Если вам по душе остросюжетные криминальные драмы с легким национальным колоритом – смотрите сербский полицейский сериал «Беса» режиссера Душана Лазаревича.
Глобализация, несмотря ни на что, продолжает победоносное шествие по планете. Это выражается не только в повсеместном применении одинаковых производственных и потребительских стандартов, но и в постепенном поглощении национальных культурных оттенков броской палитрой доминирующего мейнстрима.
Когда-то настоящим символом сербского кинематографа считался один из лучших фильмов Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот», а теперь зритель наслаждается сериалом «Беса» сербско-британского производства, создатели которого прямо заявляют, что проект этот призван стать первым в своем роде, то есть сериалом, полностью соответствующим стандартам англосаксонской криминальной драмы. И план этот вроде бы удалось реализовать. Причем на хорошем уровне.
Урош Перич (роль исполнил Радивойе Буквич) – мирный обыватель, живет с семьей (жена и двое детей) в Белграде, трудится водителем в компании, занимающейся доставкой медицинской техники и лекарств. Дардан Бериша (Арбен Байрактарай) – свирепый гангстер, властитель криминальной империи, контролирующей поставки наркотиков из Афганистана через Турцию и бывшую Югославию по всей Европе. Этот безжалостный душегуб, не оставляющий в живых свидетелей, осмеливающихся давать против него показания в суде, одновременно чадолюбивый папаша. Его дочурка отправляется на учебу в США, а перед дальней поездкой решает немного почудить: поставить рекорд скорости на подаренной родителями машине будучи основательно под препаратами. А тут как раз Перич пилит по дороге. Раз – и одной наркошей-интеллектуалкой на свете становится меньше. Папенька, разумеется, предъявляет счет причинителю смерти родной кровиночки по принципу объективного вменения: око за око, зуб за зуб и далее по списку вплоть до полного искоренения членов семьи честного трудяги. Перич согласен отработать. Тут вступает в силу известный в тамошних краях принцип «беса», балканский аналог омерты. Только здесь нужно не просто помалкивать о преступных делишках организации, но и принимать активное участие в ее операциях.
Параллельно развивается сюжетная линия, связанная с расследованием инспектора Интерпола Петрита Коци (Милош Тимотиевич). Он пытается размотать клубок криминально-коррупционных связей клана Бериши с европейскими чиновниками и прищучить наконец-то матерого бандюгу.
Как и было заявлено, стандарты качества криминальной драмы европейского уровня были соблюдены. Никаких серьезных претензий ни к сценарию, ни к операторской работе, ни к мастерству исполнителей предъявить нельзя. Но после просмотра сериала остается чувство легкой неудовлетворенности. Дело в том, что подобную историю могла изготовить команда профессионалов практически из любой точки современной Западной Европы. Действие могло развиваться хоть в Шотландии, хоть в Норвегии, хоть в Испании, персонажи вели бы себя примерно так же, они реагировали бы на те или иные события одинаково. Мирный гражданин, главарь банды, продажный полицейский, коррумпированный чиновник, шальная барышня, отважный инспектор полиции – алгоритм их поступков отработан десятилетиями и вполне предсказуем. Так что несмотря на остроту сюжетных зигзагов временами становится скучновато.
Скептик может возразить: но это же лучше, чем убогие лубочные развлекалочки из Кореи, Турции или Индии. Да, конечно лучше. Но ведь с водой провинциализма выплеснули младенца пикантной национальной идентичности. Я недаром вспомнил давний шедевр Кустурицы. Ведь тоже криминальная история, и бандиты там тоже очень свирепые, и обывателей они пытаются остричь не менее коротко, чем нынешние их наследники. Но вот поведение той шальной цыганско-сербско-боснийской братии предсказать было невозможно. Они могли отчебучить такое, что ход развития сюжета просто летел вверх тормашками, а зритель не знал, ему еще смеяться или уже плакать пора.
Даже роскошный саундтрек Неманьи Мосуровича наводит на грустные размышления: ты уже не вспоминаешь Бреговича (хотя музыку для черно-белого кото-фильма написал не он), а наслаждаешься классным блюзом, который мог сопровождать действие любого сериала, скроенного по все тем же глобалистским лекалам.
Разумеется, картина, затрагивающая злободневные проблемы регионов бывшей Югославии, не может обойти острые проблемы межнациональных отношений. Для российского зрителя это не актуально, но сербская аудитория такой проект просто бы не приняла. Поэтому в «Бесе» упоминается о войнах последних десятилетий, о косовской проблеме, о весомом вкладе албанской диаспоры в обострение криминальной обстановки в Европе. И о коррупции в рядах евробюрократии тоже вроде бы не молчат. Но говорить о том, что вниманию зрителей представлен остросоциальный сериал, наполненный разоблачительным пафосом, было бы не слишком корректно. Все эти детали идут как бы фоном, на первом плане остается чисто развлекательный сюжет.
Кроме того, создатели «Бесы» используют, казалось бы, неброский идеологический трюк. Они подспудно внушают потребителю своей продукции идею о том, что все коллизии кровопролитных внутриюгославских и сербо-албанских столкновений остались в прошлом. На уровне бытового общения уже все нормализовалось. Один из главных героев – серб, женатый на хорватке; другой по происхождению полу-албанец, полу-серб; третий – потомок словенки и серба. И ничего, живут ведь. Антагонистический разлом проходит вовсе не по национальному или конфессиональному признаку, а исключительно по линии приверженности или отрицания общеевропейских ценностей. У преступности, как вы понимаете, нет национальности и вероисповедания. Самое главное: в Белграде все спокойно.
