Недалекое будущее. Общество построено на принципах социального рейтинга. Три замечания за недостойное поведение – и человека выбрасывают за пределы цивилизации. Смотрите фильм «Аквариум», где главный герой хочет сделать этот шаг.
Есть такое выражение: тонкий намек на толстые обстоятельства. Автор художественного произведения иногда дает персонажу говорящую фамилию. Вот, например, зовут тетеньку мадам Белополякова – и сразу с ней все ясно (тем, кто хотя бы что-то слышал о белополяках). Но особо изощренные творцы намекают так тонко, что это уже нанотехнологиями отдает. Был когда-то советский фильм «Его звали Роберт» (1967). И Роберт там был роботом. Чтобы его не спутали с человеком, исполнявший эту роль актер Олег Стриженов усиленно делал каменное лицо и изображал деревянную походку.
И вот уже совсем современный режиссер Илья Шагалов в своем фильме «Аквариум» (тоже фантастика) подбирает на одну из главных ролей актера Никиту Еленева, удивительно похожего на молодого Стриженова. И хотя он вроде не робот, с лицом и походкой у него дело обстоит, как у великого предшественника. А чтобы слегка завуалировать это небольшое заимствование, авторы картины дают персонажу Еленева немного другое имя – его зовут Максом. Но назойливая память подсказывает мне еще одну аллюзию. Герой «Обитаемого острова» Стругацких – Максим Каммерер – тоже по сюжету был примерно тем, за кого Володю Шарапова принял Горбатый: дурилкой картонной. Вы скажете, что я приписываю создателям «Аквариума» умысел там, где имеет место обычное совпадение. Но дело в том, что сценарист, который ничтоже сумняшеся, просто ради красного словца выдает свое знакомство с таким обстоятельством, как двусмысленное использование акронима ΙΧΘΥΣ — «ихтис» катакомбными христианами. Напомню: он переводится как «рыба», а расшифровывается как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
При этом тема, положенная в основу сюжета картины, новизной как-то не блещет. Недалекое будущее. Уютный, чистенько вылизанный мирок, выстроенный на самом зверском подавлении естественных людских эмоций, среди которых не последнее место занимает агрессивность. Три замечания, вынесенных в судебном порядке – и уличенный в неподобающем поведении человек (типа в морду плюнут – драться лезет) в принудительном порядке направляется в загадочное место под названием Анклав. Судя по намекам, которыми по этому поводу обмениваются герои картины, это нечто среднее между ГУЛАГом и ЛТП (молодежи гуглить лень, а потому сообщаю: Лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения от алкоголизма в советские времена).
Для выявления потенциальных агрессоров используются самые гнусные провокации. Главный герой «Аквариума» Стас (роль исполнил Алексей Филимонов) становится жертвой именно такой инсценировки. В качестве наказания ему выносят первое предупреждение и приставляют круглосуточного надзирателя-инспектора (тот самый Макс в исполнении Никиты Еленева). Этот сюжетный зачин является лишь поводом для ведения героями обрывочных полупародийных квазифилософских дискуссий. А главная дилемма, перед которой стоит Стас – выбор между двумя женщинами. При этом он так задуривает окаменевшую голову юного Макса, что тот решается на не самый благоразумный поступок.
Тема вроде бы отработана буквально до блеска. С ходу можно вспомнить старинный роман Станислава Лема «Возвращение со звезд», где излишнюю агрессивность купировали медикаментозными средствами. Или вообще к реалиям современной жизни обратиться: китайцы проводят эксперименты с социальными рейтингами такого уровня, что все страшилки «Аквариума» покажутся сущей ерундой. Но тут ведь главное не про что снято, а как сделано.
Обогащенный опытом театрального постановщика начинающий кинорежиссер Илья Шагалов явно замахнулся на сотворение артхаусного опуса фестивального замеса (мы на аллитерации горазды). Попытка почти удалась. По крайней мере, в творческом багаже Шагалова теперь имеется фестивальный приз в феноменальной номинации «За реальность». Но вот театральный опыт, пожалуй, все же иногда шутит дурные шутки с экранных дел мастерами. Они начинают слишком красиво снимать. Я бы даже сказал – красивенько. Получается уж такой распопсовый глянец, что глаз не оторвать. Иногда создавалось впечатление, что люди, отвечающие за картинку (оператор, монтажеры и цветокорректоры) просто хулиганят. Супружеская пара лежит в постели. Кадр почему-то переворачивается. Зачем вы их на потолке спать заставили? Так, по приколу. Потрясающая качеством стеба сцена с психологом в исполнении Павла Кабанова снята в минималистском стиле какого-то абсурдистского перформанса. Да, очень забавно. Но какая тут у вас была сверхзадача?
И, наконец, ударная концовка, ставшая настоящим бенефисом визуалов Шагалова. Они сотворили настоящий шедевр, фейерверк красок и оттенков, эквилибристику чередования планов с самых неожиданных ракурсов. И все же: режиссеру явно не удалось сдержать в рамках собственного вкуса эту цветомузыкальную оргию. Настоящий мастер работает эффектней и экономней.
Вспоминается классический финал картины, где герои решали примерно те же задачи, что персонажи «Аквариума»: «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Ну, ты загнул! Это же сам Милош Форман! Ничего, у Ильи Шагалова все еще впереди. А вдруг?
