фильм "Заводной апельсин" или эталон в жанре фантастического реализма
«Заводной апельсин» является экранизацией знаменитого произведения Энтони Бёрджесса, поставленный на экране великим Стэнли Кубриком.
Футуристическая Англия. Четверо друзей готовятся к ночным рейдам сидя в баре «Moloco». Обсуждают планы на будущее. Выходят и тут же принимаются линчевать бездомного старика…
Конечно может, когда только снимался этот фильм, он приводил в шоковое состояние зрителей, тем с какой жестокостью показаны сцены насилия. Но спустя тридцать лет многие сцены в «Заводном апельсине» уже не могут вызвать той реакции, что возникала, скажем, после просмотра «Необратимости». Но, несмотря на это, эта картина продолжает быть актуальной. Темы, которые затрагивает этот фильм не могут не вызывать спорных суждений и переполнения зрителя эмоциями.
Так в основе ленты лежит проблема внутреннего противоречия, выбора своего собственного пути в нашем небезгрешном мире, борьба с правительством пожелавшим сделать из безжалостного хулигана пай-мальчика. Насилие, которое устраивает само общество над преступными элементами, не понимая, что само совершает акт жестокости, подавляя в человеке стремление к выбору, к инстинктам, которыми наделила его природа. Перед нами предстают банды, для которых нет законов, нет авторитетов.
Одна банда идёт на другую, в ход идут цепи, ножи, почти как в эпоху зарождения Америки, когда на залитых кровью улицах, гангстеры под предводительством Били Мясника шли на «дохлых кроликов». Насилие над стариком, девочкой, старой бабкой с кошками, всё это порождает здесь еще большее насилие, насилие над моральным правом человека. Почти что страсти по-Достоевскому.
Проблема здесь рассматривается с разных сторон. С церковной точки зрения — когда для того, чтобы искоренить в человеке желание разрушать, необходимо вывести его на путь истинный, на путь самосознания. Чтобы преступник смог поразмыслить над содеянным, раскаяться не по чьей-то «доброй» воле, а лично сам. Борьба организма и сознания, без вмешательства тех, для кого эксперимент над человеком является лишь желанием обогатиться. И вторая сторона — правительство и те, кто представляет интересы простых граждан, желающих, чтобы на улицах был порядок. А для этого, как известно все средства хороши. Тут вам налицо и продажные полицейские в лице бывших друзей главного героя Алекса и алчные врачи. Остальные представители социального общества, ослеплённые личными интересами.
"Заводной апельсин" - это прежде всего история личности. Герой Кубрика воплощает все наши потаённые и неуправляемые инстинкты. Он честен по отношению к себе, не особо задумываясь о реакции других. Если в начале, видя все зверства Алекса, зритель осуждает его поступки, то после проведённого эксперимента, герой не вызывает абсолютно никаких эмоций, тем самым теряя свою "изюминку", превращаясь в робота и переставая быть человеком в подлинном смысле этого слова. "Хотя в этом вопросе большинство не может обойтись без лицемерия, - говорит режиссёр, - всех нас завораживает сцены насилия. В конце концов, сам человек - самый беспощадный убийца, когда-либо обитавший на земле. Интерес, который мы испытываем к насилию, отчасти объясняется тем, что на подсознательном уровне мы мало чем отличаемся от наших первобытных предков".
Несмотря на упрёки и обвинения "Заводной апельсин" почти сразу становится эталоном в жанре фантастического реализма. Михаэль Ханеке, Оливер Стоун, Матье Кассовиц, Вим Вендерс - все эти режиссёры не раз возвращались и использовали в своих фильмах архетип Алекса Де Ларджа, тем самым доказывая риторичность вопросов поставленных Кубриком.
В марте 1972 года фильм был представлен на премию "Оскар" по четырём номинациям: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий и лучший монтаж. Но когда Академия обратилась к кинозвёздам с просьбой вручать награды, многие отказались не только вручать их, но и вообще участвовать в церемонии из страха оказать честь "такому" фильму. В результате "Заводной апельсин" остался ни с чем. На пресс-конференции Уильям Фридкин, чей "Французский связной" получил "Оскар" за лучший фильм и лучшую режиссуру, сказал журналистам: "По моему мнению, лучший американский кинорежиссёр года - Стэнли Кубрик… И не только этого года, но целой эпохи".
