В наше время, когда большая часть населения привыкла развлекать себя сказочками про драконов, гоблинов, троллей и прочую нечисть, научная фантастика как жанр имеет немного шансов на выживание. Единственное, что может спасти книги и фильмы такого типа – это эффектный прогноз, создание образа будущего, который будет интересен утомленной фортелями фэнтезийной братии публике. Даешь качественную утопию, а еще лучше – антиутопию. Так где же набрать таких сюжетов на всех желающих? Можно пойти по проторенной дорожке, обратиться к классическим образцам. Так и поступили авторы нового американского сериала «Дивный новый мир», представляющий собой очередную (как минимум, третью) экранизацию знаменитого романа Олдоса Хаксли, созданного в 1932 году этим внуком соратника Дарвина Томаса Гексли (ох уж эти русские транскрипции английских имен!).
Будущее, ожидающее по Хаксли человечество в XXVI веке, гораздо приятнее, чем это описывают другие авторы (от Герберта Уэллса до Джорджа Оруэлла). Это не свирепый режим имени товарища Ким Ир-Сена, не зверская диктатура осатаневших религиозных фанатиков. Я бы назвал это хипповым тоталитаризмом. Что-то подобное могли бы измыслить дети цветов эпохи Вудстока. Секс и наркотики – что еще человеку надо? В Новом Лондоне строго следуют трем заповедям: никой приватности; никакой семьи; никакой моногамии (извините за неприличное слово). Взгрустнулось? Извольте таблеточку, сома называется, Индра рекомендует (Веданта была одним из увлечений Хаксли). Народ активно развлекается на дискотеках, где с энтузиазмом танцует что-то вроде ламбады (хореографы могли бы постараться и придумать что-нибудь посвежее), которая гармонично трансформируется в оргию. И только попробуйте установить что-то хоть отдаленно напоминающее постоянную связь – строгий куратор даст вам суровую идеологическую отповедь. А если у вас возникнут сомнения – вам организуют добровольно-принудительную экскурсию в этнографический заповедник «Дикие Земли». Там все, как в настоящей голливудской антиутопии конца XX – начал XXI веков. Так и кажется, сейчас Безумный Макс приколесит на своей супертаратайке.
Двое обитателей Нового Лондона – Ленина Краун (Джессика Браун-Финдли) и Бернард Маркс (Гарри Ллойд) слегка затосковали в райских нарко-кущах, их и отправили погостить в прошлое. Там они встретились с персонажем, которого Хаксли откровенно слямзил у просветителей XVIII века – благородным дикарем. Так Джон Дикарь (Олден Эренрайк), сын колоритной хипповки Линды (Деми Мур) попадает в Новый Лондон. Разумеется, возникает мировоззренческий конфликт, который обещает нам интересную концовку.
Чем сериал может заинтересовать зрителей? Сразу скажу, что ни актерские работы, ни драматические коллизии «Нового дивного мира» открытием не станут. Виноваты в этом не авторы сериала и не ансамбль исполнителей. Проблема в качестве литературной основы сценария. Олдоса Хаксли никак не отнесешь к тому, кого англичане называют классиками первого ряда. Это же поколение Вирджинии Вулф, Элизабет Боуэн, Ивлина Во, Дэвида Герберта Лоуренса, Лоренса Даррелла – сами понимаете. Талант сатирика средней руки и реноме не самого оригинального философа – этого явно недостаточно для того, чтобы запомниться умением лепить убедительные психологические портреты. Дмитрий Карамазов или Григорий Мелехов – не уровень Хаксли. Поэтому герои романа (и, соответственно, сериала) не оставляют актерам пространства для исполнительского маневра. Это, как выразился один горбатый персонаж советского сериала, дурилки картонные, плоские, как герои итальянской комедии дель арте. Поэтому самое яркое впечатление оставила Деми Мур, умудрившаяся, что называется, на носовом платке, очень колоритно и убедительно сыграть мебель (выражение Рины Зелёной).
По поводу юмора. Шуточки персонажи отпускают не самой первой свежести. Стеб Хаксли по поводу моногамии кажется чересчур архаичным. Неплохая вроде бы задумка – показывать рекламные ролики из будущего – исполнена тоже не лучшим образом. Авторам сериала стоило бы ангажировать Виктора Пелевина, но они, скорее всего, не знакомы с забойными кусками из «Generation Пи».
И, тем не менее, сериал смотрится. Хаксли удалось то, что до него (и после) неоднократно проделывали другие посредственные авторы фантастических романов и социальных утопий от Джона Толкина до Фрэнка Герберта и Джорджа Мартина. Это гармонично скомпонованная, убедительно оформленная, грамотно населенная выдуманная вселенная. На такой основательно сколоченной сцене неплохо смотрятся даже марионетки.
