В отличие от другого известного сериала о 60-х, "Оттепели", – история не цепляет. Многие зрители пишут в отзывах и говорят, что главный герой – картонный. А мне не только он таким кажется, но и другие персонажи, да и сама атмосфера фильма. В начале – стилизация под 60-е: цитата из "Я шагаю по Москве" – девушка под дождем, встреча Гагарина...
И герои – не оттуда, из нашего времени, это видно. В "Оттепели" – современная заставка, сразу дано понять, что это современное кино про 60-е. А тут с первых кадров – якобы 60-е, а не веришь. Потому что лица – такие, о которых мой отец говорит: слишком ухоженные, тогда таких не было. Как правильно кто-то написал про еще один сериал о том времени, "Таинственная страсть": не веришь, что это – дети войны, у кого-то родители сидели, у кого-то воевали, иногда и то и другое... Когда таксист говорит про "до войны еще, мне 7 лет было" – вроде бы можно ему поверить, он выглядит постарше четырех друзей – главных действующих лиц. Главный герой, пока ничего не делает, тоже внешне похож на людей того времени. Его друзья – холеные современные ребятки. Фарцовщица, которая до войны была стюардессой в самолете "Москва – Батуми", выглядит обычной теткой с базара, непростая биография в эпизоде не читается никак. Да, сюжет закручен, – но возможно, при его создании авторам не хватило личного отношения к истории. В "Оттепели", например, Валерий Тодоровский продюсировал фильм про друзей отца. Там отношения между людьми важны, человеческая история. А тут – якобы авантюрно-криминальная драма...
Но живы еще те, кто хорошо эти годы помнит, и драматичных воспоминаний немало... Вот эти быстрые съемки драк, эта киношная пауза, когда герой входит в кабинет ресторана ЦДЛ, куда его бандиты пригласили... Непонятно, драму я смотрю или стрелялку-догонялку. Если драму – к чему приемы стрелялки-догонялки? Шпаликов читает в ресторане ЦДЛ "Пиротехника". Все слушают восторженно. Ну, выпивают и закусывают заодно. Редактор журнала "Юность" выглядит не хуже валютной проститутки из "Националя". Не верю, так как смотрится нарочито до карикатурности. Но самая глобальная нестыковка – с самого начала идет рассказ о валютчике Рокотове, которого расстреляли "по многочисленным просьбам трудящихся". То есть недвусмысленно показывается: операции с валютой – смертельно опасное дело. Но главным героям решение вытащить друга из долгов, зарабатывая этим смертельно опасным делом, дается как-то слишком легко. И в первый раз, и во второй, и в третий... Будто бы не жизнью рискуют, а просто разнообразят эту жизнь острыми ощущениями. Притом что по сюжету прекрасно знают, что за это может быть.
В принципе, в то, что такая дружба может существовать и существовала при СССР – не сомневаюсь: воспитание в духе коллективизма, "общественное выше личного" – сама еще застала немного этой пропаганды не самых худших ценностей. Однажды в поезде мне попутчица рассказывала историю, как она с мужем, чтобы скопить на кооперативную квартиру, уехали работать на Север. Приехали уже в конце 80-х (или в самом начале 90-х), собрались квартиру покупать – друг попросил в долг, бизнес открывал. Одолжили, решив пожить еще с родителями. Друг прогорел – муж моей попутчицы его не попрекнул ни словом. Просто принял как факт, что денег нет, надо зарабатывать новые. И жена его тоже приняла. И поехала с ним, как декабристка, снова на заработки в вечную мерзлоту. Возможно, сегодня такое слышать странно: в моде пропаганда семейных ценностей, дружба – уже какой-то анахронизм.
Тем не менее, такая дружба существовала. Но всякий ли комсомолец, пусть и "неправоверный", подфарцовывающий, согласился бы постоянно, систематически рисковать жизнью в интересах друга в мирное, невоенное, время? Сомневаюсь: все же присущ человеку инстинкт самосохранения. Во всяком случае, мотивации, глобального смысла, побеждающего этот инстинкт (в войну такой смысл был – умереть за Родину, ради Победы), в фильме мне не показали. А может, дело в неправильном монтаже? Не знали бы ребятки про казнь Рокотова или узнали бы ближе к концу фильма, – вот и нормально было бы, что относятся к смертельному риску легко? Но попасть за решетку в постсталинском СССР – тоже перспектива похуже, чем просто деньги потерять, и сюжет явно не в авантюрно-криминальном жанре.
