«Freude!
Freude!
Freude, schöner Götterfunken,
Tochter aus Elysium,
Wir betreten feuertrunken,
Himmlische, dein Heiligthum.»
Вообще об этом фильме можно говорить очень долго, а возможно, что даже без конца, по той причине, что глубины этой ленты неисчерпаемы. Многих моих читателей это удивит, однако именно «Заводной апельсин» - если не мой самый любимый, то точно самый родной фильм. У меня связано с ним много безмерно тёплых моментов. Помню, как посещая курсы чилийского режиссёра Себастьяна Аларкона, на занятиях я с ужасным британским акцентом повторял под «Траурный марш к похоронам королевы Марии» вступительный монолог героя Малькольма МакДауэлла. Когда мы с дорогим другом писали сценарий к своему первому и пока ещё не снятому фильму, мы превратили одного из персонажей в ходячую пародию на Алекса ДеЛарджа. Даже доходило до того, что я, не имея должного опыта, разучивал на гитаре части из «Сороки-воровки» Россини. Настолько сильно «торкнул» меня этот фильм.
Стэнли Кубрик был и всегда будет моим кумиром. Я считаю, что этот постановщик – настоящий пример для подражания, тот, на чьих фильмах обязан учится каждый киношник. Его картины, что называется, «золотая середина», удивительнейшим образом в равной степени совмещающая в себе детали зрительского и авторского кино. Именно Кубрик вдохновил меня на дальнейшую творческую деятельность своими работами, а одной из них открыл для меня мир кино. И это «Апельсин». Верите или нет, но изначально я не смог посмотреть этот фильм с первого раза, т.к. я был шокирован сценой нападения droog’ов на дом несчастного писателя. Однако, завороженный этим причудливым миром холодного монументального будущего, я продолжил просмотр, на этот раз осилив его до страшнейшей финальной сцены.
Сюжет фильма базируется на литературном произведении британского писателя Энтони Бёрджесса. Широко известен факт, что автор создал «эту чёртову книгу» после того, как врачи ошибочно диагностировали ему опухоль мозга, громко заявив, что он уйдёт из жизни меньше, чем через год. Немаловажную роль в написании книги также сыграло то, что беременную жену писателя, Луэллу Джонс, страшно изнасиловала и изувечила группа из четырёх дезертиров. Плачевная ситуация приобрела ещё более мрачные тона, когда пара узнала о том, что ребёнок погиб. Впоследствии Луэлла впала в депрессию и стала алкоголичкой. Энтони, буквально со всех сторон окружённый страшнейшими событиями, вкладывал в «Заводной апельсин» всю ту боль, что испытывал на протяжении долгого времени.
Роман не обошёл стороной моё внимание, ведь при всей своей внутренней вульгарности словосочетание «книга лучше фильма» всегда несёт в себе некую интригу. Вообще, Кубрика частенько критиковали авторы произведений, на основе которых он снимал свои фильмы. Самым показательным примером является случай, когда небезызвестный Стивен Кинг испытал сильное негодование после просмотра «Сияния» с Джеком Николсоном: «…это как большой красивый Cadillac без мотора внутри: вы можете сидеть в нем и наслаждаться запахом кожаной обивки. Единственная вещь, которую вы сделать не сможете, — это куда-то на нем поехать.» Энтони Бёрджесс поначалу сдержанно воспринял экранизацию «Заводного апельсина», посчитав, что он может быть социально опасен, что тоже в какой-то мере является истиной, так как после выхода фильма прокатилась волна подростковых преступлений. «Банда “Заводной апельсин” убила мою жену», «Убийства после фильма “Заводной апельсин”», «Юнец с ножом в стиле “Заводного апельсина” задержан» - подобные заголовки долгое время не выходили с первых полос английских газет. Фильм бесконечно обвиняли в пропаганде насилия, а режиссёру и его семье даже приходили письма с угрозами. Всё закончилось после того, как компания «Warner Bros.» установила запрет на показ фильма на территории Великобритании, который продержался вплоть до смерти режиссёра.
