о времени событий фильма "Темный рыцарь" прошло несколько лет. Как мы помним, в предыдущем фильме миллионер Брюс Уэйн, периодически являющийся миру Готэм-сити под именем Бэтмен, взял на себя вину совершенно сбрендившего Белого рыцаря Харви Дента, после чего Уэйн вместе с полицейским лейтенантом Гордоном поведали миру о великом "подвиге", совершенном Дентом, — ну, просто чтобы у жителей оставались хоть какие-то иллюзии.
Тем не менее досбрендившая работа Дента на поприще помощника окружного прокурора принесла свои плоды: мафия обезглавлена, тысячи преступников сидят в тюрьме без права пересмотра дела и на улицах Готэма наконец-то стало спокойно.
В новом фильме Уэйн больше не натягивает на себя маску Бэтмена — он удалился на покой. Городу уже не нужен Бэтмен, тем более что репутация Бэтмена заметно подмочена, так что Уэйн сидит затворником и, как говорят, не стрижет волосы и ногти, а также писает в баночки. Почему в баночки? Ну, должно же у него быть какое-то развлечение.
Впрочем, развлечение ему устроят. Сначала в дом Уэйна пробралась ловкая и циничная аферистка Селина (Энн Хатауэй), которая похитила ожерелье матери Уэйна и заодно отпечатки пальчиков Брюса.
Селина выполняет задание одного мерзкого богатея Даггетта (Бен Мендельсон): тот подбивает клинья под главного инвестора фирмы "Уэйн энтерпрайзес" — крайне состоятельную даму по имени Миранда Тейт (Марион Котийяр). На Даггетта также работает очень страшный человек по имени Бэйн (Том Харди) — мужик огромных размеров, который все время ходит с устрашающей железной маской на лице. Бэйн в подземной канализации Готэма создает целую армию, цели которой поначалу неясны.
Но через некоторое время все выяснится: Готэму станет угрожать жуткая опасность и Уэйну придется снова примерить костюм Бэтмена, хотя на этот раз ему будет очень сложно справиться с силами, которые ему противостоят.
***
Это третья часть новейшей истории о приключениях Темного рыцаря — Брюса Уэйна. Первая часть, "Бэтмен: начало", которая являлась приквелом к знаменитой истории о приключениях человека-летучей мыши, была крайне интересной. Нолан в приквеле почти полностью отошел от комиксоидной составляющей и сделал довольно глубокий и впечатляющий фильм о миллионере, который в детстве потерял своих родителей, прошел через различные испытания и в конце концов пришел к выводу о том, что он должен стать Темным рыцарем — существом, которое защищает порядок в Готэм-сити так, как считает нужным, и при этом не подчиняется никому — у него хватит на это денег и он сможет себе это позволить.
Вторая часть — "Темный рыцарь" — рассказывала не столько о Бэтмене, сколько о противостоянии Белого рыцаря Харви Дента с отморозком-психопатом Джокером. Вот тут было значительно больше комикса как такового и немало очень эффектных сцен. Бэтмен во второй картине заметно ушел на второй план, а на первом плане воцарился Джокер в не просто классном, а каком-то совершенно потрясающем исполнении Хита Леджера, в результате чего мировой кинематограф обогатился одним из самых харизматичных и необычных злодеев. Ну и Экхарт был очень хорош в роли Дента. Фильм, безусловно, удался, хотя, на мой взгляд, вряд ли стоил таких восторгов публики (если не считать роли Джокера) — он до сих пор стоит на восьмом месте в списке Top 250 фильмов сайта IMDB.
Сборы у первого фильма трилогии были, скажем так, приличные, но не ахти — скорее сработали восторги публики и критики. Второй же фильм при бюджете в $185 млн собрал миллиард, стал самым кассовым фильмом 2008 года, и всем сразу было понятно, что Нолан может снимать еще штук пять продолжений, пока перезапуск франшизы не выродится окончательно.
Так что третья часть не заставила себя ждать. Впрочем, Нолан, как обычно, в перерыве между сиквелом и триквелом снял еще один фильм — отличный фантастический боевик "Начало" (перед "Темным рыцарем" Нолан сделал великолепную драму "Престиж"), и вот теперь на экраны наконец-то вышел фильм "Темный рыцарь: Возрождение легенды".
