Эпопейный сюжет "Отверженных" (1862) Виктора Гюго из переплетений судеб, историй, времён, исторических событий и авторских рассуждений было не уместить и в цикл полнометражных фильмов. Режиссёр Том Хупер это понимал и отобразил два тома романа французского писателя в двух с половиной часах безостановочного мюзикла.
Прошлое, настоящее и будущее, благо и невзгоды, любовь и страдания, надежда и разочарование, революция и смирение. Всё это четверо сценаристов во главе с автором таких исторически обоснованных фильмов, как "Первый рыцарь" (1995), "Гладиатор" (2000) или "Золотой век" (2007), адаптировали под песни и представили через полную трагедии и драмы судьбу каторжника Жана Вальжана, который после 19 лет ожесточения и очерствения под розгами, наконец, обретает веру и шанс на жизнь в свободе. От кандалов, презрения общества и собственной слепости. Но не от прошлого...
Лучший режиссёр Том Хупер лучшего фильма "Король говорит" (2010) по лучшему сценарию в версии "Оскара" 2011 года в 2012 решился на эксперимент с жанровой формой экранизации, но этим не пытается превзойти одного из лучших писателей французского романтизма Виктора Гюго. Хупер придерживается авторской композиции и условно делит свою картину на несколько смысловых частей, что последовательно (с редкими пересечениями) рассказывают о значимых в жизни Жана Вальжана событиях и образах: драма Фантины, жизнь Козетты, настоящее Мариуса, конфликт Жавера. И пропускает всё то, чем любая книга Гюго всегда будет превосходить всякий точный фильм самого внимательного режиссёра: обширную панораму целого пласта времени из переплетений важных (Битва при Ватерлоо) и не очень событий; близких (дедушка Мариуса), второстепенных (Азельма, младшая дочь Тенардье) и сторонних (Фошлеван) наблюдателей жизни героев; маленьких авторских замечаний вскользь (о прозорливости семейных уз) или обширных рассуждений на несколько страниц (о бестолковых функциях канализации).
Тем временем это умышленное опущение того, что прямо не влияет на жизнь главного героя Жана Вальжана, позволяет создателям сконцентрироваться на рельефе романтически-однозначных героев, которые подвластны кардинальным переменам, но не вольны оттенять предписанный им образ на стороне зла или добра. И записанные на съёмочной площадке вживую песни – всегда разные, но часто на схожий мотив – придают ту необходимую беспрецедентную живость актёрской игре, которая диктуется им не сценарием, но переживаемыми чувствами в тот момент, момент игры. Когда через движение именно фортепиано и камеры за актёром, а не наоборот достигается эффект его полного погружения в свой образ.
Титры же вместо дубляжа дают услышать все переливы голоса каждого из актёров и не позволяют отвлечься от экрана на протяжении всего времени. Что сначала затягивает в экран, но от чего позднее изрядно устаёшь, так как отмеченные наградами "Оскара", "Золотого глобуса", "Сатурна", Британской академии и Гильдии актёров и ещё рядом престижных номинаций за лучший фильм, лучшие роли, лучшие грим и костюмы, песни, работу художника-постановщика кадры достойны не меньшего внимания и даже любования, чем наполняющие музыку слова.
Ведь на них полюбившийся многим за роль Логана Хью Джекман полюбится всем остальным за роль Жана Вальжана. Образ отверженного каторжника получается именно таким, каким его изобразил более века назад Гюго: неожиданно переменившийся и однозначно-положительный. Всю накопленную в буднях ярость, гнев, злость, непонимание, которые нельзя вылить на Вальжана для абсолютного катарсиса, добровольно направляют на себя супруги Тенардье. Они плуты и мошенники, но тем живут и гордятся. И не смотря на то, что в хрупкой Хелене Бонэм Картер тяжело признать располневшую Тенардье, а в темноволосой Хэтэуэй блондинку Фантину, переданные актрисами характеры стирают всякое первоначальное напряжение читающего зрителя. В случае Хэтэуэй до Оскара за лучшую женскую роль второго плана. В случае Рассела Кроу, Саши Барона Коэна или Эдди Редмэйна до полного слияния с ожидаемым книжным образом.
Однако экранизация "Отверженных" режиссёрства Хупера уникальна не просто из-за актёрской игры, формы или технологий съёмки. Рассказанная по-театральному в песнях история полна реальной жизни, важного смысла и сложных характеров. Вместе с тем при всей пронзительности и даже обильности искренних слёз что-то гложет перед абсолютным восторгом. То ли это смелость прочтения. То ли читательское сравнение того, что есть и что ещё было не сказано. То ли отказ от авторского символичного финала. То ли вновь взбудораженные чувства от изображенных невзгод "Отверженных", которые не передать и в самой ритмичной песне, но какие можно только пропустить через мысль и сердце в минуты лирических остановок писателя, пока он любуется минутами редкого счастья своих отверженных героев на фоне очередного многостраничного пейзажа.
