Деревенская девушка в поисках счастья отправляется в Москву. Она хочет стать певицей; еще она влюблена в мужчину, занимающего важную должность. Как сложится ее жизнь, какой будет судьба ее дочки? Смотрите сериал «Долгий путь домой».
С классиками соперничать непросто. Попробуйте сегодня написать роман об адюльтере после шедевра Льва Толстого, создать семейную сагу вслед за Джоном Голсуорси, удивить публику похождениями отважной женщины в разгар боевых действий, соперничая с Маргарет Митчелл. И задачки попроще тоже решаются с большим трудом. Хотите лирическую комедию из жизни российской глубинки? «Любовь и голуби» (1984). Провинциалка покоряет столицу? «Москва слезам не верит» (1979) все от того же Владимира Меньшова. Снова деревенская девица, но уже с отменными вокальными данными рвется на большую сцену? Тоже было: «Приходите завтра» (1963). И вот создатели сериала «Долгий путь домой» принимают воистину революционное решение: а если все эти сюжетные дровишки подкинуть в один наш творческий костер, вот ведь воспламенятся зрительские симпатии!
СССР эпохи расцвета застоя, 80-е годы. Юная Надя Чеботарева (роль исполнила Дарья Мороз) – счастливая обладательница крепенького тельца, смазливой мордашки и голоса, позволяющего орать дурниной русское-народное на сельских танцульках-посиделках – воспламеняется нешуточными амбициями: она хочет сделать вокальную карьеру на всесоюзной эстраде. Понимая, что она явно не тянет на Фросю Бурлакову (героиню «Приходите завтра»), Надя берет за образец для подражания исполнительницу более жидкого розлива: Аллу Пугачеву. А еще она, как водится, верит в любовь. Причем ей нужны чувства высокого накала: «чтобы как громом жахнуло». Дабы местные мужики перекреститься не забывали, гром грянул как по заказу: из Москвы с визитом к любимой тетушке в Филькино на собственной Волге ГАЗ-24 (крутизна по тем временам неимоверная) прибывает импозантный красавец мужчина Виталий Большаков (Александр Лазарев мл.).
Как это было ведомо всем барышням на выданье в те времена, мужчина состоит из мужа и чина. У Большакова их было: занимает солидную должность в московском Горисполкоме; холост; хорош собой; проживает в доме на Котельнической набережной. Надо понять Надю. Она – девушка приличная. Отдалась мужчине своей мечты не сразу, а только через целых 10 секунд после того, как он в вечер их знакомства произнес нужные слова. Цитирую дословно: «Я сразу тебя разглядел, душу твою, нутро горячее. Ты красивая и настоящая, как все здесь, как природа. В тебе страсть есть. Я хочу в глазах твоих утонуть. Позволишь?» Деревенские в таких случаях отвечают на русском-народном: говно-вопрос, позволю! А этот ловелас продолжает селадонить отработанную на таких простушкам мантру: ах ты, моя глазастая!
Небольшое отступление. При всем уважении к внешним данным Дарьи Мороз, ее героиню следовало бы называть скуластой ввиду того, что утонуть в очах подобного размера и разреза слегка проблематично.
В общем, Надя не устояла. Бросив на произвол судьбы еще одну павшую крепость, охальник отбывает восвояси. Окрыленная по внутренним ощущениям и обесчещенная по обывательским понятиям девица в кильватерном строю отправляется туда же. Дальше все в соответствии с классическими канонами. В мегаполисе не склонны доверять секреторной активности слезной железы. Как любили говаривать представители одной революционной партии (эсеры): в борьбе обретешь ты право свое. Надя начинает усиленно работать локтями, кулаками, зубами и прочими частями девичьего организма. Право она со временем обретает (в том числе право на мужа, ребенка и бытовой комфорт), а вот со счастьем как-то не складывается…
Сюжет сериала катится по проторенной колее, эпизоды сменятся в бодром темпе, главные герои старательно исполняют режиссерские задумки. Получилось вполне съедобное блюдо для зрителей, чьи эстетические вкусовые рецепторы не обладают свойством отличать, образно говоря, жратву из придорожной забегаловки от блюд мишленовского уровня. А вот более продвинутую публику просмотр «Долгого пути домой» способен ввергнуть в благоговейный трепет: это же просто эталонный китч! Теперь для объяснения простецам этого многозначного термина не потребуется тыкать их носом в Википедию, достаточно сказать: гляньте вот на ЭТО!
