Искусство должно приносить пользу. Как говорится, развлекая поучай. Режиссер Олег Асадулин, снимая сериал «Дом фарфора», очевидно, помнил о своей миссии просветителя. Действие сериала разворачивается в разгар эпохи застоя: 1982 год, Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного совета СССР, Председатель Совета обороны СССР, четырежды герой Советского Союза дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев находится на последнем издыхании. Между пока еще живыми кремлевскими геронтократами разворачивается борьба за власть, в которой активно задействованы ресурсы таких силовых ведомств, как МВД (возглавляет Николай Щелоков) и КГБ (по-прежнему контролируется ушедшим на повышение в Политбюро ЦК Юрием Андроповым).
И в жернова этой мельницы попадают самые обычные люди, персонажи сериала. Это сестры Катя и Анна Королевы (Стася Милославская и Валерия Куликова). Эти провинциалки ищут место под беспощадным столичным солнцем. Анна поет в ресторане и параллельно исполняет обязанности сексуального агента КГБ. Молодой генерал госбезопасности Валерий Лужин (Анатолий Белый) в случае служебной необходимости, блюдя безопасность родного государства, подкладывает красавицу Анну в постель кандидатам на вербовку. А Катя в родном Белгороде стал жертвой сексуальных домогательств со стороны местного мажора Виктора, сына секретаря обкома. Она оказала папенькиному сыночку сопротивление при попытке изнасилования, а потому ее активно привлекают к уголовной ответственности по сфабрикованным статьям. Катя переезжает к сестре. Сестры знакомятся с Костей (Илья Антоненко), сыном Семена Гроссмана (Игорь Миркурбанов). Родители Семена стали жертвами политических репрессий в 1937 году, но он смог сделать карьеру. Теперь он директор крупного московского магазина «Дом фарфора», на короткой ноге с самим Щелоковым. А потому его берет в разработку генерал Лужин, у которого намечается роман с Катей. История получается весьма увлекательная. А как насчет поучительного?
Авторы сериала подошли к делу очень ответственно. Современная молодежь сегодня не имеет достоверной информации об этом вроде бы не самом отдаленном прошлом. Этому мешает аберрация памяти отдельных представителей старшего поколения, которым сегодня эпоха позднего брежневизма вспоминается чуть ли не райским садом: все было, и было бесплатно. А чего не было – так этого безобразия мы сегодня полной ложкой хлебаем. В «Доме фарфора» зритель наблюдает изнанку социалистического парадиза: повсеместное кумовство, попрание прав и свобод человека и гражданина, тотальный дефицит, прелести теневой экономики, срастание силовых и властных институтов с криминальным миром. В сочетании с динамично развивающимся сюжетом, в коллизиях которого принимает участие огромное количество персонажей, эти детали, безусловно, могут привлечь к просмотру сериала зрителей разных возрастов. Сценаристы позаботились о том, чтобы интерес к приключениям героев поддерживался при помощи макгаффина. Его роль исполняет перстень матери Гроссмана, который сотрудник НКВД похитил при обыске. Он попадает в руки Семена в начале сериала, а потому директор «Дома фарфора» озабочен не только происками сотрудников КГБ, но и пытается выяснить, каким образом фамильная драгоценность попала в руки перекупщика.
Но сценаристы, набившие руку в создании требуемых для повышения динамизма пертурбаций, почему-то забыли о том, что их персонажи должны периодически произносить при помощи рта разные слова. И при этом они должны походить на всамделишных живых людей. Чего в сериале не наблюдается. Ну где вы можете встретить продавщицу, вульгарную во всех отношениях, которая запросто произносит слово «самодостаточный»? Часто ли вам попадаются люди, способные в разговоре на бытовые темы использовать деепричастные обороты? Почти все герои сериала изъясняются так, будто читают вслух сочинения провинциальных отличниц описываемой в сериале эпохи, которые полностью читали даже военные эпизоды в эпопее Толстого. В целом похвальное внимание авторов сериала к деталям иногда дает потешные результаты.
Как вам такой эпизод: грузчик в магазине во время перекура дает своему только что принятому на работу коллеге изданную за рубежом книгу. Ладно, он ему доверяет, потому что видит «афганскую» татуировку на теле собрата по перетаскиванию тяжестей. Такой не донесет. Изумляет другое: что предлагает почитать грузчик грузчику. Это роман Набокова! Что здесь смешного? Во-первых, не все кочегары-сторожа-грузчики в советские времена были Цои, Гребенщиковы и Бродские. Большинство составлял примерно тот же контингент, что и сегодня. И второй момент. Книги Набокова никогда не были хитами диссидентской литературы. Попасть под статью ради удовольствия прочитать эстетские тексты человека, который настолько брезговал советской властью, что даже не снисходил до антисоветчины? Нет уж, подкиньте нам что-нибудь из Солженицына или Оруэлла. Хотя, возможно, коварные сценаристы таким замысловатым способом пытаются продвинуть в массы произведения любимого ими писателя? Похвально. Лично от себя рекомендую «Бледный огонь», вполне сгодится скоротать время между сезонами любимых сериалов.
