Никто не будет спорить, что фильмы про Великую Отечественную войну очень нужны до сих пор. Это важно для воспитания подрастающего поколения. Мини-сериал «Черные бушлаты» режиссер Виталий Воробьев снял по сценарию, написанному Виктором Смирновым и Валентином Спиридоновым. Виктору Васильевичу Смирнову, прозаику и сценаристу, лауреату государственной премии РСФСР, заслуженному деятелю искусств Украины, обладателю золотой медали имени А. П. Довженко за разработку военной темы в кино, 84 года. Мне трудно судить, какую часть работы над сценарием он сумел взять на себя, а что сделал его более молодой, но тоже опытный коллега. Но факт остается фактом – при просмотре сериала у меня не возникло чувство погружения в ту героическую эпоху. Все кажется слишком вторичным и каким-то ненатуральным.
И дело даже не в том, что съемки в Крыму (очевидно, ближе к зиме) не позволили авторам сериала убедительно воссоздать атмосферу полярного лета (действие картины происходит в Мурманской области). Важнее то, что главным героям «Черных бушлатов» очень трудно поверить. По жанру сериал скорее можно отнести к обыкновенной мелодраме, любители военного антуража, технотриллеров, шпионских страстей найдут здесь не так уж много интересного. Очень жаль. Это резко ограничивает целевую аудиторию. Если фанаты игры в «Танки» готовы с пеной у рта защищать весьма спорный фильм «28 панфиловцев», любители спецэффектов благосклонно отнеслись к почти полностью нарисованному «Сталинграду» Федора Бондарчука, то у «Черных бушлатов» нет ни единого шанса вызвать даже близкие эмоции у среднестатистического мужчины, пусть его и показывают нам в День Защитника Отечества. А дамы в особо пафосном настроении, вероятно, с большим удовольствием в очередной раз пересмотрят старинных «Офицеров». Итак, какой продукт нам могут предложить взамен сегодня? Чтобы про войну, с патриотизмом и душевностью.
Суровая девушка Маша в исполнении Александры Тюфей, очень меткий стрелок (не Ворошиловский), имеет не вполне законный приработок, она в сговоре с хозяином тира и поэтому временами выигрывает деньги у заглянувших туда менее удачливых любителей палить по мишеням. Милиционер в курсе этих делишек, он Машу гоняет, но в душе жалеет, у той на иждивении маленькая сестричка. Машу замечает флотский старшина Левонтий Леонтьев (Вячеслав Крикунов). Он недавно назначен командиром спецотряда, который создан по распоряжению командующего Северным флотом адмирала Головина (Александр Робак) и проходит подготовку на тренировочной базе, где бойцов обучают навыкам ведения разведывательной и диверсионной деятельности в тылу врага. На дворе май 1941, в том, что скоро начнется война почти никто из военного начальства не сомневается. Базой руководит капитан Семен Лоцман (Валерий Иваков), он рекомендует Леонтьеву подыскать снайпера. У служивших на подлодке морпехов со стрельбой из винтовок проблемы, им привычней по цели торпедами жахнуть. Левонтий на девицу, которая его так ловко в тире облапошила, не на шутку запал. Он просит милиционера доставить ее на базу. Старшина поручается за Марию, ее принимают в отряд снайпером. Как говорится, баба на корабле – быть беде. Морпехи сейчас хоть и на суше, но все равно, что в дальнем плаванье (так им велено сообщить родным из соображения секретности). Поэтому появление Маши сулит крупные неприятности. И они, разумеется, не заставят себя ждать.
Отторжение в этом сериале вызывает в первую очередь то, что многие действующие лица будто составлены наспех из кусочков других персонажей, которых мы уже явно где-то видели. Маша, мягко говоря, диковата. Ее более женственная подруга новоявленной снайперше говорит: улыбайся! Сразу вспоминается супер-стрелок Людмила Павлюченко из «Битвы за Севастополь», той тоже с трудом улыбка давалась. Когда в кадре появляется Лоцман, представляется своим подчиненным, его фамилия звучит совсем как Гоцман, да во внешнем облике есть что-то общее с главным героем «Ликвидации». Но самые неожиданные ассоциации возникают, когда Левонтий пишет письмо матери в Ленинград. Таким оборотам «во первЫх строках своего письма» сам товарищ Сухов позавидует, но здесь они совершенно неуместны. Причем разговаривает старшина абсолютно нормально, без этих крестьянских интонаций.