8
,7
2012, Мюзикл
157 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Эпопейный сюжет "Отверженных" (1862) Виктора Гюго из переплетений судеб, историй, времён, исторических событий и авторских рассуждений было не уместить и в цикл полнометражных фильмов. Режиссёр Том Хупер это понимал и отобразил два тома романа французского писателя в двух с половиной часах безостановочного мюзикла. Прошлое, настоящее и будущее, благо и невзгоды, любовь и страдания, надежда и разочарование, революция и смирение. Всё это четверо сценаристов во главе с автором таких исторически обоснованных фильмов, как "Первый рыцарь" (1995), "Гладиатор" (2000) или "Золотой век" (2007), адаптировали под песни и представили через полную трагедии и драмы судьбу каторжника Жана Вальжана, который после 19 лет ожесточения и очерствения под розгами, наконец, обретает веру и шанс на жизнь в свободе. От кандалов, презрения общества и собственной слепости. Но не от прошлого... Лучший режиссёр Том Хупер лучшего фильма "Король говорит" (2010) по лучшему сценарию в версии "Оскара" 2011 года в 2012 решился на эксперимент с жанровой формой экранизации, но этим не пытается превзойти одного из лучших писателей французского романтизма Виктора Гюго. Хупер придерживается авторской композиции и условно делит свою картину на несколько смысловых частей, что последовательно (с редкими пересечениями) рассказывают о значимых в жизни Жана Вальжана событиях и образах: драма Фантины, жизнь Козетты, настоящее Мариуса, конфликт Жавера. И пропускает всё то, чем любая книга Гюго всегда будет превосходить всякий точный фильм самого внимательного режиссёра: обширную панораму целого пласта времени из переплетений важных (Битва при Ватерлоо) и не очень событий; близких (дедушка Мариуса), второстепенных (Азельма, младшая дочь Тенардье) и сторонних (Фошлеван) наблюдателей жизни героев; маленьких авторских замечаний вскользь (о прозорливости семейных уз) или обширных рассуждений на несколько страниц (о бестолковых функциях канализации). Тем временем это умышленное опущение того, что прямо не влияет на жизнь главного героя Жана Вальжана, позволяет создателям сконцентрироваться на рельефе романтически-однозначных героев, которые подвластны кардинальным переменам, но не вольны оттенять предписанный им образ на стороне зла или добра. И записанные на съёмочной площадке вживую песни – всегда разные, но часто на схожий мотив – придают ту необходимую беспрецедентную живость актёрской игре, которая диктуется им не сценарием, но переживаемыми чувствами в тот момент, момент игры. Когда через движение именно фортепиано и камеры за актёром, а не наоборот достигается эффект его полного погружения в свой образ. Титры же вместо дубляжа дают услышать все переливы голоса каждого из актёров и не позволяют отвлечься от экрана на протяжении всего времени. Что сначала затягивает в экран, но от чего позднее изрядно устаёшь, так как отмеченные наградами "Оскара", "Золотого глобуса", "Сатурна", Британской академии и Гильдии актёров и ещё рядом престижных номинаций за лучший фильм, лучшие роли, лучшие грим и костюмы, песни, работу художника-постановщика кадры достойны не меньшего внимания и даже любования, чем наполняющие музыку слова. Ведь на них полюбившийся многим за роль Логана Хью Джекман полюбится всем остальным за роль Жана Вальжана. Образ отверженного каторжника получается именно таким, каким его изобразил более века назад Гюго: неожиданно переменившийся и однозначно-положительный. Всю накопленную в буднях ярость, гнев, злость, непонимание, которые нельзя вылить на Вальжана для абсолютного катарсиса, добровольно направляют на себя супруги Тенардье. Они плуты и мошенники, но тем живут и гордятся. И не смотря на то, что в хрупкой Хелене Бонэм Картер тяжело признать располневшую Тенардье, а в темноволосой Хэтэуэй блондинку Фантину, переданные актрисами характеры стирают всякое первоначальное напряжение читающего зрителя. В случае Хэтэуэй до Оскара за лучшую женскую роль второго плана. В случае Рассела Кроу, Саши Барона Коэна или Эдди Редмэйна до полного слияния с ожидаемым книжным образом. Однако экранизация "Отверженных" режиссёрства Хупера уникальна не просто из-за актёрской игры, формы или технологий съёмки. Рассказанная по-театральному в песнях история полна реальной жизни, важного смысла и сложных характеров. Вместе с тем при всей пронзительности и даже обильности искренних слёз что-то гложет перед абсолютным восторгом. То ли это смелость прочтения. То ли читательское сравнение того, что есть и что ещё было не сказано. То ли отказ от авторского символичного финала. То ли вновь взбудораженные чувства от изображенных невзгод "Отверженных", которые не передать и в самой ритмичной песне, но какие можно только пропустить через мысль и сердце в минуты лирических остановок писателя, пока он любуется минутами редкого счастья своих отверженных героев на фоне очередного многостраничного пейзажа.