Экранизации – штука абсолютно непредсказуемая. Случается, что кино, созданное на основе хорошей книги, никуда не годится, а иногда (очень редко) мы получаем два очень непохожих шедевра. Филип К. Дик один из самых экранизируемых писателей фантастов. Почему это так – для меня лично загадка. В когорту самых великих Дик точно не входит. Его наградной список – одна премия Хьюго, одна номинация на ту же Хьюго (за лучший роман). Плюс одна номинация на Небьюлу. А теперь сравните, кого больше экранизировали, Дика или такую рекордсменку, как Лоис Буджолд! Видимо, что-то в его книгах такое имеется, что притягивает как магнитом сценаристов и режиссеров. И экранизируются не только романы Филипа К. Дика. Сериал «Электрические сны Филипа К. Дика» представляет собой воплощение на экране целого одноименного сборника рассказов писателя. Одна серия – один рассказ.
Рассказ «Капюшонщик», которому посвящена первая серия первого сезона – довольно незамысловатая история на тему, которую истоптали целые поколения фантастов. В результате техногенной катастрофы на Земле появились мутанты, обладающие телепатическими способностями. Нормальные люди их терпеть не могут: кому понравится, что кто-то ковыряется в его мозгах. А потому тэпов (слэнговое наименование телепатов) поселяют в гетто, на них накалываются различные ограничения, радикалы ксенофобы устраивают демонстрации с требованиями их изничтожить, ученые изыскивают способы экранирования телепатических волн. Иногда способности тэпов используют в извращенной форме: сексуальные маньяки развлекаются тем, что заставляют девушек телепаток озвучивать их самые непристойные мечтания. А вот Онор (Холлидей Грейнджер) вроде бы повезло. Ее назначили напарницей агента Росса (Ричард Мэдден), который служит в департаменте цензуры. Тут как раз власти отменили закон о неприкосновенности мысли, и теперь подозреваемых и задержанных можно допрашивать с применением телепатических способностей, без разрешения гражданина. В это же время таинственный капюшонщик проводит веерную рассылку специальных масок-капюшонов, экранирующих людские мысли от тэпов.
Я пролистал первоисточник и снова убедился: Филип К. Дик писатель очень слабенький: сюжет излагается суконным языком, характеры персонажей даже не обозначены. Этакая проходная визионерская вещица: дескать, пройдет время и эти негодяи (правительство, бизнес, криминал) точно к нам в мозги залезут, наплюют на священные и неприкосновенные гражданские права.
А экранизация этой безделки явила нам небольшое чудо: зрители получили пронзительную историю об обманутой любви. Ничего подобного у Дика не было, это полностью заслуга авторов сериала и пары прекрасных актеров, исполнивших главные роли. Чуть-чуть иначе расставленные акценты. Включение некоторых эпизодов и исключение других – и получилась вроде все та же антиутопия, но сны мы увидели не о борьбе за гражданские права, а о чем-то более важном и глубинном. А если вам все-таки хочется что-то про телапатов – лучше, чем «Человек без лица» Альфреда Бестера, еще никто не написал (недаром за него писатель получил первую в истории премию Хьюго).
Вторая история называется «Планета, которой не было». Тоже тривиальный сюжет. Почтенная старушка, обитающая где-то на задворках галактики, решила на закате жизни посетить легендарную планету, на которой провела детство ее бабушка – Землю. И вот мисс Ирма Гордон (великолепная Джеральдина Чаплин) с верным роботом РБ-27 отправляется в путешествие. За немалые деньги она нанимает пару авантюристов, которые берутся доставить ее к голубой планете, где на просторах вечнозеленого штата Каролина имеется водопад с такой прозрачной водой, что бабушка и дедушка Ирмы имели счастье купаться там в голом виде, никого не стесняясь и не беспокоясь о гигиенических последствиях такого немыслимого в цивилизованном обществе поступка.
Проблема в том, что Земля давным-давно исчезла в облаке раскаленного космического газа, о чем старушка почему-то не ведает. Хотя эту информацию любому желающему выдает межгалактический поисковик. Авантюристы подбирают планетную систему, слегка напоминающую Солнечную, обнаруживают там едва похожую на Землю планету и берутся устроить Ирме путешествие к местам гидро-эротических забав ее предков.
И здесь тоже происходит чудесная трансформация. Вместо напичканного псевдофилосфскими рассуждениями (Филипа Дика как-то заметили с томиком Платона в руках) сюжета о далеком будущем, которое все еще прозябает под гнетом неистребимого дикого капитализма, мы получаем лирическую притчу о неподвластной возрасту любви, о встречах и не встречах, о джентльменской чести и дамской верности. И здесь успех фильму приносит отменная актерская игра. На этот раз блистает не тридцатилетняя исполнительница, а звезда, которая годится ей в бабушки. Интересно, какие истории Джеральдина Чаплин могла бы рассказать о юности своего дедушки Юджина О'Нила? Ведь водопады в то время были гораздо чище, чем сегодня.