8
,1
2015, Россия, Криминал
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В отличие от другого известного сериала о 60-х, "Оттепели", – история не цепляет. Многие зрители пишут в отзывах и говорят, что главный герой – картонный. А мне не только он таким кажется, но и другие персонажи, да и сама атмосфера фильма. В начале – стилизация под 60-е: цитата из "Я шагаю по Москве" – девушка под дождем, встреча Гагарина... И герои – не оттуда, из нашего времени, это видно. В "Оттепели" – современная заставка, сразу дано понять, что это современное кино про 60-е. А тут с первых кадров – якобы 60-е, а не веришь. Потому что лица – такие, о которых мой отец говорит: слишком ухоженные, тогда таких не было. Как правильно кто-то написал про еще один сериал о том времени, "Таинственная страсть": не веришь, что это – дети войны, у кого-то родители сидели, у кого-то воевали, иногда и то и другое... Когда таксист говорит про "до войны еще, мне 7 лет было" – вроде бы можно ему поверить, он выглядит постарше четырех друзей – главных действующих лиц. Главный герой, пока ничего не делает, тоже внешне похож на людей того времени. Его друзья – холеные современные ребятки. Фарцовщица, которая до войны была стюардессой в самолете "Москва – Батуми", выглядит обычной теткой с базара, непростая биография в эпизоде не читается никак. Да, сюжет закручен, – но возможно, при его создании авторам не хватило личного отношения к истории. В "Оттепели", например, Валерий Тодоровский продюсировал фильм про друзей отца. Там отношения между людьми важны, человеческая история. А тут – якобы авантюрно-криминальная драма... Но живы еще те, кто хорошо эти годы помнит, и драматичных воспоминаний немало... Вот эти быстрые съемки драк, эта киношная пауза, когда герой входит в кабинет ресторана ЦДЛ, куда его бандиты пригласили... Непонятно, драму я смотрю или стрелялку-догонялку. Если драму – к чему приемы стрелялки-догонялки? Шпаликов читает в ресторане ЦДЛ "Пиротехника". Все слушают восторженно. Ну, выпивают и закусывают заодно. Редактор журнала "Юность" выглядит не хуже валютной проститутки из "Националя". Не верю, так как смотрится нарочито до карикатурности. Но самая глобальная нестыковка – с самого начала идет рассказ о валютчике Рокотове, которого расстреляли "по многочисленным просьбам трудящихся". То есть недвусмысленно показывается: операции с валютой – смертельно опасное дело. Но главным героям решение вытащить друга из долгов, зарабатывая этим смертельно опасным делом, дается как-то слишком легко. И в первый раз, и во второй, и в третий... Будто бы не жизнью рискуют, а просто разнообразят эту жизнь острыми ощущениями. Притом что по сюжету прекрасно знают, что за это может быть. В принципе, в то, что такая дружба может существовать и существовала при СССР – не сомневаюсь: воспитание в духе коллективизма, "общественное выше личного" – сама еще застала немного этой пропаганды не самых худших ценностей. Однажды в поезде мне попутчица рассказывала историю, как она с мужем, чтобы скопить на кооперативную квартиру, уехали работать на Север. Приехали уже в конце 80-х (или в самом начале 90-х), собрались квартиру покупать – друг попросил в долг, бизнес открывал. Одолжили, решив пожить еще с родителями. Друг прогорел – муж моей попутчицы его не попрекнул ни словом. Просто принял как факт, что денег нет, надо зарабатывать новые. И жена его тоже приняла. И поехала с ним, как декабристка, снова на заработки в вечную мерзлоту. Возможно, сегодня такое слышать странно: в моде пропаганда семейных ценностей, дружба – уже какой-то анахронизм. Тем не менее, такая дружба существовала. Но всякий ли комсомолец, пусть и "неправоверный", подфарцовывающий, согласился бы постоянно, систематически рисковать жизнью в интересах друга в мирное, невоенное, время? Сомневаюсь: все же присущ человеку инстинкт самосохранения. Во всяком случае, мотивации, глобального смысла, побеждающего этот инстинкт (в войну такой смысл был – умереть за Родину, ради Победы), в фильме мне не показали. А может, дело в неправильном монтаже? Не знали бы ребятки про казнь Рокотова или узнали бы ближе к концу фильма, – вот и нормально было бы, что относятся к смертельному риску легко? Но попасть за решетку в постсталинском СССР – тоже перспектива похуже, чем просто деньги потерять, и сюжет явно не в авантюрно-криминальном жанре.