Вселенную Хаксли создатели сериала постарались перенести на экран с минимальными потерями путем неизбежной модернизации книги, написанной почти 90 лет назад. Это им в целом удалось. Вселенная оказалась страшненькой, несмотря на внешний глянец самого попсового свойства. Хаксли оказывается провидцем в большей степени, чем хотелось бы нам, оптимистам, взращенным на социалистических утопиях ранних Стругацких.
Неявное соперничество между Оруэллом и Хаксли по поводу того, чья антиутопия лучше отвечает современным тенденциям, кажется складывает в пользу Хаксли. Казалось бы это здорово, уж больно суровую картину представляет собой «1984». Но, вроде бы, грубая промывка мозгов по рецептам доктора Геббельса сейчас не актуальна, классовые противоречия сегодня отходят на второй план. А вот Хаксли, умница такой, верно предсказал, что переустройство мира пройдет на демографическом направлении. Институт традиционного парного нуклеарного брака будет уничтожен и выброшен на свалку истории. Вот только не путем выращивания детей в бутылках и поощрением альтернативных способов сексуального общения. Хаксли был откровенный сексист. Поэтому все его оргии носят исключительно гетеросексуальный характер. Авторы сценария, конечно, его чуть-чуть поправили.
Но, лицезрея яркие сцены сексуальных кувырканий, зрители могут оставить без внимания гораздо более жуткий аспект Дивного нового мира. Это не только вселенная, в которой разрушены семейные отношения, это жестко сегрегированное сообщество, краеугольным камнем которого является самая варварская евгеника, которую себе только можно представить. В начале 30-х годов прошлого века тема эта была архиактуальной и широко обсуждаемой. Потом нацисты перевели подобные дискуссии из теоретической плоскости в сугубо практическую. Хаксли показал, что разделение людей на высших (Альфы и Беты) и низших (Дельты и прочие ничтожные Эпсилоны) можно организовать средствами генной инженерии. А на нынешнем уровне развития биологической науки это уже почти не фантастика. Делом ближайших десятилетий будет выведение расы сверхлюдей, которые вполне могут обустроить для себя Дивный новый мир, в то время как Дикари будут обречены на прозябание в условиях, неплохо показанных в многочисленных голливудских страшилках-антиутопиях.
И вот именно такая узнаваемость, такое точное попадание в будущее делает сериал интересным, несмотря на все очевидные слабости и недочеты. Смотрите, наслаждайтесь и ужасайтесь!
7
,5
2020, США, Фантастика
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В наше время, когда большая часть населения привыкла развлекать себя сказочками про драконов, гоблинов, троллей и прочую нечисть, научная фантастика как жанр имеет немного шансов на выживание. Единственное, что может спасти книги и фильмы такого типа – это эффектный прогноз, создание образа будущего, который будет интересен утомленной фортелями фэнтезийной братии публике. Даешь качественную утопию, а еще лучше – антиутопию. Так где же набрать таких сюжетов на всех желающих? Можно пойти по проторенной дорожке, обратиться к классическим образцам. Так и поступили авторы нового американского сериала «Дивный новый мир», представляющий собой очередную (как минимум, третью) экранизацию знаменитого романа Олдоса Хаксли, созданного в 1932 году этим внуком соратника Дарвина Томаса Гексли (ох уж эти русские транскрипции английских имен!). Будущее, ожидающее по Хаксли человечество в XXVI веке, гораздо приятнее, чем это описывают другие авторы (от Герберта Уэллса до Джорджа Оруэлла). Это не свирепый режим имени товарища Ким Ир-Сена, не зверская диктатура осатаневших религиозных фанатиков. Я бы назвал это хипповым тоталитаризмом. Что-то подобное могли бы измыслить дети цветов эпохи Вудстока. Секс и наркотики – что еще человеку надо? В Новом Лондоне строго следуют трем заповедям: никой приватности; никакой семьи; никакой моногамии (извините за неприличное слово). Взгрустнулось? Извольте таблеточку, сома называется, Индра рекомендует (Веданта была одним из увлечений Хаксли). Народ активно развлекается на дискотеках, где с энтузиазмом танцует что-то вроде ламбады (хореографы могли бы постараться и придумать что-нибудь посвежее), которая гармонично трансформируется в оргию. И только попробуйте установить что-то хоть отдаленно напоминающее постоянную связь – строгий куратор даст вам суровую идеологическую отповедь. А если у вас возникнут сомнения – вам организуют добровольно-принудительную экскурсию в этнографический заповедник «Дикие Земли». Там все, как в настоящей голливудской антиутопии конца XX – начал XXI веков. Так и кажется, сейчас Безумный Макс приколесит на своей супертаратайке. Двое обитателей Нового Лондона – Ленина Краун (Джессика Браун-Финдли) и Бернард Маркс (Гарри