И хотя книга мне показалась очень занятной, всё же, на мой взгляд, фильм вышел гораздо цельнее и интереснее. В первую очередь стоит сказать, что в ленте нет ни одной лишней сцены. Фактически, их быть и не могло, потому что Кубрик уничтожал весь материал, который не входил в фильм. На данный момент в интернете можно найти лишь один кадр из удалённой сцены, в которой Алекс и компания окружили добропорядочного старика. Монтажом фильма занимался Билл Батлер, получивший за свою работу номинацию на премию «Оскар». Как ни странно, но «Заводной апельсин» ждала неприятная судьба в наградном сезоне. Однако, стоит вспомнить, что Кубрик ни разу за свою жизнь не получил оскаровскую статуэтку за лучшую режиссуру, а однажды его даже номинировали на анти-награду «Золотая малина» за постановку «Сияния». Впрочем, к чёрту все эти gloopy премии.
К слову, если говорить о лишних сценах, то оригинальная концовка романа не вошла в сценарий фильма по причине того, книга из-за странного решения американских издателей печаталась без последней главы. Редакторы вырезали её, посчитав, что безысходный, более «реалистичный» финал будет привлекательнее для читателей. Сам режиссёр же только на момент последних работ над сценарием фильма узнал об этом интересном факте, однако всё же сошёлся во мнении с издательством, посчитав, что такой сюжет априори не может закончиться на позитивной ноте. Бёрджесс негодовал, однако решение Кубрика оспорить невозможно. Его бескомпромиссности не было предела.
Фильм изобилует, не побоюсь этого слова, великими актёрскими работами. Естественно, когда мы слышим словосочетание «Заводной апельсин», на ум сразу приходит незабываемый образ Александра ДеЛарджа, который исполнил блестящий актёр Малкольм МакДауэлл, незаслуженно обделённый заметными ролями (вспомнить можно разве что роль беспощадного тирана в «Калигуле» и доктора Лумиса в ремейке «Хэллоуина»). «Инициативный, агрессивный, отзывчивый, молодой, смелый, порочный» подонок в эпатажном костюме, избивающий и насилующий буквально всё, что видит, и выдающий за фильм с десяток запоминающихся монологов, надолго, если не навсегда, засядет в память зрителя. Воистину мрачный, пугающий «герой нашего времени» умудряется за весь хронометраж вызвать у зрителя самые противоречивые чувства.
Своеобразным антиподом главного героя фильма является писатель Фрэнк Александер, сыгранный Патриком Мэги, известным также по роли шевалье де Балибари в «Барри Линдоне». Персонаж, также предельно противоречивый, воплощает собой протест против установленного режима, повергшего страну в хаос. Он напоминает мне персонажей, к которым применимо словосочетание «необходимое зло». Его жажда во всех смыслах уничтожить Алекса, не лишена достаточно ясной мотивации, и у героя есть свои причины для такого поступка, однако, несмотря на всё это, даже в этом, казалось бы, несчастном человеке есть что-то страшное, безумное.
При любом раскладе мир, показанный в этом фильме, придёт только к одному концу. И даже то торжество зла, лжи, лицемерия и всех худших качеств человечества, показанное в последних сценах фильма, будто бы предостерегающее зрителя (как и в любой другой хорошо написанной антиутопии), ни в коей мере не отличается от того, к чему пришёл бы мир, если бы писатель и другие оппозиционеры, коих десятки, сотни, тысячи, одержали победу.
Что же теперь? Ничего… Каков мир, таковы и люди. Борьба продолжается, и никто не в силах её остановить. Но, несмотря на всё это… Жизнь всё-таки прекрасная штука. И наблюдать за ней бесконечно интересно, и даже в какой-то мере радостно.
Choodessny, чёрт возьми, фильм снял Стэнли Кубрик. Бескомпромиссный.
«Deine Zauber binden wieder,
Was die Mode streng geteilt,
Alle Menschen werden Brüder,
Wo Dein sanfter Flügel weilt!»