Кстати, многие критики в рецензиях и статьях почему-то пишут фразу "заключительная часть трилогии о Бэтмене". Интересно, с чего они это взяли? Нолан, правда, где-то в интервью говорил, что продолжение снимать не планирует, но сколько режиссеров так зарекались, а кроме того, в фильме прямо содержатся указания на то, что через некоторое время появится и четвертая часть — о Бэтмене и Робине, благо Робина в третьем фильме уже заботливо взрастили. (Где-то гуляли слухи, что Кристиан Бэйл запретил вставлять Робина в картины, где он играет Бэтмена, потому что Бэйл в свое время пробовался на роль Робина, но ему предпочли Криса О'Доннелла, — так вот, это полная чушь.)
С подбором актеров к третьему фильму были определенные тонкости, однако в большинстве своем предпочтения Нолана были определены изначально. Главного злодея нового фильма — великана Бэйна — сразу было предложено сыграть Тому Харди. При этом одни критики писали, что Нолан предложил Харди эту роль под впечатлением исполнения Томом роли одного из самых известных преступников Великобритании Чарльза Бронсона в фильме "Бронсон". Однако Нолан, по его словам, этот фильм не видел. Другие критики писали, что Нолан был впечатлен работой Тома Харди в фильме "Рок-н-рольщик", где у того была очень и очень эпизодическая роль (Handsome Bob). На самом же деле Харди уже снимался у Нолана в "Начале", где были также еще и Джозеф Гордон-Левитт (детектив Блейк в триквеле), Майкл Кейн (неизменный Альфред), Марион Котийяр (Миранда Тейт в триквеле) и Киллиан Мерфи — он играл роли во всех трех фильмах Нолана о Бэтмене, при этом был одним из главных претендентов на роль Джокера, хотя Нолан в конце концов предпочел ему Хита Леджера.
Харди, кстати, тяжеловато пришлось со своими скромными (для данного случая) 180 сантиметрами роста рядом с такими гигантами, как Кристиан Бэйл (183 см), Майкл Кейн (188 см) и Морган Фримен (188 см). А ведь Бэйн по сюжету — фактически великан и должен смотреться выше всех остальных. Так что Харди пришлось, во первых, набрать 14 килограммов мышечной массы, а во-вторых, ходить на каблуках в 7,5 см, да и то его в основном приходилось снимать чуть снизу, чтобы он казался выше.
На роль Миранды Тейт рассматривались также Наоми Уоттс и Рэйчел Вайс (Уоттс с этой ролью точно не справилась бы), но Нолан хотел работать именно с Марион Котийяр, и ради этого даже сдвинул график съемок, так как Марион была беременна. Она приступила к работе через два месяца после рождения сына.
С актрисой на роль женщины-кошки Селины как раз ясности не было. Пробовались Джессика Бил, Джемма Артертон, Кейт Мара, Шарлотта Райли, Кира Найтли и Энн Хатауэй. В конце концов роль досталась, как известно, Энн Хатауэй.
В третьем фильме старина Бэтмен, заметно потускневший в предыдущей серии, все-таки вышел на первый план, потому что основа основ триквела — это противостояние Бэтмена и Бэйна. Бэтмен, как легендарный Илья Муромец Говард Хьюз, тридцать лет и три года сидел в заточении, писая в баночку, и только в момент смертельной для Готэма опасности снова взял в руки шашки смертельное оружие, выкованное для него в лабораториях корпорации "Уэйн энтерпрайзес" мистером Фоксом (Морган Фримен).
Надо сказать, что третий фильм по стилю все-таки близок ко второму — это, безусловно, комикс. Однако в нем есть явные отсылки к первому фильму (возникает даже "Лига теней" из "Бэтмен: начало"), а кроме того, добавилось несколько чисто индийской кинематографической семейственности: поди там разберись, кто кому отец, кто брат, кто сват, а кто мать. Я сначала почему-то думал, что Альфред окажется папой Бэйна — ан нет, он всего-навсего оказался отцом Доктора Зло.
Кстати, первоначально, еще до съемок второго фильма, Нолан планировал противостоянию Бэтмена и двуликого Дента посвятить третий фильм. Во втором фильме Дент должен был быть исключительно Белым рыцарем, и там должна была исследоваться мысль о том, какой из рыцарей способен победить Зло. Однако первоначальные планы изменились, поэтому во втором фильме Дент выступает уже в обеих своих ипостасях.