8
,2
2018, Криминал
2 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если вам по душе остросюжетные криминальные драмы с легким национальным колоритом – смотрите сербский полицейский сериал «Беса» режиссера Душана Лазаревича. Глобализация, несмотря ни на что, продолжает победоносное шествие по планете. Это выражается не только в повсеместном применении одинаковых производственных и потребительских стандартов, но и в постепенном поглощении национальных культурных оттенков броской палитрой доминирующего мейнстрима. Когда-то настоящим символом сербского кинематографа считался один из лучших фильмов Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот», а теперь зритель наслаждается сериалом «Беса» сербско-британского производства, создатели которого прямо заявляют, что проект этот призван стать первым в своем роде, то есть сериалом, полностью соответствующим стандартам англосаксонской криминальной драмы. И план этот вроде бы удалось реализовать. Причем на хорошем уровне. Урош Перич (роль исполнил Радивойе Буквич) – мирный обыватель, живет с семьей (жена и двое детей) в Белграде, трудится водителем в компании, занимающейся доставкой медицинской техники и лекарств. Дардан Бериша (Арбен Байрактарай) – свирепый гангстер, властитель криминальной империи, контролирующей поставки наркотиков из Афганистана через Турцию и бывшую Югославию по всей Европе. Этот безжалостный душегуб, не оставляющий в живых свидетелей, осмеливающихся давать против него показания в суде, одновременно чадолюбивый папаша. Его дочурка отправляется на учебу в США, а перед дальней поездкой решает немного почудить: поставить рекорд скорости на подаренной родителями машине будучи основательно под препаратами. А тут как раз Перич пилит по дороге. Раз – и одной наркошей-интеллектуалкой на свете становится меньше. Папенька, разумеется, предъявляет счет причинителю смерти родной кровиночки по принципу объективного вменения: око за око, зуб за зуб и далее по списку вплоть до полного искоренения членов семьи честного трудяги. Перич согласен отработать. Тут вступает в силу известный в тамошних краях принцип «беса», балканский аналог омерты. Только здесь нужно не просто помалкивать о преступных делишках организации, но и принимать активное участие в ее операциях. Параллельно развивается сюжетная линия, связанная с расследованием инспектора Интерпола Петрита Коци (Милош Тимотиевич). Он пытается размотать клубок криминально-коррупционных связей клана Бериши с европейскими чиновниками и прищучить наконец-то матерого бандюгу. Как и было заявлено, стандарты качества криминальной драмы европейского уровня были соблюдены. Никаких серьезных претензий ни к сценарию, ни к операторской работе, ни к мастерству исполнителей предъявить нельзя. Но после просмотра сериала остается чувство легкой неудовлетворенности. Дело в том, что подобную историю могла изготовить команда профессионалов практически из любой точки современной Западной Европы. Действие могло развиваться хоть в Шотландии, хоть в Норвегии, хоть в Испании, персонажи вели бы себя примерно так же, они реагировали бы на те или иные события одинаково. Мирный гражданин, главарь банды, продажный полицейский, коррумпированный чиновник, шальная барышня, отважный инспектор полиции – алгоритм их поступков отработан десятилетиями и вполне предсказуем. Так что несмотря на остроту сюжетных зигзагов временами становится скучновато. Скептик может возразить: но это же лучше, чем убогие лубочные развлекалочки из Кореи, Турции или Индии. Да, конечно лучше. Но ведь с водой провинциализма выплеснули младенца пикантной национальной идентичности. Я недаром вспомнил давний шедевр Кустурицы. Ведь тоже криминальная история, и бандиты там тоже очень свирепые, и обывателей они пытаются остричь не менее коротко, чем нынешние их наследники. Но вот поведение той шальной цыганско-сербско-боснийской братии предсказать было невозможно. Они могли отчебучить такое, что ход развития сюжета просто летел вверх тормашками, а зритель не знал, ему еще смеяться или уже плакать пора. Даже роскошный саундтрек Неманьи Мосуровича наводит на грустные размышления: ты уже не вспоминаешь Бреговича (хотя музыку для черно-белого кото-фильма написал не он), а наслаждаешься классным блюзом, который мог сопровождать действие любого сериала, скроенного по все тем же глобалистским лекалам. Разумеется, картина, затрагивающая злободневные проблемы регионов бывшей Югославии, не может обойти острые проблемы межнациональных отношений. Для российского зрителя это не актуально, но сербская аудитория такой проект просто бы не приняла. Поэтому в «Бесе» упоминается о войнах последних десятилетий, о косовской проблеме, о весомом вкладе албанской диаспоры в обострение криминальной обстановки в Европе. И о коррупции в рядах евробюрократии тоже вроде бы не молчат. Но говорить о том, что вниманию зрителей представлен остросоциальный сериал, наполненный разоблачительным пафосом, было бы не слишком корректно. Все эти детали идут как бы фоном, на первом плане остается чисто развлекательный сюжет. Кроме того, создатели «Бесы» используют, казалось бы, неброский идеологический трюк. Они подспудно внушают потребителю своей продукции идею о том, что все коллизии кровопролитных внутриюгославских и сербо-албанских столкновений остались в прошлом. На уровне бытового общения уже все нормализовалось. Один из главных героев – серб, женатый на хорватке; другой по происхождению полу-албанец, полу-серб; третий – потомок словенки и серба. И ничего, живут ведь. Антагонистический разлом проходит вовсе не по национальному или конфессиональному признаку, а исключительно по линии приверженности или отрицания общеевропейских ценностей. У преступности, как вы понимаете, нет национальности и вероисповедания. Самое главное: в Белграде все спокойно.