Затёртое выражение «ушла эпоха» лишь в крохотной степени отражает те чувства, что испытали миллионы британцев 6 сентября 2022 года, когда не стало королевы Елизаветы II. Смотреть в будущее без матери титульной нации на Туманном Альбионе вряд ли был кто-то готов, но со временем пришлось. Главной английской леди удавалось оставаться популярной в народе, как бы ни трясло страну, и в какой скандал бы ни влипал очередной премьер-министр, а их по посту Её Величество повидала целых 16 человек, начиная от культового Черчилля и заканчивая бестолковой Лиз Трасс. Семидесятилетнее правление, вопреки сложившимся стереотипам, не было одной данью традициям – власть королевы отнюдь неноминальная, что особенно проявилось в середине 90-х, когда страна, да и весь мир в целом, переживали гибель принцессы Дианы. Известный на островах режиссёр, автор «Ноттинг Хилла» Роджер Мичелл, затеял документальный фильм «Елизавета II: Портрет на прощание» ещё при жизни королевы, но получилось так, что лента оказалась эпитафией. Причём как для героини картины, так и для её автора. Премьера постановки состоялась уже после смерти Мичелла.
Трепетное отношение создателя к монаршей особе чувствуется с начальных кадров, в которых молодая Елизавета готовится к своему первому вступлению после восхождения на престол, а через пару секунд мы видим её в более привычном образе интеллигентной старушки в неизменном ярком пальто с изящной шляпкой. Мичелл не мог не понимать, что масштаб личности Её Величества крайне сложно передать в полнометражном кино – тут просится целый сериал! Поэтому режиссёр постарался показать, пусть и в сжатой форме, что такое общение по королевскому протоколу, что представляет собой разговоры Елизаветы с политиками, музыкантами, бизнесменами и прочими знаменитостями. Пиетет к королеве ощущается в каждой сцене и достигает максимума в эпизоде с работой художника, который пишет портрет хозяйки Букингемского дворца и отождествляет её с самой Моной Лизой. При этом уважение к великой личности у Мичелла не перетекает в слепое поклонение. Он явно стремился показать живого человека, а не полумифический образ женщины, заставшей ещё Сталина! Вот почему с такой нежностью показано, как королева общается с простым народом, как принимает она Джона Леннона, и с каким, вечно молодым азартом, отдаётся верховой езде. Своеобразным эпилогом к «гламурной» части ленты звучат слова другого легендарного битла – Пола Маккартни, признавшегося, что в молодости именно Елизавету они считали секс-символом.
Предельно уважительный подход к показу биографии монарха потребовал обхождения острых углов – видимо, по этой причине в фильме принцесса Диана и связанные с ней скандалы упоминаются мельком. Мичелл привёл кадры знаменитого обращения королевы к нации после гибели её снохи-бунтарки. А уж о том, в какие дурацкие истории без конца влипают её внуки Уильям и Гарри – в картине вообще ни полслова. Перед режиссером, вероятнее всего, и не ставилось задачи написать портрет Елизаветы II без малейшего ретуширования, так что получившийся фильм вполне заслуживает называться одой – как у Ломоносова в адрес другой Елизаветы, российской. За «семейную» часть постановки отвечает столь же пафосная реклама супружеской гармонии главной героини с её мужем Филиппом. Тут факты уже на стороне Мичелла – венценосная пара прожила рука об руку целых 74 года. На большинстве архивных кадров Елизавета вместе с супругом, но они и впрямь смотрелись удивительно органично. По неизвестным причинам, режиссёр решил потрафить бывшему премьер-министру страны Дэвиду Кэмерону и предоставил ему право выступить основным спикером от крыла правителей, хотя уж кто-то, а этот колоритный деятель никогда не пользовался грандиозной народной любовью и запомнился в основном легализацией однополых браков.
Поскольку Роджер Мичелл чаще снимал всё-таки художественные фильмы, то не мог обойтись без упоминаний золотой классики кино. Изюминкой «Портрета на прощание» с полным правом можно счесть архивные кадры примерки великой Одри Хепбёрн нарядов для роли принцессы в «Римских каникулах». Платья для актрисы создавались на основе настоящих туалетов Елизаветы II. Режиссёр как бы подчеркнул тем самым, что ни одна, даже самая очаровательная, но выдуманная царственная особа не сравнится с настоящей владелицей престола. Впрочем, автору гораздо милее называть королеву матерью всего британского народа, отзывчивой и безупречной. Это кино, пусть и с учётом неизбежной однобокости, трогательное признание в любви к женщине, на глазах у которой рушилась Британская империя и превращалась в Содружество нации. Это деликатное восхваление крохотной, невысокой леди с железным характером, что очень пригодился ей в сложных переговорах за сохранение в составе Соединённого королевства Северной Ирландии, а затем и Шотландии. Разумеется, были у королевы свои милые слабости, придававшие ей неповторимого шарма. «Портрет на прощание» это по-детски чистый, но заслуженный дифирамб и, как оказалось, последний подарок для величайшей дочери монархии.
