Доктор Сэйер (Робин Уильямс), до этого занимавшийся только лабораторными исследованиями, вынужден встать на позицию практикующего врача в местной психиатрической клинике. Его основными пациентами становятся больные, поражённые летаргическим энцефалитом – заболеванием, разрушающим головной мозг и характеризующимся мышечной ригидностью и кататонией. Медики и другой обслуживающий персонал иначе как «овощами» страдальцев не называют: кормят с ложечки, меняют памперсы и перекладывают с места на место. Но от природы пытливый ум доктора Сэйера находит неожиданное решение, и пациенты начинают скидывать с себя оковы многолетнего сна.
«Пробуждение» - один из тех фильмов, которые лет двадцать назад без конца показывали в семейный прайм-тайм по телевидению. Это простые и во многом наивные картины, несущие в себе разумное-доброе-вечное. Истории о взаимопомощи и дружбе, о любви и самопожертвовании, о ценности каждого мгновения и о преодолении сложностей. Редко кому удаётся раскрыть эти темы без использования расхожих штампов и без нарочитого слёзовыжимания, а с тактичной сдержанностью и искренней теплотой. Пенни Маршалл, начавшая свою карьеру с комедийных ролей в ситкомах, на рубеже 90-х годов совершенно неожиданно превратилась в серьёзного драматического режиссёра. Её фильмы «Большой» и «Пробуждение» получили несколько номинаций на «Оскар», и, хотя заветные статуэтки ушли в другие руки, миллионы зрителей по всему миру оценили эти картины и без указки киноакадемиков.
Примечателен в работе Маршалл, прежде всего, баланс между смешным и грустным. Если бы ту же самую историю – о волшебных исцелениях неизлечимых пациентов – снимали сейчас, то получилось бы одно из двух: либо душераздирающая экзистенциальная драма, где все рвут волосы на голове и вопрошают, зачем жить; либо комикс об очередном супергерое, просидевшем тридцать лет и три года в инвалидном кресле, чтобы в одно мгновение успеть спасти мир. Зритель больше не ходит в кино на истории об обычных людях – такие, где всё понятно без двадцати предыдущих частей и без знакомства с Хайдеггером в оригинале; такие, где ничто не взрывается на тысячи осколков и никто не дорисован на хромакее; такие, где улыбка сквозь слёзы, словно радуга во время дождя. Нам сейчас подавай контрасты, эпатаж и не виданные прежде диковины. А ведь когда-то мир был проще, но оттого не менее чудесней.
В «Пробуждении» Пенни Маршалл поднимает очень серьёзную и трагическую тему, но делает это на удивление мягко, обходя все острые углы. Люди, десятилетиями находящиеся в клетке собственного тела, внезапно получают билет в почти полноценную жизнь. Что они чувствуют, когда осознают, сколько лет утекло сквозь пальцы? Почему не впадают в отчаяние? Мы без всяких манипулятивных приёмов понимаем, как им тяжело – по опущенным взглядам медперсонала и по застывшим, дрожащим улыбкам на лицах «исцелившихся». Но, вместо того чтобы нырять с головой в депрессию, режиссёр предлагает нам порадоваться первым шагам, первому съеденному мороженому и первому написанному слову. И мы подхватываем этот детский энтузиазм, эту жажду новых впечатлений, чтобы на своей шкуре прочувствовать две простые вещи: жизнь даётся и отнимается совершенно внезапно для каждого из нас, и, пока мы можем пошевелить хоть пальцем, никак нельзя предаваться унынию.
Режиссёр не боится ни обвинений в очевидности, ни прямых цитат из «Полёта над гнездом кукушки» и «Цветов для Элджернона». История «Пробуждения» - это зеркальное развитие двух персонажей: внезапно исцелившегося Леонарда и постепенно выходящего из зоны комфорта доктора Сэйера. Несмотря на то, что сюжет повторяет параболу из романа Дэниэла Киза, финал здесь куда более жизнеутверждающий. «Вы не цените то, что имеете!» - кричит персонаж Роберта Де Ниро, пытаясь получить разрешение на банальную прогулку. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: оцепенение случается не только телесное, но и духовное. Иногда нужно потерять, чтобы вновь обрести. А иногда достаточно посмотреть в глаза человеку, который борется вопреки всему, чтобы осознать ничтожность собственных препон.
Пробуждение здесь трёхмерное: и для открывшего глаза Леонарда, и для победившего робость Сэйера, и для погрязшего в мелких расстройствах зрителя. И пусть каждое из этих просветлений длится не так уж много, для кого-то, возможно, эти мгновения станут решающими и смогут повернуть жизнь вспять.