Эпичность повествования в третьем фильме еще более расширилась: Нолан попытался вместить в картину длинную и изобилующую неожиданными сюжетными поворотами историю, тянущуюся еще из детства основных персонажей, и это значительно повлияло и на продолжительность картины — два часа сорок минут, — и на динамику повествования.
С динамикой тут есть определенные проблемы, также есть значительные проблемы с попыткой налить ведро супа в маленькую кастрюльку. Я изо всех сил постараюсь избежать спойлеров (в фильме много реально неожиданных поворотов), но когда примерно за сорок минут до окончания фильма Бэтмен попал в конкретную передрягу, я совершенно не понял, как Нолан его оттуда вызволит за такое непродолжительное время — казалось, что на это нужно еще часов пять экранного времени.
Нолан справился, но был вынужден сжать время в тугой комок: восстановление и тренировки Бэтмена были показаны практически с анекдотической скоростью, что заметно снижало впечатление. С другой стороны, ни боже мой не подумайте, что я ратую за то, чтобы кино шло пять часов. И двух сорока было, пожалуй, многовато.
Кроме того, Нолан с восхитительной небрежностью отнесся к некоторым деталям — например, 3000 полицейских, которые волею Бэйна оказались запертыми в канализации аж на три месяца, вылезли из этой канализации бодренькие, свеженькие и без малейших следов растительности на лице и других частях тела — прям хоть сейчас на парад по случаю дня рождения Джокера.
Как и в предыдущем фильме, Нолан поднял несколько довольно серьезных социальных и этических вопросов. Допустимо ли отдавать в руки людей технологию, которая может как снабдить их практически даровой энергией, так и способна превратиться в мощнейшую бомбу? К чему может привести анархия и лозунг "отнять все у богатых и поделить между бедными"? Что такое "вся власть народу" и так далее.
По Нолану, "вся власть народу" может окончиться только кровавым хаосом, который приведет или ко всеобщей резне, или к тому, что власть снова будет сосредоточена в руках небольшой группы людей, пользующихся этой властью в своих собственных интересах. Тут он, кстати, не ошибается: в истории уже было не одно такое государство, на котором поставили подобный эксперимент.
С мотивацией персонажей здесь есть заметные дыры, среди которых прежде всего — маниакальное желание Бэйна уничтожить Готэм, устроив перед этим тот самый социальный эксперимент. Однако это же комикс, так что почему бы и не принять мотивацию из серии "Так хотел папа", "Так сказала мама", "Мне был вещий сон". Хочет — и хочет: в конце концов, не в одной сотне голливудских фильмов был Злодей, мечтающий уничтожить весь мир. А тут на снос пошел всего-то один Готэм-сити, а кроме того, злодей Бэйн очень интересен как личность. Это вовсе не эдакое Абсолютное Зло. У него есть свои принципы, в детстве он получил серьезнейшие психологические травмы — в общем, его мотивы имеют под собой определенную подоплеку. Кроме того, ему близки идеи князя Кропоткина и Vladimir Ilyitch Lenin — то есть налицо и определенная теоретическая подготовка.
Так что как главный Злодей картины Бэйн, на мой взгляд, получился очень неплохо. Он и харизматичен, и эффектен, и имеет в кармане несколько неожиданных историй о своем детстве, юности и отрочестве. Кстати, в оригинальном комиксе эта зловещая маска снабжала Бэйна стероидами, увеличивающими его Силу, а в фильме Нолана она… Впрочем, обойдемся без спойлеров.
А что же старина Бэтмен? Как он тут выглядит? К счастью, как я уже говорил, Кристиану Бэйлу тут все-таки дали слегка выйти на первый план. Да, его заметно теснил Бэйн, но все-таки фильм посвящен их противостоянию. Не скажу, что Бэйл тут достиг уровня первого фильма, но смотрелся, как обычно, хорошо, а если учесть, что это все-таки комикс — я считаю, что роль вполне удалась. (Мы все знаем, как Бэйл умеет играть в крутых драмах — он все-таки один из лучших современных американских актеров; хотя мы помним, что он по происхождению — валлиец, а американское гражданство получил только два года назад.)
Джозеф Гордон-Левитт был вполне убедителен в роли молодого полицейского по фамилии Блейк — он типа как идет на смену комиссару Гордону. Комиссара, как обычно, играл Гари Олдмен, и я уже в третий раз удивляюсь, почему Олдмену упорно не дают развернуться — ну не его это роль: тихий комиссар в очочках. Дали бы Олдмену зажечь — почему Гордон не мог быть таким же неистовым, как многие другие персонажи Олдмена?