Создатели сериала сразу берут быка за рога. Именно деревенские эпизоды в дебюте истории должны подготовить зрителя к столкновению с авторским пониманием того, что сегодня должен хавать пипл.
Сцена девичьего гадания на жениха выдает знакомство создателей сериала (или автора «литературного» произведения, по мотивам которого был сляпан сюжет) с текстом «Евгения Онегина»: девушкам на выданье в русской деревне так положено. Похвально. Потом сценка гулянья то ли по поводу дембеля одного из героев, то ли ввиду его помолвки с подружкой главной героини. С одной стороны, радостно за то, что сценаристка даже «Анну Каренину» то ли проходила, то ли даже читала: Анна, Китти и Вронский на балу, ждем мазурку; Надя, Наталья и Витька, топочем под частушки. Но вот беда, китч предполагает клишированные заимствования из абсолютно разнокалиберных источников. Тут обнаруживается удивительный винегрет из романа Толстого и фильма Меньшова. Но создателям «Долгого пути домой» забыли объяснить, что «Любовь и голуби» нельзя считать зарисовкой реального быта позднесоветской деревни. В 80-е годы даже слегка продвинутый механизатор мог валять девок под своим трактором под звуки «The Wall» Pink Floyd из кассетника. А у вас они на полном серьезе выкаблучивают под гармошку и наяривают частушки!
Простонародное происхождение главной героини регулярно подчеркивает ее лексикон. «Ага» фрикативного звучания регулярно рассекает ее монологи. Я все дожидался чего-то в духе «иже-паки-херувимы», но, к сожалению, не услышал даже милого сердцу сценаристов-деревенщиков «анадысь». Жаль, нужно было выдерживать стиль до конца. Между прочим, наша героиня – прима местного драмкружка. Режиссер (его явно скопипастили с пародийного образа, созданного Евгением Стебловым для «Дня выборов» 2007 года) ни много ни мало – прочит ей славу Сары Бернар. То есть предполагается, что хотя бы с минимальным набором классических текстов девица знакома. А вы ей – сплошной «анадысь» в речевую характеристику пихаете!
Снова фрагмент из Толстого: как же без сенокоса! Но объясните мне, городскому жителю, вроде бы эта процедура проводится традиционно по утрам, по росе. А здесь девицы размахивают косами (которые не из волос, а из стали) вечером. Причем, главная героиня по профессии – скотница. То есть с пяти утра – к буренкам, а вечером еще и на сенокос? Даже энтузиаст прогрессивной агрикультуры Левин на такое был не способен. Просто крепостничество какое-то!
И, наконец, интересное наблюдение. Создатели сериала пытаются даже в мелочах соответствовать деталям тогдашнего быта. Например, в груде мусора, вывалившегося из урны, можно лицезреть картонную пирамидку из-под молока. Мило. А теперь стол во время деревенской гулянки. На нем красуются откупоренные бутылки из-под водки («Русская» пол-литра, стоила тогда 4-42). Для сохранности аромата их заткнули импровизированными пробками из бумаги. Но вот беда: по горлышкам видно, что при покупке бутылки были закрыты винтовыми пробками. А тогда даже анекдот ходил про то, как Леонид Ильич не мог понять работяг, попросивших его крышечки от водочных бутылок снабжать флажками для удобства откупоривания. Генсек размышлял над этим странным пожеланием, отвинчивая пробку со своей бутылки. Элитная водка и напиток для народа – почувствуйте разницу. И горлышки с нарезкой не было необходимости затыкать бумагой.
Очень полезный сериал получился: пробуждает ностальгические ощущения и позволяет не читать (не смотреть) классику: здесь уже все есть. В легкой и доступной форме.