В «Черных бушлатах» чего только не намешали, просто безумный калейдоскоп самых разных типажей, вплоть до карикатурных. Видимо, «акустик от бога» Азамат символизирует здесь интернационализм. Нелепый помор, который откуда-то из тундры пришел, чтобы служить в армии, где «белым хлебом кормят» ничего кроме недоумения у зрителя не вызывает. Есть тут бывший политзаключенный, реабилитированный уже, правда, профессор, инженер-артиллерист. А где-то ближе к осени 1941, когда потери личного состава Северного флота восполнять уже некем, начинают в массовом порядке расформировывать исправительно-трудовые лагеря. И вчерашние заключенные вливаются в элитное (!) подразделение разведчиков. Нам сказку рассказывают? Надо было сразу предупреждать.
С мотивацией героев тоже не все в порядке. Я так и не понял, за что Маша так люто возненавидела влюбленного в нее Левонтия. Он ведь ни в чем не виноват перед ней. Почему она никому не рассказала, что грузовик, который вывозил в эвакуацию детей, в числе которых была и ее сестренка, попал под бомбежку? Для чего был нужен эпизод с матерью Марии и его очередным сожителем? Главная героиня сериала ведет себя очень странно и совершенно необъяснимо с точки зрения нормальной логики. Назло своему поклоннику готова отдаться даже уголовнику, хоть тот и обладает определенной харизмой и, как выясняется, не обделен благородством, поскольку от столь лестного предложения отказывается. Есть еще пара моментов, все больше усиливающих недоверие. К примеру, сначала реабилитированного профессора величают Харлампий Владиславович, а потом он вдруг во Владислава Корнеевича превращается. И почему фамилию реального адмирала Головко в сериале переиначили?
Словом, есть множество причин, по которым сериал «Черные бушлаты» я бы не рекомендовал молодежи. Пусть лучше классику советского кинематографа смотрят, ведь у нас есть огромное количество достойных и правильных фильмов про войну.
7
,5
2018, Россия, Военные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Никто не будет спорить, что фильмы про Великую Отечественную войну очень нужны до сих пор. Это важно для воспитания подрастающего поколения. Мини-сериал «Черные бушлаты» режиссер Виталий Воробьев снял по сценарию, написанному Виктором Смирновым и Валентином Спиридоновым. Виктору Васильевичу Смирнову, прозаику и сценаристу, лауреату государственной премии РСФСР, заслуженному деятелю искусств Украины, обладателю золотой медали имени А. П. Довженко за разработку военной темы в кино, 84 года. Мне трудно судить, какую часть работы над сценарием он сумел взять на себя, а что сделал его более молодой, но тоже опытный коллега. Но факт остается фактом – при просмотре сериала у меня не возникло чувство погружения в ту героическую эпоху. Все кажется слишком вторичным и каким-то ненатуральным. И дело даже не в том, что съемки в Крыму (очевидно, ближе к зиме) не позволили авторам сериала убедительно воссоздать атмосферу полярного лета (действие картины происходит в Мурманской области). Важнее то, что главным героям «Черных бушлатов» очень трудно поверить. По жанру сериал скорее можно отнести к обыкновенной мелодраме, любители военного антуража, технотриллеров, шпионских страстей найдут здесь не так уж много интересного. Очень жаль. Это резко ограничивает целевую аудиторию. Если фанаты игры в «Танки» готовы с пеной у рта защищать весьма спорный фильм «28 панфиловцев», любители спецэффектов благосклонно отнеслись к почти полностью нарисованному «Сталинграду» Федора Бондарчука, то у «Черных бушлатов» нет ни единого шанса вызвать даже близкие эмоции у среднестатистического мужчины, пусть его и показывают нам в День Защитника Отечества. А дамы в особо пафосном настроении, вероятно, с большим удовольствием в очередной раз пересмотрят старинных «Офицеров». Итак, какой продукт нам могут предложить взамен сегодня? Чтобы про войну, с патриотизмом и душевностью. Суровая девушка Маша в исполнении Александры Тюфей, очень меткий стрелок (не Ворошиловский), имеет не вполне законный приработок, она в сговоре с хозяином тира и поэтому временами выигрывает