Энн Хатауэй, на мой взгляд, смотрелась очень эффектно в роли женщины-кошки. Многие зрители ее роль критикуют, а как по нам с котом Бубликом — и крутая женщина, и гибкая кошка! Понравилась, однозначно. И в ее крутизну веришь (а это не всегда получается у экранных див), и веришь в наличие у нее определенных моральных принципов, построенных на том, что для добывания денег у богатых не нужны никакие моральные принципы.
Что тут со спецэффектами как таковыми? Да вроде все в полном порядке! Нолан — не сторонник спецэффектить от первого до последнего кадра, и это правильно. Однако погоня за Бэтменом, сражения в конце, бэт-вертолет, а в особенности матч по американскому футболу — это было сделано на очень высоком уровне.
Кстати, в этот раз Готэм-сити изображал не Чикаго, который в предыдущем фильме, как говорил Нолан, отсняли целиком до последнего сантиметра. Для этого фильма Готэм снимали в Питтсбурге и Нью-Йорке.
Ну и как мне в общем и целом? В общем и целом мне, однозначно, понравилось. Не без претензий, как и в случае с предыдущим фильмом, однако, даже несмотря на отсутствие в картине действительно крышесносящего персонажа (светлая память Хиту Леджеру), картина сделана очень достойно, и я ее посмотрел с большим удовольствием. Ну да, комикс! А вам обещали что-то другое? Драму из жизни Готэм-сити? Ну так тут драма и есть. Комиксоидная.
"Темный рыцарь: Возрождение легенды" — это Зрелище. Как и "Темный рыцарь". Высокопрофессионально поставленное и снятое кино, очень хорошо сыгранное. Отличная работа дизайнеров, декораторов и художников по костюмам (один костюм Бэйна придумывался Линди Хэмминг два года), замечательная музыка Ханса Циммера, который работает с Ноланом уже в четвертой картине.
А что еще надо? Мне — ничего. Я теперь жду выхода фильма на Blu-ray, чтобы посмотреть в оригинале. Говорят, Харди нашел для Бэйна очень интересный акцент.
8
,6
2012, США, Фантастика
164 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
о времени событий фильма "Темный рыцарь" прошло несколько лет. Как мы помним, в предыдущем фильме миллионер Брюс Уэйн, периодически являющийся миру Готэм-сити под именем Бэтмен, взял на себя вину совершенно сбрендившего Белого рыцаря Харви Дента, после чего Уэйн вместе с полицейским лейтенантом Гордоном поведали миру о великом "подвиге", совершенном Дентом, — ну, просто чтобы у жителей оставались хоть какие-то иллюзии. Тем не менее досбрендившая работа Дента на поприще помощника окружного прокурора принесла свои плоды: мафия обезглавлена, тысячи преступников сидят в тюрьме без права пересмотра дела и на улицах Готэма наконец-то стало спокойно. В новом фильме Уэйн больше не натягивает на себя маску Бэтмена — он удалился на покой. Городу уже не нужен Бэтмен, тем более что репутация Бэтмена заметно подмочена, так что Уэйн сидит затворником и, как говорят, не стрижет волосы и ногти, а также писает в баночки. Почему в баночки? Ну, должно же у него быть какое-то развлечение. Впрочем, развлечение ему устроят. Сначала в дом Уэйна пробралась ловкая и циничная аферистка Селина (Энн Хатауэй), которая похитила ожерелье матери Уэйна и заодно отпечатки пальчиков Брюса. Селина выполняет задание одного мерзкого богатея Даггетта (Бен Мендельсон): тот подбивает клинья под главного инвестора фирмы "Уэйн энтерпрайзес" — крайне состоятельную даму по имени Миранда Тейт (Марион Котийяр). На Даггетта также работает очень страшный человек по имени Бэйн (Том Харди) — мужик огромных размеров, который все время ходит с устрашающей железной маской на лице. Бэйн в подземной канализации Готэма создает целую армию, цели которой поначалу неясны. Но через некоторое время все выяснится: Готэму станет угрожать жуткая опасность и Уэйну придется снова примерить костюм Бэтмена, хотя на этот раз ему будет очень сложно справиться с силами, которые ему противостоят. *** Это третья часть новейшей истории о приключениях Темного рыцаря — Брюса Уэйна. Первая часть, "Бэтмен: начало", которая являлась приквелом к знаменитой истории о приключениях человека-летучей мыши, была крайне интересной. Нолан в приквеле