстве, жены и любовника, и приговаривается к пожизненному заключению в самой строгой тюрьме Шоушенк. Здесь нет лучика света, нет будущего, нет надежды. Попавший в совершенно чуждую и враждебную обстановку "любой" человек начинает меняться независимо от обстоятельств и окружения. Сломать человека – негласный закон данной тюрьмы, а тюремные надзиратели чуть ли не с удовольствием его соблюдают. Здесь не исправляют, здесь только заставляют страдать. И все это с благословения начальника тюрьмы, почитающего лишь библию и строгий свод правил. Между тем, мы подошли к еще одному герою этой истории – Рэду, уже не один десяток лет сидящему по справедливому обвинению в страшном убийстве. Но который между тем излучает некую доброту и порядочность, что бывает весьма редко для данного места. У Френка было множество кандидатов, но сегодня очень трудно представить иного Моргана Фримана в данной роли. Шутки ради авторы даже оставили ирландское происхождение персонажа, которое было изящно и с ноткой юмора обыграно всего парой слов от Моргана в контексте оригинального произведения. И это вышло весьма иронично. Так вот, Рэд – это своего рода игла повествования, через которую проходит каждая нить истории. Именно он является негласным автором, с которым зритель проведет все время просмотра, внимательно вслушиваясь в каждое сказанное им слово в кадре и за ним. Его монологи о событиях – это каждый раз выверенная порция рассудительных фраз, побуждающих зрителя к тщательным раздумьям. В то время как герой Тима будет путеводной звездой данного фильма. И они оба будут лишь незримо дополнять друг друга. Изумительный дуэт Моргана Фримена и Тима Роббинса заставит зрителя изрядно растеряться, до конца так и не поняв, кто из них главный герой. Режиссер настырно на протяжении всего фильма будет играть с этим чувством, рассказывая от имени Рэда всю происходящую историю. Между тем, крайне филигранно сосредоточившись на проблемах обоих в равных количествах, но в крайне необычных тонах. Судьба Рэда по ходу просмотра заинтересует зрителя чуть ли не больше судьбы Энди. Ведь нам с ним предстоит пройти путь от явно не совсем раскаивавшегося персонажа до полностью осознавшего содеянное героя, не оправдывающегося, но от всего сердца сожалеющего, и идущего лишь только вперед. Ведь ты занимаешься либо смертью, либо жизнью. И лишь понимание этого поведет Рэда в свое новое будущее. Развитие его как персонажа проходит сквозь запутанные дебри пройденного этапа жизни в тюрьме через новообретенное чувство надежды, подаренное ему самым необычным человеком в его жизни. Человеком, которого он смог назвать своим другом. Что же до остального актерского состава, то они все отыгрывают с полной самоотдачей и рвением. Мы ненавидим отрицательных персонажей, когда они мерзкие негодяи. Но щелк, и мы даже проникаемся их добродушием и щедростью, словно плохого и не было, но лишь на очень короткое время. Мы привязываемся к некоторым персонажам не менее сильно, чем к Энди и Рэду, и с огромным сожалением наблюдаем за их трагической судьбой, желая повернуть время вспять для них. Но это, увы, невозможно. Ведь потерявший надежду, навсегда теряет и самого себя. Фильм буквально пропитан множеством философского подтекста и глубоких мыслей. Дарабонт по ходу повествования поднял огромную кладезь вопросов, но с этим каждый раз органично подготавливая зрителя для их приема. Давая время не только поразмыслить над сказанным и увиденным, но и сполна на то, чтобы все это переварить. Основной акцент же картины строится, прежде всего, на надежде и на том, как ее можно сохранить, утратить и приобрести. Что очень отчетливо демонстрируется на трех персонажах фильма, через которых раскроют множество граней этого чувства и того на что способен человек в этих случаях. Каждый из них переживет свою драму. В случаи Энди это непосредственно нерушимая опора, черпающая свои силы из надежды, любой надежды на что угодно. Через поступки, через разговоры, через взгляд героя зрителю представиться возможность почувствовать какую-то особую веру, которую он несет в себе с самого начала вот уже долгие годы своего заключения в одной из самых строгих тюрем. Тим Роббинс в этой роли получился не то, что достоверным, скорее настоящим, неподдельным и чарующим, не смотря на довольно простоватый и во многом наивный показной характер своего героя. Но постепенно раскрывая все с большей стороны его гениальный склад ума и щепетильный подход ко всему, за что он берется. Операторская работа вместе с закадровым голосом при этом работают с огромным великолепием, создавая безупречный кадр на протяжении всего фильма и искусно подчеркивая особую важность принимаемых нами решений и поступков. Вот и Энди не боится совершать немыслимые для других поступки, и это не ради какой-то для себя выгоды, а лишь для того, чтобы хоть на один миг почувствовать себя свободным во всех смыслах человеком. Занимаясь самой обычной работой, попивая пиво на крыше, читая интересные для себя книги в спокойной обстановке или же просто слушая душевную музыку вместе со всеми. Даже если за это приходится платить. Этим он и подкупает окружающих, как и своего зрителя. Его персонаж дает понять, что нет ничего на свете сильнее простой надежды. "Побег из Шоушенка" – это во всех смыслах кино на все времена. Забавно, что наша локализация в названии утратила немалую суть основы произведения. Очевидно выдав финальный исход всего действа зрителю, который со словом Искупление получил бы гораздо больше впечатлений и раздумий от сюжета картины. По сути, освобождение Энди является чем-то метафорическим в своем понимании. Нет, нам непременно важен его побег, но по ходу повествования мы найдем лишь мельчайшие зацепки к этому шагу, как, впрочем, и основательную подготовку к нему. Ведь все основное внимание будет приковано к человеческим судьбам данного заведения, в котором нашлась своя частичка света, осветившая пустоту и мрак в сердцах ее жителей обычной надеждой.