Роль главного героя хотели предложить профессиональному бойцу. Проведя кастинг, участие в котором приняло свыше двухсот человек, главный режиссёр отдал роль профессиональному актёру.Во время съёмок Марион надевала специальные зелёные гольфы до колен. При помощи компьютерной графики они позволили создать эффект отсутствия ног.Картина основана на рассказах из одноимённого сборника К. Дэвидсона.Чтобы достоверно исполнить роль в фильме, главной героине пришлось брать уроки плавания и работы с касатками у профессионального тренера.Во время работы в фильме Котийяр была также занята в картине «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».Путь, который прошли Али и Стэфани в фильме был труден и тернист. Ровно как и исследования режиссера и актеров нельзя было назвать ни легкими, ни предсказуемыми. «Я влюбилась в Стэфани еще когда читала сценарий, – вспоминает Марион Котийяр, которой досталось амплуа дрессировщицы касаток, потерявшей обе ноги. – Хотя, признаться, порой я не понимала свою героиню. Меня это всерьез бесило, и я призналась в этом Жаку. Он сказал: «Если честно, я тоже ее не во всем понимаю. Я никак не могу взять в толк, что это за человек. Нам придется вместе в ней разобраться и дать ей шанс на жизнь». Меня это очень воодушевило. Однако какая-то необъяснимая загадка оставалась в Стэфани вплоть до финала фильма».Это чувство разделяли все участники съемочной группы. И необъяснимого в фильме оказалось куда больше, чем казалось на первый взгляд. «В сценарии, съемках, работе с актерами, монтаже и музыке мы пытались добиться единственного эффекта, – говорит режиссер фильма Жак Одиар. – Мы хотели совместить предельную откровенность истории с мелодраматичным, почти сюрреальным визуальным рядом». Поэтому в том, что травма Стэфани и поведение героини ставили Котийяр в тупик, режиссер находил свои плюсы. Актриса рассказывает о своей подготовке к роли: «Жак меня успокоил, сказав: «В этом-то и состоит история картины: жила-была такая вот девчонка и вдруг – БАМ! – у нее нет ног! Появилась на свет совершенно новая Стэфани. И это очень здорово, что ты с ней не знакома»».Работа над фильмом началась с тотального переосмысления исходного материала. «Мне очень понравился сборник рассказов Крэйга Дэвидсона «Ржавчина и кость», – объясняет Одиар. – Автора можно без зазрения совести назвать «кризисным» автором. Он безжалостно вскрывает подноготную современного жестокого мира, балансирующего на краю пропасти. Его персонажи доведены «до ручки» и по тем или иным причинам выкинуты из общества. После "Пророка", фильма о мрачном, пасмурном мире мужчин за тюремными стенами, мы с Томасом Бидегайном (соавтором сценария) хотели заняться совершенно другим по духу сценарием – историей любви, купающейся в ярком свете; историей о мужчине и женщине. Мы также планировали осторожно затронуть тему вечного хаоса и варварства – как бы исподволь, без нажима и прямых аналогий. Нас привлекали контрасты. К сожалению, в сборнике Дэвидсона не было ни одной подобной истории, поэтому мы ее написали сами».Котийяр и Шунартс пришлось немало поработать, чтобы вжиться в образ – как творчески, так и физически. «Я отсмотрела очень много видеофильмов, рассказывающих о людях, которые перенесли ампутацию, – говорит Котийяр. – Но гораздо больше вводных я получила от Жака Одиара. Он говорил: «Иногда ее подсознание будет отказываться верить в происходящее. В такие моменты Стэфани попробует встать, забывая о том, что у нее нет ног, и, разумеется, будет падать». Вы не увидите эту сцену в фильме, однако репетиции помогли мне вжиться в роль». Технически «ампутация» была плодом специалистов по компьютерной графике. «Это не самое интересное в картине, хотя надо отдать должное компьютерщикам – они потрясающую справились с работой, – говорит Котийяр. – Куда важнее то, что от меня «осталось» – плоть, кость, сексуальность и глубокая душевная травма».Шунартсу пришлось немало тренироваться, чтобы реалистично сыграть кикбоксера. «Мне пришлось усердно работать каждый день, не говоря уже о том, что после съемок в БЫЧАРЕ мне нужно было вернуть свой исходный вес, – говорит актер. – Жак очень четко определял физическое состояние Али – он должен был быть сильным, но не накачанным. Так что мы решили остановиться на следующей комбинации – парень, занимавшийся боксом много лет, бросил спорт, начал набирать вес и даже отрастил живот. Мы не хотели, чтобы Али выглядел слишком подтянутым и натренированным. Напротив, должно было складываться впечатление, что он не в ладах со здоровьем. Этому парню незачем правильно питаться или усердно тренироваться. И это должно было быть заметно невооруженным взглядом».