8
,1
2014, Россия, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Деревенская девушка в поисках счастья отправляется в Москву. Она хочет стать певицей; еще она влюблена в мужчину, занимающего важную должность. Как сложится ее жизнь, какой будет судьба ее дочки? Смотрите сериал «Долгий путь домой». С классиками соперничать непросто. Попробуйте сегодня написать роман об адюльтере после шедевра Льва Толстого, создать семейную сагу вслед за Джоном Голсуорси, удивить публику похождениями отважной женщины в разгар боевых действий, соперничая с Маргарет Митчелл. И задачки попроще тоже решаются с большим трудом. Хотите лирическую комедию из жизни российской глубинки? «Любовь и голуби» (1984). Провинциалка покоряет столицу? «Москва слезам не верит» (1979) все от того же Владимира Меньшова. Снова деревенская девица, но уже с отменными вокальными данными рвется на большую сцену? Тоже было: «Приходите завтра» (1963). И вот создатели сериала «Долгий путь домой» принимают воистину революционное решение: а если все эти сюжетные дровишки подкинуть в один наш творческий костер, вот ведь воспламенятся зрительские симпатии! СССР эпохи расцвета застоя, 80-е годы. Юная Надя Чеботарева (роль исполнила Дарья Мороз) – счастливая обладательница крепенького тельца, смазливой мордашки и голоса, позволяющего орать дурниной русское-народное на сельских танцульках-посиделках – воспламеняется нешуточными амбициями: она хочет сделать вокальную карьеру на всесоюзной эстраде. Понимая, что она явно не тянет на Фросю Бурлакову (героиню «Приходите завтра»), Надя берет за образец для подражания исполнительницу более жидкого розлива: Аллу Пугачеву. А еще она, как водится, верит в любовь. Причем ей нужны чувства высокого накала: «чтобы как громом жахнуло». Дабы местные мужики перекреститься не забывали, гром грянул как по заказу: из Москвы с визитом к любимой тетушке в Филькино на собственной Волге ГАЗ-24 (крутизна по тем временам неимоверная) прибывает импозантный красавец мужчина Виталий Большаков (Александр Лазарев мл.). Как это было ведомо всем барышням на выданье в те времена, мужчина состоит из мужа и чина. У Большакова их было: занимает солидную должность в московском Горисполкоме; холост; хорош собой; проживает в доме на Котельнической набережной. Надо понять Надю. Она – девушка приличная. Отдалась мужчине своей мечты не сразу, а только через целых 10 секунд после того, как он в вечер их знакомства произнес нужные слова. Цитирую дословно: «Я сразу тебя разглядел, душу твою, нутро горячее. Ты красивая и настоящая, как все здесь, как природа. В тебе страсть есть. Я хочу в глазах твоих утонуть. Позволишь?» Деревенские в таких случаях отвечают на русском-народном: говно-вопрос, позволю! А этот ловелас продолжает селадонить отработанную на таких простушкам мантру: ах ты, моя глазастая! Небольшое отступление. При всем уважении к внешним данным Дарьи Мороз, ее героиню следовало бы называть скуластой ввиду того, что утонуть в очах подобного размера и разреза слегка проблематично. В общем, Надя не устояла. Бросив на произвол судьбы еще одну павшую крепость, охальник отбывает восвояси. Окрыленная по внутренним ощущениям и обесчещенная по обывательским понятиям девица в кильватерном строю отправляется туда же. Дальше все в соответствии с классическими канонами. В мегаполисе не склонны доверять секреторной активности слезной железы. Как любили говаривать представители одной революционной партии (эсеры): в борьбе обретешь ты право свое. Надя начинает усиленно работать локтями, кулаками, зубами и прочими частями девичьего организма. Право она со временем обретает (в том числе право на мужа, ребенка и бытовой комфорт), а вот со счастьем как-то не складывается… Сюжет сериала катится по проторенной колее, эпизоды сменятся в бодром темпе, главные герои старательно исполняют режиссерские задумки. Получилось вполне съедобное блюдо для зрителей, чьи эстетические