7
,4
2016, Россия, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Искусство должно приносить пользу. Как говорится, развлекая поучай. Режиссер Олег Асадулин, снимая сериал «Дом фарфора», очевидно, помнил о своей миссии просветителя. Действие сериала разворачивается в разгар эпохи застоя: 1982 год, Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного совета СССР, Председатель Совета обороны СССР, четырежды герой Советского Союза дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев находится на последнем издыхании. Между пока еще живыми кремлевскими геронтократами разворачивается борьба за власть, в которой активно задействованы ресурсы таких силовых ведомств, как МВД (возглавляет Николай Щелоков) и КГБ (по-прежнему контролируется ушедшим на повышение в Политбюро ЦК Юрием Андроповым). И в жернова этой мельницы попадают самые обычные люди, персонажи сериала. Это сестры Катя и Анна Королевы (Стася Милославская и Валерия Куликова). Эти провинциалки ищут место под беспощадным столичным солнцем. Анна поет в ресторане и параллельно исполняет обязанности сексуального агента КГБ. Молодой генерал госбезопасности Валерий Лужин (Анатолий Белый) в случае служебной необходимости, блюдя безопасность родного государства, подкладывает красавицу Анну в постель кандидатам на вербовку. А Катя в родном Белгороде стал жертвой сексуальных домогательств со стороны местного мажора Виктора, сына секретаря обкома. Она оказала папенькиному сыночку сопротивление при попытке изнасилования, а потому ее активно привлекают к уголовной ответственности по сфабрикованным статьям. Катя переезжает к сестре. Сестры знакомятся с Костей (Илья Антоненко), сыном Семена Гроссмана (Игорь Миркурбанов). Родители Семена стали жертвами политических репрессий в 1937 году, но он смог сделать карьеру. Теперь он директор крупного московского магазина «Дом фарфора», на короткой ноге с самим Щелоковым. А потому его берет в разработку генерал Лужин, у которого намечается роман с Катей. История получается весьма увлекательная. А как насчет поучительного? Авторы сериала подошли к делу очень ответственно. Современная молодежь сегодня не имеет достоверной информации об этом вроде бы не самом отдаленном прошлом. Этому мешает аберрация памяти отдельных представителей старшего поколения, которым сегодня эпоха позднего брежневизма вспоминается чуть ли не райским садом: все было, и было бесплатно. А чего не было – так этого безобразия мы сегодня полной ложкой хлебаем. В «Доме фарфора» зритель наблюдает изнанку социалистического парадиза: повсеместное кумовство, попрание прав и свобод человека и гражданина, тотальный дефицит, прелести теневой экономики, срастание силовых и властных институтов с криминальным миром. В сочетании с динамично развивающимся сюжетом, в коллизиях которого принимает участие огромное количество персонажей, эти детали, безусловно, могут привлечь к просмотру сериала зрителей разных возрастов. Сценаристы позаботились о том, чтобы интерес к приключениям героев поддерживался при помощи макгаффина. Его роль исполняет перстень матери Гроссмана, который сотрудник НКВД похитил при обыске. Он попадает в руки Семена в начале сериала, а потому директор «Дома фарфора» озабочен не только происками сотрудников КГБ, но и пытается выяснить, каким образом фамильная драгоценность попала в руки перекупщика. Но сценаристы, набившие руку в создании требуемых для повышения динамизма пертурбаций, почему-то забыли о том, что их персонажи должны периодически произносить при помощи рта разные слова. И при этом они должны походить на всамделишных живых людей. Чего в сериале не наблюдается. Ну где вы можете встретить продавщицу, вульгарную во всех отношениях, которая запросто произносит слово «самодостаточный»? Часто ли вам попадаются люди, способные в разговоре на бытовые темы использовать деепричастные обороты? Почти все герои сериала изъясняются так, будто читают вслух сочинения провинциальных отличниц описываемой в сериале эпохи, которые полностью читали даже военные эпизоды в эпопее Толстого. В целом похвальное внимание авторов сериала к деталям иногда дает потешные результаты. Как вам такой эпизод: грузчик в магазине во время перекура дает своему только что принятому на работу коллеге изданную за рубежом книгу. Ладно, он ему доверяет, потому что видит «афганскую» татуировку на теле собрата по перетаскиванию тяжестей. Такой не донесет. Изумляет другое: что предлагает почитать грузчик грузчику. Это роман Набокова! Что здесь смешного? Во-первых, не все кочегары-сторожа-грузчики в советские времена были Цои, Гребенщиковы и Бродские. Большинство составлял примерно тот же контингент, что и сегодня. И второй момент. Книги Набокова никогда не были хитами диссидентской литературы. Попасть под статью ради удовольствия прочитать эстетские тексты человека, который настолько брезговал советской властью, что даже не снисходил до антисоветчины? Нет уж, подкиньте нам что-нибудь из Солженицына или Оруэлла. Хотя, возможно, коварные сценаристы таким замысловатым способом пытаются продвинуть в массы произведения любимого ими писателя? Похвально. Лично от себя рекомендую «Бледный огонь», вполне сгодится скоротать время между сезонами любимых сериалов.