О кулачных поединках Шунартс говорит: «Когда у него ничего не осталось, чем еще Али может заработать деньги? Только своим телом. Поэтому он принимает участие в поединках. Кроме того, он подсознательно понимает, что ему нужна боль. Схватки очень болезненны, но боль – это тоже чувство. Умершего на эмоциональном уровне Али поединки возвращают к жизни. Только во время боя он чувствует свое тело. Когда он наносит или пропускает удар, внутри него что-то переворачивается. А затем у Стэфани получается снять осаду с его сердца».Сексуальные отношения между Али и Стэфани подчеркивают ее физическую неполноценность. «Лично я осознал эротический подтекст ситуации довольно быстро, – говорит Одиар. – Позвольте, я объясню. В игровых фильмах есть два «минных поля», которые не всем кинематографистам удается удачно миновать. Во-первых, ситуация, связанная с насилием и ведущая к смерти главного героя – зрителю заведомо известно, что героя вы не убьете. Во-вторых, секс – зритель отлично понимает, что все ахи и вздохи поддельны, да и сами сцены по большей части получаются неуклюжими. На протяжении долгого времени я пытался найти решение проблемы с демонстрацией в фильмах плотских утех. Эта история позволила мне расслабиться и вовсе забыть об этой проблеме. Когда Али усаживает Стэфани себе на спину, это куда сексуальнее, чем что бы то ни было еще. И когда подошло время «уложить» героев в постель, мне не пришлось задерживать камеру на их лицах, чтобы добиться правдоподобного восприятия. Женщина, открывшая мужчине свою физическую неполноценность, куда более раскрепощена, чем обнаженная». «Разумеется, я не вспоминал о ее ногах, – говорит Шунартс. – Али в свое время забыл, и я не помнил».В 2008 году Котийяр стала второй французской актрисой, когда-либо получавшей премию «Оскар»®, и первой, получившей эту награду за фильм на французской языке. Награду ей принес фильм "Жизнь в розовом цвете", в котором она сыграла роль легендарной французской певицы Эдит Пиаф. Кинокритик New York Times Стивен Холден написал о ее роли: «Котийяр вжилась в роль другой актрисы лучше, чем кто бы то ни было до нее». За эту роль ей присудили премию BAFTA, «Золотой Глобус», премию Cesar Award. Кроме того, актриса была номинирована на премии Гильдии кинактеров и «Выбор критиков». «Лучшей актрисой» ее назвали многие сообщества кинокритиков, включая лос-анджелесское и лондонское.Котийяр снималась в успешной франшизе Люка Бессона "Такси"; мелодраме Яна Самюэля "Влюбись в меня. если осмелишься"; и в драме Тима Бёртона "Крупная рыба". Первую премию Cesar в номинации «лучшая роль второго плана» она получила за роль в мелодраме Жана-Пьера Жене "Долгая помолвка". За этим последовали роли в фильмах "Хороший год" Ридли Скотта; "Джонни Д. Майкла Манна; и "Девять" Роба Маршалла, киноверсию популярного мюзикла. За последний фильм Котийяр была номинирована на «Золотой глобус», премию «выбор кинокритиков» и премию гильдии киноактеров в категории «исключительная роль в кинофильме». Актриса также играла в фильмах "Начало" Криса Нолана; "Заражение" Стивена Содерберга; и в фантастической мелодраме Вуди Аллена "Полночь в Париже", который был номинирован на премии «Оскар»®, «Золотой глобус»® и премию гильдии киноактеров SAG в категориях «лучший фильм года».В 2010 году актриса была посвящена в рыцари Ордена Искусств и Литературы за вклад в развитие французской культуры. Котийяр родилась в Париже, училась актерскому искусству в драматической школе Conservatoire d'Art Dramatique в Орлеане.Маттиас Шунартс (Али) – фламандский актер, хорошо известный в Бельгии. Он начал выступать на сцене еще в детстве – вместе со своим отцом Жюльеном Шунартсом он играл в спектакле «Маленький принц». В 15 лет Шунартс младший дебютировал в кинематографе, сыграв в номинированном на «Оскар»® биопике Стиина Конинкса ДАНС. В 2002 году он окончил Королевскую академию драматического искусства в Антверпене и начал выступать на профессиональной сцене. Он снялся в нескольких короткометражных и полнометражных фильмах, включая "Куда бы ветер не дул" Тома Бармана и "Моя королева Каро" Дороти Ван Дер Берг. Всемирную известность ему принесла главная роль в криминальной драме Михаэля Р. Роскама "Бычара", номинированной на премию «Оскар»® в категории «лучший фильм на иностранном языке» в 2012 году. За эту работу Шунартс получил премию FIPRESCI в номинации «лучший актер» на международном кинофестивале в Палм Спрингс, премию «лучший актер» на кинофестивале в Остине и премию Acting Award Prize от Американского института кинематографии AFI.
Отзывы