8
,5
1990, США, Драмы
115 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Доктор Сэйер (Робин Уильямс), до этого занимавшийся только лабораторными исследованиями, вынужден встать на позицию практикующего врача в местной психиатрической клинике. Его основными пациентами становятся больные, поражённые летаргическим энцефалитом – заболеванием, разрушающим головной мозг и характеризующимся мышечной ригидностью и кататонией. Медики и другой обслуживающий персонал иначе как «овощами» страдальцев не называют: кормят с ложечки, меняют памперсы и перекладывают с места на место. Но от природы пытливый ум доктора Сэйера находит неожиданное решение, и пациенты начинают скидывать с себя оковы многолетнего сна. «Пробуждение» - один из тех фильмов, которые лет двадцать назад без конца показывали в семейный прайм-тайм по телевидению. Это простые и во многом наивные картины, несущие в себе разумное-доброе-вечное. Истории о взаимопомощи и дружбе, о любви и самопожертвовании, о ценности каждого мгновения и о преодолении сложностей. Редко кому удаётся раскрыть эти темы без использования расхожих штампов и без нарочитого слёзовыжимания, а с тактичной сдержанностью и искренней теплотой. Пенни Маршалл, начавшая свою карьеру с комедийных ролей в ситкомах, на рубеже 90-х годов совершенно неожиданно превратилась в серьёзного драматического режиссёра. Её фильмы «Большой» и «Пробуждение» получили несколько номинаций на «Оскар», и, хотя заветные статуэтки ушли в другие руки, миллионы зрителей по всему миру оценили эти картины и без указки киноакадемиков. Примечателен в работе Маршалл, прежде всего, баланс между смешным и грустным. Если бы ту же самую историю – о волшебных исцелениях неизлечимых пациентов – снимали сейчас, то получилось бы одно из двух: либо душераздирающая экзистенциальная драма, где все рвут волосы на голове и вопрошают, зачем жить; либо комикс об очередном супергерое, просидевшем тридцать лет и три года в инвалидном кресле, чтобы в одно мгновение успеть спасти мир. Зритель больше не ходит в кино на истории об обычных людях – такие, где всё понятно без двадцати предыдущих частей и без знакомства с Хайдеггером в оригинале; такие, где ничто не взрывается на тысячи осколков и никто не дорисован на хромакее; такие, где улыбка сквозь слёзы, словно радуга во время дождя. Нам сейчас подавай контрасты, эпатаж и не виданные прежде диковины. А ведь когда-то мир был проще, но оттого не менее чудесней. В «Пробуждении» Пенни Маршалл поднимает очень серьёзную и трагическую тему, но делает это на удивление мягко, обходя все острые углы. Люди, десятилетиями находящиеся в клетке собственного тела, внезапно получают билет в почти полноценную жизнь. Что они чувствуют, когда осознают, сколько лет утекло сквозь пальцы? Почему не впадают в отчаяние? Мы без всяких манипулятивных приёмов понимаем, как им тяжело – по опущенным взглядам медперсонала и по застывшим, дрожащим улыбкам на лицах «исцелившихся». Но, вместо того чтобы нырять с головой в депрессию, режиссёр предлагает нам порадоваться первым шагам, первому съеденному мороженому и первому написанному слову. И мы подхватываем этот детский энтузиазм, эту жажду новых впечатлений, чтобы на своей шкуре прочувствовать две простые вещи: жизнь даётся и отнимается совершенно внезапно для каждого из нас, и, пока мы можем пошевелить хоть пальцем, никак нельзя предаваться унынию. Режиссёр не боится ни обвинений в очевидности, ни прямых цитат из «Полёта над гнездом кукушки» и «Цветов для Элджернона». История «Пробуждения» - это зеркальное развитие двух персонажей: внезапно исцелившегося Леонарда и постепенно выходящего из зоны комфорта доктора Сэйера. Несмотря на то, что сюжет повторяет параболу из романа Дэниэла Киза, финал здесь куда более жизнеутверждающий. «Вы не цените то, что имеете!» - кричит персонаж Роберта Де Ниро, пытаясь получить разрешение на банальную прогулку. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: оцепенение случается не только телесное, но и духовное. Иногда нужно потерять, чтобы вновь обрести. А иногда достаточно посмотреть в глаза человеку, который борется вопреки всему, чтобы осознать ничтожность собственных препон. Пробуждение здесь трёхмерное: и для открывшего глаза Леонарда, и для победившего робость Сэйера, и для погрязшего в мелких расстройствах зрителя. И пусть каждое из этих просветлений длится не так уж много, для кого-то, возможно, эти мгновения станут решающими и смогут повернуть жизнь вспять.