почти полностью отошел от комиксоидной составляющей и сделал довольно глубокий и впечатляющий фильм о миллионере, который в детстве потерял своих родителей, прошел через различные испытания и в конце концов пришел к выводу о том, что он должен стать Темным рыцарем — существом, которое защищает порядок в Готэм-сити так, как считает нужным, и при этом не подчиняется никому — у него хватит на это денег и он сможет себе это позволить. Вторая часть — "Темный рыцарь" — рассказывала не столько о Бэтмене, сколько о противостоянии Белого рыцаря Харви Дента с отморозком-психопатом Джокером. Вот тут было значительно больше комикса как такового и немало очень эффектных сцен. Бэтмен во второй картине заметно ушел на второй план, а на первом плане воцарился Джокер в не просто классном, а каком-то совершенно потрясающем исполнении Хита Леджера, в результате чего мировой кинематограф обогатился одним из самых харизматичных и необычных злодеев. Ну и Экхарт был очень хорош в роли Дента. Фильм, безусловно, удался, хотя, на мой взгляд, вряд ли стоил таких восторгов публики (если не считать роли Джокера) — он до сих пор стоит на восьмом месте в списке Top 250 фильмов сайта IMDB. Сборы у первого фильма трилогии были, скажем так, приличные, но не ахти — скорее сработали восторги публики и критики. Второй же фильм при бюджете в $185 млн собрал миллиард, стал самым кассовым фильмом 2008 года, и всем сразу было понятно, что Нолан может снимать еще штук пять продолжений, пока перезапуск франшизы не выродится окончательно. Так что третья часть не заставила себя ждать. Впрочем, Нолан, как обычно, в перерыве между сиквелом и триквелом снял еще один фильм — отличный фантастический боевик "Начало" (перед "Темным рыцарем" Нолан сделал великолепную драму "Престиж"), и вот теперь на экраны наконец-то вышел фильм "Темный рыцарь: Возрождение легенды". Кстати, многие критики в рецензиях и статьях почему-то пишут фразу "заключительная часть трилогии о Бэтмене". Интересно, с чего они это взяли? Нолан, правда, где-то в интервью говорил, что продолжение снимать не планирует, но сколько режиссеров так зарекались, а кроме того, в фильме прямо содержатся указания на то, что через некоторое время появится и четвертая часть — о Бэтмене и Робине, благо Робина в третьем фильме уже заботливо взрастили. (Где-то гуляли слухи, что Кристиан Бэйл запретил вставлять Робина в картины, где он играет Бэтмена, потому что Бэйл в свое время пробовался на роль Робина, но ему предпочли Криса О'Доннелла, — так вот, это полная чушь.) С подбором актеров к третьему фильму были определенные тонкости, однако в большинстве своем предпочтения Нолана были определены изначально. Главного злодея нового фильма — великана Бэйна — сразу было предложено сыграть Тому Харди. При этом одни критики писали, что Нолан предложил Харди эту роль под впечатлением исполнения Томом роли одного из самых известных преступников Великобритании Чарльза Бронсона в фильме "Бронсон". Однако Нолан, по его словам, этот фильм не видел. Другие критики писали, что Нолан был впечатлен работой Тома Харди в фильме "Рок-н-рольщик", где у того была очень и очень эпизодическая роль (Handsome Bob). На самом же деле Харди уже снимался у Нолана в "Начале", где были также еще и Джозеф Гордон-Левитт (детектив Блейк в триквеле), Майкл Кейн (неизменный Альфред), Марион Котийяр (Миранда Тейт в триквеле) и Киллиан Мерфи — он играл роли во всех трех фильмах Нолана о Бэтмене, при этом был одним из главных претендентов на роль Джокера, хотя Нолан в конце концов предпочел ему Хита Леджера. Харди, кстати, тяжеловато пришлось со своими скромными (для данного случая) 180 сантиметрами роста рядом с такими гигантами, как Кристиан Бэйл (183 см), Майкл Кейн (188 см) и Морган Фримен (188 см). А ведь Бэйн по сюжету — фактически великан и должен смотреться выше всех остальных. Так что Харди пришлось, во первых, набрать 14 килограммов мышечной массы, а во-вторых, ходить на каблуках в 7,5 см, да и то его в основном приходилось снимать чуть снизу, чтобы он казался выше. На роль Миранды Тейт рассматривались