5
,5
2023, Россия, Драмы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Недалекое будущее. Общество построено на принципах социального рейтинга. Три замечания за недостойное поведение – и человека выбрасывают за пределы цивилизации. Смотрите фильм «Аквариум», где главный герой хочет сделать этот шаг. Есть такое выражение: тонкий намек на толстые обстоятельства. Автор художественного произведения иногда дает персонажу говорящую фамилию. Вот, например, зовут тетеньку мадам Белополякова – и сразу с ней все ясно (тем, кто хотя бы что-то слышал о белополяках). Но особо изощренные творцы намекают так тонко, что это уже нанотехнологиями отдает. Был когда-то советский фильм «Его звали Роберт» (1967). И Роберт там был роботом. Чтобы его не спутали с человеком, исполнявший эту роль актер Олег Стриженов усиленно делал каменное лицо и изображал деревянную походку. И вот уже совсем современный режиссер Илья Шагалов в своем фильме «Аквариум» (тоже фантастика) подбирает на одну из главных ролей актера Никиту Еленева, удивительно похожего на молодого Стриженова. И хотя он вроде не робот, с лицом и походкой у него дело обстоит, как у великого предшественника. А чтобы слегка завуалировать это небольшое заимствование, авторы картины дают персонажу Еленева немного другое имя – его зовут Максом. Но назойливая память подсказывает мне еще одну аллюзию. Герой «Обитаемого острова» Стругацких – Максим Каммерер – тоже по сюжету был примерно тем, за кого Володю Шарапова принял Горбатый: дурилкой картонной. Вы скажете, что я приписываю создателям «Аквариума» умысел там, где имеет место обычное совпадение. Но дело в том, что сценарист, который ничтоже сумняшеся, просто ради красного словца выдает свое знакомство с таким обстоятельством, как двусмысленное использование акронима ΙΧΘΥΣ — «ихтис» катакомбными христианами. Напомню: он переводится как «рыба», а расшифровывается как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». При этом тема, положенная в основу сюжета картины, новизной как-то не блещет. Недалекое будущее. Уютный, чистенько вылизанный мирок, выстроенный на самом зверском подавлении естественных людских эмоций, среди которых не последнее место занимает агрессивность. Три замечания, вынесенных в судебном порядке – и уличенный в неподобающем поведении человек (типа в морду плюнут – драться лезет) в принудительном порядке направляется в загадочное место под названием Анклав. Судя по намекам, которыми по этому поводу обмениваются герои картины, это нечто среднее между ГУЛАГом и ЛТП (молодежи гуглить лень, а потому сообщаю: Лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения от алкоголизма в советские времена). Для выявления потенциальных агрессоров используются самые гнусные провокации. Главный герой «Аквариума» Стас (роль исполнил Алексей Филимонов) становится жертвой именно такой инсценировки. В качестве наказания ему выносят первое предупреждение и приставляют круглосуточного надзирателя-инспектора (тот самый Макс в исполнении Никиты Еленева). Этот сюжетный зачин является лишь поводом для ведения героями обрывочных полупародийных квазифилософских дискуссий. А главная дилемма, перед которой стоит Стас – выбор между двумя женщинами. При этом он так задуривает окаменевшую голову юного Макса, что тот решается на не самый благоразумный поступок. Тема вроде бы отработана буквально до блеска. С ходу можно вспомнить старинный роман Станислава Лема «Возвращение со звезд», где излишнюю агрессивность купировали медикаментозными средствами. Или вообще к реалиям современной жизни обратиться: китайцы проводят эксперименты с социальными рейтингами такого уровня, что все страшилки «Аквариума» покажутся сущей ерундой. Но тут ведь главное не про что снято, а как сделано. Обогащенный опытом театрального постановщика начинающий кинорежиссер Илья Шагалов явно замахнулся на сотворение артхаусного опуса фестивального замеса (мы на аллитерации горазды). Попытка почти удалась. По крайней мере, в творческом багаже Шагалова теперь имеется фестивальный приз в феноменальной номинации «За реальность». Но вот театральный опыт, пожалуй, все же иногда шутит дурные шутки с экранных дел мастерами. Они начинают слишком красиво снимать. Я бы даже сказал – красивенько. Получается уж такой распопсовый глянец, что глаз не оторвать. Иногда создавалось впечатление, что люди, отвечающие за картинку (оператор, монтажеры и цветокорректоры) просто хулиганят. Супружеская пара лежит в постели. Кадр почему-то переворачивается. Зачем вы их на потолке спать заставили? Так, по приколу. Потрясающая качеством стеба сцена с психологом в исполнении Павла Кабанова снята в минималистском стиле какого-то абсурдистского перформанса. Да, очень забавно. Но какая тут у вас была сверхзадача? И, наконец, ударная концовка, ставшая настоящим бенефисом визуалов Шагалова. Они сотворили настоящий шедевр, фейерверк красок и оттенков, эквилибристику чередования планов с самых неожиданных ракурсов. И все же: режиссеру явно не удалось сдержать в рамках собственного вкуса эту цветомузыкальную оргию. Настоящий мастер работает эффектней и экономней. Вспоминается классический финал картины, где герои решали примерно те же задачи, что персонажи «Аквариума»: «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Ну, ты загнул! Это же сам Милош Форман! Ничего, у Ильи Шагалова все еще впереди. А вдруг?