История одной эскадрильи, которая в годы войны защищала небо над блокадным Ленинградом. Смотрите фильм «Балтийское небо» режиссера Владимира Венгерова. Зрители со стажем могут вспомнить, как выглядели в 1960 году такие звезды советского экрана, как Петр Глебов, Всеволод Платов, Михаил Ульянов, Ролан Быков, Михаил Козаков, Людмила Гурченко, Олег Борисов и Павел Луспекаев.
Наследие военного кинематографа советской эпохи воистину необозримо, оно составляет десятки, если не сотни, фильмов, от монументальных эпопей до мюзиклов и шпионских историй. Поэтому спустя годы отдельные даже самые качественные картины забываются зрителями на фоне безусловных шедевров. Что-то подобное произошло с картиной «Балтийское небо» режиссера Венгерова, снятой в далеком 1960 году. Это история эскадрильи истребителей И-16, сражавшейся в небе над блокадным Ленинградом с воздушными армадами гитлеровцев. А если речь заходит о советских асах времен Великой Отечественной – все тут же вспоминают легендарный фильм «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Сравнения, безусловно, напрашиваются, но не стоит забывать: между «Небом» и «Стариками» – 13 лет разницы. Хотя и там, и тут про военных летчиков, и тогда, и потом Быков, но, в одном случае, это Ролан, а в другом Леонид.
Двухсерийный фильм Венгерова по продолжительности вполне тянет на мини-сериал. Хронометраж позволяет охватить большой промежуток времени, от установления блокады в сентябре 1941 года до ее снятия в январе 1944 года. В фильме задействовано огромное количество исполнителей. Это и представительная массовка, и внушительная компания звезд первой величины. Ульянов. Гурченко, Борисов, Ролан Быков, Луспекаев еще молоды и полны энергии, но уже вышли на плато исполнительского мастерства. Так что смотреть за их работой – огромное наслаждение. И если зрители постарше будут охвачены теплыми ностальгическими настроениями, то для молодых, возможно, картина станет настоящим откровением: оказывается, по сравнению с этой галактикой некоторые нынешние светила выглядят весьма тускло.
Однако стоит признать, что фильм сработан не идеально. Недаром на Венецианском фестивале он не завоевал наград. И речь идет не только о мелочах чисто технического свойства: небрежно закамуфлированные под немецкие панцеры наши Т-34; армады истребителей И-16, которые в 1944 году в основном заменили более современные машины; сцены воздушных боев, снятые при помощи авиамоделистов (а что вы прикажете делать, если компьютерная графика еще не снилась даже тогдашним фантастам). Думаю, главная проблема создателей фильма в том, что они не справились с материалом. Роман Николая Чуковского, который подвергли экранизации Венгеров и его команда, представляет собой рыхлую многослойную эпопею в модной тогда манере подражания толстовскому литературному монументу. Но Венгерову не удалось предварить подвиг Бондарчука образца 1967 года, сюжет его фильма просто утопает в деталях, режиссеру оказалось не под силу распутать клубки нескольких сюжетных линий, военная тема не всегда гармонично сопрягается с лирической. Единственная серьезная удача – гармоничное встраивание в видеоряд документальных кадров, такое редко кто умеет даже сегодня.
Поэтому многоступенчатая сага Владимира Венгерова объективно проигрывает камерной новелле Леонида Быкова. Да, яркие актерские работы звезд начала 60-х до сих пор не оставляют зрителя равнодушным, но ведь и в начале 70-х звездный ансамбль под управлением Маэстро исполнял такие хиты, которые просто невозможно забыть. И все же две эти картины – обе по-своему талантливые – до сих пор составляют замечательный тандем: смотрите и получайте удовольствие.
7
,4
1960, СССР, Советские
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
История одной эскадрильи, которая в годы войны защищала небо над блокадным Ленинградом. Смотрите фильм «Балтийское небо» режиссера Владимира Венгерова. Зрители со стажем могут вспомнить, как выглядели в 1960 году такие звезды советского экрана, как Петр Глебов, Всеволод Платов, Михаил Ульянов, Ролан Быков, Михаил Козаков, Людмила Гурченко, Олег Борисов и Павел Луспекаев. Наследие военного кинематографа советской эпохи воистину необозримо, оно составляет десятки, если не сотни, фильмов, от монументальных эпопей до мюзиклов и шпионских историй. Поэтому спустя годы отдельные даже самые качественные картины забываются зрителями на фоне безусловных шедевров. Что-то подобное произошло с картиной «Балтийское небо» режиссера Венгерова, снятой в далеком 1960 году. Это история эскадрильи истребителей И-16, сражавшейся в небе над блокадным Ленинградом с воздушными армадами гитлеровцев. А если речь заходит о советских асах времен Великой Отечественной – все тут же вспоминают легендарный фильм «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Сравнения, безусловно, напрашиваются, но не стоит забывать: между «Небом» и «Стариками» – 13 лет разницы. Хотя и там, и тут про военных летчиков, и тогда, и потом Быков, но, в одном случае, это Ролан, а в другом Леонид. Двухсерийный фильм Венгерова по продолжительности вполне тянет на мини-сериал. Хронометраж позволяет охватить большой промежуток времени, от установления блокады в сентябре 1941 года до ее снятия в январе 1944 года. В фильме задействовано огромное количество исполнителей. Это и представительная массовка, и внушительная компания звезд первой величины. Ульянов. Гурченко, Борисов, Ролан Быков, Луспекаев еще молоды и полны энергии, но уже вышли на плато исполнительского мастерства. Так что смотреть за их работой – огромное наслаждение. И если зрители постарше будут охвачены теплыми ностальгическими настроениями, то для молодых, возможно, картина станет настоящим откровением: оказывается, по сравнению с этой галактикой некоторые нынешние светила выглядят весьма тускло. Однако стоит признать, что фильм сработан не идеально. Недаром на Венецианском фестивале он не завоевал наград. И речь идет не только о мелочах чисто технического свойства: небрежно закамуфлированные под немецкие панцеры наши Т-34; армады истребителей И-16, которые в 1944 году в основном заменили более современные машины; сцены воздушных боев, снятые при помощи авиамоделистов (а что вы прикажете делать, если компьютерная графика еще не снилась даже тогдашним фантастам). Думаю, главная проблема создателей фильма в том, что они не справились с материалом. Роман Николая Чуковского, который подвергли экранизации Венгеров и его команда, представляет собой рыхлую многослойную эпопею в модной тогда манере подражания толстовскому литературному монументу. Но Венгерову не удалось предварить подвиг Бондарчука образца 1967 года, сюжет его фильма просто утопает в деталях, режиссеру оказалось не под силу распутать клубки нескольких сюжетных линий, военная тема не всегда гармонично сопрягается с лирической. Единственная серьезная удача – гармоничное встраивание в видеоряд документальных кадров, такое редко кто умеет даже сегодня. Поэтому многоступенчатая сага Владимира Венгерова объективно проигрывает камерной новелле Леонида Быкова. Да, яркие актерские работы звезд начала 60-х до сих пор не оставляют зрителя равнодушным, но ведь и в начале 70-х звездный ансамбль под управлением Маэстро исполнял такие хиты, которые просто невозможно забыть. И все же две эти картины – обе по-своему талантливые – до сих пор составляют замечательный тандем: смотрите и получайте удовольствие.