8
,1
2017, Фантастика
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Экранизации – штука абсолютно непредсказуемая. Случается, что кино, созданное на основе хорошей книги, никуда не годится, а иногда (очень редко) мы получаем два очень непохожих шедевра. Филип К. Дик один из самых экранизируемых писателей фантастов. Почему это так – для меня лично загадка. В когорту самых великих Дик точно не входит. Его наградной список – одна премия Хьюго, одна номинация на ту же Хьюго (за лучший роман). Плюс одна номинация на Небьюлу. А теперь сравните, кого больше экранизировали, Дика или такую рекордсменку, как Лоис Буджолд! Видимо, что-то в его книгах такое имеется, что притягивает как магнитом сценаристов и режиссеров. И экранизируются не только романы Филипа К. Дика. Сериал «Электрические сны Филипа К. Дика» представляет собой воплощение на экране целого одноименного сборника рассказов писателя. Одна серия – один рассказ. Рассказ «Капюшонщик», которому посвящена первая серия первого сезона – довольно незамысловатая история на тему, которую истоптали целые поколения фантастов. В результате техногенной катастрофы на Земле появились мутанты, обладающие телепатическими способностями. Нормальные люди их терпеть не могут: кому понравится, что кто-то ковыряется в его мозгах. А потому тэпов (слэнговое наименование телепатов) поселяют в гетто, на них накалываются различные ограничения, радикалы ксенофобы устраивают демонстрации с требованиями их изничтожить, ученые изыскивают способы экранирования телепатических волн. Иногда способности тэпов используют в извращенной форме: сексуальные маньяки развлекаются тем, что заставляют девушек телепаток озвучивать их самые непристойные мечтания. А вот Онор (Холлидей Грейнджер) вроде бы повезло. Ее назначили напарницей агента Росса (Ричард Мэдден), который служит в департаменте цензуры. Тут как раз власти отменили закон о неприкосновенности мысли, и теперь подозреваемых и задержанных можно допрашивать с применением телепатических способностей, без разрешения гражданина. В это же время таинственный капюшонщик проводит веерную рассылку специальных масок-капюшонов, экранирующих людские мысли от тэпов. Я пролистал первоисточник и снова убедился: Филип К. Дик писатель очень слабенький: сюжет излагается суконным языком, характеры персонажей даже не обозначены. Этакая проходная визионерская вещица: дескать, пройдет время и эти негодяи (правительство, бизнес, криминал) точно к нам в мозги залезут, наплюют на священные и неприкосновенные гражданские права. А экранизация этой безделки явила нам небольшое чудо: зрители получили пронзительную историю об обманутой любви. Ничего подобного у Дика не было, это полностью заслуга авторов сериала и пары прекрасных актеров, исполнивших главные роли. Чуть-чуть иначе расставленные акценты. Включение некоторых эпизодов и исключение других – и получилась вроде все та же антиутопия, но сны мы увидели не о борьбе за гражданские права, а о чем-то более важном и глубинном. А если вам все-таки хочется что-то про телапатов – лучше, чем «Человек без лица» Альфреда Бестера, еще никто не написал (недаром за него писатель получил первую в истории премию Хьюго). Вторая история называется «Планета, которой не было». Тоже тривиальный сюжет. Почтенная старушка, обитающая где-то на задворках галактики, решила на закате жизни посетить легендарную планету, на которой провела детство ее бабушка – Землю. И вот мисс Ирма Гордон (великолепная Джеральдина Чаплин) с верным роботом РБ-27 отправляется в путешествие. За немалые деньги она нанимает пару авантюристов, которые берутся доставить ее к голубой планете, где на просторах вечнозеленого штата Каролина имеется водопад с такой прозрачной водой, что бабушка и дедушка Ирмы имели счастье купаться там в голом виде, никого не стесняясь и не беспокоясь о гигиенических последствиях такого немыслимого в цивилизованном обществе поступка. Проблема в том, что Земля давным-давно исчезла в облаке раскаленного космического газа, о чем старушка почему-то не ведает. Хотя эту информацию любому желающему выдает межгалактический поисковик. Авантюристы подбирают планетную систему, слегка напоминающую Солнечную, обнаруживают там едва похожую на Землю планету и берутся устроить Ирме путешествие к местам гидро-эротических забав ее предков. И здесь тоже происходит чудесная трансформация. Вместо напичканного псевдофилосфскими рассуждениями (Филипа Дика как-то заметили с томиком Платона в руках) сюжета о далеком будущем, которое все еще прозябает под гнетом неистребимого дикого капитализма, мы получаем лирическую притчу о неподвластной возрасту любви, о встречах и не встречах, о джентльменской чести и дамской верности. И здесь успех фильму приносит отменная актерская игра. На этот раз блистает не тридцатилетняя исполнительница, а звезда, которая годится ей в бабушки. Интересно, какие истории Джеральдина Чаплин могла бы рассказать о юности своего дедушки Юджина О'Нила? Ведь водопады в то время были гораздо чище, чем сегодня.