вкусовые рецепторы не обладают свойством отличать, образно говоря, жратву из придорожной забегаловки от блюд мишленовского уровня. А вот более продвинутую публику просмотр «Долгого пути домой» способен ввергнуть в благоговейный трепет: это же просто эталонный китч! Теперь для объяснения простецам этого многозначного термина не потребуется тыкать их носом в Википедию, достаточно сказать: гляньте вот на ЭТО! Создатели сериала сразу берут быка за рога. Именно деревенские эпизоды в дебюте истории должны подготовить зрителя к столкновению с авторским пониманием того, что сегодня должен хавать пипл. Сцена девичьего гадания на жениха выдает знакомство создателей сериала (или автора «литературного» произведения, по мотивам которого был сляпан сюжет) с текстом «Евгения Онегина»: девушкам на выданье в русской деревне так положено. Похвально. Потом сценка гулянья то ли по поводу дембеля одного из героев, то ли ввиду его помолвки с подружкой главной героини. С одной стороны, радостно за то, что сценаристка даже «Анну Каренину» то ли проходила, то ли даже читала: Анна, Китти и Вронский на балу, ждем мазурку; Надя, Наталья и Витька, топочем под частушки. Но вот беда, китч предполагает клишированные заимствования из абсолютно разнокалиберных источников. Тут обнаруживается удивительный винегрет из романа Толстого и фильма Меньшова. Но создателям «Долгого пути домой» забыли объяснить, что «Любовь и голуби» нельзя считать зарисовкой реального быта позднесоветской деревни. В 80-е годы даже слегка продвинутый механизатор мог валять девок под своим трактором под звуки «The Wall» Pink Floyd из кассетника. А у вас они на полном серьезе выкаблучивают под гармошку и наяривают частушки! Простонародное происхождение главной героини регулярно подчеркивает ее лексикон. «Ага» фрикативного звучания регулярно рассекает ее монологи. Я все дожидался чего-то в духе «иже-паки-херувимы», но, к сожалению, не услышал даже милого сердцу сценаристов-деревенщиков «анадысь». Жаль, нужно было выдерживать стиль до конца. Между прочим, наша героиня – прима местного драмкружка. Режиссер (его явно скопипастили с пародийного образа, созданного Евгением Стебловым для «Дня выборов» 2007 года) ни много ни мало – прочит ей славу Сары Бернар. То есть предполагается, что хотя бы с минимальным набором классических текстов девица знакома. А вы ей – сплошной «анадысь» в речевую характеристику пихаете! Снова фрагмент из Толстого: как же без сенокоса! Но объясните мне, городскому жителю, вроде бы эта процедура проводится традиционно по утрам, по росе. А здесь девицы размахивают косами (которые не из волос, а из стали) вечером. Причем, главная героиня по профессии – скотница. То есть с пяти утра – к буренкам, а вечером еще и на сенокос? Даже энтузиаст прогрессивной агрикультуры Левин на такое был не способен. Просто крепостничество какое-то! И, наконец, интересное наблюдение. Создатели сериала пытаются даже в мелочах соответствовать деталям тогдашнего быта. Например, в груде мусора, вывалившегося из урны, можно лицезреть картонную пирамидку из-под молока. Мило. А теперь стол во время деревенской гулянки. На нем красуются откупоренные бутылки из-под водки («Русская» пол-литра, стоила тогда 4-42). Для сохранности аромата их заткнули импровизированными пробками из бумаги. Но вот беда: по горлышкам видно, что при покупке бутылки были закрыты винтовыми пробками. А тогда даже анекдот ходил про то, как Леонид Ильич не мог понять работяг, попросивших его крышечки от водочных бутылок снабжать флажками для удобства откупоривания. Генсек размышлял над этим странным пожеланием, отвинчивая пробку со своей бутылки. Элитная водка и напиток для народа – почувствуйте разницу. И горлышки с нарезкой не было необходимости затыкать бумагой. Очень полезный сериал получился: пробуждает ностальгические ощущения и позволяет не читать (не смотреть) классику: здесь уже все есть. В легкой и доступной форме.