8
,4
1971, Фантастика
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Freude! Freude! Freude, schöner Götterfunken, Tochter aus Elysium, Wir betreten feuertrunken, Himmlische, dein Heiligthum.» Вообще об этом фильме можно говорить очень долго, а возможно, что даже без конца, по той причине, что глубины этой ленты неисчерпаемы. Многих моих читателей это удивит, однако именно «Заводной апельсин» - если не мой самый любимый, то точно самый родной фильм. У меня связано с ним много безмерно тёплых моментов. Помню, как посещая курсы чилийского режиссёра Себастьяна Аларкона, на занятиях я с ужасным британским акцентом повторял под «Траурный марш к похоронам королевы Марии» вступительный монолог героя Малькольма МакДауэлла. Когда мы с дорогим другом писали сценарий к своему первому и пока ещё не снятому фильму, мы превратили одного из персонажей в ходячую пародию на Алекса ДеЛарджа. Даже доходило до того, что я, не имея должного опыта, разучивал на гитаре части из «Сороки-воровки» Россини. Настолько сильно «торкнул» меня этот фильм. Стэнли Кубрик был и всегда будет моим кумиром. Я считаю, что этот постановщик – настоящий пример для подражания, тот, на чьих фильмах обязан учится каждый киношник. Его картины, что называется, «золотая середина», удивительнейшим образом в равной степени совмещающая в себе детали зрительского и авторского кино. Именно Кубрик вдохновил меня на дальнейшую творческую деятельность своими работами, а одной из них открыл для меня мир кино. И это «Апельсин». Верите или нет, но изначально я не смог посмотреть этот фильм с первого раза, т.к. я был шокирован сценой нападения droog’ов на дом несчастного писателя. Однако, завороженный этим причудливым миром холодного монументального будущего, я продолжил просмотр, на этот раз осилив его до страшнейшей финальной сцены. Сюжет фильма базируется на литературном произведении британского писателя Энтони Бёрджесса. Широко известен факт, что автор создал «эту чёртову книгу» после того, как врачи ошибочно диагностировали ему опухоль мозга, громко заявив, что он уйдёт из жизни меньше, чем через год. Немаловажную роль в написании книги также сыграло то, что беременную жену писателя, Луэллу Джонс, страшно изнасиловала и изувечила группа из четырёх дезертиров. Плачевная ситуация приобрела ещё более мрачные тона, когда пара узнала о том, что ребёнок погиб. Впоследствии Луэлла впала в депрессию и стала алкоголичкой. Энтони, буквально со всех сторон окружённый страшнейшими событиями, вкладывал в «Заводной апельсин» всю ту боль, что испытывал на протяжении долгого времени. Роман не обошёл стороной моё внимание, ведь при всей своей внутренней вульгарности словосочетание «книга лучше фильма» всегда несёт в себе некую интригу. Вообще, Кубрика частенько критиковали авторы произведений, на основе которых он снимал свои фильмы. Самым показательным примером является случай, когда небезызвестный Стивен Кинг испытал сильное негодование после просмотра «Сияния» с Джеком Николсоном: «…это как большой красивый Cadillac без мотора внутри: вы можете сидеть в нем и наслаждаться запахом кожаной обивки. Единственная вещь, которую вы сделать не сможете, — это куда-то на нем поехать.» Энтони Бёрджесс поначалу сдержанно воспринял экранизацию «Заводного апельсина», посчитав, что он может быть социально опасен, что тоже в какой-то мере является истиной, так как после выхода фильма прокатилась волна подростковых преступлений. «Банда “Заводной апельсин” убила мою жену», «Убийства после фильма “Заводной апельсин”», «Юнец с ножом в стиле “Заводного апельсина” задержан» - подобные заголовки долгое время не выходили с первых полос английских газет. Фильм бесконечно обвиняли в пропаганде насилия, а режиссёру и его семье даже приходили письма с угрозами. Всё закончилось после того, как компания «Warner Bros.» установила запрет на