7
,9
2022, Документальные
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Затёртое выражение «ушла эпоха» лишь в крохотной степени отражает те чувства, что испытали миллионы британцев 6 сентября 2022 года, когда не стало королевы Елизаветы II. Смотреть в будущее без матери титульной нации на Туманном Альбионе вряд ли был кто-то готов, но со временем пришлось. Главной английской леди удавалось оставаться популярной в народе, как бы ни трясло страну, и в какой скандал бы ни влипал очередной премьер-министр, а их по посту Её Величество повидала целых 16 человек, начиная от культового Черчилля и заканчивая бестолковой Лиз Трасс. Семидесятилетнее правление, вопреки сложившимся стереотипам, не было одной данью традициям – власть королевы отнюдь неноминальная, что особенно проявилось в середине 90-х, когда страна, да и весь мир в целом, переживали гибель принцессы Дианы. Известный на островах режиссёр, автор «Ноттинг Хилла» Роджер Мичелл, затеял документальный фильм «Елизавета II: Портрет на прощание» ещё при жизни королевы, но получилось так, что лента оказалась эпитафией. Причём как для героини картины, так и для её автора. Премьера постановки состоялась уже после смерти Мичелла. Трепетное отношение создателя к монаршей особе чувствуется с начальных кадров, в которых молодая Елизавета готовится к своему первому вступлению после восхождения на престол, а через пару секунд мы видим её в более привычном образе интеллигентной старушки в неизменном ярком пальто с изящной шляпкой. Мичелл не мог не понимать, что масштаб личности Её Величества крайне сложно передать в полнометражном кино – тут просится целый сериал! Поэтому режиссёр постарался показать, пусть и в сжатой форме, что такое общение по королевскому протоколу, что представляет собой разговоры Елизаветы с политиками, музыкантами, бизнесменами и прочими знаменитостями. Пиетет к королеве ощущается в каждой сцене и достигает максимума в эпизоде с работой художника, который пишет портрет хозяйки Букингемского дворца и отождествляет её с самой Моной Лизой. При этом уважение к великой личности у Мичелла не перетекает в слепое поклонение. Он явно стремился показать живого человека, а не полумифический образ женщины, заставшей ещё Сталина! Вот почему с такой нежностью показано, как королева общается с простым народом, как принимает она Джона Леннона, и с каким, вечно молодым азартом, отдаётся верховой езде. Своеобразным эпилогом к «гламурной» части ленты звучат слова другого легендарного битла – Пола Маккартни, признавшегося, что в молодости именно Елизавету они считали секс-символом. Предельно уважительный подход к показу биографии монарха потребовал обхождения острых углов – видимо, по этой причине в фильме принцесса Диана и связанные с ней скандалы упоминаются мельком. Мичелл привёл кадры знаменитого обращения королевы к нации после гибели её снохи-бунтарки. А уж о том, в какие дурацкие истории без конца влипают её внуки Уильям и Гарри – в картине вообще ни полслова. Перед режиссером, вероятнее всего, и не ставилось задачи написать портрет Елизаветы II без малейшего ретуширования, так что получившийся фильм вполне заслуживает называться одой – как у Ломоносова в адрес другой Елизаветы, российской. За «семейную» часть постановки отвечает столь же пафосная реклама супружеской гармонии главной героини с её мужем Филиппом. Тут факты уже на стороне Мичелла – венценосная пара прожила рука об руку целых 74 года. На большинстве архивных кадров Елизавета вместе с супругом, но они и впрямь смотрелись удивительно органично. По неизвестным причинам, режиссёр решил потрафить бывшему премьер-министру страны Дэвиду Кэмерону и предоставил ему право выступить основным спикером от крыла правителей, хотя уж кто-то, а этот колоритный деятель никогда не пользовался грандиозной народной любовью и запомнился в основном легализацией однополых браков. Поскольку Роджер Мичелл чаще снимал всё-таки художественные фильмы, то не мог обойтись без упоминаний золотой классики кино. Изюминкой «Портрета на прощание» с полным правом можно счесть архивные кадры примерки великой Одри Хепбёрн нарядов для роли принцессы в «Римских каникулах». Платья для актрисы создавались на основе настоящих туалетов Елизаветы II. Режиссёр как бы подчеркнул тем самым, что ни одна, даже самая очаровательная, но выдуманная царственная особа не сравнится с настоящей владелицей престола. Впрочем, автору гораздо милее называть королеву матерью всего британского народа, отзывчивой и безупречной. Это кино, пусть и с учётом неизбежной однобокости, трогательное признание в любви к женщине, на глазах у которой рушилась Британская империя и превращалась в Содружество нации. Это деликатное восхваление крохотной, невысокой леди с железным характером, что очень пригодился ей в сложных переговорах за сохранение в составе Соединённого королевства Северной Ирландии, а затем и Шотландии. Разумеется, были у королевы свои милые слабости, придававшие ей неповторимого шарма. «Портрет на прощание» это по-детски чистый, но заслуженный дифирамб и, как оказалось, последний подарок для величайшей дочери монархии.