также Наоми Уоттс и Рэйчел Вайс (Уоттс с этой ролью точно не справилась бы), но Нолан хотел работать именно с Марион Котийяр, и ради этого даже сдвинул график съемок, так как Марион была беременна. Она приступила к работе через два месяца после рождения сына. С актрисой на роль женщины-кошки Селины как раз ясности не было. Пробовались Джессика Бил, Джемма Артертон, Кейт Мара, Шарлотта Райли, Кира Найтли и Энн Хатауэй. В конце концов роль досталась, как известно, Энн Хатауэй. В третьем фильме старина Бэтмен, заметно потускневший в предыдущей серии, все-таки вышел на первый план, потому что основа основ триквела — это противостояние Бэтмена и Бэйна. Бэтмен, как легендарный Илья Муромец Говард Хьюз, тридцать лет и три года сидел в заточении, писая в баночку, и только в момент смертельной для Готэма опасности снова взял в руки шашки смертельное оружие, выкованное для него в лабораториях корпорации "Уэйн энтерпрайзес" мистером Фоксом (Морган Фримен). Надо сказать, что третий фильм по стилю все-таки близок ко второму — это, безусловно, комикс. Однако в нем есть явные отсылки к первому фильму (возникает даже "Лига теней" из "Бэтмен: начало"), а кроме того, добавилось несколько чисто индийской кинематографической семейственности: поди там разберись, кто кому отец, кто брат, кто сват, а кто мать. Я сначала почему-то думал, что Альфред окажется папой Бэйна — ан нет, он всего-навсего оказался отцом Доктора Зло. Кстати, первоначально, еще до съемок второго фильма, Нолан планировал противостоянию Бэтмена и двуликого Дента посвятить третий фильм. Во втором фильме Дент должен был быть исключительно Белым рыцарем, и там должна была исследоваться мысль о том, какой из рыцарей способен победить Зло. Однако первоначальные планы изменились, поэтому во втором фильме Дент выступает уже в обеих своих ипостасях. Эпичность повествования в третьем фильме еще более расширилась: Нолан попытался вместить в картину длинную и изобилующую неожиданными сюжетными поворотами историю, тянущуюся еще из детства основных персонажей, и это значительно повлияло и на продолжительность картины — два часа сорок минут, — и на динамику повествования. С динамикой тут есть определенные проблемы, также есть значительные проблемы с попыткой налить ведро супа в маленькую кастрюльку. Я изо всех сил постараюсь избежать спойлеров (в фильме много реально неожиданных поворотов), но когда примерно за сорок минут до окончания фильма Бэтмен попал в конкретную передрягу, я совершенно не понял, как Нолан его оттуда вызволит за такое непродолжительное время — казалось, что на это нужно еще часов пять экранного времени. Нолан справился, но был вынужден сжать время в тугой комок: восстановление и тренировки Бэтмена были показаны практически с анекдотической скоростью, что заметно снижало впечатление. С другой стороны, ни боже мой не подумайте, что я ратую за то, чтобы кино шло пять часов. И двух сорока было, пожалуй, многовато. Кроме того, Нолан с восхитительной небрежностью отнесся к некоторым деталям — например, 3000 полицейских, которые волею Бэйна оказались запертыми в канализации аж на три месяца, вылезли из этой канализации бодренькие, свеженькие и без малейших следов растительности на лице и других частях тела — прям хоть сейчас на парад по случаю дня рождения Джокера. Как и в предыдущем фильме, Нолан поднял несколько довольно серьезных социальных и этических вопросов. Допустимо ли отдавать в руки людей технологию, которая может как снабдить их практически даровой энергией, так и способна превратиться в мощнейшую бомбу? К чему может привести анархия и лозунг "отнять все у богатых и поделить между бедными"? Что такое "вся власть народу" и так далее. По Нолану, "вся власть народу" может окончиться только кровавым хаосом, который приведет или ко всеобщей резне, или к тому, что власть снова будет сосредоточена в руках небольшой группы людей, пользующихся этой властью в своих собственных интересах. Тут он, кстати, не ошибается: в истории уже было не одно такое государство, на котором поставили подобный эксперимент. С мотивацией персонажей