показ фильма на территории Великобритании, который продержался вплоть до смерти режиссёра. И хотя книга мне показалась очень занятной, всё же, на мой взгляд, фильм вышел гораздо цельнее и интереснее. В первую очередь стоит сказать, что в ленте нет ни одной лишней сцены. Фактически, их быть и не могло, потому что Кубрик уничтожал весь материал, который не входил в фильм. На данный момент в интернете можно найти лишь один кадр из удалённой сцены, в которой Алекс и компания окружили добропорядочного старика. Монтажом фильма занимался Билл Батлер, получивший за свою работу номинацию на премию «Оскар». Как ни странно, но «Заводной апельсин» ждала неприятная судьба в наградном сезоне. Однако, стоит вспомнить, что Кубрик ни разу за свою жизнь не получил оскаровскую статуэтку за лучшую режиссуру, а однажды его даже номинировали на анти-награду «Золотая малина» за постановку «Сияния». Впрочем, к чёрту все эти gloopy премии. К слову, если говорить о лишних сценах, то оригинальная концовка романа не вошла в сценарий фильма по причине того, книга из-за странного решения американских издателей печаталась без последней главы. Редакторы вырезали её, посчитав, что безысходный, более «реалистичный» финал будет привлекательнее для читателей. Сам режиссёр же только на момент последних работ над сценарием фильма узнал об этом интересном факте, однако всё же сошёлся во мнении с издательством, посчитав, что такой сюжет априори не может закончиться на позитивной ноте. Бёрджесс негодовал, однако решение Кубрика оспорить невозможно. Его бескомпромиссности не было предела. Фильм изобилует, не побоюсь этого слова, великими актёрскими работами. Естественно, когда мы слышим словосочетание «Заводной апельсин», на ум сразу приходит незабываемый образ Александра ДеЛарджа, который исполнил блестящий актёр Малкольм МакДауэлл, незаслуженно обделённый заметными ролями (вспомнить можно разве что роль беспощадного тирана в «Калигуле» и доктора Лумиса в ремейке «Хэллоуина»). «Инициативный, агрессивный, отзывчивый, молодой, смелый, порочный» подонок в эпатажном костюме, избивающий и насилующий буквально всё, что видит, и выдающий за фильм с десяток запоминающихся монологов, надолго, если не навсегда, засядет в память зрителя. Воистину мрачный, пугающий «герой нашего времени» умудряется за весь хронометраж вызвать у зрителя самые противоречивые чувства. Своеобразным антиподом главного героя фильма является писатель Фрэнк Александер, сыгранный Патриком Мэги, известным также по роли шевалье де Балибари в «Барри Линдоне». Персонаж, также предельно противоречивый, воплощает собой протест против установленного режима, повергшего страну в хаос. Он напоминает мне персонажей, к которым применимо словосочетание «необходимое зло». Его жажда во всех смыслах уничтожить Алекса, не лишена достаточно ясной мотивации, и у героя есть свои причины для такого поступка, однако, несмотря на всё это, даже в этом, казалось бы, несчастном человеке есть что-то страшное, безумное. При любом раскладе мир, показанный в этом фильме, придёт только к одному концу. И даже то торжество зла, лжи, лицемерия и всех худших качеств человечества, показанное в последних сценах фильма, будто бы предостерегающее зрителя (как и в любой другой хорошо написанной антиутопии), ни в коей мере не отличается от того, к чему пришёл бы мир, если бы писатель и другие оппозиционеры, коих десятки, сотни, тысячи, одержали победу. Что же теперь? Ничего… Каков мир, таковы и люди. Борьба продолжается, и никто не в силах её остановить. Но, несмотря на всё это… Жизнь всё-таки прекрасная штука. И наблюдать за ней бесконечно интересно, и даже в какой-то мере радостно. Choodessny, чёрт возьми, фильм снял Стэнли Кубрик. Бескомпромиссный. «Deine Zauber binden wieder, Was die Mode streng geteilt, Alle Menschen werden Brüder, Wo Dein sanfter Flügel weilt!»