деньги у заглянувших туда менее удачливых любителей палить по мишеням. Милиционер в курсе этих делишек, он Машу гоняет, но в душе жалеет, у той на иждивении маленькая сестричка. Машу замечает флотский старшина Левонтий Леонтьев (Вячеслав Крикунов). Он недавно назначен командиром спецотряда, который создан по распоряжению командующего Северным флотом адмирала Головина (Александр Робак) и проходит подготовку на тренировочной базе, где бойцов обучают навыкам ведения разведывательной и диверсионной деятельности в тылу врага. На дворе май 1941, в том, что скоро начнется война почти никто из военного начальства не сомневается. Базой руководит капитан Семен Лоцман (Валерий Иваков), он рекомендует Леонтьеву подыскать снайпера. У служивших на подлодке морпехов со стрельбой из винтовок проблемы, им привычней по цели торпедами жахнуть. Левонтий на девицу, которая его так ловко в тире облапошила, не на шутку запал. Он просит милиционера доставить ее на базу. Старшина поручается за Марию, ее принимают в отряд снайпером. Как говорится, баба на корабле – быть беде. Морпехи сейчас хоть и на суше, но все равно, что в дальнем плаванье (так им велено сообщить родным из соображения секретности). Поэтому появление Маши сулит крупные неприятности. И они, разумеется, не заставят себя ждать. Отторжение в этом сериале вызывает в первую очередь то, что многие действующие лица будто составлены наспех из кусочков других персонажей, которых мы уже явно где-то видели. Маша, мягко говоря, диковата. Ее более женственная подруга новоявленной снайперше говорит: улыбайся! Сразу вспоминается супер-стрелок Людмила Павлюченко из «Битвы за Севастополь», той тоже с трудом улыбка давалась. Когда в кадре появляется Лоцман, представляется своим подчиненным, его фамилия звучит совсем как Гоцман, да во внешнем облике есть что-то общее с главным героем «Ликвидации». Но самые неожиданные ассоциации возникают, когда Левонтий пишет письмо матери в Ленинград. Таким оборотам «во первЫх строках своего письма» сам товарищ Сухов позавидует, но здесь они совершенно неуместны. Причем разговаривает старшина абсолютно нормально, без этих крестьянских интонаций. В «Черных бушлатах» чего только не намешали, просто безумный калейдоскоп самых разных типажей, вплоть до карикатурных. Видимо, «акустик от бога» Азамат символизирует здесь интернационализм. Нелепый помор, который откуда-то из тундры пришел, чтобы служить в армии, где «белым хлебом кормят» ничего кроме недоумения у зрителя не вызывает. Есть тут бывший политзаключенный, реабилитированный уже, правда, профессор, инженер-артиллерист. А где-то ближе к осени 1941, когда потери личного состава Северного флота восполнять уже некем, начинают в массовом порядке расформировывать исправительно-трудовые лагеря. И вчерашние заключенные вливаются в элитное (!) подразделение разведчиков. Нам сказку рассказывают? Надо было сразу предупреждать. С мотивацией героев тоже не все в порядке. Я так и не понял, за что Маша так люто возненавидела влюбленного в нее Левонтия. Он ведь ни в чем не виноват перед ней. Почему она никому не рассказала, что грузовик, который вывозил в эвакуацию детей, в числе которых была и ее сестренка, попал под бомбежку? Для чего был нужен эпизод с матерью Марии и его очередным сожителем? Главная героиня сериала ведет себя очень странно и совершенно необъяснимо с точки зрения нормальной логики. Назло своему поклоннику готова отдаться даже уголовнику, хоть тот и обладает определенной харизмой и, как выясняется, не обделен благородством, поскольку от столь лестного предложения отказывается. Есть еще пара моментов, все больше усиливающих недоверие. К примеру, сначала реабилитированного профессора величают Харлампий Владиславович, а потом он вдруг во Владислава Корнеевича превращается. И почему фамилию реального адмирала Головко в сериале переиначили? Словом, есть множество причин, по которым сериал «Черные бушлаты» я бы не рекомендовал молодежи. Пусть лучше классику советского кинематографа смотрят, ведь у нас есть огромное количество достойных и правильных фильмов про войну.