Ллойд) слегка затосковали в райских нарко-кущах, их и отправили погостить в прошлое. Там они встретились с персонажем, которого Хаксли откровенно слямзил у просветителей XVIII века – благородным дикарем. Так Джон Дикарь (Олден Эренрайк), сын колоритной хипповки Линды (Деми Мур) попадает в Новый Лондон. Разумеется, возникает мировоззренческий конфликт, который обещает нам интересную концовку. Чем сериал может заинтересовать зрителей? Сразу скажу, что ни актерские работы, ни драматические коллизии «Нового дивного мира» открытием не станут. Виноваты в этом не авторы сериала и не ансамбль исполнителей. Проблема в качестве литературной основы сценария. Олдоса Хаксли никак не отнесешь к тому, кого англичане называют классиками первого ряда. Это же поколение Вирджинии Вулф, Элизабет Боуэн, Ивлина Во, Дэвида Герберта Лоуренса, Лоренса Даррелла – сами понимаете. Талант сатирика средней руки и реноме не самого оригинального философа – этого явно недостаточно для того, чтобы запомниться умением лепить убедительные психологические портреты. Дмитрий Карамазов или Григорий Мелехов – не уровень Хаксли. Поэтому герои романа (и, соответственно, сериала) не оставляют актерам пространства для исполнительского маневра. Это, как выразился один горбатый персонаж советского сериала, дурилки картонные, плоские, как герои итальянской комедии дель арте. Поэтому самое яркое впечатление оставила Деми Мур, умудрившаяся, что называется, на носовом платке, очень колоритно и убедительно сыграть мебель (выражение Рины Зелёной). По поводу юмора. Шуточки персонажи отпускают не самой первой свежести. Стеб Хаксли по поводу моногамии кажется чересчур архаичным. Неплохая вроде бы задумка – показывать рекламные ролики из будущего – исполнена тоже не лучшим образом. Авторам сериала стоило бы ангажировать Виктора Пелевина, но они, скорее всего, не знакомы с забойными кусками из «Generation Пи». И, тем не менее, сериал смотрится. Хаксли удалось то, что до него (и после) неоднократно проделывали другие посредственные авторы фантастических романов и социальных утопий от Джона Толкина до Фрэнка Герберта и Джорджа Мартина. Это гармонично скомпонованная, убедительно оформленная, грамотно населенная выдуманная вселенная. На такой основательно сколоченной сцене неплохо смотрятся даже марионетки. Вселенную Хаксли создатели сериала постарались перенести на экран с минимальными потерями путем неизбежной модернизации книги, написанной почти 90 лет назад. Это им в целом удалось. Вселенная оказалась страшненькой, несмотря на внешний глянец самого попсового свойства. Хаксли оказывается провидцем в большей степени, чем хотелось бы нам, оптимистам, взращенным на социалистических утопиях ранних Стругацких. Неявное соперничество между Оруэллом и Хаксли по поводу того, чья антиутопия лучше отвечает современным тенденциям, кажется складывает в пользу Хаксли. Казалось бы это здорово, уж больно суровую картину представляет собой «1984». Но, вроде бы, грубая промывка мозгов по рецептам доктора Геббельса сейчас не актуальна, классовые противоречия сегодня отходят на второй план. А вот Хаксли, умница такой, верно предсказал, что переустройство мира пройдет на демографическом направлении. Институт традиционного парного нуклеарного брака будет уничтожен и выброшен на свалку истории. Вот только не путем выращивания детей в бутылках и поощрением альтернативных способов сексуального общения. Хаксли был откровенный сексист. Поэтому все его оргии носят исключительно гетеросексуальный характер. Авторы сценария, конечно, его чуть-чуть поправили. Но, лицезрея яркие сцены сексуальных кувырканий, зрители могут оставить без внимания гораздо более жуткий аспект Дивного нового мира. Это не только вселенная, в которой разрушены семейные отношения, это жестко сегрегированное сообщество, краеугольным камнем которого является самая варварская евгеника, которую себе только можно представить. В начале 30-х годов прошлого века тема эта была архиактуальной и широко обсуждаемой. Потом нацисты перевели подобные дискуссии из теоретической плоскости в сугубо практическую. Хаксли показал, что разделение людей на высших (Альфы и Беты) и низших (Дельты и прочие ничтожные Эпсилоны) можно организовать средствами генной инженерии. А на нынешнем уровне развития биологической науки это уже почти не фантастика. Делом ближайших десятилетий будет выведение расы сверхлюдей, которые вполне могут обустроить для себя Дивный новый мир, в то время как Дикари будут обречены на прозябание в условиях, неплохо показанных в многочисленных голливудских страшилках-антиутопиях. И вот именно такая узнаваемость, такое точное попадание в будущее делает сериал интересным, несмотря на все очевидные слабости и недочеты. Смотрите, наслаждайтесь и ужасайтесь!