8
,4
1971, Фантастика
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Заводной апельсин» является экранизацией знаменитого произведения Энтони Бёрджесса, поставленный на экране великим Стэнли Кубриком. Футуристическая Англия. Четверо друзей готовятся к ночным рейдам сидя в баре «Moloco». Обсуждают планы на будущее. Выходят и тут же принимаются линчевать бездомного старика… Конечно может, когда только снимался этот фильм, он приводил в шоковое состояние зрителей, тем с какой жестокостью показаны сцены насилия. Но спустя тридцать лет многие сцены в «Заводном апельсине» уже не могут вызвать той реакции, что возникала, скажем, после просмотра «Необратимости». Но, несмотря на это, эта картина продолжает быть актуальной. Темы, которые затрагивает этот фильм не могут не вызывать спорных суждений и переполнения зрителя эмоциями. Так в основе ленты лежит проблема внутреннего противоречия, выбора своего собственного пути в нашем небезгрешном мире, борьба с правительством пожелавшим сделать из безжалостного хулигана пай-мальчика. Насилие, которое устраивает само общество над преступными элементами, не понимая, что само совершает акт жестокости, подавляя в человеке стремление к выбору, к инстинктам, которыми наделила его природа. Перед нами предстают банды, для которых нет законов, нет авторитетов. Одна банда идёт на другую, в ход идут цепи, ножи, почти как в эпоху зарождения Америки, когда на залитых кровью улицах, гангстеры под предводительством Били Мясника шли на «дохлых кроликов». Насилие над стариком, девочкой, старой бабкой с кошками, всё это порождает здесь еще большее насилие, насилие над моральным правом человека. Почти что страсти по-Достоевскому. Проблема здесь рассматривается с разных сторон. С церковной точки зрения — когда для того, чтобы искоренить в человеке желание разрушать, необходимо вывести его на путь истинный, на путь самосознания. Чтобы преступник смог поразмыслить над содеянным, раскаяться не по чьей-то «доброй» воле, а лично сам. Борьба организма и сознания, без вмешательства тех, для кого эксперимент над человеком является лишь желанием обогатиться. И вторая сторона — правительство и те, кто представляет интересы простых граждан, желающих, чтобы на улицах был порядок. А для этого, как известно все средства хороши. Тут вам налицо и продажные полицейские в лице бывших друзей главного героя Алекса и алчные врачи. Остальные представители социального общества, ослеплённые личными интересами. "Заводной апельсин" - это прежде всего история личности. Герой Кубрика воплощает все наши потаённые и неуправляемые инстинкты. Он честен по отношению к себе, не особо задумываясь о реакции других. Если в начале, видя все зверства Алекса, зритель осуждает его поступки, то после проведённого эксперимента, герой не вызывает абсолютно никаких эмоций, тем самым теряя свою "изюминку", превращаясь в робота и переставая быть человеком в подлинном смысле этого слова. "Хотя в этом вопросе большинство не может обойтись без лицемерия, - говорит режиссёр, - всех нас завораживает сцены насилия. В конце концов, сам человек - самый беспощадный убийца, когда-либо обитавший на земле. Интерес, который мы испытываем к насилию, отчасти объясняется тем, что на подсознательном уровне мы мало чем отличаемся от наших первобытных предков". Несмотря на упрёки и обвинения "Заводной апельсин" почти сразу становится эталоном в жанре фантастического реализма. Михаэль Ханеке, Оливер Стоун, Матье Кассовиц, Вим Вендерс - все эти режиссёры не раз возвращались и использовали в своих фильмах архетип Алекса Де Ларджа, тем самым доказывая риторичность вопросов поставленных Кубриком. В марте 1972 года фильм был представлен на премию "Оскар" по четырём номинациям: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий и лучший монтаж. Но когда Академия обратилась к кинозвёздам с просьбой вручать награды, многие отказались не только вручать их, но и вообще участвовать в церемонии из страха оказать честь "такому" фильму. В результате "Заводной апельсин" остался ни с чем. На пресс-конференции Уильям Фридкин, чей "Французский связной" получил "Оскар" за лучший фильм и лучшую режиссуру, сказал журналистам: "По моему мнению, лучший американский кинорежиссёр года - Стэнли Кубрик… И не только этого года, но целой эпохи".