здесь есть заметные дыры, среди которых прежде всего — маниакальное желание Бэйна уничтожить Готэм, устроив перед этим тот самый социальный эксперимент. Однако это же комикс, так что почему бы и не принять мотивацию из серии "Так хотел папа", "Так сказала мама", "Мне был вещий сон". Хочет — и хочет: в конце концов, не в одной сотне голливудских фильмов был Злодей, мечтающий уничтожить весь мир. А тут на снос пошел всего-то один Готэм-сити, а кроме того, злодей Бэйн очень интересен как личность. Это вовсе не эдакое Абсолютное Зло. У него есть свои принципы, в детстве он получил серьезнейшие психологические травмы — в общем, его мотивы имеют под собой определенную подоплеку. Кроме того, ему близки идеи князя Кропоткина и Vladimir Ilyitch Lenin — то есть налицо и определенная теоретическая подготовка. Так что как главный Злодей картины Бэйн, на мой взгляд, получился очень неплохо. Он и харизматичен, и эффектен, и имеет в кармане несколько неожиданных историй о своем детстве, юности и отрочестве. Кстати, в оригинальном комиксе эта зловещая маска снабжала Бэйна стероидами, увеличивающими его Силу, а в фильме Нолана она… Впрочем, обойдемся без спойлеров. А что же старина Бэтмен? Как он тут выглядит? К счастью, как я уже говорил, Кристиану Бэйлу тут все-таки дали слегка выйти на первый план. Да, его заметно теснил Бэйн, но все-таки фильм посвящен их противостоянию. Не скажу, что Бэйл тут достиг уровня первого фильма, но смотрелся, как обычно, хорошо, а если учесть, что это все-таки комикс — я считаю, что роль вполне удалась. (Мы все знаем, как Бэйл умеет играть в крутых драмах — он все-таки один из лучших современных американских актеров; хотя мы помним, что он по происхождению — валлиец, а американское гражданство получил только два года назад.) Джозеф Гордон-Левитт был вполне убедителен в роли молодого полицейского по фамилии Блейк — он типа как идет на смену комиссару Гордону. Комиссара, как обычно, играл Гари Олдмен, и я уже в третий раз удивляюсь, почему Олдмену упорно не дают развернуться — ну не его это роль: тихий комиссар в очочках. Дали бы Олдмену зажечь — почему Гордон не мог быть таким же неистовым, как многие другие персонажи Олдмена? Энн Хатауэй, на мой взгляд, смотрелась очень эффектно в роли женщины-кошки. Многие зрители ее роль критикуют, а как по нам с котом Бубликом — и крутая женщина, и гибкая кошка! Понравилась, однозначно. И в ее крутизну веришь (а это не всегда получается у экранных див), и веришь в наличие у нее определенных моральных принципов, построенных на том, что для добывания денег у богатых не нужны никакие моральные принципы. Что тут со спецэффектами как таковыми? Да вроде все в полном порядке! Нолан — не сторонник спецэффектить от первого до последнего кадра, и это правильно. Однако погоня за Бэтменом, сражения в конце, бэт-вертолет, а в особенности матч по американскому футболу — это было сделано на очень высоком уровне. Кстати, в этот раз Готэм-сити изображал не Чикаго, который в предыдущем фильме, как говорил Нолан, отсняли целиком до последнего сантиметра. Для этого фильма Готэм снимали в Питтсбурге и Нью-Йорке. Ну и как мне в общем и целом? В общем и целом мне, однозначно, понравилось. Не без претензий, как и в случае с предыдущим фильмом, однако, даже несмотря на отсутствие в картине действительно крышесносящего персонажа (светлая память Хиту Леджеру), картина сделана очень достойно, и я ее посмотрел с большим удовольствием. Ну да, комикс! А вам обещали что-то другое? Драму из жизни Готэм-сити? Ну так тут драма и есть. Комиксоидная. "Темный рыцарь: Возрождение легенды" — это Зрелище. Как и "Темный рыцарь". Высокопрофессионально поставленное и снятое кино, очень хорошо сыгранное. Отличная работа дизайнеров, декораторов и художников по костюмам (один костюм Бэйна придумывался Линди Хэмминг два года), замечательная музыка Ханса Циммера, который работает с Ноланом уже в четвертой картине. А что еще надо? Мне — ничего. Я теперь жду выхода фильма на Blu-ray, чтобы посмотреть в оригинале. Говорят, Харди нашел для Бэйна очень интересный акцент.